Николсон
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Джо́зеф (Джек) Ни́колсон ( англ. John Joseph «Jack» Nicholson , род. 22 апреля 1937 , Нептьюн , Нью-Джерси , США ) — американский актёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер.
Николсон считается одним из величайших актёров в истории кино. Он был номинирован на премию « Оскар » рекордные 12 раз, став победителем трижды . Он также является одним из двух актёров (наряду с сэром Майклом Кейном ) , номинированных на «Оскар» за лучшую роль (главную или второго плана) в четырёх разных десятилетиях : 1970-х , 1980-х , 1990-х и 2000-х годах. В 1994 году, в возрасте 57 лет, он стал одним из самых молодых актёров, награждённых премией Американского института киноискусства за жизненные достижения . Джек Николсон также является обладателем множества других наград, в том числе BAFTA , семи « Золотых глобусов », шести премий Национального совета кинокритиков США и лауреатом премии Гильдии киноактёров США .
Родился 22 апреля 1937 года в Нью-Йорке , в . В различных источниках содержится противоречивая информация о месте рождения актёра: так, в его официальной биографии местом рождения указан дом на Шестой улице в городе Нептьюн , штат Нью-Джерси , однако более вероятно, что Николсон родился в Нью-Йорке . Также нет точных данных о дате рождения Джека: когда в 1943 году мальчика крестили в церкви Вознесения близ боро , семья сообщила священнику, что родился он в 1938 году .
Джек, как и его сверстники, был представителем последнего поколения, которое росло без влияния телевизора . Бабушка Этель купила телевизор одной из первых среди жителей района, однако в это время Джек уже был подростком и его больше интересовал джаз-фьюжн и музыкальные автоматы .
Матерью Джека Николсона была танцовщица и певица Джун Фрэнсис Николсон (1918—1963; сценическое имя — Джун Нильсон) . Бросив школу в 1934 году для начала профессиональной карьеры, Джун вплотную занялась работой на местной радиостанции, где была ведущей субботнего утреннего шоу «Эдди Кинг и его радиодетки» . Ассистировал ей будущий возлюбленный, музыкант Эдди Кинг, еврей по происхождению (имя при рождении — Эдгар Альфред Киршфельд), незаконно иммигрировавший в США из Латвии в 1925 году . За время, проведённое в чужой стране, Кинг высоко поднялся по карьерной лестнице и поменял несколько профессий: от лидера подпольной музыкальной группы до инструктора по танцам . В начале 1930-х годов Кинг открыл собственную танцевальную студию на Кукман-авеню, 702, где и познакомился с Джун Николсон, которая была одной из первых его учениц .
...я вырос в семье женщин, поэтому у меня не было репрессий со стороны мужского пола. Они всегда воодушевляли меня и говорили: «Нам все равно, что ты делаешь, просто убедись, что ты не врешь нам и будешь говорить, где находишься». И если они не хотели, чтобы я отправлялся в такое-то место, мне давали об этом знать.
По прошествии двух лет Джун встретила музыканта Дона Роуза (при рождении Фурчилло), сына парикмахера, который пел в составе большой группы . 16 октября 1936 года они поженились в Элктоне, штат Мэриленд . В начале 1937 года Николсон исчезла из Нептьюна, не сказав никому, куда она отправилась . Ходили слухи, что она уехала к кузине в Нью-Йорк, и они подтвердились, когда одному из друзей Джун пришло письмо, отправленное с нью-йоркского адреса . В апреле Джун Николсон родила мальчика Джона, однако в городском журнале регистрации рождений, смертей и браков детей с фамилией Николсон, Кинг, Роуз, Киршфельд или Фурчилло зарегистрировано не было . Это объяснялось тем, что при упоминании в журнале была перепутана фамилия «Нильсон» (сценический псевдоним Джун), которую записали как «Уилсон» .
После появления мальчика на свет о нём заботились дедушка и бабушка: Джон Джозеф Николсон — рыжий ирландец, работавший оформителем витрин в универмаге в боро — и Этель Мэй Николсон . Позже Джек описывал дедушку так: «Тихий, меланхоличный, печальный, и очень нежный человек» . Джек рос в полной уверенности, что дедушка и бабушка являются его отцом и матерью . Только в 1974 году репортёр журнала Time , разузнавший скрываемую всеми информацию, открыл актёру правду: его «старшая сестра» Джун — на самом деле его мать . Тогда уже было слишком поздно: Джун умерла от рака в 1963 году, а Этель скончалась семью годами позже — в 1970 . Сведения от журналиста подтвердила другая сестра Николсона — Лоррейн — которая, как и остальные, даже не догадывалась о том, кто же является отцом актёра .
В 1945 году бизнес Этель процветал, и вся семья переехала из одноэтажного бунгало на Шестой улице Нептьюна в двухэтажный дом в рабочей части города . Каждое утро восьмилетнему Джеку приходилось проходить семь кварталов от нового места жительства на Штайнер-авеню, 2 до школы имени Теодора Рузвельта , где он и учился . Именно там Николсон впервые был задействован в театральной постановке, исполнив джазовую песню .
Я должен был оставаться в классе после уроков каждый день, так как они поручали мне написать эссе , состоящее из тысячи слов. И я писал. Я знал, что читать это все равно никто не будет, и поэтому писал злые вещи о людях, которые управляют школой.
Когда Джек был готов к старшей школе, семья переехала ещё раз: на этот раз — в боро Манаскуанская старшая школа показалась ей вполне подходящей . В 1950 году Николсона успешно приняли в данное учебное заведение, где у подростка вскоре появилась кличка «Толстяк» ( англ. Chubs ) из-за переизбытка веса, которым он страдал с четырёх лет . В следующие десять лет на насмешки Джек отвечал кулаками, он просто пресекал сарказм драками . Только с достижением пяти футов и девяти дюймов роста одноклассники сменили обидную кличку, заменив её сокращением фамилии Джека — «Ник» . В школьные годы Николсон активно занимался бейсболом , однако когда ему предложили стать ответственным за экипировку школьной футбольной команды, он с радостью согласился . Через несколько месяцев Джек заменил футбол баскетболом, который стал его любимым видом спорта . Кроме личных занятий спортом, Николсон стал репортёром школьной газеты The Blue and Gray , куда писал о достижениях школьных спортивных команд . Книга Treasure Chest , изданная руководством школы, писала о Николсоне, как о «весёлом и добродушном человеке» и «увлечённом писателе» .
, где Этель открыла собственный косметический кабинет на Мерсер-авеню, 505 . Позже Джек признавался, что доход его бабушки достигал отметки в 5 тысяч долларов в год . Этель долго искала школу для внука и нашла её в ближайшем районе:Учителя Николсона расходились во мнениях, когда речь заходила о нём: учительница латинского языка Рут Уолш усаживала Джека прямо перед собой только из-за того, что он выглядел как смутьян, а преподавательница английского языка мисс Белтинг никогда не находила с ним общего языка и до конца жизни рассказывала новому поколению манаскуанских учеников, что «у Николсона был большой рот и он же остаётся» . Трижды Николсона «ловили на горячем»: во время брани, курения и вандализма (испортил табличку конкурирующей школы) . Джека любили и сверстники: за привнесение фантазии в жизнь школы они нарекли Николсона «лучшим актёром-старшеклассником» . Джек принимал участие и в театральных постановках школы: его роль в спектакле «Из сковороды» была почти эпизодической, однако вызвала аплодисменты . Ещё больший успех снискала роль Ганнибала в спектакле по пьесе Джона Патрика « Странная миссис Сэвидж », которая и принесла ему титул «Лучший актёр-старшеклассник» .
В 1955 году Николсон твердо решил стать актёром после просмотра фильмов « К востоку от рая », « В порту » и « Человек с золотой рукой », где в главных ролях были задействованы Джеймс Дин , Марлон Брандо и Фрэнк Синатра соответственно . Именно эти актёры больше всего повлияли на молодого Джека, но наиболее его впечатлил Брандо: «Я смотрел „В порту“ дважды за ночь и не мог оторвать глаз от этого парня. Он был завораживающим» — говорил Николсон . Так же дело обстояло и с Синатрой, который загипнотизировал Николсона в «Человеке с золотой рукой» и привил ему пожизненную тягу к шляпам — неизменному атрибуту его гардероба . Понимая, что сразу ему актёром не стать, Джек устроился на работу в мультипликационный отдел компании . Руководство платило ему 30 долларов в неделю, что для него было недостаточно: «Я делал всё. Разносил молоко, создавал, прокалывал и стоговал бумагу, следил за тем, чтобы мультипликаторы были счастливы с целыми её запасами» — рассказывал Николсон .
В том же году Николсон переехал из квартиры бабушки в собственную арендованную квартиру возле почтового отделения, которая, помимо маленького размера, находилась над гаражом и была расположена за несколько кварталов от MGM . Каждый день Джек начинал с реквизиции устаревших карандашей, после чего разъезжал вокруг всей студии на велосипеде и развозил сотрудникам письма . Затем юноша собирал ставки с работников компании и сообщал о них местному букмекеру, а уже под вечер отвечал на письма фанатов « Тома и Джерри » . Такой распорядок дня был у Николсона на протяжении двух лет . В павильонах он видел множество кинозвезд, а также выучил имена почти всех сотрудников компании: от исполнительных продюсеров до низшего звена .
Помимо небольшой заработной платы, Джек не владел и автомобилем . Когда аниматор Оливер Каллахан предложил ему свой старый и подержанный Chevrolet 1949 года выпуска за 400 долларов, Николсон телеграфировал к бабушке в Нью-Джерси, чтобы она выслала ему нужную сумму денег . Несмотря на почти полное отсутствие денег, Джек «шел в ногу» с модой: в его гардеробе всегда можно было найти рубашки с воротниками на пуговицах, белые штиблеты, брюки c зауженными щиколотками и хаки . О том периоде своей жизни Николсон вспоминал один случай: его бывший одноклассник Джон Эпоминондас пригласил Джека и его соседа Роджера в театр , где как раз проходила дискотека. Через полчаса Джек сигналами дал понять друзьям, что что-то случилось. Они собрались вместе и Джек сказал: «Мы должны свалить отсюда! Мне нужно попасть в мужскую комнату». «Что случилось?» — спросил Эпоминондас, на что Джек ответил: «Я танцевал вот с той девушкой. Она настолько близко ко мне прижалась, и я был так взволнован, что мои штаны просто взорвались!»
Спустя день после гибели Джеймса Дина все ещё потрясённый Николсон приехал в MGM , где в лифте встретился с почтенным продюсером Уильям Ханна вызвал Николсона к себе в офис, из которого Николсон вышел полностью убеждённым в том, что он будет актёром .
(1901—1991) . Пастернак увидел грустное лицо Джека, после чего между мужчинами произошёл диалог, в ходе которого продюсер спросил у Николсона, не думал ли тот когда-нибудь о том, чтобы стать актёром, на что Николсон ответил отрицательно . Через час директор анимационного отдела компанииУже в мае 1956 года был организован кастинг, участие в котором принял и Джек . Пастернак присутствовал на нём и положительно оценил его, сказав, что «у него была великолепная улыбка, жилистое телосложение и лукавый масляный взгляд, однако никакой актёрской тренировки, кроме школьного театрального кружка» . Кроме того, у Николсона был невыносимый гнусавый выговор, характерный для штата Нью-Джерси . Для его устранения Пастернак предложил Джеку преподавателя по сценической речи . По рекомендации Уильяма Ханны Николсон стал посещать курсы по актёрскому мастерству, на которые вместе с ним ходил тогда ещё начинающий актёр
(1924—1974) . Именно он сказал Джеку, что Пастернак был ненормальным: «Я хочу рассказать тебе одну вещь, Джек, это очень важно. Каждый, кого ты встретишь на своем пути, будет пытаться изменить твой голос с помощью профессионалов. Не соглашайся» — заявил Флинн . Тогда же Николсон устроился на работу в театр West Hollywood’s Players Ring , где с июля по сентябрь 1956 года был статистом в спектакле « » (по одноимённой пьесе ) . Его зарплата составляла 14 долларов в неделю .2 сентября 1956 года СМИ впервые упомянули о Николсоне: редакция газеты Фред Куимби собрал всех сотрудников на совещание, чтобы опровергнуть разрастающиеся слухи о том, что их отдел закрывается . «Не волнуйтесь», — успокоил Куимби коллег. — «Это место как Гибралтарская скала » . Две недели спустя руководство MGM сократило расходы и распустило всех сотрудников анимационного отдела, включая Джека .
написала небольшую заметку, в которой сообщалось, что «девятнадцатилетний Джек Николсон из Спринг-Лейка завтра появится в телесериале „ “, который будет транслироваться с 15:00 до 15:30 на телеканале » . В последние дни 1956 года анимационный продюсер MGMЯ никогда не был уверен в том, как Джек разговаривает. Всегда можно было услышать, как его гортань дребезжит. Но это превратилось в хорошую и приметную черту Джека, и до сих пор его узнают по голосу, не видя фотографии или лица.
На протяжении следующих нескольких лет Джек делал всё, чтобы его заметили в Голливуде : заплатил 25 и 15 долларов для вступления в Гильдию киноактёров США и соответственно, а также попал в категорию «лучших молодых актёров современности» по версии Академии кинематографических искусств и наук , куда, помимо самого Николсона, входили Уоррен Битти , Деннис Хоппер , Дин Стоквелл и Роберт Блейк . Он читал сценарии и хватался за любые предложения, которые ему поступали . В 1958 году Николсон был уволен из компании Warner Bros. , где был задействован на съёмочных площадках нескольких телесериалов . Такая же участь постигла и его коллегу, актёра Уолтера Маттау . Позже Джек признавался, что уволили их из-за «плохого поведения» — термина, который никто не мог объяснить .
Первым учителем Николсона был Джефф Кори (1914—2002), обучивший его азам актёрского искусства: «Мой первый учитель Джефф Кори любил говорить, что всё искусство может быть лишь стимулирующей отправной точкой. Ты не можешь изменить мир, но можешь заставить его мыслить», — говорил Джек . (1938—1996), с которой Николсон был знаком ещё со времён работы в MGM , и (1932—2008) представили Николсона Кори, после чего Джек стал посещать его актёрские курсы . Кори пользовался авторитетом в актёрских кругах США, среди его учеников были Ричард Чемберлен , Пэт Бун , Джейн Фонда , Энтони Перкинс , Салли Келлерман и Ирвин Кершнер . Согласно Кори, «Николсон был очень приятным юнцом» . Джек признавался, что его учитель был не в восторге от данного курса, утверждая, что актёрской игре Николсона не хватает «поэзии», и называя его «физически инертным» . Кроме того, именно на курсе Кори Николсон встретил свою первую девушку: «Он увидел меня в классе и решил, что нам надо встречаться», — говорила Джорджиана Картер, миниатюрная блондинка из Южной Калифорнии . — «Он был на год младше меня и серьёзно меня добивался. Джек мне очень понравился, и скоро я поняла, что совсем без него не могу» .
Джек продолжал учиться на курсе Кори, и наступил день, когда Джефф сказал Николсону, что он готов к первой кинопробе . Так, весной 1958 года газета Asbury Park Press сообщила, что "Джек Николсон, исполнявший главные роли в Манаскуанской старшей школе, сегодня сыграет в молодёжном триллере « Плачущий убийца (фильм, 1958) » . Позже Николсон говорил, что тогда он думал: «Всего два месяца в этом деле, и я уже получил главную роль. Я — звезда!» Фильм был основан на реальных событиях — ограблении придорожного кафе в Инглвуде , Калифорния . Сценаристами выступили работники категории B ( низкобюджетных фильмов ) — Лео Гордон (1922—2000; актёр, ставший сценаристом) и бывший доктор . В сценарии Гордона—Леви персонаж Николсона Джимми Уоллес вынужден прибегнуть к насилию, когда два преступника пытаются изнасиловать его девушку и избивают его самого до полусмерти . Уоллес буквально сходит с ума после этого инцидента и захватывает в заложники всех посетителей придорожного кафе, расположенного неподалёку . Конец фильма трагичен — Уоллеса убивают сотрудники полиции, прибывшие по вызову .
Фильм провалился как в коммерческом плане, так и в критическом, актёрская игра Николсона также была подвергнута резкой критике . Большинство рецензентов отмечало, что молодому Николсону просто не дали раскрыться в этой картине . Актриса Голливуде становились бешеными и начинали свистеть . Джек уволился из театра и, по словам Митци Макколл, каждую среду заявлялся в голливудское агентство по трудоустройству .
(род. 1932), коллега Джека по фильму, говорила: «Он был очень серьёзен, когда работал над ролью, и предан даже такому смехотворному фильму категории B » . Сам Николсон назвал шесть дней съёмок в фильме «ослепительным туманом»: «Я был полностью вовлечён в это и использовал все те религиозные вещи, что выучил на курсе. Я постоянно готовился и переписывал все свои реплики в сценарии, там был полный беспорядок с примечаниями и всем таким. Затем я посмотрел фильм и понял, что он ужасен» . Такое же мнение о ленте составили и зрители, которые, согласно Николсону, во время показа рекламных отрывков из фильма вТолько одно имя (кроме самого Николсона), упомянутое в титрах фильма, до сих пор на слуху . Исполнительный продюсер картины Роджер Корман заплатил 7 тысяч долларов кинокомпании American International Pictures только за начало съёмок в её павильонах . Корман и Николсон познакомились на актёрских курсах Джеффа Кори, где Корман подыскивал новые таланты . Джек был идеальным кандидатом для съёмок в новом фильме . «Николсон был напористым. Он не боялся Роджера. Он хотел быть актёром, сценаристом, делать всю работу, а для этого он пользовался присущей ему наглостью», — говорил биограф Кормана Беверли Грэй .
Исполнив роль гонщика-бунтаря Джонни Вэррона в драме Харви Бермана « Дикая гонка », Николсон приступил к работе над низкобюджетным независимым фильмом Ричарда Раша « », где ему была предназначена роль злодея Бадди . «Это был эксплуатационный фильм с бюджетом в районе 50 тысяч долларов. Мы продали его Universal за 250 тысяч, и он стал хитом как раз в то волшебное время, когда критики изобрели „ новую волну “», — говорил Раш . По словам режиссёра, фильм стал первым изобретением «новой волны», а в Европе картина шла под названиями «Медовый месяц в средней школе» и «Подростки-любовники» из-за того, что в ней показывались тогда запрещённые вещи, наподобие подростковой беременности . Примечательно, что в написании сценария Рашу помогал тогда ещё никому не известный Фрэнсис Форд Коппола , который, как говорил Раш, больше обладал юношеским духом, чем дисциплиной .
Будучи популярным в автокинотеатрах и зарубежных странах, «Слишком поздно для любви» занял ещё одно место в фильмографии Николсона, однако первый настоящий успех ожидал его в « Магазинчике ужасов » .
Джек сделал всё точно так, как было написано в сценарии, но добавил собственную сочную мимику и жесты. Роджер редко давал режиссёрские указания. Он полагал, что актёры были в этом экспертами. К счастью, в случае с Джеком, так оно и было.
«Магазинчик ужасов» — именно такое название Роджер Корман дал своему новому фильму, экранизации научно-фантастического рассказа Артура Кларка «Строптивая орхидея», рассказывающего о ботанике, который открывает новый вид плотоядной орхидеи и скармливает ей свою высокомерную тётю . Согласно другим источникам, основой сценария для фильма послужил рассказ Джона Кольера «Зелёные мысли» .
Картина была снята за рекордные два дня с бюджетом в 27 тысяч долларов, а сам Николсон говорил: «Я отправлялся на съёмки, зная, что я должен быть крайне причудливым, так как Роджер сначала вообще не хотел брать меня на эту роль. Другими словами, я не мог сыграть это так, как было в сценарии, поэтому я делал много странного дерьма, которое, как я думал, должно было быть смешным» . По прибытии на съёмочную площадку Джеку сообщили, что он будет играть вместе со старым другом Джоном Шэнером . Когда оба появились на съёмках, Корман отдал Николсону последние шесть страниц сценария, а Шэнеру — первые . Остальные страницы режиссёр разорвал на две половины, одну из которых отдал Джеку, а вторую — Шэнеру . «Вот и всё. Это всё, что мы знали о фильме. Я даже не догадывался, как он назывался. Мне пришлось уговорить Шэнера прочитать его половину страниц», — признавался Николсон .
Таким образом, легкомысленный мазохист Уилбур Форс, которого и сыграл Джек, пришедший на приём к стоматологу, стал первым в цепочке запоминающихся персонажей актёра . «Никакого новокаина , он притупляет все ощущения», — говорил Форс в фильме .
В период с 1961 по 1963 год Николсон снимался преимущественно в телесериалах и телефильмах, в число которых входят « Бронко » и « ». В 1963 году режиссёр Роджер Корман, ранее работавший с Джеком в картинах «Плакса-убийца» и «Магазинчик ужасов», пригласил его на второстепенную роль в комедийном хорроре « Ворон ». Персонаж Джека — Рексфорд Бедлоу, сын члена Братства магов Адольфуса Бедлоу в исполнении Петера Лорре .
», «Сценарий фильма был хорошо продуман и базировался на вольной интерпретации стихотворения «Ворон» Эдгара Аллана По . Создал его мастер фильмов ужасов, писатель Ричард Мэтисон . Постоянные сценаристы Кормана Лео Гордон и отказались от участия в картине, посетовав на то, что их работа утонет в плохом актёрском мастерстве и режиссуре . Корман говорил: «Я объяснил Джеку, что Борис Карлофф поработает с ним дня два, после чего я напишу оставшуюся часть картины, а он будет её звездой» . Кроме того, Корман признавался, что в последний день съёмок фильма на посту режиссёра его заменил Николсон, который снял несколько сцен .
Николсон сыграл свою роль, как он позже признавался, не опасаясь присутствия звёзд первой величины на съёмочной площадке . «В фильме было слишком много весельчаков. Роджер доносил до меня: „Ты не можешь быть таким же забавным, как они“. Это и вся интерпретация роли от Роджера» — говорил он . Джек уделял много внимания интонациям Карлоффа и дикции Винсента Прайса . На съёмочной площадке он сдружился с Петером Лорре, который, уже будучи тяжело больным, дал Николсону совет, который тот запомнил на всю жизнь: «Если ты хочешь выжить в этом бизнесе, тебе лучше быть более бережливым» .
Съёмки «Ворона» были закончены в октябре 1962 года .
Через несколько дней после окончания съёмок «Ворона» Корман приступил к работе над ещё одним фильмом ужасов — « Страх ». Режиссёр решил долго не возиться с кастингом и созданием декораций, поэтому на главные роли пригласил того же Николсона и Карлоффа, а декорации оставил те же, что были на съёмочной площадке «Ворона» . Как и в предыдущем фильме Кормана, Николсон занял кресло режиссёра и снял несколько сцен .
Ранние работы Николсона были раскритикованы критиками, что подтверждает и этот фильм. Режиссёр Питер Богданович заявлял, что «запомнил Николсона плохим актёром только благодаря этому фильму», а критик Фил Холл с сайта FilmThreat подмечает, что герой Джека одет в костюм Марлона Брандо из фильма « » . Кроме того, Холл назвал игру Николсона «пустой и однообразной» . Сам Джек отзывался о картине так: «Думаю, что самое забавное время, которое я когда-либо проводил в киноаппаратной комнате, было за просмотром „Страха“. Фильм был невероятно плох» .
Поскольку работу актёра в 1960-е годы найти было трудно, Николсон стал всё чаще работать над сценариями. В результате родились « » ( англ. Thunder Island ) (1963), « Полёт к ярости » (1964), « Побег в никуда » (1965) и рекламный художественный фильм « » (1968) о группе « The Monkees ». Эти фильмы не завоевали особой популярности, но по крайней мере давали Николсону стабильную работу. В мире ситкомов он также появился в двух эпизодах Шоу Энди Гриффита в роли Марвина Дженкинса ( 1966 - 1967 ).
Поскольку в актёрской карьере не намечалось никаких перспектив, Николсон, казалось, полностью ушёл в работу «за камерой» — сценариста и режиссёра. Первый успех пришёл со сценарием к фильму 1967 года « Трип », полностью построенного на галлюцинациях главного героя под воздействием ЛСД . В фильме снялись Питер Фонда и Деннис Хоппер . Но вместе с возможностью сыграть в фильме Фонды и Хоппера « Беспечный ездок » к Николсону пришёл и первый крупный успех на актёрском поприще. Он сыграл адвоката-пьяницу Джорджа Хэнсона и получил за эту роль свою первую номинацию на «Оскар». Это был счастливый случай для Николсона, поскольку роль первоначально предназначалась для Рипа Торна , близкого друга сценариста Терри Саузерна , но Торн покинул проект после серьёзной ссоры с сорежиссёром Деннисом Хоппером, во время которой они чуть не дошли до драки .
Номинация за лучшую мужскую роль последовала в следующем году, за роль в фильме « Пять лёгких пьес » (1970), в котором произошёл знаменитый диалог о курином салате (о том, как получать то, чего хочешь). В том же году он сыграл в киноверсии музыкального спектакля « В ясный день увидишь вечность ».
Другие из его заметных ранних ролей: « Последний наряд » Хэла Эшби (1973) и классический нуар - триллер Романа Полански « Китайский квартал » (1974). За оба этих фильма Николсон был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль . Он также снялся в фильмах Кена Расселла « Томми » (1975) и « Профессия: репортёр » Микеланджело Антониони (1975).
Николсон завоевал свой первый «Оскар» за лучшую мужскую роль , сыграв Рэндла Патрика Макмерфи в киноверсии романа Кена Кизи « Пролетая над гнездом кукушки », поставленной Милошем Форманом в 1975 году. Вместе с ним «Оскар» (за лучшую женскую роль ) получила Луиза Флетчер , исполнившая роль сестры Рэтчед . Николсону также была предложена роль Майкла Корлеоне в « Крёстном отце », от которой он отказался.
Позже Николсон стал браться за более необычные для себя роли. В частности, он сыграл небольшую роль члена Коммунистической партии в « Последнем магнате », где подрался с персонажем Роберта Де Ниро . Он взялся за ещё менее привлекательную роль в вестерне Артура Пенна « Излучины Миссури », специально для того, чтобы сыграть вместе с Марлоном Брандо . Далее последовал режиссёрский дебют Николсона — комедия-вестерн « Направляясь на юг ».
Хотя он даже не номинировался на «Оскар» за роль в киноверсии романа Стивена Кинга « Сияние », поставленной Стэнли Кубриком в 1980 году, она остаётся одной из самых значимых ролей в его карьере. Своего следующего «Оскара», премию за лучшую мужскую роль второго плана , Николсон завоевал за роль астронавта в отставке Гаррета Бридлава в фильме « Слова нежности » Джеймса Брукса (1983). В 1980-е годы Николсон продолжал плодотворно работать, снявшись в фильмах « Почтальон всегда звонит дважды » (1981), « Красные » (1981), « Честь семьи Прицци » (1985), « Иствикские ведьмы » (1987) и « Чертополох » (1987). За роли в кинолентах «Красные», «Честь семьи Прицци» и «Чертополох» он номинировался на «Оскар».
В 1985 году Николсон отказался от роли Джона Бука в фильме « Свидетель » . Фильм « Бэтмен » 1989 года, в котором он сыграл Джокера , стал оглушительным международным хитом и выгодный процентный контракт принёс Николсону около 60 млн долларов . Планировалось, что актёр вновь сыграет роль Джокера в пятой части франшизы под названием «Бэтмен Триумфатор» в 1999 году, но проект был отменен Warner Brothers .
За роль вспыльчивого полковника Натана Джессепа в фильме « Несколько хороших парней » (1992), повествующем об убийстве в подразделении Корпуса морской пехоты США , Николсон получил ещё одну номинацию на премию «Оскар». В этом фильме происходит сцена с участием Николсона, в которой он произносит фразу: «Вам не выдержать правды!», ставшую с тех пор широко известной и часто цитируемой.
Не все из работ Николсона были хорошо приняты. Он номинировался на премию « Золотая малина » как худший актёр за фильмы « Людские неприятности » (1992) и « Хоффа » (1992). За роль в «Хоффа» он, однако, номинировался и на премию « Золотой глобус ».
Николсон продолжал сниматься и завоевал свой очередной «Оскар» за роль Мелвина Юдалла, невротичного писателя, страдающего обсессивно-компульсивным расстройством , в фильме « Лучше не бывает » 1997 года. Режиссёром, как и в «Словах нежности», вновь был Джеймс Брукс . Хелен Хант , сыгравшая официантку с Манхэттена , испытывающую смешанные чувства — от ненависти до любви — к персонажу Николсона (частому посетителю ресторана, в котором она работала), также завоевала «Оскар», за лучшую женскую роль .
Отличительная черта Николсона — абсолютная органичность в любой роли. Актёр проявляет большое мастерство во многих амплуа, однако наиболее удачными являются характерные роли с элементами гротеска.
В фильме « О Шмидте » (2002) Николсон сыграл ушедшего на пенсию актуария страховой компании из Омахи ( Небраска ), который задался вопросами о жизни после смерти жены. Спокойная, сдержанная игра Николсона, контрастирующая со многими его прежними ролями, принесла ему ещё одну номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль .
В комедии « Управление гневом » он играет агрессивного психиатра, приставленного к относительно спокойному персонажу Адама Сэндлера для обучения его управлению своими эмоциями.
В 2003 году наряду с несколькими другими ролями, Николсон сыграл плейбоя в возрасте в фильме « Любовь по правилам и без », который «западает» на мать своей юной подруги, исполняемую Дайаной Китон .
В конце 2006 года Николсон обозначает своё возвращение на «тёмную сторону» с ролью Фрэнка Костелло, садистского ирландского мафиози из Бостона , босса персонажей Мэтта Деймона и Леонардо Ди Каприо в оскароносном фильме Мартина Скорсезе « Отступники ». Малоизвестен факт, что чуть ранее голос Николсона был использован в рекламе телефона Nokia N95 «в моём кармане кое-что есть» .
В ноябре 2006 Николсон начал работу над новым проектом « Пока не сыграл в ящик » Роба Райнера , для роли в котором он постригся налысо. Вместе с Морганом Фриманом они сыграли в фильме двух умирающих от рака мужчин, которые хотят выполнить ряд дел перед смертью. Фильм вышел на экран в конце 2007 года. При подготовке к съёмкам Николсон посетил лос-анджелесский госпиталь, чтобы узнать, как больные раком справляются со своей болезнью.
В 2012 году, спустя два года после релиза провалившейся комедии « Как знать… » с участием Николсона (эта работа пока остаётся последней в его фильмографии), актёру была предложена первая серьезная роль за пять лет — драма «Судья», где он исполнил бы роль отца героя Роберта Дауни-младшего , городского судьи, подозревающегося в убийстве . О съёмках Николсона в картине шли переговоры , но в итоге актёр отказался от участия в проекте .
В сентябре 2013 года в американских СМИ распространилась информация о том, что Николсон заявил об окончании своей актёрской карьеры по причине потери памяти — актёр якобы попросту не может выучить реплики своих персонажей . Вскоре данные были незамедлительно опровергнуты и названы «100 % фальшивыми». Как сообщил источник, сейчас Николсон активно читает сценарии и подыскивает новый проект .
В кино Николсона после четырёхлетнего отдыха мог вернуть его старый друг Уоррен Битти , в феврале 2014 года приступивший к съёмкам комедии о магнате Говарде Хьюзе , но в итоге Николсон не снимался в этом фильме.
В феврале 2017 было объявлено, что Джек Николсон снимется в англоязычном ремейке германо-австрийского фильма « Тони Эрдманн » , однако впоследствии отказался от участия в проекте.
У актёра есть пять детей от четырёх разных женщин, хотя он состоял в браке только один раз.
Дети:
Актриса Сьюзан Анспач утверждает, что отец её сына Калеба Годдарда — Джек Николсон. Сам актёр никогда не делал публичных заявлений насчет этого .
У Николсона были романтические отношения со многими актрисами и моделями, некоторые из которых продолжались долгие годы. Самые долгие отношения, длившиеся 17 лет, его связывали с Анжеликой Хьюстон , дочерью кинорежиссёра Джона Хьюстона . Они разошлись после того, как из новостей стало известно о беременности от Николсона.
В очередной биографии Николсона, опубликованной в октябре 2013 года писателем Марком Элиотом, приводятся данные о том, что во время съёмок « Чертополоха » (1987) между Джеком и его замужней партнёршей Мерил Стрип образовался бурный роман, переросший в более серьезные сексуальные отношения. Оба артиста неоднократно его отрицали . В этой же книге Элиот утверждает, что на раннем этапе актёрской карьеры, в начале 1960-х годов, Николсон начал злоупотреблять алкоголем и наркотиками, в частности, ЛСД , кокаином и марихуаной . Сценарий картины « Трип » (1967) якобы также был написан им под влиянием наркотических препаратов .
Он также является близким другом Романа Полански , которого он поддерживал во время многих личных несчастий, включая смерть его жены Шэрон Тейт , погибшей от рук семьи Чарльза Мэнсона . После гибели Тэйт Николсон стал спать с молотком под подушкой . Он также поддерживал Полански, когда его обвиняли в изнасиловании ребёнка, не достигшего возраста согласия , которое произошло в поместье Николсона на Малхолланд-драйв.
По соседству с домом Николсона, на Малхолланд-драйв в Беверли-Хиллз , несколько лет жил Марлон Брандо . Также неподалёку жил Уоррен Битти , и благодаря этой троице улица в итоге получила название «Улицы плохих парней». После смерти Брандо в 2004, Николсон выкупил его бунгало за 6,1 млн долларов , намереваясь его снести. При этом он заявил, что это решение продиктовано только тем, что дом был заброшен и не имеет никакого отношения к личности Брандо и его наследию .
Хотя актёр был воспитан как католик , в интервью журналу Vanity Fair в 1992 году он заявил, что в настоящий момент является атеистом . Хотя лично Николсон против абортов, он выступает за их разрешение . Он поддерживает Демократическую партию США и жертвовал на многие её избирательные кампании .
Николсон является фанатом «раскрученных» команд, таких как « Нью-Йорк Янкиз » и « Лос-Анджелес Лейкерс ». Его посещение игр «Лейкерс» вошло в легенду, поскольку в течение последних 25 лет он не пропустил практически ни одной из игр, проходивших на стадионах и Staples Center . В отдельных случаях Николсон даже вступал в перепалки игроков с судьями и выбегал на саму баскетбольную площадку . Во время игры плей-офф «Лейкерс» в 2001 году ему даже был присужден технический фол за слишком жаркие споры с судьями. Его нежелание пропускать домашние игры «Лейкерс» приводит к тому, что киностудии вынуждены согласовывать график съёмок с расписанием игр команды . В 2004 году Николсон посетил встречу выпускников школы (спустя 50 лет после окончания) к немалому удивлению и восторгу своих одноклассников и одноклассниц .
Николсон известен тем, что в отличие от актёров, которые отказываются от ролей в фильмах, которые по их мнению будут неуспешными, наоборот, отклоняет роли в тех фильмах, которые, на его взгляд, могут быть слишком успешными.
Одно из хобби Николсона — коллекционирование современных картин и картин XX века . Любимый художник актёра — Джек Веттриано .
11 сентября 2011 года дом Джека Николсона в Голливуде , который он сдавал в аренду с 1975 года, сгорел дотла. Пожар тушили 85 пожарных, двое из них были госпитализированы .
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1958 | ф | The Cry Baby Killer | Джимми Уоллес | |
1960 | ф | Too Soon to Love | Бадди | |
1960 | с | Mr. Lucky | Мартин | |
1960 | ф | Дикая гонка | The Wild Ride | Джонни Вэррон |
1960 | ф | Магазинчик ужасов | The Little Shop of Horrors | Уилбур Форс |
1960 | ф | Studs Lonigan | Уири Райлли | |
1961 | с | Tales of Wells Fargo | Том Уошбёрн | |
1961 | с | Sea Hunt | Джон Старк | |
1961 | с | Бронко | Bronco | Боб Дулин |
1962 | тф | Little Amy | тренер | |
1962 | с | Hawaiian Eye | Тони Морган | |
1962 | ф | The Broken Land | Уилл Брошес | |
1963 | ф | Ворон | The Raven | Рексфорд Бедлоу |
1963 | ф | Страх | The Terror | лейтенант Андре Дювалье |
1964 | ф | Ensign Pulver | Долан | |
1964 | ф | Полёт к ярости | Flight to Fury | Джей Уикхем |
1964 | ф | В ад с чёрного хода | Back Door to Hell | Бёрнетт |
1965 | ф | Побег в никуда | Ride in the Whirlwind | Уэс |
1966 | с | Dr. Kildare | Джейми Эйнджел | |
1966 | ф | Перестрелка | The Shooting | Билли Спир |
1966 | с | Путешествие ко дну моря | Voyage to the Bottom of the Sea | член команды; в титрах не указан |
1966 — 1967 | с | Шоу Энди Гриффита | The Andy Griffith Show | Марвин Дженкинс / мистер Гарланд |
1967 | ф | Резня в день Святого Валентина | The St. Valentine's Day Massacre | Гино; в титрах не указан |
1967 | ф | Ангелы ада на колёсах | Hells Angels On Wheels | Поэт |
1967 | с | The Guns of Will Sonnett | Том Мёрдок | |
1968 | ф | Псих-аут | Psych-Out | Стоуни |
1968 | ф | Head | кинорежиссёр в ресторане; в титрах не указан | |
1969 | ф | Беспечный ездок | Easy Rider | Джордж Хэнсон |
1970 | ф | Возмутители спокойствия | The Rebel Rousers | Банни |
1970 | ф | В ясный день увидишь вечность | On a Clear Day You Can See Forever | Тэд Прингл |
1970 | ф | Пять лёгких пьес | Five Easy Pieces | Роберт Эроика Дюпи |
1971 | ф | Познание плоти | Carnal Knowledge | Джонатан Фёрст |
1971 | ф | A Safe Place | Митч | |
1972 | ф | The King of Marvin Gardens | Дэвид Штеблер | |
1973 | ф | Последний наряд | The Last Detail | Билли Баддаски |
1974 | ф | Китайский квартал | Chinatown | Дж. Дж. «Джейк» Гиттс |
1975 | ф | Профессия: репортёр | Professione: Reporter | Дэвид Локк |
1975 | ф | Томми | Tommy | доктор |
1975 | ф | Судьба | The Fortune | Оскар Салливан / Оскар Дикс |
1975 | ф | Пролетая над гнездом кукушки | One Flew Over the Cuckoos Nest | Рэндл Патрик Макмерфи |
1976 | ф | Излучины Миссури | The Missouri Breaks | Том Логан |
1976 | ф | Последний магнат | The Last Tycoon | Бриммер |
1978 | ф | Направляясь на юг | Goin' South | Генри Ллойд Мун; также режиссёр |
1980 | ф | Сияние | The Shining | Джек Торранс |
1981 | ф | Почтальон всегда звонит дважды | The Postman Always Rings Twice | Фрэнк Чэмберс |
1981 | ф | Рэгтайм | Ragtime | пират на пляже; в титрах не указан |
1981 | ф | Красные | Reds | Юджин О'Нил |
1982 | ф | Граница | The Border | Чарли Смит |
1983 | ф | Язык нежности | Terms of Endearment | Гарретт Бридлав |
1985 | ф | Честь семьи Прицци | Prizzi's Honor | Чарли Партанна |
1986 | ф | Ревность | Heartburn | Марк Форман |
1987 | ф | Иствикские ведьмы | The Witches of Eastwick | Дэрил ван Хорн |
1987 | ф | Телевизионные новости | Broadcast News | Билл Рорич |
1987 | ф | Чертополох | Ironweed | Фрэнсис Фелан |
1989 | ф | Бэтмен | Batman | Джокер / Джек Напье |
1990 | ф | Два Джейка | The Two Jakes | Дж. Дж. «Джейк» Гиттс; также режиссёр |
1992 | ф | Людские неприятности | Man Trouble | Юджин Эрл Экслайн / Гарри Блисс |
1992 | ф | Несколько хороших парней | A Few Good Men | полковник Натан Р. Джессеп |
1992 | ф | Хоффа | Hoffa | Джеймс Р. «Джимми» Хоффа |
1994 | ф | Волк | Wolf | Уилл Рэнделл |
1995 | ф | Постовой на перекрёстке | The Crossing Guard | Фредди Гейл |
1996 | ф | Кровь и вино | Blood and Wine | Алекс Гейтс |
1996 | ф | Вечерняя звезда | The Evening Star | Гарретт Бридлав |
1996 | ф | Марс атакует! | Mars Attacks! | президент Джеймс Дэйл / Арт Лэнд |
1997 | ф | Лучше не бывает | As Good as It Gets | Мелвин Юдолл |
2001 | ф | Обещание | The Pledge | Джерри Блэк |
2002 | ф | О Шмидте | About Schmidt | Уоррен Шмидт |
2003 | ф | Управление гневом | Anger Management | доктор Бадди Райделл |
2003 | ф | Любовь по правилам и без | Something's Gotta Give | Гарри Сэнборн |
2006 | ф | Отступники | The Departed | Фрэнсис «Фрэнк» Костелло |
2007 | ф | Пока не сыграл в ящик | The Bucket List | Эдвард Коул |
2010 | ф | Как знать... | How Do You Know? | Чарльз |
Николсон номинировался на премию « Оскар » за лучшую роль ( главную или второго плана ) в пяти разных десятилетиях: 1960-х , 1970-х , 1980-х , 1990-х и 2000-х годах . Единственный актёр, достигший аналогичного, — Майкл Кейн . С 12 номинациями на « Оскар » (8 — за лучшую главную роль и 4 — за роль второго плана) Николсон является самым номинированным актёром за всю историю Американской киноакадемии. С 3 завоёванными премиями (2 — за главную роль и 1 — за роль второго плана) он находится на одной ступени с Уолтером Бреннаном и Дэниелом Дэй-Льюисом по наибольшему количеству наград за актёрскую работу среди мужчин (но, в отличие от Николсона, Дэй-Льюис все свои премии «Оскар» завоевал за главные роли, а Бреннан — за роли второго плана).
Каждый раз, когда Николсон выигрывал «Оскар», актриса, исполнявшая главную женскую роль в том же фильме, также получала премию.
Награда | Год | Категория | Фильм | Результат |
---|---|---|---|---|
Оскар | 1970 | Лучшая мужская роль второго плана | Беспечный ездок | Номинация |
1971 | Лучшая мужская роль | Пять лёгких пьес | Номинация | |
1974 | Лучшая мужская роль | Последний наряд | Номинация | |
1975 | Лучшая мужская роль | Китайский квартал | Номинация | |
1976 | Лучшая мужская роль | Пролетая над гнездом кукушки | Победа | |
1982 | Лучшая мужская роль второго плана | Красные | Номинация | |
1984 | Лучшая мужская роль второго плана | Язык нежности | Победа | |
1986 | Лучшая мужская роль | Честь семьи Прицци | Номинация | |
1988 | Лучшая мужская роль | Чертополох | Номинация | |
1993 | Лучшая мужская роль второго плана | Несколько хороших парней | Номинация | |
1998 | Лучшая мужская роль | Лучше не бывает | Победа | |
2003 | Лучшая мужская роль | О Шмидте | Номинация | |
BAFTA | 1970 | Лучшая мужская роль второго плана | Беспечный ездок | Номинация |
1975 | Лучшая мужская роль | Последний наряд/Китайский квартал | Победа | |
1977 | Лучшая мужская роль | Пролетая над гнездом кукушки | Победа | |
1983 | Лучшая мужская роль второго плана | Красные | Победа | |
1990 | Лучшая мужская роль второго плана | Бэтмен | Номинация | |
2003 | Лучшая мужская роль | О Шмидте | Номинация | |
2007 | Лучшая мужская роль второго плана | Отступники | Номинация | |
Золотой глобус | 1970 | Лучшая мужская роль второго плана | Беспечный ездок | Номинация |
1971 | Лучшая мужская роль в драме | Пять лёгких пьес | Номинация | |
1972 | Лучшая мужская роль в драме | Познание плоти | Номинация | |
1974 | Лучшая мужская роль в драме | Последний наряд | Номинация | |
1975 | Лучшая мужская роль в драме | Китайский квартал | Победа | |
1976 | Лучшая мужская роль в драме | Пролетая над гнездом кукушки | Победа | |
1982 | Лучшая мужская роль второго плана | Красные | Номинация | |
1984 | Лучшая мужская роль второго плана | Язык нежности | Победа | |
1986 | Лучшая мужская роль в комедии или мюзикле | Честь семьи Прицци | Победа | |
1988 | Лучшая мужская роль в драме | Чертополох | Номинация | |
1990 | Лучшая мужская роль в комедии или мюзикле | Бэтмен | Номинация | |
1993 | Лучшая мужская роль второго плана | Несколько хороших парней | Номинация | |
Лучшая мужская роль в драме | Хоффа | Номинация | ||
1998 | Лучшая мужская роль в комедии или мюзикле | Лучше не бывает | Победа | |
1999 | Премия Сесиля Б. Де Милля | Победа | ||
2003 | Лучшая мужская роль в драме | О Шмидте | Победа | |
2004 | Лучшая мужская роль в комедии или мюзикле | Любовь по правилам и без | Номинация | |
2007 | Лучшая мужская роль второго плана | Отступники | Номинация | |
Премия Гильдии киноактёров США | 1998 | Лучшая мужская роль | Лучше не бывает | Победа |
2003 | Лучшая мужская роль | О Шмидте | Номинация |
{{
cite news
}}
:
|access-date=
требует
|url=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
|access-date=
требует
|url=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) (
ссылка
)