Телекомпания АОЗТ «Телеэкспресс — 31-й канал»
была основана в
1994 году
, в том же году началось тестовое вещание одноимённого телеканала. Он был задуман деятелями
Союза кинематографистов
для показа неамериканских фильмов. Планировали его как седьмой метровый и одно из названий было «Седьмое небо». Учредителями стали Главный центр радиовещания и телевидения
Минсвязи, компания «Евросиб —
Санкт-Петербург
» (структура создана на базе Октябрьской железной дороги, принадлежит
Русской Православной Церкви
), а также творческое объединение «Студия раз, два, три» (
В. Синельников
) и несколько второстепенных учредителей
.
Телеканал начал полноценную работу 13 февраля
1995 года
.
Изначально под концепцией подразумевалось «телевидение для провинции и о провинции», поскольку телеканал в первые несколько лет был шире представлен и больше известен в деревнях, нежели в столице, а высотные здания препятствовали приёму его сигнала
. Вещание отличалось показом
телетекста
в самой сетке вещания. Делалось это для рекламы нового по тем временам сервиса телетекста. Сигнал сопровождался эфиром радиостанции «
Маяк
». Позже на канале стали появляться собственные передачи. Директором «31-го канала» был писатель и кинодраматург Владимир Синельников
, заместителем директора по художественному вещанию —
Владимир Шмаков
.
Акционеры
АОЗТ
«Телеэкспресс» по данным на
1995 год
: ГП «Главный центр телевидения и радиовещания» (ГЦРТ) — 23 %; ТОО «Профит» — 15 %; ЗАО «Электронные телекоммуникационные системы» — 6 %; ЗАО «Премьер-Медиа» — 44 %. Позже Евросиб продал свою долю компании «Премьер-медиа», учрежденной с участием
Сергея Лисовского
(ей принадлежало 40-45 % акций канала).
В начальный период работы вещание телеканала осуществлялось с 18:00. С 1 июня 1996 года добавился также утренний блок с продолжительностью вещания в 5 часов
. Основным телевизионным контентом 31-го канала с
1997 года
стал кинопоказ, занимавший 64 % всего его эфирного времени
. Транслировали по 27-28 фильмов в неделю, в основном — советского
и американского производства, что противоречило изначальному замыслу концепции эфира. В эфир часто попадали фильмы с одноголосым закадровым переводом, в том числе и бравшиеся с пиратских и полулегальных видеокассет (по аналогии с
ТВ-6
и
REN-TV
). С пятницы и по воскресенье выходили в эфир
эротические фильмы
, преимущественно
итальянского
,
испанского
и
американского
производства. Также показывались мультфильмы, видеоклипы
,
телемагазины
, коммерческие программы
(в том числе и с участием
ясновидящих
)
и небольшие короткометражные фильмы. Закупками кинопродукции занимались Борис Ханов и Наталья Щербакова. Службой выпуска руководил Подъяпольский
[
кто?
]
, коммерческим отделом — Пётр Рыбак. Анонсировал фильмы в эфире режиссёр Пётр Соседов
. Между передачами с
1997
до
1999 года
телетекст уже не транслировался, но иногда до 2000 года он мог появляться в эфире телеканала при наличии свободного времени до официально объявленного конца эфира. В это же время «31-й канал» начал вещание в объёме 19 часов в сутки
.
11 декабря
1999 года
канал сменил логотип «31» на М1 (1-й Московский)
. Вместе со сменой владельца пришел и новый генеральный директор — бывший исполнительный директор ТВ-6 Сергей Москвин
. Вместе с ним к коллективу телеканала присоединились редакторы и режиссёры, ранее работавшие с ним на канале ТВ-6
. Генеральным продюсером М1 был назначен бывший сотрудник того же телеканала Валерий Бакаев
. Это было его второе пришествие на канал — ранее
[
когда?
]
он уже работал продюсером, но был уволен прежним руководством, позднее вернулся вместе с Москвиным.
С приходом нового руководства на М1 появилось большое количество собственных передач
преимущественно развлекательного характера. Все они являлись собственными программными разработками телеканала, а не лицензионными передачами, чьи форматы были куплены за рубежом или у других российских каналов
. По этой причине канал стал позиционировать себя как «другое телевидение»
. Так, появились новые музыкальные передачи («Музпром»). Кинопоказ, наоборот, перестал составлять основу сетки вещания, хотя и приносил основные рейтинги телеканалу
. Фильмы в эфире стали показываться в рамках тематических рубрик: «Детская площадка»
, «Найти и обезвредить», «Не моё кино», «Пастельные истории», «Кино будет» и «Спальный район». Также в сетке вещания стали чаще транслировать телесериалы, в основном, недорогие, зарубежного производства (до 5 наименований в день)
. Успехом пользовалась телепередача «Телекинос» — о событиях в мире телевидения и кино. Огромным шагом вперёд стало появление новостной передачи «Наши в городе»
с Павлом Паньковым, известным журналистом, создателем популярнейшей программы «Экспресс-камера» на телеканале
2х2
. В этой передаче Павел сохранил традиции и динамику «Экспресс-камеры». Новости были свежие, интересные и имели большой зрительский интерес. Именно на канале М1 взошла телевизионная звезда
Александра Гордона
, который вел рейтинговую передачу «Хмурое утро»
. Не забыто было и о производстве эротических передач: «Клубничный десерт» заменила «Голая правда» со Светланой Песоцкой
. Суть программы была в том, что ведущая по ходу чтения новостей с каждой новой новостью снимала с себя часть одежды
. Взятие каналом курса на развлекательный и «жёлтый» телеконтент негативно воспринималось людьми, занимавшими руководящие посты на «31-м канале» до прихода Москвина. Их основные претензии относились именно к программе «Голая правда»
.
В
2000 году
канал переехал из здания экскурсионного комплекса телебашни «Останкино» в центр, на 3-ю улицу Ямского поля; позже — на ул. Правды, д.15; в это время также появляется популярная утренняя передача «Будь готов!» с
Вадимом Тихомировым
(единственный, кто остался работать на телеканале «Домашний»)
. Утреннее шоу «Будь готов!» по формату значительно отличалось от похожих утренних программ на других телеканалах
.
В 2001 году программы «Вовремя» с
Виктором Ткаченко
и «Голая правда» со Светланой Песоцкой прекратили своё существование на канале
, поскольку руководители М1 очень не хотели, чтобы они исчерпали себя в эфире и стали бы восприниматься зрителями как надоевшие
.
Осенью
2004 года
акции этого телеканала у компании «Медиаинвест» купил холдинг
СТС Медиа
, владеющий телеканалом
СТС
. Это приобретение профинансировал
Альфа-банк
, открыв кредитную линию компании-владельцу СТС на 40 миллионов долларов. После этого были начаты подготовительные работы по созданию нового федерального канала, базой для которого должны были стать М1 и ещё несколько телеканалов из российских регионов
.
С 15 декабря
2004 года
большинство собственных проектов было закрыто (последним прямым эфиром на М1 стал выпуск утренней программы «Будь готов!», вышедший в четверг
30 декабря
2004 года
), их место временно заняли художественные фильмы, сериалы, мультфильмы, повторы собственных программ
, а также информационные программы производства телекомпании «
ВКТ
» («Городские новости» и «Город новостей»).
Телеканал М1 прекратил своё вещание в ночь с 5 на 6 марта
2005 года
в районе двух часов ночи, показав перед этим американский сериал «Латинский любовник»
. С 7:00 по московскому времени на его месте начал вещание телеканал «
Домашний
»
.
Согласно данным из
ЕГРЮЛ
, компания «Телеэкспресс» прекратила своё существование 13 февраля 2023 года
.
↑
Союз журналистов России
.
Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики (с. 137-138). Том 2-й. — 1998. — «31 канал. Телекомпания основана в 1994 году. С 13 февраля 1995 года её программы регулярно выходят в эфир, а еженедельная сетка вещания публикуется в прессе. <...> Эфир „Канала-31” составляют мультфильмы и передачи для детей (около 14% вещания), развлекательные и художественные программы (около 11%), телесериалы, документальные и художественные фильмы (около 60%), музыка (около 10%), а также информационно-публицистические передачи (около 5%)».
Мало политики, много развлечений. ТВ-31 //
Аргументы и факты
. — 1999. — 27 октября.
↑
(неопр.)
. Архив расписаний передач телеканалов и радио. — «М1 23:45 „Латинский любовник“. Сериал. США 01:50 Окончание передач».
↑
(неопр.)
Комсомольская правда
(23 сентября 2004). Дата обращения: 24 ноября 2019.
23 сентября 2019 года.
(неопр.)
.
Эхо Москвы
(8 февраля 2014). — «...кинопублицист Владимир Синельников, художественный руководитель студии „Клото“, основатель одного из первых независимых телеканалов „31”». Дата обращения: 6 декабря 2019.
6 декабря 2019 года.
(неопр.)
.
Ведомости
(3 ноября 2003). Дата обращения: 24 апреля 2018.
25 апреля 2018 года.
(неопр.)
.
ТВ-6
(6 октября 2000). Дата обращения: 22 июля 2018. Архивировано 6 октября 2000 года.
(неопр.)
. Городской портал
Зеленограда
(28 октября 2001). — «28 октября, в 16.00, на первом московском канале („М1“) состоится премьера документального фильма режиссера Виталия Каневского „Милосердие без границ“.» Дата обращения: 9 сентября 2020.
28 марта 2022 года.
(неопр.)
.
Известия
(4 мая 2003). Дата обращения: 21 октября 2019.
21 октября 2019 года.
(неопр.)
.
Завтра
(8 июля 2003). Дата обращения: 21 октября 2019.
21 октября 2019 года.
(неопр.)
.
Труд
(15 января 2004). Дата обращения: 4 октября 2020.
10 октября 2020 года.
(неопр.)
. Автопилот (15 мая 1998). — «Начнем с малого - с эфирных телепрограмм. В Москве это ОРТ, РТР, ТВ-Центр, НТВ и TВ-6, транслирующиеся в метровом диапазоне волн, а также дециметровые Канал „Культура“, 31 канал, СТС, Ren-TV, ТНТ, Муз-ТВ и Biz-TV.» Дата обращения: 21 января 2021.
19 июля 2020 года.
↑
(неопр.)
. Лабиринт. Дата обращения: 27 января 2022.
27 января 2022 года.
(неопр.)
.
Независимая газета
(29 августа 2000). Дата обращения: 18 января 2020.
5 апреля 2023 года.
(неопр.)
. Politika.su. Дата обращения: 15 августа 2017.
21 февраля 2015 года.
(неопр.)
.
Коммерсантъ
(21 сентября 1995). Дата обращения: 9 марта 2019.
4 марта 2016 года.
(неопр.)
. IATR. Дата обращения: 22 сентября 2019.
22 сентября 2019 года.
(неопр.)
Радио «Свобода»
(29 марта 2013). Дата обращения: 24 ноября 2019.
30 июля 2019 года.
(неопр.)
.
Фонтанка.ру
(1 июня 2009). Дата обращения: 4 октября 2020.
16 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
Новый взгляд
(14 мая 1996). — «31-й канал увеличивает объем вещания По сообщению программного директора „Телеэкспресс, 31-й канал“ Владимира Шмакова, с 1 июня начнет ежедневно выходить утренний блок программ объемом пять часов. Он будет состоять как из оригинальных программ, так и из повторов вечерних мультсериалов, музыкальных передач и художественных фильмов.» Дата обращения: 19 января 2019.
20 января 2019 года.
(неопр.)
. Телеобъектив. Дата обращения: 31 июля 2019. Архивировано 24 июня 2002 года.
(неопр.)
Литературная газета
(5 апреля 2000). Дата обращения: 22 сентября 2019.
22 сентября 2019 года.
(неопр.)
.
Литературная газета
(7 июня 2000). Дата обращения: 22 сентября 2019.
22 сентября 2019 года.
(неопр.)
.
Литературная газета
(20 декабря 2000). Дата обращения: 20 февраля 2022. Архивировано 27 октября 2002 года.
(неопр.)
.
Завтра
(23 июля 2001). Дата обращения: 27 января 2022.
22 декабря 2015 года.
(неопр.)
. Утро.ру (14 января 2003). Дата обращения: 4 октября 2020.
9 октября 2020 года.
(неопр.)
Литературная газета
(2 марта 2005). Дата обращения: 22 сентября 2019.
26 октября 2020 года.
(неопр.)
.
Газета.Ru
(4 января 2005). Дата обращения: 8 февраля 2017.
11 февраля 2017 года.
Баранов О.А.
(рус.)
// Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, : Учеб. пособие. — 2002. —
С. 87
.
10 октября 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 марта 2016. Архивировано из
5 марта 2016 года.
↑
(неопр.)
Новая газета
(6 июля 2000). Дата обращения: 8 декабря 2019. Архивировано из
30 августа 2003 года.
(неопр.)
.
Независимая газета
(2 декабря 2000). Дата обращения: 7 августа 2019. Архивировано 14 июля 2003 года.
(неопр.)
.
7 дней
. — «31 канал 16:05 Телетекст-информация».
РОЗОЧКА НА ТОРТЕ ВМЕСТО "КЛУБНИЧНОГО ДЕСЕРТА" //
Время МН
. — 1999. — 10 декабря.
(неопр.)
.
Эхо Москвы
(17 августа 2003). Дата обращения: 25 февраля 2014.
13 марта 2016 года.
(неопр.)
. Телецентр (2006). Дата обращения: 12 февраля 2022. Архивировано из
17 апреля 2016 года.
ПРАКТИКА. Для шестой TV-кнопки нужен свой объём головы //
Российская газета
. — 2002. — 7 марта.
(неопр.)
.
Русский Newsweek
(28 февраля 2005). Дата обращения: 6 мая 2019. Архивировано 11 ноября 2007 года.
(неопр.)
.
Культура
(23 сентября 2004). Дата обращения: 29 ноября 2020.
18 ноября 2021 года.
Дети перед экраном: не больно, но опасно // Век. — 2000. — 25 августа.
Николай Журавлёв.
(неопр.)
Литературная газета
(29 ноября 2000). — «Телеканалы по-прежнему омертвляют капитал времени, откупаясь от зрителя дешёвыми сериалами (то, что среди них есть два-три сериала экстра-класса и столько же хороших, дела в массе не меняет). Короткое доказательство: среда, 22 ноября. СТС - 15 сериалов, REN-TV - 10, ТНТ - 9, РТР - 8, ОРТ - 6, М1 - 5, ТВЦ и НТВ - по 4, ТВ-6 и "Столица" - по 3, "Культура" - 2, ТВ-3 и
"Телеэкспо"
- по 1. И даже "Дарьял-ТВ" решило привлечь анпиловских старичков "Государственной границей", последним советским сериалом, громоздким и лишённым каких-либо достоинств». Дата обращения: 20 февраля 2022. Архивировано 6 марта 2001 года.
(неопр.)
.
Труд
(1 июня 2000). Дата обращения: 29 октября 2013.
9 марта 2014 года.
(неопр.)
.
Комсомольская правда
(12 февраля 2001). Дата обращения: 8 февраля 2017.
19 октября 2016 года.
(неопр.)
.
Труд
(28 июня 2001). Дата обращения: 26 февраля 2014.
9 марта 2014 года.
Телевидение. Блуждающие звезды в бесконечных останкинских коридорах //
Московская правда
. — 2002. — 26 апреля.
(неопр.)
Русская служба Би-би-си
(25 июня 2000). Дата обращения: 27 декабря 2018. Архивировано из
4 сентября 2017 года.
(неопр.)
Труд
(23 ноября 2000). Дата обращения: 14 ноября 2018.
15 ноября 2018 года.
(неопр.)
.
Московский комсомолец
(11 декабря 2003). Дата обращения: 12 мая 2013.
14 июня 2013 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 18 февраля 2020. Архивировано 11 марта 2012 года.
(неопр.)
.
Московские новости
(17 апреля 2001). Дата обращения: 30 июля 2019. Архивировано 18 июня 2001 года.
(неопр.)
.
Московский комсомолец
(12 августа 2004). Дата обращения: 24 февраля 2014.
1 марта 2014 года.
(неопр.)
.
Литературная газета
(2006). Дата обращения: 22 сентября 2019.
22 сентября 2019 года.
(неопр.)
МК-Бульвар (27 августа 2001). Дата обращения: 6 сентября 2015.
4 марта 2016 года.
В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ. Остались без "Голой правды" //
Российская газета
. — 2001. — 2 февраля.