Interested Article - Драматический театр

Древнеримские театральные маски

Драмати́ческий театр — один из основных видов театра , наряду с оперным и балетным творчеством, театром кукол и пантомимой .

В отличие от оперного и балетного театров, где основой представления является музыкально-драматическое произведение — опера , балет , оперетта , — спектакль в драматическом театре всё основывается на литературном произведении — драме или сценарии , предполагающем импровизацию . Основным средством выразительности для артиста драматического театра, наряду с физическими действиями, является речь , — в отличие от оперы, где содержание спектакля раскрывается в музыке и пении , и балета, где оно воплощается в музыкально-хореографических образах, танце и пантомиме .

При этом драматический театр в наибольшей степени является искусством синтетическим: он может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал , и танец, и пантомиму .

История

Античный театр

Сатир. IV век до н. э.

Для того чтобы из синкретического искусства народных обрядовых празднеств родился театр, необходимо было разделение участников празднества на исполнителей и зрителей, — профессионализация исполнительства, в свою очередь, привела к обособлению различных видов театрального искусства .

Древнегреческий театр родился из обрядовых игр, посвященных богам — покровителям земледелия, в первую очередь Дионису : в ходе посвящённых ему празднеств хор « сатиров », одетых в козлиные шкуры, распевал песни ( дифирамбы ), содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово «трагедия» (буквально — «песнь козлов») . Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э., когда афинский поэт Феспид во время Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актёра-декламатора . Декламатор, которого в VI веке до н. э. называли «гипокритом» («ответчиком» или «комментатором»), мог вступать в диалог с хором, изображать по ходу повествования различных персонажей мифов, и таким образом к диалогу примешивались элементы актёрской игры. Позже Эсхил добавил к хору второго актёра-декламатора, а Софокл третьего, — в V веке до н. э. «гипокриты» уже могли общаться не только с хором, но и между собой, что сделало возможным драматическое действие, независимое от хора, и в результате — преобразование хора сатиров в драму .

С конца VI в. до н. э. в Афинах ежегодно, в марте — в дни праздника Великих Дионисий — ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. В первый день праздника зрителям в специально сооруженном театре представляли пять комедий, в течение последующих трёх дней — три тетралогии, каждая из которых состояла из одной сатировской драмы и трёх трагедий . Со II половины V в. до н. э. такие же представлния устраивались и в январе — в праздник Леней . Спектакли игрались в костюмах, соответствовавших прежде всего характеру постановки: так, трагедии исполняли в длинных цветных костюмах с дорогой отделкой, высоких прическах, сапогах на толстой кожаной подошве (котурнах) и «трагических» масках; для комедий, помимо соответствующих масок, выбирали короткие костюмы, часто использовали накладные животы, горбы и прочие приспособления, придававшие телу гротескные формы .

Римляне унаследовали театральную культуру Древней Греции; начиная с 240 г. до н. э. спектакли игрались в дни больших праздников — трагедии и комедии, а с I в. до н. э. — ателланы ; позже широкое распространение получили мимы и пантомимы . В римском театре лишь в эпоху империи появились маски; в отличие от греков, римляне использовали парики .

В эпоху империи театр постепенно приходил в упадок; уже Сенека писал свои трагедии не для постановки на сцене, а для чтения в узком кругу. На сцене же трагедия уступала своё место пантомиме; для изображения одного сценического персонажа нередко требовались уже два исполнителя: один читал стихи, второй производил соответствующие движения и жесты .

Театр Средневековья

В эпоху упадка Римской империи театральное искусство постепенно вырождалось, а после падения Рима античный опыт был забыт: ранние идеологи христианства осуждали лицедейство, и не только актёры, музыканты и «плясуны», но и все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин . Средневековый театр фактически рождался заново, из тех же источников: народных обрядов и религиозных праздников — инсценировок церковных служб .

К языческим крестьянским праздникам и связанным с ними традиционным играм восходило искусство средневековых гистрионов — бродячих актёров, которые могли быть одновременно и танцорами, и певцами, и рассказчиками, дрессировщиками животных, гимнастами и фокусниками, играть на самых разнообразных инструментах. Изначально актёры из крестьян, средневековые гистрионы — шпильманы в Германии, жонглёры во Франции, мимы в Италии, скоморохи в России и т. д. — в дальнейшем пользовались особенной популярностью в городах . К искусству гистрионов восходит фарс , ставший неизменной составной частью городских мистериальных представлений .

Среди гистрионов существовала особая группа вагантов (от лат. clirici vaganti — бродячие клирики), или голиардов, — недоучившихся семинаристов и разжалованных священнослужителей, развлекавших народ пародиями на католическую литургию . Однако сложные отношения с церковью были не только у вагантов, — так, Томас Кэбхем, архиепископ Кентерберийский , в конце XIII века из известных ему видов гистрионов выделил лишь один, который «можно терпеть»: тех, что «зовутся жонглёрами, воспевают подвиги королей и жития святых и утешают людей в их печали и горестях» . Искусство гистрионов во всех своих проявлениях оставалось сугубо мирским и в значительной своей части питалось языческим мироощущением, — христианские воззрения вдохновляли иное направление нарождающегося театра .

В противовес языческим, христианская церковь вырабатывала собственные обряды, которые придавали её учению действенную иллюстративность . Уже в IX веке в Западной Европе в день Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих в Назарет , происходил краткий диалог между ними и священником, служившим литургию, — диалогизация службы в своём развитии открывала возможности для драматического действия. Текст ранней литургической драмы полностью совпадал с текстом литургии, но постепенно становился всё более свободным и отделялся от собственно службы; в XI веке на Пасху и в Рождество уже разыгрывались настоящие представления .

Изначально статичная и символическая, литургическая драма постепенно становилась более действенной, более содержательной, наполнялась психологическими переживаниями; тенденция к реалистической трактовке евангельских сюжетов и образов, отразившаяся и в оформлении представлений, и в бутафории , противоречила целям церковной службы, и в 1210 году литургическая драма была изгнана из церкви, — в дальнейшем представления давались на паперти , что позволило участвовать в них не только клирикам, но и горожанам . На паперти литургическая драма постепенно утратила связь с церковным календарём: представления могли разыгрываться и в ярмарочные дни; принятая в церкви латынь постепенно заменялась национальными языками .

Во второй половине XIII получили широкое распространение представления, посвящённые житиям святых — миракли , которые от собственно евангельских сюжетов отличались и более «бытовым» оформлением . В это же время появились и светские пьесы, в большей степени, чем миракли, связанные с народными фольклорными представлениями, — известны, в частности, «Игра о беседке» и «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Галя. Однако и миракли, и светские пьесы уже разыгрывались не на церковной паперти, а в любительских кружках, которые поначалу обычно находились под покровительством церкви, но, с развитием в городах цеховых ассоциаций, постепенно отделились от неё и в дальнейшем существовали при городских корпорациях .

Одновременно в городах зарождался жанр мистерий — массового, площадного, самодеятельного искусства, в котором мистика сочеталась с реализмом. Мистерии были частью городских торжеств, которые устраивались в ярмарочные дни, абстрактные церковные сюжеты обретали в них национальный колорит .

Театр эпохи Возрождения

Итальянская комедия дель арте . XVI век

Новый театр родился в Италии, где, с одной стороны, дольше, чем в других странах, существовала литургическая драма — вплоть до первой половины XV века, в то время как за пределами Италии она исчезла ещё в XIII; с другой стороны — относительно поздно, лишь в середине XV века, появился итальянский аналог мистерий — rapresentazioni sacre . Во Флоренции тексты для этих представлений писали крупные поэты- гуманисты — Фео Белькари, Луиджи Пульчи и сам Лоренцо Медичи , глава Флорентийской республики . Увлечённые античной литературой и философией гуманисты поначалу прививали, насколько это было возможно, античный дух священным представлениям, вплоть до использования в мистериях языческих сюжетов, в частности мифа об Орфее .

Параллельно развивалась другая тенденция: в 70-х годах XV века Помпонио Лето в Риме возродил античный римский театр, — со своими учениками он ставил на языке оригинала сочинения Сенеки , Плавта и Теренция . Опыт Лето быстро распространился по всей Италии, и, поскольку латынь была понятна не всем, вскоре появились переводы древнеримских авторов на итальянский язык. Две формы итальянского театра — античные комедии в итальянских переводах (и оригинальные пьесы, долгое время носившие откровенно подражательный характер) и мистерии на мифологические сюжеты — постепенно сближались, заимствовали одна у другой элементы драматургической техники и сценического воплощения .

С распространением мистерий в Италии было связано появление первых театральных коллективов — на рубеже XV—XVI веков, поначалу в виде любительских содружеств, которые со временем превращались в полупрофессиональные: ремесленники и представители интеллигенции собирали труппу, когда был спрос на представления, показывали их за плату в богатых домах и возвращались к своим прежним занятиям, когда спроса на представления не было . Важную роль в становлении итальянского профессионального театра сыграла падуанская труппа актёра и драматурга Анджело Беолько , члены которой, выступая в разных пьесах под одними и теми же именами, в одних и тех же костюмах, создавали неизменные типы (tipi fissi) , — в этом отношении труппа Беолько предвосхищала комедию дель арте , появившуюся в середине XVI века, вскоре после его смерти . Однако в точном переводе с итальянского commedia dell’arte в то время означала «профессиональный театр», — понятие «комедия масок» появилось позже .

На протяжении долгого времени спектакли играли во дворцах, импровизированная сцена, нередко с огромными затратами сил и материальных средств, могла сооружаться для одного-единственного спектакля. Лишь в 20-х годах XVI века начали появляться специальные театральные здания, при этом принципы постройки заимствовались у Витрувия : как в Древнем Риме, зрительный зал строился в виде амфитеатра . В 1519 году был зафиксирован первый (с античных времён) случай применения занавеса — в Риме, в Ватиканском дворце , во время представления папе Льву X «Подменённых» Ариосто ; этот занавес, который, как в Древнем Риме, падал вниз в специально сделанный жёлоб, был сделан по картону Рафаэля .

Новый итальянский театр родился как придворный, однако очень скоро завоевал популярность в самых широких слоях итальянского общества, к интересам и вкусам которых он начал приспосабливаться на рубеже XV—XVI веков: мифологические сюжеты постепенно уступали место сюжетам из современной жизни, которые, в свою очередь, диктовали и новые принципы оформления спектаклей и иной стиль актёрской игры .

Италия в области театрального искусства пролагала пути, по которым следовали и другие страны ; комедия дель арте, благодаря постоянным гастролям итальянских артистов — с конца XVI и на протяжении всего XVII века — в Испании, Франции, Англии и Германии, стала для этих стран школой сценического искусства . . Итальянским гуманистам принадлежали и первые попытки создать теорию драмы — путём комментирования « Поэтики » Аристотеля , как высшего авторитета древнего мира в области театра. И хотя Аристотель говорил о необходимости соблюдения только одного единства — действия, комментаторы пошли дальше: замечание Аристотеля о том, что у греческих трагиков действие обычно совершается в течение одного оборота солнца, Джиральди Чинтио возвёл в закон единство времени; другой комментатор, по-своему истолковав текст Аристотеля, добавил требование единства места, — в 1570 году Лодовико Кастельветро в своей «Поэтике» выстроил теорию трех единств, которая стала законом для театра эпохи классицизма .

Театр эпохи классицизма

Родиной классицизма стала Франция , где зарождение национального театра совпало с образованием национального государства. В XVI веке французские монархи сочувствовали гуманистическому движению: «Искусство, история, мораль, философия и почти все другие знания, — говорилось в одном из указов Франциска I , — вытекают из творений греческих писателей, как ключи из своих источников». В 1529 году для изучения античности и новых наук был основан Коллеж де Франс ( Collège de France ) . В первой половине XVI во Францию из разоренной Италии переселились многие деятели науки и искусства, которым, собственно, и принадлежала теория «трёх единств», взятая на вооружение новым движением. Первой классицистской пьесой считается комедия кардинала Биббиены «Каландро», написанная по мотивам «Менехмов» Плавта: силами итальянских актёров комедия была поставлена в 1548 году в Лионе по случаю коронации Генриха II .

Драматический театр в России

В России театр родился поздно — лишь во второй половине XVII века: в православной церкви не были приняты инсценировки служб, скоморошество , зародившееся ещё в XI веке, жестоко преследовалось и было официально запрещено в 1648 году указом Алексея Михайловича , города не обладали достаточной самостоятельностью, чтобы своими силами устраивать представления, аналогичные западноевропейским мистериям, — театр в Россию был импортирован из Западной Европы . В 1672 году был создан первый придворный театр, однако просуществовал всего несколько лет. К этому же времени относится возникновение так называемого «школьного театра» — театра при духовных учебных заведениях; первое упоминание относится к 1672 году, когда в Киево-Могилянской академии была поставлена мистерия «Об Алексее человеке Божием» . В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия , при которой также был создан театр, сыгравший в дальнейшем важную роль в развитии письменной драматургии .

Актёр в драматическом театре

В деятельности средневековых гистрионов присутствовали лишь примитивные элементы актёрского искусства: импровизация, диалог, пластика, — о создании характеров речь ещё не шла, гистрионы всегда действовали только от своего лица . С другой стороны, жёсткие каноны католической церкви также исключали понятие «характер». Актёрское искусство как таковое зарождалось в рамках мистерий: включавшиеся в них фарсы предполагали создание определённых типажей; характеры, хотя и неизменные, присутствовали в театре Анджело Беолько .

В средневековый театр, как и в античный, женщины не допускались, но в полупрофессиональных итальянских труппах они появились уже в первой половине XVI века. Ещё в XV веке женщины присоединялись к странствующим группам гистрионов (saltimbanchi); что же касается театральных трупп, то в качестве певиц, а возможно, и в качестве актрис они участвовали уже в труппе Беолько. В 50—60 годах XVI века уже были известны имена некоторых актрис: Фламинии, Винченцы Армани и польки Цуккати .

Режиссура в драматическом театре

Театральные системы

В драматическом театре непосредственным выразителем действия является актёр, создающий характер персонажа в предлагаемых пьесой обстоятельствах . В западно-европейском театре сложились два основных принципа актёрской игры — «переживание», предполагающее внутреннее перевоплощение, вживание актёра в образ, и «представление», стремящееся раскрыть прежде всего отношение к образу . Искусство «переживания» связано в первую очередь с реалистическим театром, хотя в тех или иных формах существовало и раньше, в частности в театре эпохи Возрождения и в искусстве романтиков . «Представление» всегда было связано с театром условным, в том числе средневековыми церковными представлениями, итальянской комедией дель арте , театром эпохи классицизма . Во второй половине XIX века в качестве теоретика «школы переживания» выступил великий итальянский актёр Томмазо Сальвини (1829—1915), его главным оппонентом был Коклен-старший (1841—1909), предпочитавший переживанию рационалистически выверенное мастерство .

В XX веке на основе этих традиций сложились две актёрские системы: «переживание» («психологический театр») связывают обычно с именем К. С. Станиславского — не только его теоретическими трудами, в частности разработанной им системой работы актёра над ролью, но и всей практикой Художественного театра ; «представление» чаще всего связывают с именем Бертольта Брехта , теоретика « эпического театра », который нашёл своё практическое воплощение в созданном Брехтом театре « Берлинер ансамбль » .

Поздно родившийся русский драматический театр традиционно был театром переживания, однако ещё задолго до Брехта, в самом начале XX века, театральные режиссёры в России искали иные средства выразительности, одни, как Всеволод Мейерхольд , отчасти и Евгений Вахтангов , — в порядке отрицания натурализма Художественного театра , другие, в первую очередь руководители МХТ, Станиславский и Немирович-Данченко , — стремясь через условность и символику «обогатить реализм», разгрузить сцену от быта, преодолеть захлестнувший драматический театр натурализм, чтобы ярче выявить «жизнь человеческого духа» .

Многие режиссёры, прежде всего Е. Вахтангов и А. Таиров , в своих поисках приходили к различным сочетаниям «переживания» и «представления»; В. Мейерхольд создал ГосТиМ как образцовый театр «представления», где мхатовский психологизм заменяла музыка, как конструктивный элемент сценического действия , однако в поздних своих спектаклях и Мейерхольд приближался к «школе переживания» .

Сам Брехт главное отличие своего театра от театра Станиславского видел не в противопоставлении переживания представлению: «Станиславский, — говорил он, — ставя спектакль, главным образом актёр, а я, когда ставлю спектакль, главным образом драматург. …Вы можете и от меня услышать, что всё зависит от актёра, но я целиком исхожу из пьесы, из её потребностей… Как драматургу, мне нужна способность актёра к полному вживанию и полному перевоплощению, которую Станиславский впервые разбирает систематически; но, кроме того и прежде всего, мне нужно дистанцирование от образа» . Если у Станиславского вживание в образ было результатом работы актёра над ролью, то Брехту оно было нужно на другой стадии репетиций: сначала вживание — для создания полнокровного характера, а в итоге — дистанцирование от него, ради выявления отношения к образу . «Когда я видел Эрнста Буша в „ Галилее “, — писал Георгий Товстоногов , — в классическом брехтовском спектакле, на сцене колыбели брехтовской театральной системы, в Берлинском ансамбле, я видел, какие великолепные „мхатовские“ куски были у этого замечательного актера» . В целом же система Брехта была в большей степени режиссёрской, что вполне соответствовало тем изменениям во взаимоотношениях режиссёр—актёр, которые характеризуют драматический театр XX века .

Во второй половине XX столетия выбор той или иной системы нередко определялся драматургическим материалом: так, коллективы, исповедующие «психологический» театр, могли обращаться к пьесам Брехта и близких ему по духу драматургов и достигали успеха в той мере, в какой им удавалось изменить стиль исполнения .

См. также

Примечания

  1. Шабалина Т. . Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 16 ноября 2012. 9 января 2013 года.
  2. Театр // Театральная энциклопедия / Глав. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия, 1967. — Т. 5: Табакова — Яшугин. — 1136 стб.
  3. Театр / Родина М. Т. // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).
  4. , Трагедия, с. 583
  5. , Театр, с. 565
  6. , Театр, с. 566
  7. ,
  8. ,
  9. Аверинцев С. С., Бояджиев Г. Н. // Театральная энциклопедия / Глав. ред. C. C. Мокульский . — М. : Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1: А — «Глобус». — 1214 стб.
  10. , .
  11. ,
  12. , .
  13. , .
  14. , .
  15. , .
  16. ,
  17. ,
  18. Хлодовский Р. И. // Театральная энциклопедия / Глав. ред. C. C. Мокульский . — М. : Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1: А — «Глобус». — 1214 стб.
  19. Бояджиев Г. Н. Комедия дель арте // Театральная энциклопедия / Глав. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия, 1964. — Т. 3: Кетчер — Нежданова. — 1086 стб.
  20. ,
  21. Мюллер В. Н. Занавес // Театральная энциклопедия / Глав. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия, 1963. — Т. 2: Гловацкий — Кетуракис. — 1216 стб.
  22. , .
  23. , .
  24. ,
  25. Дмитриев Ю. А. Скоморохи // Театральная энциклопедия / Глав. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия, 1965. — Т. 4: Нежин — Сярев. — 1152 стб.
  26. Искусство актёра // Театральная энциклопедия / Глав. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия, 1963. — Т. 2: Гловацкий — Кетуракис. — 1216 стб.
  27. Дмитриев Ю. А. Школьный театр // Театральная энциклопедия / Глав. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия, 1967. — Т. 5: Табакова — Яшугин. — 1136 стб.
  28. Строева М. Н. . — М. : Наука, 1973. — С. 173—174. — 375 с. 4 марта 2016 года.
  29. Строева М. Н. . — М. : Наука, 1973. — С. 178—179. — 375 с. 4 марта 2016 года.
  30. Золотницкий Д. И. . — Л. : Искусство, 1978. — 255 с. 27 января 2013 года.
  31. Ростоцкий Б. Мейерхольда имени театр // Театральная энциклопедия / Глав. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия, 1964. — Т. 3: Кетчер — Нежданова. — 1086 стб.
  32. Юзовский Ю. / Составитель Б. М. Поюровский. — М. : Искусство, 1982. — Т. 1. Статьи. Очерки. Фельетоны. — С. 20—23. — 478 с. 11 августа 2016 года.
  33. Пиотровский А. И. / Сост. и подгот. текста А. А. Акимовой, общ. ред. Е. С. Добина. — Л. : Искусство, 1969. — С. 104—106. — 511 с. 3 декабря 2013 года.
  34. Брехт Б. . — М. : Искусство, 1965. — Т. 5/2. — С. 147—148. — 566 с. 9 октября 2014 года.
  35. Брехт Б. . — М. : Искусство, 1965. — Т. 5/2. — С. 142—143, 148. — 566 с. 9 октября 2014 года.
  36. Товстоногов Г. А. / Сост. Ю. С. Рыбаков. 2-е изд. доп. и испр.. — М. : Искусство, 1984. — Т. 2. Статьи, записи репетиций. — С. 17. — 367 с. 4 марта 2016 года.
  37. Клюев В. Г. // Театральная энциклопедия / Глав. ред. C. C. Мокульский . — М. : Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1: А — «Глобус». — 1214 стб.
  38. Таршис Н. А. // Таршис Н. А. Музыка драматического спектакля. — СПб. : Издательство СПбГАТИ, 2010. — С. 52—54 . 4 марта 2016 года.

Литература

Источник —

Same as Драматический театр