Interested Article - Поп-арт

Ричард Гамильтон . «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?». 1956 — одна из самых первых работ поп-арта

Поп-а́рт ( англ. pop art , сокращение от popular art — популярное или естественное искусство) — течение в авангардном искусстве стран Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов (в иных определениях: массовой культуры ), возникшее в качестве реакции на живопись абстрактного экспрессионизма . «Как следует из названия, представители этого течения стремились создавать „естественное, популярное искусство“ из объектов самой жизни, не отделяя его от обыденной действительности» . В качестве основного предмета своего творчества представители поп-арта использовали обыденные вещи и продукты массового потребления, придавая им необычное содержание путём различных трансформаций, удвоений, бесконечных повторений и других комбинаторных приёмов. Фактически это течение в искусстве подменило традиционное изобразительное творчество демонстрацией тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира .

Основные приёмы перемещения и трансформации предмета массовой культуры в иной контекст:

  • изменяются масштаб и материал;
  • обнажается технический приём;
  • выявляются и акцентируются «информационные помехи».

История

Прото-поп

Чарльз Демут , «Я увидел цифру 5 в золоте» ( I Saw the Figure 5 in Gold , 1928). Коллекция Метрополитен-музея , Нью-Йорк

Хотя как британский, так и американский поп-арт появились в 1950-х годах, Марсель Дюшан и другие европейские художники, такие как Фрэнсис Пикабиа и Ман Рэй , предвосхитили его появление; кроме того, некоторые более ранние американские направления использовали в работах объекты культуры в неизменном виде . В течение 1920-х годов картины, которые содержали обыденные предметы: американские коммерческие продукты и рекламу — создавали американские художники Патрик Генри Брюс , Джеральд Мерфи, Чарльз Демут и Стюарт Дэвис .

В Северной Америке поп-арт развивался иначе, чем в Великобритании . В Соединённых Штатах поп-арт был реакцией художников: его появления совпало с возвращение к живописи жёстких контуров и репрезентативному искусству . Авторы использовали безличную, приземлённую реальность, иронию и пародию, чтобы обезоружить личную символику и живописную раскованность абстрактного экспрессионизма . Предвестниками поп-арта в США были некоторые работы Ларри Риверса , Алекса Каца и Мана Рэя .

В отличие от США, поп-арт в послевоенной Великобритании, хотя и использовал иронию и пародию, оставался более академичным. Британские художники сфокусировались на динамичных и парадоксальных образах американской поп-культуры как на мощных манипулятивных символах, воздействовавших на стереотипы жизни в целом, одновременно улучшая благосостояние общества . Ранний поп-арт в Британии был полон идей, представляющих собой взгляд со стороны на американскую популярную культуру . Точно так же поп-арт был продолжением и отрицанием дадаизма . Хотя поп-арт и дадаизм использовали одни и те же предметы, поп-арт заменил деструктивные, сатирические и анархические импульсы движения дада самостоятельным утверждением артефактов массовой культуры . Среди европейских художников, создававших произведения поп-арта, такие артисты, как Пабло Пикассо , Марсель Дюшан и Курт Швиттерс .

Великобритания: Independent Group

Independent Group (IG), основанная в Лондоне в 1952 году, считается предвестником британского поп-арта . Она объединила молодых художников, скульпторов, архитекторов, писателей и критиков, которые бросали вызов преобладающим модернистским подходам к культуре, а также традиционным взглядам на изобразительное искусство. Их групповые дискуссии посвящались влиянию поп-культуры на такие явления, как массовая реклама, кинематограф, промышленный дизайн , комиксы, научная фантастика и техника. На первом заседании IG в 1952 году один из её основателей, художник и скульптор Эдуардо Паолоцци , прочитал лекцию, иллюстрированную серией коллажей под названием Bunk! , которые он создал во время пребывания в Париже между 1947 и 1949 годами . Коллажи состояли из «найденных предметов», таких как реклама, персонажи комиксов, обложки журналов и различная графика массового производства, в основном принадлежащих американской популярной культуре. Среди коллажей была работа Паолоцци «Я была игрушкой богача» ( I was a Rich Man’s Plaything , 1947), в которой впервые использовалось слово «поп», появляющееся в облаке дыма, выходящего из револьвера . После первой лекции Паолоцци в 1952 году, IG сосредоточилась в основном на образах американской популярной культуры, в частности, на массовой рекламе .

По словам сына Джона Макхейла, термин «поп-арт» был впервые использован его отцом в 1954 году в разговоре с Фрэнком Корделлом , хотя другие источники называют автором термина британского критика Лоуренса Аллоуэя .

«Поп-арт» в качестве названия использовалось в дискуссиях членов IG во время второй сессии IG в 1955 году, а в печати он впервые появился в статье «Но сегодня мы собираем рекламу» ( англ. But Today We Collect Ads ), написанной членами IG Элисон и Питером Смитсоном в журнале Ark в 1956 году . Однако более распространено мнение, что первым употреблением термина в прессе принадлежит британскому искусствоведу Лоуренсу Аллоуэю, опубликовавшему в 1958 году эссе «Искусство и средства массовой информации» ( англ. The Arts and the Mass Media ), хотя в тексте употребляется словосочетание «популярная массовая культура» ( англ. popular mass culture ) . Аллоуэй открыто признавался: «Тогда я не вкладывал в это понятие тот смысл, который оно содержит сегодня. Я использовал это слово наравне с термином „поп-культура“, чтобы охарактеризовать продукты средств массовой информации, а не произведения искусства, для которых были использованы элементы этой „народной культуры“. В любом случае понятие вошло в употребление где-то между зимой 1954/55 годов и 1957 годом» . Тем не менее, Аллоуэй был одним из ведущих критиков, защищавших включение образов массовой культуры в живопись. Аллоуэй разъяснил терминологию в 1966 году, когда поп-арт вышел за пределы художественных школ и небольших галерей и стал главной силой в мире искусства. Но настоящий успех поп-арт имел не в Англии. Практически одновременно и независимо очагом нового направления стал Нью-Йорк .

В Лондоне на ежегодной выставке молодых талантов Королевского общества британских художников (RBA) в 1960 году впервые были показаны работы, созданные под влиянием американской популярной культуры. В январе 1961 года на выставке Young Contemporaries демонстрировались работы британца Дэвида Хокни , американца Р. Б. Китая , новозеландца Билли Эппла, британцев Аллена Джонса, Дерека Бошьера, Джо Тилсона, Патрика Колфилда , Питера Филлипса и Питера Блейка . Билли Эппл оформлял плакаты и приглашения на выставки Young Contemporaries 1961 и 1962 годов . В том же 1961 году Хокни, Китай и Блейк выиграли призы на выставке John-Moores-Exhibition в Ливерпуле . Эппл и Хокни вместе отправились в Нью-Йорк во время летних каникул в Королевском колледже в 1961 году. Там Эппл познакомился с Энди Уорхолом . В итоге Хокни и Эппл перебрались в Соединенные Штаты .

США

Хотя поп-арт зародился в начале 1950-х годов, в Америке самый большой рост интереса к направлению произошёл в 1960-е годы. Термин «поп-арт» был официально введён в употребление в декабре 1962 года: поводом стал «Симпозиум по поп-арту» ( англ. Symposium on Pop Art ), организованный Нью-Йоркским музеем современного искусства . К этому времени американская реклама впитала многие элементы и идеи современного искусства и функционировала на очень сложном уровне. В результате американским художникам приходилось искать ещё глубже, чтобы найти новые выразительные стили, которые отличали бы искусство от хорошо разработанных и умных коммерческих материалов . Британцы видели американскую популярную культуру со стороны, на отдалении, из-за чего их представления имели романтический, сентиментальный и юмористический подтекст. Американские художники, напротив, каждый день подвергались бомбардировке разнообразными продуктами массового производства, что требовало создавать более смелые и агрессивные работы .

В становлении американского поп-арта важную роль сыграли Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг . Картины Раушенберга, имея сходство с более ранними работами Курта Швиттерса и других художников дадаизма , были посвящены социальным проблемам. Его подход заключался в создании искусства из эфемерных материалов. Используя актуальные события повседневной жизни Америки, он придал своим работам уникальное качество . Работы Джонса и Раушенберга 1950-х годов классифицируются как неодадаистические и визуально отличаются от эталонного американского поп-арта, распространившегося с начала 1960-х годов .

Равное значение для американского поп-арта имеет Рой Лихтенштейн . Его работы, использование в них пародии , вероятно, сильнее чем что-то ещё определили основной посыл поп-арта . Выбрав в качестве основы старомодный комикс, Лихтенштейн создает чёткую композицию с резкими контурами, которая свидетельствует и в то же время мягко пародирует. В своих самых известных работах Лихтенштейн использовал масло и акрил , например, в Drowning Girl" (1963), апроприированной из журнала комиксов Secret Hearts #83 компании DC Comics (картина находится в коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства ) . Работы Лихтенштейна отличаются толстыми контурами, смелыми цветами и яcно различимыми точками Бен-Дея, использованными для представления некоторых цветов, как будто они созданы путём репродукции . Поп-арт объединил популярную, массовую культуру с изобразительным искусством, добавив юмор, иронию и узнаваемые образы.

Картины Лихтенштейна, как и картины Энди Уорхола, Тома Вессельмана и других представителей поп-арта, имеют прямую связь с привычными образами американской популярной культуры, но в то же время относятся к предмету безлично, явным образом иллюстрируя идеализацию массового производства .

Энди Уорхол, наверное, является самой известной фигурой поп-арта. Искусствовед Артур Данто однажды назвал Уорхола «наиболее близким к идеалу примером философского гения в истории искусства» . Уорхол пытался вывести поп-арт за пределы искусства и сделать образом жизни, и в своих работах уходил от человеческого влияния, которое выражается в иронии и пародии произведений его современников .

Ранние выставки в США

В 1959 и 1960 годах Клас Олденбург , Джим Дайн и Том Вессельманн провели первые показы произведений поп-арта в галерее Джадсона. В 1960—1964 годах они вместе с Джеймсом Розенквистом , Джорджем Сигалом и другими художниками выставлялись в «Зеленой галерее» на Манхэттене . В 1960 году Марта Джексон показала инсталляции и ассамбляжи на выставке New Media — New Forms , где были представлены работы Ганса Арпа , Курта Швиттерса , Джаспера Джонса , Класа Олденбурга, Роберта Раушенберга , Джима Дайна и Мэй Уилсон. Весной 1961 года состоялась выставка Джексон Environments, Situations, Spaces . Энди Уорхол провел первую персональную выставку в Лос-Анджелесе в июле 1962 года в галерее « Ферус » Ирвинга Блюма, где показал 32 картины c изображением банок с супом Кэмпбелл , по одной на любой вкус. Уорхол продал серию Блюму за 1000 долларов; в 1996 году, когда серию приобрел Нью-Йоркский музей современного искусства, она была оценена в 15 млн долларов .

Дональд Фактор, сын Макса Фактора-младшего, коллекционер и соредактор авангардного литературного журнала Nomad , опубликовал в последнем номере журнала Nomad / New York эссе, описав новое направление в искусстве, хотя и не употребил термина «поп-арт». Названное «Четыре художника», оно было посвящено на Рою Лихтенштейну, Джеймсу Розенквисту , Джиму Дайну и Клэсу Ольденбургу .

В 1960-х годах Ольденбург, присоединившийся к поп-арту, организовал несколько хеппенингов , объединённых названием Ray Gun Theater . В качестве исполнителей в них приняли участие художники Лукас Самарас , Том Вессельман , Кэроли Шнееман, Фальстрём Эйвинд и Ричард Артшвагер, дилер Аннина Носей, искусствовед Барбара Роуз и сценарист Руди Вурлицер . Первая жена Ольденбурга, Пэтти Муша, которая сшила многие из ранних мягких скульптур мужа, также была постоянной участницей хеппенингов. Этот дерзкий, часто юмористический подход к искусству в значительной степени расходился с преобладающей убеждением, что по своей природе искусство работает с «глубокими» чувствами или мыслями. В декабре 1961 года Ольденбург арендовал магазин в Нижнем Ист-Сайде на Манхэттене, чтобы разместить в нём «Магазин» ( The Store ) — просуществовавшую месяц инсталляцию, впервые представленную в галерее Марты Джексон в Нью-Йорке, которую составляли скульптуры, имитировавшие товары широкого потребления .

Открывшаяся в 1962 году нью-йоркская галерея Sidney Janis, с которой сотрудничал лидер абстрактного экспрессионизма Виллем де Кунинг , организовала новаторскую «Международную выставку новых реалистов» ( International Exhibition of the New Realists ), собравшую работы нового реализма Америки, Франции, Швейцарии, Италии и британского поп-арта. Среди 54 представленных художников были Ричард Линднер, Уэйн Тибо , Рой Лихтенштейн (и его картина 1962 года Blam! ), Энди Уорхол, Клас Олденбург, Джеймс Розенквист , Джим Дайн, Роберт Индиана , Том Вессельманн , Джордж Сигал , Питер Филлипс, Питер Блейк ( The Love Wall 1961 года), Ив Кляйн , Арман , Даниэль Шпёрри , Кристо и Миммо Ротелла . Выставку в Нью-Йорке посетили европейцы Марсьяль Райс , Ники де Сен-Фалль и Жан Тенгели , которые были ошеломлены масштабом и видом американского искусства. Также были показаны работы Марисоль Эскобар , Марио Скифано, Энрико Байя и Ойвинда Фальстрёма . Галерея потеряла некоторых из художников абстрактного экспрессионизма: Марк Ротко , Роберта Мазервелл , Адольфа Готлиба и Филиппа Густона — но получила взамен Дайна, Ольденбурга, Сигала и Вессельмана . На премьерном вечере, организованном коллекционером Бертоном Тремейном, появился Виллем де Кунинг, но Тремейн, который владел рядом работ художника, его не пустил. Розенквист вспоминал: «В тот момент я подумал, что в мире искусства определённо что-то изменилось» . Подобное отношение к уважаемому художнику абстрактного экспрессионизма доказало, что уже в 1962 году направление поп-арта стало доминировать в художественной культуре Нью-Йорка.

Чуть раньше на Западном побережье Рой Лихтенштейн, Джим Дайн и Энди Уорхол из Нью-Йорка; Филипп Хеффертон и Роберт Дауд из Детройта; Эдвард Руша и Джо Гуд из Оклахома-Сити ; и Уэйн Тибо из Калифорнии стали участниками выставки New Painting of Common Objects . Эта первая музейная выставка поп-арта в США прошла Художественном музее Пасадины под руководством Уолтера Хоппса . Поп-арт был готов изменить мир искусства. Нью-Йорк последовал примеру Пасадины в 1963 году, когда в Музее Гуггенхайма открылась выставка Six Painters and the Object под руководством Лоуренса Аллоуэя. Выставлялись работы Джима Дайна, Джаспера Джонса, Роя Лихтенштейна, Роберта Раушенберга, Джеймса Розенквиста и Энди Уорхола . Ещё одной ключевой выставкой стала The American Supermarket , организованная галереей Бьянкини в 1964 году. Она была оформлена в виде интерьера типичного супермаркета, за исключением того, что всё в нём: продукты, консервы, мясо, плакаты на стенах — было создано видными художниками поп-арта того времени, в том числе Билли Эпплом, Энди Уорхолом, Роем Лихтенштейном, Томом Вессельманом, Класом Ольденбургом и Джаспером Джонсом. Этот проект был воссоздан в 2002 году как часть выставки Shopping: A Century of Art в галерее Тейт .

К 1962 году художники поп-арта начали выставляться в коммерческих галереях в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе; для некоторых это были первые коммерческие персональные выставки. Галерея « Ферус » в 1962 году представила в Лос-Анджелесе Энди Уорхола, в 1963 году — Эда Рушея . В Нью-Йорке в «Зеленой галерее» прошли показы работ Розенквиста, Сигал, Ольденбурга и Вессельманн. Stable Gallery провела выставки Индианы и Уорхола (для последнего это была первая персональная выставка в Нью-Йорке). Галерея Лео Кастелли представила Раушенберга, Джонса и Лихтенштейна. Марта Джексон показала Джима Дайна, а Аллен Стоун — Уэйна Тибо. К 1966 году, после закрытия «Зеленой галереи» и галереи «Ферус», в галерее Лео Кастелли выставлялись Розенквист, Уорхол, Раушенберг, Джонс, Лихтенштейн и Рушей. Галерея Sidney Janis демонстрировала работы Ольденбурга, Сигала, Дайна, Вессельманна и Марисоль, в то время как Аллен Стоун продолжал показы Тибо, а Марта Джексон — представлять Роберта Индианы.

В 1968 году выставка São Paulo 9 Exhibition — Environment U.S.A.: 1957—1967 выпустила справочник «Кто есть кто в поп-арте». Считающуюся итогом классического периода американского поп-арта, выставку курировал Уильям Зейц. В ней приняли участие художники Эдвард Хоппер , Джеймс Гилл, Роберт Индиана , Джаспер Джонс , Рой Лихтенштейн , Клас Олденбург , Роберт Раушенберг , Энди Уорхол и Том Вессельманн .

Критика

Поп-арт неоднократно подвергался критике со стороны деятелей искусств и художественных критиков. 13 сентября 1962 года Нью-Йоркский музей современного искусства организовал симпозиум по поп-арту. В ходе развернувшейся дискуссии влиятельный критик-консерватор ( англ. ) из газеты « The New York Times » высказал мнение, что по своей сути поп-арт «ничем не отличается от искусства рекламы». По словам Крамера, оба этих явления преследуют цель «примирить нас с миром предметов потребления , банальностей и вульгарности ». Критик настаивал на необходимости решительного противодействия поп-арту .

Присутствовавший на симпозиуме поэт, критик и лауреат Пулитцеровской премии Стэнли Кьюниц также неодобрительно отозвался о поп-арте, упрекая представителей этого художественного направления в стремлении угодить господствующему социальному классу : по словам поэта, они выражают «дух конформизма и буржуазии ». Кроме того, Куниц высказал мысль, что поп-артовские « знаки , слоганы и приёмы происходят прямо из цитадели буржуазного общества , из бастиона, где формируются образы и потребности масс » .

Представители поп-арта

Цитаты

Поп-арт — популярный, мимолётный, остроумный, быстрозабываемый, сексуальный, молодой.

Поп — это любовь, так как поп признаёт всё… Поп подобен разрыву бомбы. Это американская мечта , оптимистичная, щедрая и наивная.

Примечания

  1. Власов В. Г. , Лукина Н. Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. Серия «Малый лексикон искусства». — СПб.: Азбука-классика, 2005. — С. 200
  2. В. Г. Власов. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб. : Икар, 1993. — С. 173.
  3. Piper, David. The Illustrated History of Art ,
  4. (англ.) // The New Yorker : magazine. — Condé Nast , 2007. — 6 August. 15 апреля 2014 года.
  5. Wayne Craven, American Art: History and Culture. p. 464.
  6. de la Croix, H.; Tansey, R., Gardner’s Art Through the Ages , New York: Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1980.
  7. Gopnik, A.; Varnedoe, K., High & Low: Modern Art & Popular Culture , New York: The Museum of Modern Art, 1990
  8. . Smithsonianmag.com . Дата обращения: 30 декабря 2015. 2 января 2016 года.
  9. Livingstone, M., Pop Art: A Continuing History , New York: Harry N. Abrams, Inc., 1990
  10. Arnason, H., History of Modern Art: Painting, Sculpture, Architecture , New York: Harry N. Abrams, Inc. 1968.
  11. . Tate (10 декабря 2015). Дата обращения: 30 декабря 2015. 2 января 2016 года.
  12. . Warholstars.org . Дата обращения: 30 декабря 2015. 23 декабря 2015 года.
  13. «Pop art», A Dictionary of Twentieth-Century Art , Ian Chilvers. Oxford University Press, 1998.
  14. «Pop art», The Concise Oxford Dictionary of Art Terms , Michael Clarke, Oxford University Press, 2001.
  15. Alison and Peter Smithson, «But Today We Collect Ads», reprinted on page 54 in Modern Dreams The Rise and Fall of Pop , published by ICA and MIT, ISBN 0-262-73081-2
  16. Lawrence Alloway, "The Arts and the Mass Media, " Architectural Design & Construction, February 1958.
  17. от 10 октября 2017 на Wayback Machine , p. 6, ISBN 3822822183
  18. Lawrence Alloway: Die Entdeckung von Pop in England, in: Lucy R. Lippard. Pop Art. München, 1968. S. 27
  19. Barton, Christina. Billy Apple: British and American Works 1960-69 (англ.) . — London: The Mayor Gallery, 2010. — P. 11—21. — ISBN 978-0-9558367-3-2 .
  20. Scherman, Tony. «When Pop Turned the Art World Upside Down.» American Heritage 52.1 (February 2001), 68.
  21. The New York School: The Painters and Sculptors of the Fifties, New York: Harper & Row, 1978. ISBN 0-06-438505-1 pp. 174—195, Rauschenberg and Johns ; pp. 103—111, Rivers and the gestural realists .
  22. Robert Rosenblum, «Jasper Johns» Art International (September 1960): 75.
  23. Hapgood, Susan, Neo-Dada: Redefining Art, 1958-62 . New York: Universe Books, 1994.
  24. Hendrickson, Janis. Roy Lichtenstein (неопр.) . — Cologne, Germany: Benedikt Taschen, 1988. — С. 31. — ISBN 3-8228-0281-6 .
  25. Michael; Kimmelman. (англ.) // New York Times : newspaper. — 1997. — 30 September. 21 февраля 2020 года.
  26. Michelson, Annette, Buchloh, B. H. D. (eds) Andy Warhol (October Files), MIT Press, 2001.
  27. Warhol, Andy. The Philosophy of Andy Warhol, from A to B and back again . Harcourt Brace Jovanovich, 1975
  28. . MoMA.org . Дата обращения: 30 декабря 2015. 2 апреля 2015 года.
  29. . Tfaoi.com . Дата обращения: 30 декабря 2015. 4 марта 2016 года.
  30. Diggory (2013).
  31. Kristine McKenna (July 2, 1995), от 29 октября 2013 на Wayback Machine Los Angeles Times .
  32. Reva Wolf. . Books.google.com . Дата обращения: 30 декабря 2015. 24 июня 2016 года.
  33. . Nortonsimon.org . Дата обращения: 30 декабря 2015. 22 августа 2008 года.
  34. . WorldCat.org (24 июля 2009). Дата обращения: 30 декабря 2015.
  35. Gayford. . The Telegraph . Telegraph Media Group Ltd (19 декабря 2002). Дата обращения: 28 ноября 2012. 5 октября 2013 года.
  36. Jim Edwards, William Emboden, David McCarthy: Uncommonplaces: The Art of James Francis Gill , 2005, p.54
  37. Хоннеф, Клаус. Поп-арт / Под ред. Уты Гросеник. — Москва: Taschen / «Арт-родник», 2005. — С. 12—13. — (Стили, течения и направления в искусстве). — ISBN 5-9561-0142-3 .
  38. Там же. С. 13.

Литература

  • Бодрийяр Ж. // Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Культурная революция; Республика, 2006. — С. 150—158.
  • Ильенков Э. В. // Собрание сочинений. Т. 3 — М.: Канон плюс, 2020.
  • Рыков А. В.
  • // Третьяковская галерея . — 2005. — № 4 (9).

Ссылки

Источник —

Same as Поп-арт