Сан-Роке (футбольный клуб)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ленинградский рок-клуб или ЛенРокКлуб — советская общественная и концертная организация, созданная 7 марта 1981 года в Ленинграде и просуществовавшая до начала 1990-х годов.
Ленинградский рок-клуб, располагавшийся по адресу ул. Рубинштейна , дом 13, не был тем типичным рок-клубом, какие существовали тогда на Западе (а с недавних пор — и в России ). Он скорее был похож на своего рода смесь ДК (с залом на 200 мест) с Союзом композиторов со своей системой членства. Во главе клуба стоял избранный музыкантами совет, в клубе также был свой устав и статус . Возглавлял рок-клуб президент [ уточнить ] : с 1981 по 1982 — Геннадий Зайцев , с 1982 — Николай Михайлов .
Пример Ленинградского рок-клуба в своё время вдохновил энтузиастов в различных городах и даже сёлах страны создавать свои рок-клубы, наподобие Ленинградского (самые известные из них — Московская рок-лаборатория , Свердловский рок-клуб ).
Годы существования рок-клуба оставили довольно яркий след в истории отечественной рок-музыки , многие группы, некогда там выступавшие, стали знаменитыми и культовыми, а некоторые и до сих пор с успехом продолжают свой творческий путь.
Первые попытки объединения ленинградских музыкантов для упорядочивания концертной деятельности относятся к 1970—1971 году . С 1973 года инициатива легализации рок - клуба в общей сложности появлялась четырежды. Как написал Александр Житинский [ источник не указан 1208 дней ] :
Первая попытка создать рок-клуб не для абстрактного объединения музыкантов, а именно как способ легализации концертной деятельности, относится к 1979 году. Тогда в районном подростковом клубе на проспекте Энергетиков , 50, усилиями подпольных менеджеров Юрия Байдака, Сергея Дрызлова и Татьяны Ивановой был создан «Городской экспериментальный клуб любителей современной молодёжной музыки». В клуб вошли десять основных тогда городских рок-групп (имеются в виду группы, способные к концертной деятельности и выражаясь современным языком сотрудничавшие с вышеуказанными менеджерами): «Зеркало», «Дилижанс», « Земляне », «Кронверк», « Яблоко », « Аргонавты », « Пикник », « Россияне », « Мифы », «СЛМР», «Орнамент». Под эгидой этого клуба был устроен первый большой официально разрешенный в Ленинграде концерт. <…> Тогда же инициаторы клуба начали вести первые переговоры с представителями профсоюзов, так как было понятно, что «крыша» чья-то понадобится, а эта казалась самой неидеологизированной. <…>
В январе 1981 года у директора Ленинградского Межсоюзного Дома Самодеятельного Творчества Анны Александровны Ивановой состоялось историческое собрание, в котором приняли участие известные в рок-кругах люди — Геннадий Зайцев, Федор Столяров, Юрий Байдак, Игорь Голубев, Владимир Калинин, Татьяна Иванова, может быть кто-то ещё. Все они в основном занимались устройством концертов, некоторые ещё и играли. Сказав историческую фразу: «Ну ладно, если меня уволят с работы, у меня есть муж — он меня прокормит», — А. А. Иванова обрекла клуб на существование.
Объединение с профсоюзами, которым принадлежал «Ленинградский межсоюзный дом самодеятельного творчества» (ЛМДСТ) , позволяло законно организовывать концерты и избегать внимания органов правопорядка. Областной совет профсоюзов выделил 15 тыс. руб. на аппаратуру . Был организован механизм « литования » текстов песен, за который отвечала журналистка Нина Барановская . В клубе проводились семинары по рок-эстетике, рок-поэзии, работала студия ритма .
7 марта 1981 года в зале ЛДМСТ состоялся первый концерт «ЛенКлуба Любителей Музыки» , в котором приняли участие « Пикник », « Россияне », « Мифы » и «Зеркало». Этот день считается датой основания рок-клуба, однако «Рок-клубом» он стал называться только с 1982 года , когда наиболее «революционно» и свободомыслящих организаторов клуба администрация удалила из КЛМ. Вскоре был избран новый совет, во главе которого встал Николай Михайлов. Как отмечал Андрей Бурлака , «В первой половине 80-х, когда партийная номенклатура отчаянно боролась с любыми проявлениями инакомыслия, в том числе увлечением молодежи рок-музыкой, способность сглаживать конфликты, находить компромиссы, вести разговоры в высоких кабинетах и вообще лавировать между молотом советской власти и наковальней рок-н-ролльной вольницы была бесценной — поэтому Михайлова ещё несколько раз подряд избирали президентом клуба» .
По субботам я хожу в Рок-клуб.
В Рок-клубе так много хороших групп.
Я гордо вхожу с билетом в руке,
А мне поют песни на родном языке.
Майк Науменко , «Песня простого человека»
Впрочем, рок-клуб занимался не только чисто концертной деятельностью, но даже организовывал фестивали. На фестивале группа должна была представить публике и жюри новую программу. Первый из них случился в 1983 году , с тех пор и до закрытия рок-клуба он проводился ежегодно. Именно в то время рок-клуб открыл такие группы как « Кино », « Алиса », « Телевизор », « Поп-механика » и др., которые впоследствии стали классикой русского рока .
В середине и конце 1980-х административный контроль над ЛРК стал снижаться, и в клуб были приняты те группы, которые раньше просто не могли быть туда допущены вследствие идеологической сомнительности , а именно « Автоматические удовлетворители », « Народное ополчение », «Юго-Запад» и др. Более того, рок-клуб стал принимать группы и из других регионов СССР. Так, например, группа ДДТ получила своё второе рождение в Ленинграде. В 1989 году здесь выступала « Гражданская оборона »; также на сцене ЛРК выступали Пётр Мамонов и группа « ЧайФ ». В феврале 1987 года рок-клуб посетила Йоко Оно , в 1988 — спонтанно заехала и выступила в нём группа Scorpions .
Однако, в то же время наступившая перестройка дала и отрицательный результат для рок-клуба. Так, главные «звёзды» рок-клуба, « Кино » и « Алиса », во второй половине 1980-х перебрались в Москву и более того, рок-музыканты всё больше предпочитали большие концертные площадки клубу. Некоторые группы даже могли ездить за пределы СССР без всяких документов, потому потребность в рок-клубе отпала . В октябре 1988 года прошло последнее общее собрание рок-клуба , после чего рок-клуб как объединение независимых музыкантов фактически прекратил существование, а на его территории появился молодёжный музыкальный центр «Ленинградский Рок-клуб», ставший преемником старого рок-клуба .
В 1989−1991 годах рок-клубу удалось провести две крупные акции. В 1989 году ЛРК принял участие в международном движении «Некст-стоп-рок-н-ролл», целью которого было сближение советской молодёжи и молодёжи Дании , Швеции , Норвегии , Гренландии и Исландии ; состоялся выпуск двойного концертного альбома «Laika» с участием советских и датских групп. В 1991 году состоялся фестиваль, посвящённый 10-летию рок-клуба, где, помимо выступления групп, была представлена экспозиция «Реалии русского рока», на которой были выставлены архивные материалы о деятельности ЛРК (впоследствии бо́льшая их часть исчезла). Восьмой фестиваль, приуроченный к 10-летию рок-клуба и проведённый в марте 1991 года, стал последним событием, организованным «старым» рок-клубом .
В 1990-е годы в связи с распадом СССР и экономическими реформами рок-клуб стал уступать место маленьким рок-клубам западного образца с одной стороны и дискотекам , рейвам и ночным клубам — с другой. В декабре 1995 года был проведён IX фестиваль рок-клуба, а в ночь с 29 на 30 марта 1996 года в состоялся концерт, посвящённый 15-летию клуба . Тем не менее, по словам Инны Волковой : «…в 90-е Ленинградский рок-клуб уже не был таким восхитительным, со смешными правилами вступления, над которыми все время хохотали, но и исполняли их строго. <…> Правила стали куда-то деваться, потому что расхлябанность, которая началась в стране, и там тоже брала свои права. Люди уже не вступали в рок-клуб, а вываливались из этой сетки, потому что можно было жить шире и свободнее» . Не могла добавить симпатий рок-клубу и обнародованная информация о патронаже КГБ (см. ниже).
По словам Андрея Бурлаки: «Время от времени в бывшем „красном уголке“ ЛМДСТ, куда в 1987 году переселился Рок-клуб, происходили концерты; в середине 90-х там был сделан ремонт и открылся бар; пару лет работал музыкальный магазин, который создали Игорь „Панкер“ Гудков и Игорь „Пиночет“ Покровский, но к концу десятилетия вся активность во дворе исторического особняка на Рубинштейна, 13, сошла на нет». В итоге, весной 1998 года театр Зазеркалье вытеснил с данного адреса «Ленинградский межсоюзный дом самодеятельного творчества» (ЛМДСТ), а в конце 2000 года — окончательно и сам рок-клуб , который остался без помещения.
Повестка дня была необычной: не пора ли вернуть к жизни Ленинградский Рок-клуб?.. Как это нередко бывает, идея возникла на пересечении интересов нескольких групп людей, у каждой из которых имеются свои резоны ратовать за Рок-клуб и сугубо своё видение того, какое место в культурной жизни Питера и России (равно как и в их собственной) он должен занимать. Кого-то клуб интересовал сугубо как потенциальное место работы. В чьих-то глазах, наоборот, он выглядел как потенциальный объект вложения капитала. Кто-то опасался, что легендарный бренд попадёт в чужие руки — как это случалось с другими популярными именами в истории нашего города. Кто-то верил, что с его помощью можно изменить соотношение сил в шоу-бизнесе. У одних с Рок-клубом ассоциируется славное время юности и единства и они не против тряхнуть стариной, другие готовы рискнуть — чем чёрт не шутит — а третьи внимательно следят за ходом событий, чтобы вовремя вскочить на подножку и заявить, что они «были тут всегда».
— Андрей Бурлака. Рок-клуб умер… Да здравствует Рок-клуб?
Разговор с аудиторией начал Николай Михайлов. После него в произвольном порядке, то вместе то порознь, выступали и отвечали на вопросы остальные участники акции. Из их не особо конкретных высказываний можно было уяснить, что в настоящий момент у клуба нет ни юридического лица, ни помещения, ни конкретного плана действий, а по поводу ближайшего будущего мнения инициативной группы значительно расходятся: так, Михайлов намекал на будто бы ведущиеся переговоры с городскими властями, в то время как Борзыкин и Бурлака утверждали, что не хотят иметь дела с правительством Матвиенко, которое легендарный рок-критик, вообще, считает преступным. Пироган почему-то говорил о возрождении в России арт-рока (в этом стиле играет подшефная ему группа), Бомштейн — о музыкальном просвещении, вскользь упоминалось о планах гастролей, мастер-классах, репетиционных помещениях, фонотеке и библиотеке, но всё это как-то неконкретно…
— Дмитрий Артемьев. Рок-клуб приоткрывает карты…
Инициативы 2008 года поддержки не нашли.
В 2011 году вице-президентом Ленинградского рок-клуба стал лидер группы «Тим Тайлер» Антон Шлей, переехавший в Санкт-Петербург из Челябинска в 2005 году. Антон Шлей проработал на данном посту до 2017 года и внес существенный вклад в дело рок-музыки Санкт-Петербурга. Было издано шесть музыкальных сборников "Ленинградский рок-клуб. Новое поколение", где наравне с молодыми исполнителями участвовали былые участники рок-клуба, Два года выпускался журнал "Берег Питера" в соавторстве с Джорджем Гуницким. На телеканала ВОТ выходила передача "Однажды в рок-клубе", которую вели Антон Шлей и Николай Михайлов. В результате раскола между Шлеем и последним президентом Ленинградского рок-клуба Николаем Михайловым в 2015 году Антон Шлей основал Рок-клуб Тима Тайлера, став его президентом. Новый клуб стал располагаться по адресу Звенигородская улица , дом 1 . В настоящее время клуб базируется во Всеволожске (Лен. область) и проводит ежегодные летние опен-эйры: «Клевый рок», «Победа».
В 2017 году возрождением Ленинградского рок-клуба решил заняться Иван Беспалько (псевдоним — Маршал), родившийся в 1984 году в Шахтёрске , работавший в местной милиции и в 2015 году переехавший из Украины в Санкт-Петербург . После знакомства с Николаем Михайловым последний без договорённости с до сих пор формально существующим Советом ЛРК и учредителями назначил Беспалько вице-президентом рок-клуба, В результате в марте 2019 года было зарегистрировано ООО «ЛРК Продакшн», генеральным директором которого стал являться Иван Беспалько, а в ноябре того же года официально возникла Региональная общественная организация «Ленинградский рок-клуб», президентом которого стал также Иван Беспалько . Новый клуб стал базироваться на Беговой улице , д. 3, директором стал Игорь Серебренников. С точки зрения руководства нового клуба, Ленинградский рок-клуб не может никому принадлежать, поскольку является всероссийским достоянием, а за самой организацией ещё в 1980-е годы был закреплён только логотип, но не наименование. В преддверии наступления 2020 года в своей группе ВКонтакте новый рок-клуб предлагал организацию корпоративов в разных стилях, в том числе шансон и караоке, с привлечением лучших музыкантов ЛРК. В дальнейших планах нового ЛРК — поддержка не только рок-, но также рэп- и электронных музыкантов .
Однако такие действия вызвали недовольство многих музыкантов и членов старого рок-клуба. Например, заместитель президента Ленинградского рок-клуба, организатор современных концертов и фестивалей ЛРК Варвара Добромелова считает:
«Раньше ЛРК был синонимом музыки для контркультурной, думающей молодёжи, для тех, кто выступает в авангарде любого протеста или новаторства, а сейчас получается, что эта история скатилась до уровня районного кабака».
— Гуницкий Дж., Ибрагимова М. Ленинградский рок-клуб: фрагменты хроники прошлых лет. — СПб.: 2020. — С. 46—47.
Джордж Гуницкий на личной странице ВКонтакте разместил меморандум, в дальнейшем подписанный другими рокерами: .
<…>
3. Открыть заново теперь в городе Санкт-Петербурге организацию либо место с теми же свойствами и традициями, какими обладал рок-клуб на ул. Рубинштейна, 13, и с таким же названием, в наше время невозможно по объективным причинам.
4. Мы считаем необходимым заявить, что все организации, которые используют теперь название ЛРК, не имеют на малейшего отношения к подлинному рок-клубу на ул. Рубинштейна, 13 и к Совету рок-клуба тех лет и, соответственно, люди их представляющие, представляют только самих себя и более никого. К настоящему и подлинному ЛРК эти вновь созданные структуры никакого отношения не имеют.
— Джордж Гуницкий
Выступление на фестивале подводило итог деятельности группы за год; поэтому, по негласному правилу, нужно было представлять новую программу. В состав жюри входили сотрудник ЛМДСТ, 2 человека от рок-клуба (президент и член совета), член ВЛКСМ и представители творческих союзов, радио, прессы, концертных организаций (частым гостем фестивалей был писатель и журналист Александр Житинский , который делился впечатлениями от концертов в рубрике «Записки рок-дилетанта» в журнале « Аврора ») .
Участники | Состав жюри |
---|---|
|
Почётными грамотами награждены: Виктор Салтыков (лучший вокалист), Александр Ляпин (лучший лидер-гитарист), Сергей Семёнов (лучший бас-гитарист), Александр Кондрашкин (лучший барабанщик), Владимир Леви (лучший исполнитель на акустической гитаре), Олег Скиба (лучший исполнитель на клавишных; за композицию «Миллионный Дом»), Александр Рахов (лучший в разряде «прочие инструменты» — саксофонист), Ольга Домущу (за артистизм и вокальное мастерство), Сергей Курёхин (за лучшие аранжировки), Майк Науменко (за лучшие тексты).
К моменту проведения фестиваля из клуба уходили группы, исполняющие хард-рок ; набирала популярность «новая волна» .
Участники | Состав жюри |
---|---|
|
Лауреаты : Аквариум, Кино, Секрет, Теле-У, Тамбурин, Джунгли, Телевизор
Грамотами отмечены: Секрет (за артистизм), Тамбурин (за высокий художественный уровень аранжировки и качество исполнения), Теле-У (за исполнительное мастерство), Джунгли (за музыкально-композиционное решение программы), Борис Гребенщиков (за вклад в развитие ленинградского рок-клуба), Майк Науменко (за последовательную разработку сатирической темы).
Специальными призами награждены: Тамбурин (приз горкома ВЛКСМ за идейно-художественный уровень), Мануфактура (приз комитета ВЛКСМ производственного объединения «Кировский завод» за творческий поиск), Зоопарк (приз комитета ВЛКСМ Ленинградского оптического института и приз зрительских симпатий ).
Официальные релизы: Секрет — Ты и я (2023)
Участники | Состав жюри |
---|---|
|
Лауреаты : Кино, Алиса , Джунгли, Телевизор, Странные Игры, Теле-У, Тамбурин
Специальными призами награждены :
Участники | Состав жюри |
---|---|
|
Лауреаты : Аквариум, Модель, АВИА, АукцЫон, Зоопарк, Джунгли, Алиса
Лучшие инструменталисты: Александр Ляпин (Аквариум) — соло-гитара, Игорь Тихомиров (Кино) — бас-гитара, Александр Кондрашкин (АВИА) — ударные, Николай Гусев (АВИА) — клавишные
Грамотами отмечены: Виктор Цой (Кино) — приз за лучшие тексты, Сергей Рогожин (АукцЫон) — вокал, Олег Гаркуша (АукцЫон) — за артистизм
Лучшие песни: «Любовь — это все, что мы есть» (Аквариум), «Иллюзии» (Зоопарк), «Перемен» (Кино), «Осенний блюз» (Присутствие)
Приз «Надежда»: Провинция
По мнению Владимира Рекшана , данный фестиваль обозначил рок-клуб как общегородское явление. Михаил Борзыкин (« Телевизор »), выступавший с критикой политики рок-клуба, исполнил на фестивале незалитованные песни «Мы идём» и «Выйти из-под контроля»; этот ход лишил группу лауреатства, и ей на полгода запретили концерты. Внесение в число лауреатов группы «Модель» вызвало скандал, который привёл к переизбранию совета клуба .
Официальные релизы: Зоопарк — W (альбом) (2000).
Участники | Состав жюри |
---|---|
|
Специальными призами награждены: Сезон дождей — за профессионализм, верность традициям и хороший вкус, Кино — за творческое совершеннолетие, Телевизор — за художественную цельность, Алиса — за единство, АукцЫон — за превращение идеи аукциона в идею караван-сарая, АВИА — приз имени АВИА, Объект насмешек — за шокинг, Ноль — за всё с надеждой, Джунгли — за музыку, Юрий Наумов — за чистоту и искренность, Зоопарк — за трезвость, ставшую нормой, ДДТ — за мощь, Патриархальная выставка — за чистоту стиля, Аквариум — за свет и любовь. Это первый фестиваль ЛРК с участием группы ДДТ. Группа ДДТ выступала предпоследней, перед « Аквариумом » и стала его главным открытием .
Лучшие инструменталисты: Андрей Нуждин (Игры) — гитара, Юрий Наумов — гитара, вокал, Андрей Отряскин (Джунгли) — гитара, Никита Зайцев (Санкт-Петербург, ДДТ) — гитара, Максим Пшеничный (Сезон дождей) — гитара, Игорь Тихомиров (Кино, Охота романтических их, Джунгли) — бас-гитара, Александр Титов (Аквариум) — бас-гитара, Александр Кондрашкин (АВИА, Объект насмешек, Джунгли) — барабаны, Михаил Нефёдов (Алиса) — ударные, Николай Гусев (АВИА) — клавишные, Сергей Рогожин (Аукцыон, Охота романтических их) — вокал, актёрское мастерство, Юрий Шевчук (ДДТ) — вокал, актёрское мастерство, Антон Адасинский (АВИА) — актёрское мастерство, Михаил Чернов (ДДТ) — саксофон, Фёдор Чистяков (Ноль) — баян, Павел Литвинов (АукцЫон, Джунгли) — перкуссия, Сергей Ерёмин (Телевизор) — звук, Владимир Рекшан (Санкт-Петербург) — лучший хранитель традиций ленинградского рока.
Лучшие песни: «Легенда» (Кино), «Поколение дворников и сторожей» (Аквариум), «Театр Станиславского» (Юрий Наумов), «Чёрное Шоссе» (Патриархальная выставка), «Доктор Хайдер» (Ноль), «Дети уходят» (Телевизор).
Приз «Надежда»: Александр Башлачёв.
Были упразднены цензура и система лауреатства. Отмечалось большое количество музыкантов из других городов, что впоследствии дало пищу для разговоров о фестивале как о триумфе «национального рока» в противовес популярным в Ленинграде нововолновым увлечениям .
Официальные релизы: Зоопарк — W (альбом) (2000).
Участники I этапа: Мухомор, Дети , Ё, Тихий омут, Время любить, Амальгама, Мисс А., Тайное голосование , Штормовое предупреждение, Движение, Против течения, Токио, Петля Нестерова , Младшие братья, Бриллианты от Неккермана , НЭП , 600, Дурное влияние , Народное ополчение , Изолятор, Присутствие , Мат, Бригадный подряд , НОМ , Ситуация.
Лучшие группы были отобраны для участия во II этапе.
Участники II этапа: Дурное влияние, Петля Нестерова, Игры , Рок-штат, Фронт, Мат, Народное ополчение, Автоматические удовлетворители, Ноль , Джунгли , Бригадный подряд, Аукцион , 600, Ситуация, НОМ, Диктатура, Бриллианты от Неккермана, Дети, Время любить, Младшие братья, Опасные Соседи , Нате! , Юрий Наумов и Проходной двор, Нюанс , Сезон дождей, Мифы , Санкт-Петербург , Объект насмешек , Калинов мост , Телевизор , Чай-Ф , Корпус-2, Аптека, Юрий Морозов , ДДТ , Ноль, Алиса , Джоанна Стингрей и Игры, ГПД .
Жюри на фестивале не учреждалось, призы и лауреатские звания не присуждались. Фестиваль едва не был сорван городскими властями, но этому воспрепятствовал стихийный протест музыкантов и зрителей, которые, выйдя к Смольному , добились переговоров и получили разрешение .
Участники: Экс-миссия, Буква «О», Диктатура, Выставка, Гражданская оборона , Токио, Оле Лукойе , Дурное влияние , Беглец, Рок-штат , Премьер, Фронт , Время любить, Паутина, Скорая помощь , НЭП , Петля Нестерова , Народное ополчение , Нате! , Сезон дождей, Духи, Трилистник , Джунгли , Весёлые картинки , Алиса , Бриллианты от Неккермана , НОМ , Оркестр А, АукцЫон.
На фестивале смогли принять участие все желающие участники рок-клуба. Лауреатские звания не присуждались . Выступление группы « Гражданская Оборона » некоторыми расценивается как высшая точка популярности сибирского панка в целом и закатом «золотого века» русского рока .
Участники фестиваля в Ленинградском рок-клубе, 7—10 марта 1991 года: Россияне, Сергей Сидорин, Санкт-Петербург , Тамбурин , ОГПУ им. Ю. Морозова , Патриархальная выставка , Джунгли , Колибри , Внезапный сыч , Петля Нестерова , Трилистник , НЗ, Стиль & Стюарты Копленды , Сезон дождей, Кошкин дом, Турецкий чай (группа Александра Ляпина ), Паутина, Тайное голосование , Андрей Машнин , Дурное влияние , Корпус 2.
Участники фестиваля во Дворце спорта Юбилейный , 12—14 марта 1991 года: Собака Це Це , Народное ополчение , Юго-Запад , АукцЫон , Ноль , Алиса , Опасные Соседи , НОМ , АВИА , Дети , ДДТ , Мифы , НЭП , Объект насмешек , Игры , Два cамолёта , Аквариум (совместно с ними песню «Пригородный блюз» спел Майк Науменко ) .
Для празднования юбилея клуба были приглашены спонсоры, телевидение. Жюри на фестивале не учреждалось, призы и лауреатские звания не присуждались. Исполнение «Аквариумом» песни «Зоопарка» «Пригородный блюз» совместно с Майком Науменко является одним из его последних появлений на сцене . По итогам концерта был выпущен сборник на 4 пластинках « Однажды в Рок-клубе ». Данный фестиваль стал последним, проведённым «старым» рок-клубом, и обычно с этим событием связывают конец активного существования Ленинградского рок-клуба.
Участвовали: Марина Капуро , Странные игры , Tequilajazzz , ДДТ .
К концу активного существования рок-клуба, то есть к началу 1990-х, его членами являлось более 150 групп . Каждый участник получал удостоверение члена рок-клуба, и за время его существования до первой половины 1990-х их было выдано более 700 . Обладателем удостоверения с номером 001 являлся Коля Васин .
Список групп и исполнителей, входивших в Ленинградский рок-клуб к началу 1990-х :
|
|
|
|
Бывший генерал-майор КГБ Олег Калугин в одном из интервью 1992 года рассказал, что деятельность Ленинградского рок-клуба курировалась КГБ, как, впрочем, и деятельность «практически всех выдающихся ленинградцев… потому что эти люди были неординарны, талантливы, имели своё мнение. И нужно было следить, куда это мнение их заведёт: в диссидентство, шпионаж или что другое».
— Вы охотно рассказываете, на кого стучали, но умалчиваете о тех, КТО стучал.
— Как офицер КГБ, военнослужащий, я не имею права раскрывать людей, которые в силу каких-то обстоятельств сочли необходимым или возможным сотрудничать с Комитетом, — это было бы просто аморально. К тому же некоторые агенты выполняли необходимую для общества работу. Пусть лучше они сами раскроются, пусть их гражданская совесть заговорит! И вообще, давайте попробуем посмотреть на дело с другой стороны. КГБ создал в Ленинграде рок-клуб, был его спонсором, а непосредственные организаторы — нашими агентами. Да, Комитет стремился поставить под контроль анархические тенденции в музыкальной жизни города, но объективно создание рок-клуба было полезным для общества! Зачем же теперь раскрывать этих мальчиков-джазистов? Может, они и так клясть себя всю жизнь будут, мучиться? Они же не принесли вреда, были незнающими и не ведающими ребятами, пусть проявившими слабость, но честными и порядочными. Некоторые из них сейчас стали известными людьми…
— О. Д. Калугин, бывший генерал-майор КГБ
В концертном зале клуба существовали специальные места, на которых располагались сотрудники КГБ , а также представители КПСС и комсомола , в задачу которых входило наблюдение за происходящим в клубе. Потенциально опасные с точки зрения органов музыканты, которые могли высказываться против власти или просто эпатировать публику (главным образом, панк -рокеры), к участию в рок-клубе не допускались. Тем не менее рок-клуб был единственным местом в городе, где можно было легально играть рок.
Как написал Александр Житинский :
По утверждению [Николая] Михайлова, никто из членов клуба (без всяких исключений!) не избежал контактов с КГБ. А вот степень этих контактов была разная. За первые восемь лет существования клуба у него сменилось три куратора от КГБ. Фамилий их никто не знал, а вот имена сохранились для истории. Первого звали Владимир Валентинович. Он был старше музыкантов и имел ортодоксальные взгляды. Впоследствии он женился на кураторе рок-клуба от ЛМДСТ Надежде Афанасьевой. Следующего куратора звали Володя, он был мягче, а впоследствии стал резидентом. Последний куратор, Леша, тоже особо не давил.
По словам Бориса Гребенщикова :
Любые концерты в то время можно было представить как подсудную деятельность, а вступление в рок-клуб позволяло играть на сцене Дома самодеятельности и вообще общаться. <…> Естественно, во времена рок-клуба нам было прекрасно известно, что за всем этим стоит КГБ, но КГБ — просто организация, а под колпаком была вся страна. И мы делали всё возможное, чтобы получить удовольствие в этих абсурдных условиях.
Джордж Гуницкий так высказывается по поводу взаимоотношений КГБ и рок-клуба:
…Калугин был прав. Спорить не приходится, ГБ в те благословенно-уродливые годы была организацией всесильной. Рок-н-ролл точно так же, как и прочие сферы жизни, являлся объектом поднадзорным и контролируемым, с той только небольшой разницей, что здесь обычные методы не слишком годились. Что-то не срасталось, хотя стукачи внедрялись и сюда. <…> Попытки создать рок-клуб предпринимались и раньше, однако они ничем не заканчивались. Гэбэшная инициатива оказалась более эффективной. <…> Для того, чтобы контроль давал нужные результаты, решили создать курируемые любительские объединения. 1981 год стал переломным не только для рокеров, тогда же «объединили» литераторов и художников. <…> [Однако] Они [рокеры] оказались совершенно непредсказуемой публикой. ГБ продолжала уныло курировать рок-клуб, однако это давало хорошие показатели только для отчётов. Ситуация с каждым годом становилась всё более неуправляемой… Так что не стоит переоценивать деятельность ленинградской ГБ в создании рок-клуба и не следует понимать г-на Калугина буквально. Зато благодаря гэбэшникам впервые, может быть, в СССР сложилась ситуация «государства в государстве», позволившая его обитателям быть независимыми.
— Гуницкий Дж. Ленинградский рок-клуб: фрагменты хроники прошлых лет. — СПб.: 2020. — С. 40—41.
Однако последний президент рок-клуба Николай Михайлов является сторонником несколько иной точки зрения, утверждая, что основная инициатива создания рок-клуба происходила всё же не от КГБ, а от самих музыкантов :
КГБ в то время всегда присутствовал в нашей жизни — везде, по всей стране. Я думаю, что на какой-нибудь ткацкой фабрике в Иванове также был свой представитель этой организации, потому что все, в том числе и идеология, считалось стратегически важным для страны. <…> А роль КГБ была, с моей точки зрения, положительной. Я до конца не понимаю, когда они появились. По версии нашего куратора от профсоюзов Наталии Веселовой и из разговора с Анной Александровной Ивановой, нашим директором, могу судить, что кагэбэшники появились года два спустя после организации рок-клуба. Я их увидел, наверное, в то же время. До того момента их не было, хотя, наверное, они где-то присутствовали, с кем-то разговаривали… <…> Вот я не помню никаких негативных ощущений от общения с этими кагэбэшниками. А от общения с ментами и комсомольцами такие ощущения были. С моей точки зрения, никакая силовая, идеологическая структура никогда не могла бы создать Ленинградский рок-клуб только по одной причине: это было народное движение снизу, которое началось ещё в конце шестидесятых, продолжилось в семидесятых и окончательно оформилось к 1981 году.
Секретарь и позже администратор рок-клуба Ольга Слободская также не согласна с точкой зрения, согласно которой рок-клуб был организован по инициативе КГБ :
Рок-клуб был создан в первую очередь самими музыкантами для того, чтобы у них, у исполнителей рок-музыки, была возможность самореализации. Чтобы коллективы могли выступать легально с официально залитованной программой (прошедшей цензуру). <…> Мне кажется, хотя я могу ошибаться, что эта легенда начала существование именно после того, как Калугин сам произнёс в каком-то интервью много лет тому назад, что КГБ создал рок-клуб. С лёгкой руки генерала все радостно подхватили эту версию и стали её тиражировать. Это бесит меня неописуемо уже много лет! Рок-клуб был создан музыкантами и другими творческими людьми, а не генералом Калугиным вместе с остальным КГБ!
Дмитрий Наумов, « Биртман »:
Я общаюсь с людьми из рок-культуры того времени, они заслуживают уважения. Но когда к нам стала просачиваться рок-музыка, люди хотели сделать как там. Они не хотели ничего советского, они не смотрели телевизор, считали это упыризмом. А теперь время прошло и отбросило всё дерьмо. И если современному человеку поставить трек Полада Бюльбюль-оглы с бендом и сравнить его с лучшими представителями Ленинградского рок-клуба, то он скажет: «Ребят, надо было слушать то, что было тогда». У нас было слишком много борьбы с невидимым врагом.