Кривощёков, Иван Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ковёр ( др.-рус. ковьръ, коверъ ) — плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), используемое для покрытия полов , иногда других поверхностей в помещении ( столов , диванов и тому подобное) в декоративных, утеплительных, ритуальных или акустических целях.
Ковёр — одно из древнейших изобретений для декорирования и утепления любого дома : от юрты кочевого племени до роскошного дворца в барочном стиле . На протяжении многих веков ковёр был не только символом достатка, но и предметом искусства , поскольку для его выделки требовался длительный кропотливый ручной труд .
Считается, что слово «ковёр» было заимствовано древнерусским языком из тюркских языков . Одно из наиболее ранних употреблений этого слова в древнерусском языке — Повесть временных лет , под 6485 (977) годом написано:
И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре
Оригинальный текст (древнерусск.)и посла Ӕрополкъ искатъ. и волочиша трупьє изъ гребли ѿ ауе и до полудн҃и. и налѣзоша исподи Ѡлга подъ трупьємъ. и внєсъше положиша и на коврѣ
По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.
С изобретением анилиновых красителей в XIX веке ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция , Китай и даже Европа . Но самые лучшие ковры, например из шёлковых нитей — по-прежнему весьма дороги. Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей — хромовые . По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.
Тем не менее, современные технологии позволили уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. Синтетические ковры серьёзно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать.
В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от англ. tuft — «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.
Первые в истории тканые картины с изображением лотосов и скарабеев, изготовленные в технике ковров, датируют XVI — XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице Тутмоса IV эпохи Нового Царства, однако, по-видимому, это был безворсовый ковер типа шпалеры . А найденная в египетском Бени-Хасане фреска «Женщины, работающие на ткацком станке» ( X век до н. э. ), возможно, скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров.
Возможно, фрагмент самого древнего ковра был обнаружен в урартском поселении IX века до н. э. в Кармир-Блуре . С.Руденко пришёл к заключению, что ковёр был соткан одним из иранских народов — персами , парфянами либо мидийцами , однако Элизабет Барбер полагает, что Руденко проанализировал не все возможные локации происхождения ковра .
Самый древний из сохранившихся ворсовых ковров был создан в V веке до н. э. . Археологи обнаружили его в Пазырыкском кургане на Алтае , и теперь он хранится в Эрмитаже . Место создания пазырыкского ковра является предметом дискуссий, называется Центральная и Западная Азия . Также существуют версии о скифском происхождении ковра . Ульрих Шульман предполагал, что ковёр являлся похоронным аксессуаром, скорее всего, армянского происхождения . Археолог Грязнов считал, что ковёр имеет среднеазиатское или иранское происхождение . По мнению М. Г. Мостафави, этот ковёр парфянский, а по И. Цих-Ниссен он изготовлен в северо-западном Иране, между Сузами и Фригией. С. П. Толстов по раскопкам хорезмского памятника Топрак-кала выдвинул гипотезу об изготовлении пазырыкского ковра массагетским племенем, которое двинулось в конце IV и в III веках до н. э. в Центральную Азию и, известное под именем больших юэчжей, имело связи с Алтаем. Анализируя данные дневника раскопок и сопоставляя найденные в Пятом Пазырыкском кургане мумифицированные тела и предметы, использованные в траурной церемонии, А. Гаврилова приходит к заключению, что Пазырыкский ковёр был соткан в Великой Мидии . Археологи Баркова и Полосьмак приводили предположения, что для окраса могла использоваться араратская кошениль , хотя древние мастера могли использовать польскую кошениль . Анализ Вайтинга показал, что в карминоносном красителе ворсовой нити пазырыкского ковра содержалось 10 % , что даёт основание определить этот краситель как польскую кошениль .
Пазырыкский ковёр выполнен т. н. турецким симметричным двойным узлом (на 1 дм² вручную навязано 3600 узелков, а во всём ковре их свыше 1,250,000), и потому он обладает достаточно высокой плотностью . Украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях).
В культуре кочевых народов ковры получили особое признание и стали широко распространяться по ареалам племён, живущих в лёгких домах, юртах. Рождение ковра в среде кочевых народов было обусловлено самим их бытом — резко континентальным климатом .
Ислам , запрещающий изображение живых существ, диктовал свои суровые, аскетичные правила: с ковров исчезли птицы, верблюды, лошади. Ислам стал доминирующей религией на Востоке, а орнаменты ковров заговорили языком символов и абстракций, превратились в тканое выражение Корана . Таким образом, персидский ковёр для посвящённого — книга о строении мироздания. Цвет ковра также мог рассказать о многом.
Ковры были непременным атрибутом выплачиваемой дани ввиду их редкости и дороговизны. Удобство ковров для утепления любого жилища трудно переоценить даже в наше время. Высокая цена ковров была обусловлена исключительно кропотливой ручной работой, использованием редких красок, которые зачастую приходилось привозить издалека. В домашних условиях тщательно окрасить шерсть было очень трудно. В каждом квартале жил собственный красильщик. В сельских районах бродячие мастера-красильщики криком предупреждали о своём приходе.
Для окраски ковров в некоторых мастерских используют натуральные красители. Они дороги, но прочны — служат веками. Растительные краски насыщенного синего цвета добывают из индиго . Из самок кошенили получают карминовый красный краситель ; также красную краску получают из корней марены. Шафран используют для получения жёлтого цвета.
Ковёр является традиционным фоновым элементом в отечественной бытовой и праздничной фотографии ещё с дореволюционных времён . Хотя многими профессиональными фотографами подобная практика не одобряется ввиду того, что подобная фотография рябит и оставляет впечатление засоренности , а рисунок ковра будет отвлекать и привнесёт в кадр слишком много смыслового мусора .
The earliest surviving carpet, now in the Hermitage, was found among frozen grave goods at Pazyryk in Siberia, and is dated approximately to the fifth century bc. It has a field of squared rosettes, and borders with clk lede horses. Whether the Pazyryk carpet was made Central or Western Asia is a matter of debate, but Armenia in particular has been mentioned as a possible place of origin.
"Scholarly work on the Pazyryk carpet by experts on knotted pile rugs includes Ulrich Schurmann, The Pazyryk, Its Use and Origin (Munich, 1982)" // Mary C. Stieber. «Euripides and the Language of Craft» // BRILL, 2011, ISBN 9004189068 , 9789004189065, p.312«From all the evidence available I am convinced that the Pazyryk rug was a funeral accessory and most likely a masterpiece of Armenian workmanship».