Interested Article - Йога

Статуя Шивы , выполняющего медитацию йоги в позе лотоса
Будда Шакьямуни в сидячей медитации с дхьяна мудрой (медитация мудры ), , Шри-Ланка
Мужские и женские йоги из Индии XVII—XVIII веков
Традиционное индуистское изображение Патанджали как аватара божественного змея Шеши

Йо́га ( дев. योग , IAST : yoga) — понятие в индийской культуре , в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния . В более узком смысле, йога — одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма .

Основные направления йоги: раджа-йога , карма-йога , джнана-йога , бхакти-йога и хатха-йога . В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в « Йога-сутрах » Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи . Йога обсуждается в различных писаниях индуизма , таких как Веды , Упанишады , « Бхагавадгита », « Хатха-йога-прадипика », « Шива-самхита » и Тантры . Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши . За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином .

1 декабря 2016 года ЮНЕСКО , отметив существенное влияние на многочисленные аспекты жизни индийского общества в сфере здравоохранения, медицины, образования и искусства, включила йогу в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .

Этимология

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж , имеющего много смысловых значений : «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз», «упряжка», «упражнение», «обуздание», и т. п. Впервые встречается в « Ригведе » — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы, но не в значении практики йоги, а как обозначение упряжи. В значении йоги как практики слово йога описано в тексте Катха-упанишады в строке 11-й третьей главы: «Твердое владение чувствами — это считают йогой . Тогда [человек] становится неотвлеченным, ибо йога приходит и уходит.» . Аналогичное слову «йога» значение имеет латинское слово «religare», от которого, по одной из версий, произошло слово « религия » .

История

История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.), изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал . Считается, что йога развилась из аскетических практик ( тапаса ) ведийской религии , которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э. ) . В Брахманах, в частности, в « Шатапатха-брахмане », присутствуют идеи единения ума, тела и души с Абсолютом . В Упанишадах , наиболее раннее упоминание йоги и медитации можно обнаружить в « Брихадараньяка-упанишаде » — одной из древнейших упанишад, датируемой учёными X IX веком до н. э. и в Катха-упанишаде :

तां योगमिति मन्यन्ते स्थिरमिन्द्रियधारणाम् ॥३.११॥

tāṃ yogamiti manyante sthiramindriyadhāraṇām ॥3.11॥

Йога — это устойчивый контроль чувств

Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э. ), « Махабхарата » и « Бхагавадгита », а также « Йога-сутры » Патанджали ( II век до н. э. ). В «Йога-сутрах» йога впервые была изложена как одна из школ (« даршан ») индуистской философии . Эта ранняя школа йоги ретроспективно получила известность под ретронимом раджа-йога с целью отличить её от других, более поздних школ.

Индская цивилизация

На нескольких печатях, обнаруженных при раскопках в долине реки Инд и датируемых периодом с 3300 по 1700 год до н. э., были найдены изображения людей в медитативных и йогических позах, занимающихся «одним из видов ритуальной практики, возможно древней формой йоги». Из всех артефактов Хараппской культуры археолог Грегори Поссель выделяет 16 специфических фигурок в йогических позах. По мнению учёного, они свидетельствуют о том, что обитатели Хараппской цивилизации занимались ритуальными практиками йоги и медитации. При этом были найдены изображения в йогических позах не только людей, но и божеств .

Наиболее известным из хараппских йогических изображений является «печать Пашупати» , обнаруженная британским археологом Джоном Маршаллом , который полагал, что на ней изображена одна из древних форм Шивы . Некоторые учёные, однако, подвергают сомнению идею того, что изображённый на печати «Пашупати» («Господь животных») представляет фигуру Шивы или Рудры .

Печать Пашупати Дели , изображающая медитирующего Шиву .

«Йога-сутры» Патанджали

Статуя Патанджали , автор основного текста Йога-сутры , медитирующего в позе лотоса

В индийской философии йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма . Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи . Согласно учению Патанджали , школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической . Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи . Йога и санкхья очень близки друг к другу; по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога…» . Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер :

Обе философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины. Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, перечисляя и давая определение её элементам, анализируя способы их взаимодействия в обусловленном состоянии (бандха), и описывая их состояние в освобождённом состоянии мокши , в то время как йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения...

Основным текстом школы йоги являются « Йога-сутры » Патанджали , который считается основателем философии йоги . Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом . Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре , которая является ключевой сутрой всего текста:

IAST : योग: चित्त-वृत्ति निरोध:
yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ

Йога — обуздание волнений, присущих уму.
— «Йога-сутры» 1.2

Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)» . Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)» .

Статуя индуистского йогина в Бирла Мандире , Дели

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмичленной йоги» ), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги .

Восемь членов, или ступеней аштанга-йоги :

  1. Яма — принципы взаимодействия с внешней средой
  2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой
  3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
  4. Пранаяма — контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик
  5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
  6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
  7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма .

Бхагавадгита

Кришна рассказывает Гиту Арджуне

«Бхагавадгита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души ( атмы ) и трансцендентности верховного божества ( Бхагавана ). Кришна учит, что корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу .

Вдобавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию , «Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги :

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что Бог в своей личностной форме ( Бхагаван ) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что сверхдуша ( параматма ) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти ( сансары ) через осознание Бога и своих отношений с ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Известный комментатор «Бхагавад-гиты» Мадхусудана Сарасвати в конце XV века разделил её по содержанию на три основные части: первые шесть глав в основном посвящены карма-йоге, средние шесть глав — бхакти-йоге, и последние шесть — джнана-йоге. Другие комментаторы предложили свой вариант деления, приписав определённую йогу каждой из глав и выделив 18 видов йоги . Подобное деление впоследствии было принято многими комментаторами «Бхагавад-гиты».

Хатха-йога

Скульптура Горакшанатха , знаменитого йога традиции натха XI века и главного сторонника хатха-йоги

Хатха-йога — направление йоги, сформированное в X—XI веке Матсьендранатхом и, в большей степени, его учеником Горакшанатхом . Основанная ими традиция натхов сыграла значительную роль в развитии классической хатха-йоги в средневековой Индии .

Основы системы хатха-йоги описаны в таких текстах, как « Хатха-йога-прадипика », « Горакша-шатака », « Гхеранда-самхита » и « Шива-самхита ».

Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на , очищении тела, приводящего к очищению ума ( ха ), и праны , или жизненной энергии ( тха ). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам ( асанам ) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы . В настоящее время хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога» .

На Западе

Вивекананда в Лондоне в 1896 году

В Европе впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр , одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады . После выступления Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе не ослабевал. Следующий всплеск интереса пришёлся на первую половину-середину XX в.

Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций учредила 21 июня как «Международный день Йоги» (отмечается ежегодно в Индии и во всем мире с 2015 года).

Отражением популярности йоги на Западе можно считать тот факт, что самая большая современная скульптура из золота (работы Марка Куинна , 50 кг, 1,5 млн фунтов стерлингов, Британский музей ) изображает Кейт Мосс , садящуюся в позу «голова в коленях» (дви пада ширшасана) .

В России

Йогой в России интересовались ещё до революции 1917 года . В советское время по идеологическим соображениям йогой заниматься было опасно, но были энтузиасты, которые практиковали по уцелевшим книгам и самиздату .

Б. Л. Смирнов (1891—1967) — известный врач, знаток иностранных языков. В молодости увлекался восточной философией, прочитал в Киеве в 1930 г. лекцию о передаче мысли и был сослан на несколько лет в Йошкар-Олу . На склоне лет, уже будучи тяжело больным и оставив основную профессию, он перевёл на русский язык « Махабхарату ». Качество перевода было высоко оценено специалистами.

В. В. Бродов (1912—1996) — индолог, философ, профессор, первый председатель Ассоциации йоги СССР. Тема его докторской диссертации по философии — «Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в Новое Время (1850—1917)» (1964). Затем он в качестве учёного секретаря в 1965 г. принимал участие в подготовке к изданию «Истории философии», где им были написаны отдельные главы по истории индийской философии и ряда других книг по этому направлению.

В начале 1960-х в СССР был приглашён видный индийский йог Дхирендра Брахмачари для изучения возможностей применения йоги при подготовке советских космонавтов. Он читал космонавтам лекции и проводил практические занятия в закрытой группе, куда удалось попасть и Василию Бродову. Ощутив на себе благотворное влияние йоги (Бродов получил ранение во время Великой Отечественной войны , что сказывалась на его здоровье), Василий Бродов становится поклонником и пропагандистом йоги. Он обнародует целый ряд статей и книг по этому вопросу. Одно из самых известных начинаний профессора Бродова — участие в качестве соавтора и главного консультанта научно-популярного фильма « Индийские йоги — кто они? », вышедшего в прокат в СССР в 1970 году и вызвавшего взрыв интереса и к йоге, и к самой Индии .

— писатель, журналист (автор цикла статей по хатха-йоге в журнале « Наука и жизнь » за 1980-81 годы и позже автор книги по хатха-йоге .

на начало 1960-х был корреспондентом журнала « Сельская молодёжь », после встречи в одной из командировок с А. Н. Зубковым воодушевился йогой и уговорил свою редакцию напечатать цикл статей А. Н. Зубкова по этому направлению. Из намеченных 6 статей на закате хрущёвской оттепели успели обнародовать только 4, но и это было событием в советское время. Позже Ю. Н. Полковников издал и собственные работы по популяризации йоги, в частности, в 1995 г. книгу «Как продлить годы жизни: целительная йога» .

Инженер-изобретатель в области ракетной техники (1927—2016) с молодости увлекался физической культурой. В годы учёбы в МАИ стал мастером спорта , заинтересовался самосовершенствованием в более широком смысле этого слова, что логично привело его к йоге и ушу. Как и многие инженеры тех лет, многие месяцы проводил на полигонах с ненормированным и очень напряжённым режимом работы. Физкультура и йога помогала ему выдержать это напряжение . После 50 лет ощутил потребность делиться накопленным опытом самосовершенствования и оздоровления с людьми, основал в подмосковном Болшево группу (на основе медитативного бега, йоги и ушу), затем клуб («Космос»). Эти занятия пользовались успехом и привлекали большое количество людей. В связи с этим в 1983 году был исключён из рядов КПСС и уволен с работы, после чего не мог никуда устроиться в течение следующих 3,5 лет. После перестройки возобновил занятия клуба, участвовал в организации и проведении более 20 слётов, пропагандировал лично и в печати методики клуба, стремился создать общественное движение соответствующей направленности, организуя филиалы в других городах и областях страны (включая Украину и Казахстан ) .

в 1963 году открыл школу йогов в Москве. В 1989 году при школе открыл Академию йоги — высшее профессиональное учебное заведение. В 1994 году академию переименовали в Институт йога гуру Ар Сантэма (ИЙГАС). В настоящее время является Учителем Школы и ректором ИЙГАС .

А. М. Лобанов в 1983 году основал первую в стране легальную школу йоги в СССР. В 1988-м его усилиями йога была легализована в Горьковской (Нижегородской) области, а затем, на основе этого прецедента запрет на йогу и другие восточные системы был снят по всей стране. В 1989 году А. М. Лобанов создал первую в стране школу преподавателей йоги, выдававшую официальный документ — диплом. В 1991 году Андрей Михайлович основал первое в России отделение йогатерапии в Нижегородской областной клинической больнице им. Семашко. [ источник не указан 978 дней ] Первым сертифицированным преподавателем йоги в СССР стал А. Н. Зубков . Будучи в долгосрочной командировке в Индии, он познакомился с Шри Рам Кумар Шармой (учеником Свами Шивананды ), под руководством которого начал практиковать упражнения йоги. По окончании обучения Шри Рам Кумар выписал Зубкову сертификат, дающий право преподавать йогу и лечить с помощью йоги. Вернувшись на родину, Зубков стал настоящим миссионером и проделал огромную работу по популяризации йоги в СССР. В 1970-е годы Зубков написал сценарий фильма « Индийские йоги — кто они? ». Интерес к йоге в 1970-е годы существовал и со стороны советского правительства, которое пригласило в страну Дхирендру Брахмачарьи для внедрения техник йоги в подготовку космонавтов.

В конце 1980-х годов в Москве появилась лаборатория по изучению нетрадиционных методов оздоровления, по инициативе которой в 1989 году на первую Конференцию по йоге был приглашён Б. К. С. Айенгар . В том же году в СССР впервые приехал гуру кундалини-йоги Йоги Бхаджан . Позже он дал инициацию Якову Маршаку, который начал с помощью техник кундалини-йоги помогать наркозависимым подросткам .

Йога и буддизм

Принц Сиддхартха Гаутама (Будда) бреет волосы и становится шраманом (странствующим аскетом или искателем). Боробудур , VIII век
Асана , в которой джайн Махавира достиг всеведения
Асанга , учёный IV века н. э. и один из основателей школы йогачара («практика йоги») буддизма махаяны

Йога тесно связана с верованиями и практиками индийских религий . В частности, влияние йоги присутствует в буддизме, для которого характерны аскетические практики, духовные упражнения и состояния транса . В буддизме йогачара (в переводе с санскрита: «практика йоги» ), философской школе буддизма махаяны появившейся в Индии в V веке , йога является основой практики, ведущей на путь бодхисаттвы . В этой школе йога практикуется ради достижения просветления [ страница не указана 2371 день ] .

Близость к йоге является отличительной чертой дзэн-буддизма , который представляет собой одну из форм буддизма махаяны . На Западе дзэн существует параллельно йоге, и между двумя школами, очевидно, существует большое сходство . Этот феномен заслуживает особого внимания по причине того, что школа медитации дзэн-буддизма уходит своими корнями в йогические практики . Некоторые основные элементы йоги играют важную роль как для буддизма в целом, так и для дзэна в частности . Тем не менее, профессор философии Д. Т. Судзуки отстаивал позицию противоположности йоги и дзэн по той причине, что видел склонность западных исследователей «сваливать все азиатские способы медитации <…> в один котёл» . Профессор философии и истории религии Г. Дюмулен указывал, что, хотя и существуют «внешние параллели» между двумя традициями и их «внутреннее родство», но существуют также и отличия в целях и способах практики .

Йога также занимает важное место в тибетском буддизме . В традиции ньингма практикующие йогу постепенно прогрессируют до всё более и более высоких уровней, начиная с маха-йоги , продолжая с и в конце концов достигая наивысшей стадии ати-йоги . В других традициях эквивалентом этой стадии выступает . К другим тантрическим йогическим практикам принадлежит система 108 поз, практикуемых с контролем дыхания и ритма сердца. Темп йогических упражнений называется или единением энергий луны и солнца праджня . Йогические позы древнетибетских йогов изображены на стенах летнего храма Далай Ламы в Лакханге .

Йога и тантра

Предполагается, что практика тантризма способна изменить отношение индивидуума к социальной, религиозной и логической реальности, в которой он обитает. Посредством тантрической практики индивидуум осознаёт иллюзорную природу реальности, освобождается из оков майи и достигает мокши . Именно этот путь к мокше, среди ряда других путей, предлагаемых различными традициями индуизма, связывает тантризм с такими практиками индийских религий как медитация и социальное отречение, которые основаны на временном или постоянном удалении от социальных отношений . В ходе обучения тантрическим практикам индивидууму даются наставления в медитационных техниках, в особенности в техниках медитации на чакры. Это считается одним из видов кундалини-йоги , целью которой является помещение Богини в сердечную чакру с целью медитации и поклонения .

Согласно Джону Вудроффу , йога разделяется на хатха-йогу (гхатастха-йогу) и самадхи-йогу. Последняя, в свою очередь, согласно « Гхеранде-самхите » бывает шести видов: дхьяна-йога-самадхи, нада-йога, расананда-йога, лайя-сиддхи-йога, бхакти-йога и раджа-йога .

Йога и ислам

Випарита Карани , поза используется как асана и мудра

В XI веке в Персии появился перевод «Йога-сутр» авторства Аль-Бируни , а в XVI веке на арабский и персидский языки был переведён текст по хатха-йоге «Амритакунда» («Озеро нектара») .

В 2008 году лидеры исламского духовенства в Малайзии издали фетву против мусульман, занимающихся йогой. В ней утверждалось, что в йоге содержатся элементы индуистского религиозного учения и, следовательно, практика йоги для мусульман является богохульной и харамной . Мусульманские учителя йоги Малайзии подвергли это решение критике, расценив его как оскорбительное . В фетве разрешается практика йоги как физических упражнений, но запрещаются такие практики, как повторение мантр .

Йога и христианство

Йога и православие

Историк религии Мирча Элиаде в своём фундаментальном труде под названием «Йога: свобода и бессмертие» отметил, что между используемыми православными монахами-последователями исихазма методами подготовки к аскетизму и способами молитвы, с одной стороны, и йогическими техниками (в особенности пранаямой ), с другой стороны, имеется определённое сходство. Он подтверждает данное мнение отрывками из произведений православных мыслителей — Иринея Лионского , , Никодима Святогорца , Симеона Нового Богослова . При этом Мирча Элиаде высказал мнение, что не следует обманываться внешним сходством этих методов с йогическими техниками, поскольку в классической индийской йоге Богу (в отличие от православия) отводится относительно небольшая роль. В то же время Элиаде указал, что между исихазмом и йогой имеется достаточное феноменологическое сходство, чтобы можно было выдвинуть гипотезу о вероятном влиянии индийской мистики на исихазм .

Религиовед Е. А. Торчинов высказал мнение, что для утверждений о существовании генетической связи между йогой и исихазмом в настоящее время оснований не существует, однако экстаз в аскезе православия имеет очень близкое сходство с состоянием самадхи индийских традиций. Он также отметил сходство психотехнических процедур, используемых в исихазме (задержки дыхания, особые позы, визуализация, концентрация внимания на определённых участках своего тела), с психотехническими процедурами, используемыми в йоге. В частности, Торчинов указал, что умная молитва исихастов («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных») является сильным универсальным психотехническим методом, аналогичным повторению «великой мантры» « Харе Кришна » в индийском вишнуистском бхакти или повторению имени будды Амитабхи в амидаизме .

В 2015 году, в связи с провозглашением ООН «Всемирного дня йоги», Священный Синод Элладской православной церкви выступил с заявлением, в котором назвал йогу «фундаментальной частью религии индуизма», несовместимой с православной верой и жизнью христиан .

В сборнике статей «Православный взгляд на йогу» его составитель — священник Русской православной церкви Георгий Максимов , отвечая на вопрос о том, допустимо ли христианину заниматься йогой, со ссылками на Священное Писание и на мнение ряда архипастырей Поместных православных церквей , пришёл к выводу о несовместимости йоги и христианства.

Йога и католичество

Папа Римский Франциск в своей проповеди поставил йогу в один ряд тех вещей, которые не следует рассматривать в качестве средства обретения таинственной силы Святого Духа , способной преобразить человеческое сердце, отметив :

Вы можете пройти миллион катехизаторских курсов, миллион курсов духовности, миллион курсов йоги, дзена и им подобных вещей. Но вся эта сила никогда не даст вам свободу быть детьми Божьими.

Цель

Статуя, изображающая медитирующего Шиву ( Бангалор , Индия)
Шанкара с учениками , Рави Варма (1904 г.). Изучение ведических писаний с гуру является центральным в джанана-йоге адвайта-веданты

Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья йогатерапией и до достижения мокши . В монистических школах адвайта-веданты и шиваизме конечной целью практики йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти ( сансары ) и прекращение всех страданий материального существования посредством осознания своего единства как атмана с Брахманом ( Шивой ). В школах бхакти вайшнавизма , сама бхакти, или «любовное преданное служение Богу », является конечной целью практики йоги. В гаудия-вайшнавизме одним из основных направлений вайшнавизма, высшей формой бхакти выступает према-бхакти или «чистая любовь к Богу ». В вайшнавизме, достигнув совершенства в бхакти-йоге , вайшнав отправляется в духовный мир ( Вайкунтху или Голоку ) и наслаждается там блаженным служением Вишну в одной из его форм .

Влияние на организм

Травматизм

Некоторые люди, практикующие йогу, могут получать физические травмы, аналогичные спортивным травмам . Опрос, проведенный среди практикующих йогу в Австралии, показал, что порядка 20 % практикующих получали физические травмы в результате занятий йогой . В течение предшествующих 12 месяцев 4,6 % опрошенных получили травму, которая вызвала продолжительные боли или потребовала медицинской помощи. Стойки на голове и плечах, позы лотоса и полу-лотоса, наклоны вперед и назад, стойки на руках послужили причиной наибольшего количества травм .

Среди главных причин, вызывающих негативные последствия, эксперты приводят «дух соперничества» новичков и недостаточную квалификацию инструкторов . Поскольку потребность в курсах йоги растет, многие люди часто получают сертификаты инструкторов йоги после недостаточного обучения. Не каждый новый сертифицированный инструктор может оценить состояние каждого нового ученика на своем курсе и рекомендовать воздержаться от определённых поз или использовать соответствующие опоры, чтобы избежать травм . В свою очередь, начинающий ученик курса йоги может переоценить возможности своего тела и стремиться выполнить сложные позы, прежде чем его тело становится достаточно гибким или сильным для их выполнения .

Вращение шеи в момент её растягивания может вызывать повреждение позвоночных артерий, которые снабжают кровью головной мозг. Хотя это может происходить в различных ситуациях, тем не менее, это событие может быть результатом практики йоги. Данное заболевание является очень серьёзным и может вызвать инсульт .

Кроме того, по некоторым данным разрывы суставной губы тазобедренного сустава, а также травмы тазобедренных костей, могут являться результатом посещения курсов йоги .

См. также

Примечания

  1. , p. 10.
  2. , Yoga has five principal meanings: 1) yoga as a disciplined method for attaining a goal; 2) yoga as techniques of controlling the body and the mind; 3) yoga as a name of one of the schools or systems of philosophy ( IAST : darśana ); 4) yoga in connection with other words, such as hatha-, mantra-, and laya- , referring to traditions specialising in particular techniques of yoga; 5) yoga as the goal of yoga practice, p. 4.
  3. Pandit Usharbudh Arya (1985). The philosophy of hatha yoga. Himalayan Institute Press; 2nd ed.
  4. Sri Swami Rama (2008) The royal path: Practical lessons on yoga. Himalayan Institute Press; New Ed edition.
  5. Swami Prabhavananda (Translator), Christopher Isherwood (Translator), Patanjali (Author). (1996). Vedanta Press; How to know god: The yoga aphorisms of Patanjali. New Ed edition.
  6. , p. 4.
  7. . UNESCO.Org . ЮНЕСКО (1 декабря 2016). Дата обращения: 1 декабря 2016. 19 апреля 2021 года.
  8. Список 38 значений слова «йога» см: , p. 788.
  9. Происхождение слова йога от санскритского корня йудж , означающего «управлять» или «объединять», рассмотрено в: , p. 94
  10. Катха упанишада , 2 часть, 3 раздел, 11, [в:] Упанишады в 3-х книгах . Т. 2, пер. А. Я. Сыркиной, изд. «Наука», Москва 1992, стр. 111.
  11. // कठोपनिषदत् (санскрит) .
  12. от 14 июня 2018 на Wayback Machine // Торчинов Е. А. Религии миpа: Опыт запpедельного: Психотехника и тpанспеpсональные состояния. — СПб.: Центp « Петербургское востоковедение », 1998
  13. , p. 144—145.
  14. , p. 94.
  15. Mallinson, James,. . — London. — С. 104. — 1 online resource с. — ISBN 9780141978246 , 0141978244.
  16. Marshall, Sir John . Mohenjo Daro and the Indus Civilization. — London, 1931. — ISBN 8120611799 .
  17. , p. 27—29.
  18. Перевод IAST : paśupati как «Господь животных» см: , p. 312.
  19. , p. 14.
  20. , с. 143.
  21. К ним принадлежит британский индолог Гэвин Флад , называющий подобные предположения «спекулятивными». , p. 28—29. К известным сторонникам идеи Пашупати как йогической фигуры принадлежит археолог Джонатан Марк Кенойер , в настоящее время занимающий должность зам. директора Хараппского археологического исследовательского проекта в Пакистане . Кенойер описывает фигуру как «сидение в йогической позе» с «пятками… прижатыми вместе под пахом» — Kenoyer J. M. от 23 марта 2009 на Wayback Machine Идея также нашла поддержку со стороны известного немецкого индолога и историка южно-азиатского искусства Генриха Циммера , который описывает фигуру как «сидеть подобно йогу»
  22. Обзор шести ортодоксальных школ содержится в: , p. 453—487
  23. За кратким обзором йоги как философской школы, см: , p. 43
  24. Связь между философией йоги и санкхьи объясняется в: , с. 43
  25. Принятие йогой концепций санкхьи с добавлением фигуры Бога описывается в , p. 453
  26. Принятие йогой 25 принципов санкхьи с добавлением категории Бога, см: , p. 43
  27. , Chapter 7, «Yoga Philosophy», p. 104.
  28. , p. 280.
  29. Патанджали как основатель философской системы йоги: , p. 42
  30. Значение термина «раджа-йога» как системы контроля ума и сосредоточения, а также положение Йога-сутр как ключевого текста, см: , p. 96—98
  31. Patañjali ( ). Studio 34 Yoga Healing Arts (1 февраля 2001). Дата обращения: 24 ноября 2008. 25 августа 2011 года.
  32. , Yoga is the inhibition of the modifications of the mind, p. 6.
  33. , с. 115.
  34. / // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 285. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9 .
  35. , «…Bhagavad Gita, including a complete chapter (ch. 6) devoted to traditional yoga practice. The Gita also introduces the famous three kinds of yoga, 'knowledge' (jnana), 'action' (karma), and 'love' (bhakti).», p. 96.
  36. , p. 46.
  37. Akshaya Kumar Banerjea. . — Motilal Banarsidass, 1983. — P. xxi. — ISBN 978-81-208-0534-7 . . Дата обращения: 13 мая 2020. Архивировано 12 июня 2020 года.
  38. , с. 246.
  39. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 12 августа 2015. 5 сентября 2015 года.
  40. , с. 637.
  41. Банерджи Акшая Кумар. . Философия Горакхнатха / Пер. с англ. , В. Л. Зернова, В. В. Кириллиной. — М. : Международный натха-йога центр, 2015. — С. 413. — ISBN 978-5-905006-03-6 .
  42. , p. 16.
  43. , с. 63.
  44. « Вокруг света » № 2 (2821), февраль 2009 г.
  45. Евгения Ленц . от 4 октября 2013 на Wayback Machine
  46. Воронин В. И. Хатха-йога. Москва, 1989.
  47. Полковников Ю. Н. Как продлить годы жизни: целительная йога. — М. : Республика, 1995. — 239 с. ISBN 5-250-02411-4
  48. от 17 октября 2016 на Wayback Machine (о члене группы Тихонравова, засл. изобретателе РСФСР, Я. И. Колтунове) на страницах портала Летописи. Ру
  49. Колтунов Я. И. от 5 октября 2013 на Wayback Machine М.: Петроруш, 2011. 464 с.
  50. Валентин Братенко . Дорога к храму. М.: 1999 г., 20 п.л. (Вся книга посвящена деятельности Я. И. Колтунова по созданию и ведению клуба «Космос», проведения оздоровительных слётов и т. п.).
  51. Елена Фокина, Дмитрий Реут . Разнотравье. М., 2002. 164 с. ISBN 5-93513-023-8 . С. 7-8. (Клуб «Космос» и движение КСП как один из истоков возникновения общественного центра «Жизниград», деятельность которого, в том числе проведение слётов, представляют авторы).
  52. от 4 августа 2020 на Wayback Machine (история)
  53. .
  54. Yoga Journal , № 36 за ноябрь/декабрь 2010.
  55. John M. Koller. . — Prentice Hall, 2002. — P. 144–145. — ISBN 978-0-13-092385-1 . . Дата обращения: 13 мая 2020. Архивировано 3 января 2020 года.
  56. (нем.) The Yoga Tradition: its history, literature, philosophy and practice P. 111. ISBN 81-208-1923-3 .
  57. «The strong influence of Yoga can also be seen in Buddhism, which is notable for its austerities, spiritual exercises, and trance states.» — // Encarta
  58. Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by (англ.) , (англ.) . World Wisdom, 2005. P. 22. ISBN 0-941532-89-5
  59. от 28 апреля 2008 на Wayback Machine // Encyclopedia Britannica
  60. Dan Lusthaus. Buddhist Phenomenology: A Philosophical Investigation of Yogacara Buddhism and the Ch’eng Wei-shih Lun. Routledge , 2002. P. 533. ISBN 0-7007-1186-4
  61. Simpkins C. A., Simpkins A. M. Simple Tibetan Buddhism: A Guide to Tantric Tuttle Publishing, 2001 ISBN 0-8048-3199-8
  62. «The Meditation school, called Ch’an in Chinese from the Sanskrit dhyāna , is best known in the West by the Japanese pronunciation Zen ». — (англ.) The Buddhist Tradition in India, China, and Japan. P. 207—208. ISBN 0-394-71696-5 .
  63. Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by (англ.) , (англ.) . World Wisdom, 2005. P. xviii).
  64. «This phenomenon merits special attention since yogic roots are to be found in the Zen Buddhist school of meditation.» — Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by (англ.) , (англ.) . World Wisdom, 2005. P. 13. ISBN 0-941532-89-5
  65. Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by (англ.) , (англ.) . World Wisdom, 2005. P. 13. ISBN 0-941532-89-5
  66. , с. 32—33.
  67. , с. 33.
  68. , с. 313.
  69. , с. 317.
  70. Артур Авалон . Введение в Маханирвана-тантру / Пер. с англ. С. В. Лобанова — М.: Старклайт, 2002.
  71. James Mallinson (2011). Knut A. Jacobsen; et al., eds. Haṭha Yoga in the Brill Encyclopedia of Hinduism, Vol. 3. Brill Academic. pp. 770—781. ISBN 978-90-04-27128-9 .
  72. Satish Chandra (2007), Historiography, Religion, and State in Medieval India, ISBN 978-8124100356 , pp. 135—136
  73. от 5 декабря 2008 на Wayback Machine CNN
  74. " (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 15-05-2013 [3935 дней] — ) , " Associated Press
  75. глава II. Техники «автономии» // Элиаде М. Йога: свобода и бессмертие / Пер. с англ. С. Никшич (главы I—IV) и Д. Палец. — К. : , 2000. — С. —103. — 400 с. — 5000 экз. ISBN 5-220-00307-0 .
  76. // Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб. : Центp " Петербургское востоковедение ", 1998. — 384 с. — ISBN 5-85803-078-5 .
  77. от 30 июня 2015 на Wayback Machine // Euronews , 19.06.2015
  78. от 25 июня 2015 на Wayback Machine // BBC , 22.06.2015
  79. от 13 марта 2018 на Wayback Machine / сост. священник Георгий Максимов . — М.: Православное миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского, 2012. — 40 с.
  80. // The Economist . — 24.06.2015. 28 июня 2015 года.
  81. // Vatican Radio . — 09.01.2015.
  82. «Characterized by an emphasis on bhakti, its goal is to escape from the cycle of birth and death in order to enjoy the presence of Vishnu.» — от 30 октября 2021 на Wayback Machine // Encyclopædia Britannica .
  83. Penman, Stephen; Cohen, Marc; Stevens, Philip; Jackson, Sue. Yoga in Australia: Results of a national survey // IJOY, International Journal of Yoga. — 2012. — Т. 5 , № 2 . — С. 92—101 . — doi : . — . — PMC .
  84. (англ.) [in английский] (2012-01-05). . (англ.) . из оригинала 22 августа 2012 . Дата обращения: 29 августа 2012 . {{ cite news }} : Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) ( ссылка )
  85. Broad, William J. (англ.) . — 1st. — Simon & Schuster , 2012. — P. 336. — ISBN 978-1-4516-4142-4 .
  86. Walters, Joanna (2012-01-14). . The Guardian, The Observer . из оригинала 2 октября 2013 . Дата обращения: 29 августа 2012 .
  87. Biffl, Walter L.; Moore, Ernest E.; Elliott, J. Paul; Ray, Charles; Offner, Patrick J.; Franciose, Reginald J.; Brega, Kerry E.; Burch, Jon M. The Devastating Potential of Blunt Vertebral Arterial Injuries (англ.) // (англ.) : journal. — 2000. — May ( vol. 231 , no. 5 ). — P. 672—681 . — doi : . — . — PMC .
  88. Critchley, E. M. (англ.) // (англ.) : journal. — 1984. — June ( vol. 60 , no. 704 ). — P. 386—390 . — doi : . — . — PMC . 6 ноября 2021 года.
  89. Kang, Chan; Hwang, Deuk-Soo; Cha, Soo-Min. Acetabular Labral Tears in Patients with Sports Injury (англ.) // Clinics in Sports Injury : journal. — 2009. — December ( vol. 1 , no. 4 ). — P. 230—235 . — doi : . — . — PMC .

Литература

на русском языке
на других языках
Источник —

Same as Йога