Interested Article - Псевдодокументальный фильм

Псевдодокумента́льный фильм , псевдодокументали́стика кинематографический и телевизионный жанр игрового кино , которому присущи имитация документальности, фальсификация и мистификация . В США, где и появился этот жанр, с середины 1980-х используется термин mockumentary (от mock – «насмешка» и documentary – «документальный»), а в русской литературе встречается заимствование мо́кьюментари .

Большинство, но не все, фильмы жанра мокьюментари – сатирические. Приёмы, типичные для этого жанра используются и в некоторых сугубо художественных кинокартинах .

Причинами появления жанра псевдодокументалистики стало искажение понятия документального кино и в целом обесценивание документа в результате вскрывшихся фактов использования вымысла в якобы документальных публикациях и фотоснимках .

В жанре мокьюментари работают режиссёры Питер Уоткинс , Роб Райнер , Питер Гринуэй , Вуди Аллен , Питер Джексон , Кристофер Гест и другие .

История

Жанр псевдодокументального кино появился в США в 1950-е годы в ответ на коммерциализацию документального кино, со всеми вытекающими последствиями: большее количество явной лжи , то есть дезинформации и постановочных сцен в документальном кино. В псевдодокументальном жанре игрового кино всё это доводится до абсурда . [ источник не указан 188 дней ]

Явление псевдодокументалистики появилось задолго до появления термина, его описывающего. Первым известным случаем псевдодокументального медийного произведения можно считать радиопостановку романа Г. Уэллса « Война миров », сделанную молодым Орсоном Уэллсом .

Питер Уоткинс в 1965 и 1971 году снял сатирические псевдодокументальные фильмы « Игра в войну » ( англ. The War Game ) и « Парк наказаний » ( Punishment Park ) – сатирические антиутопии на внешнюю и внутреннюю полититику США в связи с войной во Вьетнаме .

В середине 80-х на экраны США вышел комический фильм Роба Райнера « Это — Spinal Tap! » ( англ. This Is Spin̈al Tap ). Благодаря этому фильму появились термин « mockumentary » и термин «рокьюментари» ( rockumentary ) .

Особенности жанра

Фильмы этого жанра внешне соответствуют документальным фильмам, но их предмет, в отличие от настоящего документального кино, является вымышленным и специально «замаскирован» под действительность. Иногда в таком кино создаётся иллюзия реальности происходящего за счёт участия знаменитостей и прочих действительно существующих людей. Комедийные фильмы-мокьюментари используются в качестве пародии и сатиры . Более серьёзный тон присущ другому виду такого игрового кино — докудраме . Жанр также используется для анализа актуальных событий и явлений на примере вымышленного предмета фильма.

Мокьюментальные фильмы часто предстают в виде исторических документальных фильмов с хроникой и разного рода специалистами, обсуждающими прошедшие события, или в виде произведений в жанре cinéma vérité , в которых мы как бы сопровождаем людей, с которыми происходят разные события. Такие фильмы зачастую целиком или частично являются импровизациями , поскольку импровизация помогает поддерживать видимость правдивости. Примеры такого типа сатиры берут начало по крайней мере в 1950-х годах (самый ранний — короткий фильм об урожае спагетти в Швейцарии , вышедший в эфир как первоапрельская шутка в передаче британского телевидения « » в 1957 г.), хотя термин «мокьюментари» появился, скорее всего, только в середине 80 -х, когда режиссёр картины « This Is Spinal Tap » так назвал свой фильм в интервью.

В России

В русском языке однозначный термин ещё не устоялся, поэтому многие информационные ресурсы используют английский термин мокьюментари (mockumentary) , образованный от слов mock — подделка, и documentary — документальный фильм. Также встречается термин «псевдодокументальный фильм», но он употребляется часто и по отношению к совершенно другим жанрам. Одним из первых известных русскоязычных фильмов с элементами мокьюментари стал фильм « Два капитана-2 » ( 1993 ) режиссёра Сергея Дебижева . Следует также упомянуть фильм « Первые на Луне » 2005 года. Среди более современных фильмов можно выделить 5-серийный фильм Андрея Лошака «Россия. Полное затмение», вышедший в эфир телеканала НТВ в августе 2012 года. Каждая серия была посвящена этапу из так называемого плана Даллеса . Сам автор говорит, что не стоит серьёзно воспринимать фильм, так как это чистой воды троллинг .

Значимые фильмы жанра

  • « Каллоден » (1964, Питер Уоткинс), один из первых псевдоисторических мокьюментари, рассказывающий о последней битве на британской земле в 1746 году. (Впоследствии режиссёр Питер Уоткинс снял ещё несколько картин в этом жанре: о Парижской коммуне « Коммуна », о Третьей мировой войне «Военная игра», псевдобиографический фильм о художнике « Эдвард Мунк ».)
  • «Игра в войну» («Военная игра», англ. The War Game , Великобритания , 1965, Питер Уоткинс) — фильм снят для BBC , но не был показан на телеканале, и позже вышел в кинопрокат. Картина получила документального « Оскара », не будучи документальным фильмом .
  • « Парк наказаний » (1971, Питер Уоткинс) — сатирический фильм-антиутопия о преследовании инакомыслящих в США в 1970-х .
  • « Падения » ( 1980 ) — фильм режиссёра Питера Гринуэя . (Также к жанру псевдодокументалистики можно отнести ранние короткометражные работы этого режиссёра: «Вертикали» и «Окна» 1976 года, «Дорогой телефон» 1977 года, «Прогулка по букве H» 1978 года.)
  • « Ад каннибалов » ( Италия , 1980, Руджеро Деодато) – один из самых печально знаменитых фильмов в истории кино, гуманистическое произведение в стиле хоррор , в котором европейцы показаны как люди с более дикими нравами, чем амазонские туземцы. Этот фильм был запрещён во многих странах .
  • « Зелиг » (1983, Вуди Аллен ) – рассказ о якобы всемирно известном человеке-загадке, полностью мимикрирующем в любой среде. В фильме смоделирован образ идеального конформиста. (Аллен также снял другие полностью или частично псевдодокументальные фильмы: криминальную историю «Хватай деньги и беги» в 1969 году, биографию выдуманного джазового музыканта «Сладкий и гадкий» в 1999 году.)
  • « Это — Spinal Tap » ( англ. This Is Spin̈al Tap , США, 1984, Роб Райнер) — классика музыкального мокьюментари , после выхода которой её режиссёр Роб Райнер , якобы впервые, употребил термин «мокьюментари» в интервью по поводу его жанра . Фильм о гастролях в США выдуманной британской рок -группы, чьи лучшие годы уже прошли. В фильме также звучит термин «рокьюментари» ( rockumentary ) .
  • « Человек кусает собаку » (1992, Бельгия , Реми Бельво , Андре Бонзель и Бенуа Польвурд) – псевдодокументальный фильм о съёмках документального кино о серийном убийце .
  • « Забытые негативы » (1995, Новая Зеландия , Питер Джексон и ) — пародия на документальный фильм о всеми забытом гении и первооткрывателе многих техник кинематографа, чьи киноплёнки были случайно обнаружены режиссёром Питером Джексоном .
  • « Ведьма из Блэр » (1999, Дэниел Майрик , Эдуардо Санчес ) – фильм, якобы сделанный из найденных плёнок пропавшей при поисках ведьмы съёмочной группы. Этот малобюджетный фильм вошел в книгу рекордов Гиннесса благодаря соотношению низких расходов в десятки тысяч долларов к доходам в сотни миллионов долларов кассовых сборов. Причинами успеха фильма были не только усилия маркетологов, но и использованные авторами художественные эффекты, обеспечившие сближение зрителя этого хоррора с происходящим на экране .
  • «Лучшие на шоу» (2000, Кристофер Гест) – фильм одного из главных адептов американского монкьюментари, соавтора «Это — Spinal Tap» и автора других псевдодокументальных фильмов, в частности, «В ожидании Гаффмана» (1996) и «Могучий ветер» (2003) .
  • «Операция „Луна“» (2002, Франция , Уильям Карель) – телевизионный фильм, излагающий « теорию заговора » о якобы поддельном полёте американскихх астронавтов на Луну. Фильм примечателен использованием в нём Стенли Кубрика в качестве главного героя и его персонажа Джека Торренса , показанного в титрах продюсером фильма .
  • «Смерть президента» (2006, США, Гэбриел Рэйндж) – стилизованный под телевизионное расследование фильм-мелодрама о расследовании гипотетического убийства Джорджа Буша , где обвинение предъявляется одному, а настоящим убийцей является другой персонаж. Фильм является политической сатирой на действия Буша, развязавшего войну в Ираке .
  • « Борат: культурное исследование Америки на благо славного народа Казахстана » (США, 2006, Ларри Чарльз) — комедия, псевдодокументальный телеотчет о заграничном путешествии журналиста из карикатурного Казахстана по США . Фильм запрещён в Казахстане и России .

Фильмографии

См. также

Примечания

  1. .
  2. от 28 октября 2008 на Wayback Machine // « Ведомости », 25.04.2005
  3. от 11 февраля 2006 на Wayback Machine // Правда.ру , 28.09.2005
  4. от 4 апреля 2012 на Wayback Machine // Русская служба Би-би-си , 28.09.2006
  5. Олег Сулькин. . « Новое русское слово » . Дата обращения: 2 апреля 2007. Архивировано из 28 сентября 2007 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Псевдодокументальный фильм