Interested Article - Зомби

В популярной культуре

Зо́мби ( англ. zombie , гаит. креоль. zonbi , северный мбунду nzumbe ) — мистический архетипический персонаж современной массовой культуры . Под зомби понимается оживший труп . Хотя истоки образа зомби восходят, вероятно, к культам вуду , всё же архетип персонажа в произведениях современной культуры переосмыслен в работах американского режиссёра Джорджа Ромеро . Его кинофильм « Ночь живых мертвецов » 1968 года со временем стал считаться классическим фильмом ужасов .

Описания зомби различаются в разных жанрах. В фантастике зомби — это поражённые некой инфекцией (например, вирусом) живые люди (иногда животные), полностью потерявшие контроль над собой, и стремящиеся нападать и убивать других живых людей/живых существ, иногда пожирать трупы, при этом инфекция может передаваться через укусы. Действия таких зомби хаотичны, и они не подчиняются никому. Таковы, к примеру, зомби из телесериала « Ходячие мертвецы » или кинофильма « Война миров Z » .

В произведениях фэнтези зомби имеют несколько другую природу. Как правило, это разновидность нежити , трупы, оживлённые с помощью особого вида чёрной магии некромантии . Часто описываются как медлительные безвольные существа, выполняющие простые приказы своего хозяина, тёмного колдуна или лича . Такой образ зомби характерен для многих видеоигр фэнтези-жанра, таких как The Elder Scrolls или Heroes of Might and Magic , а также зомбиподобных вихтов из романов серии « Песнь Льда и Огня » американского писателя Джорджа Мартина .

Со временем образ персонажа вышел далеко за рамки фильмов ужасов, и фигурирует в самых разных жанрах современной культуры, вплоть до комедийных (см. зомби-комедия ). Так, к примеру, широкую популярность получила видеоигра Plants vs. Zombies , в которой в юмористическом стиле обыгрывается противостояние ордам зомби, стремящихся добраться до хозяина дома .

Понятие также приняло переносный смысл, оно может означать зомбированного живого человека — полностью потерявшего контроль над собой и своим телом или подчиняющегося чьим-то приказам . В переносном смысле слово может означать одержимого человека, который находится под сильным влиянием каких-либо убеждений, увлечений, деструктивного культа .

Эволюция архетипа

Термин «зомби» прочно связан с вуду — магической практикой жителей островов Карибского бассейна ( Гаити , Ямайка , Тринидад и Тобаго , Куба ). Корни Вуду уходят в Западную Африку ( Бенин ), откуда привозились на Гаити рабы.

Происхождение самого понятия «зомби» остаётся до конца неясным. Оно попало на Гаити через рабов, вывезенных в начале XVII века из западноафриканского государства Дагомея (современные Бенин и Нигерия ). Точное происхождение слова неизвестно до сих пор. По одной версии — это искажённое «нзамби», что на африканских языках банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой — это видоизменённое западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Существует также теория, по которой словом «зомби» когда-то называли огромного чёрного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости. [ источник не указан 229 дней ]

Сам образ же восходит к западноафриканским религиозным культам вуду , культивирующим представления о могущественных колдунах , способных воскрешать умерших людей и обращать их в рабство . Прообразами зомби в японской мифологии, возможно, стали духи бусо, поедающие человеческую плоть, которые возникают из людей, умерших от голода. Они рыщут по тёмным ночным улицам в поисках своих жертв, практически лишены интеллекта, способны думать только о еде и выглядят как начинающие разлагаться трупы .

Первое упоминание слова «зомби» в англоязычной литературе относится к 1929 году. Именно тогда известный репортёр « Нью-Йорк Таймс » Вильям Сибрук издал книгу «Остров магии», вышедшей в серии «Путешествие не вставая с кресла». В «Острове магии» Сибрук описал свою жизнь на Гаити вообще и отдельно — в гаитянских джунглях в доме Маман Сели, знаменитой колдуньи. Благодаря её доверию Сибрук смог лично присутствовать на многих вудуистских обрядах. В книге Сибрук охарактеризовал вуду как сложную смесь католицизма и западноафриканских поверий, включающую в себя магию и колдовство. Однако в книге, состоящей из четырёх частей, магии посвящена лишь одна. Она называется «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника» и посвящена преимущественно зомбированию.

В течение года книга породила в Америке всплеск интереса к зомби. Уже в 1932-м продюсерская компания Виктора Гальперина выпускает полнометражный фильм « Белый зомби » с Белой Лугоши в главной роли, действие которого происходит на Гаити и где повелителем страшных, потерявших волю и разум существ, работающих на плантациях тростника, является белый господин со светскими манерами.

Успех «Белого зомби» открыл неизведанную — и прибыльную — территорию для сценаристов ужастиков категории Б . В течение нескольких лет было снято с десяток фильмов о зловещих жрецах вуду, превращающих в зомби чернокожих мужчин и белых женщин. Даже когда страх перед эмигрантами уступил место страху перед коммунистами и нацистами, зомби не исчезли с экранов: квазисоветские шпионы в «Короле зомби» (1941) и бывшие нацистские доктора в «Мести зомби» (1943) с помощью старых заклинаний и новой радиации [ прояснить ] стали создавать армии ходячих мертвецов для захвата Соединённых Штатов. Со временем у кинозомби оставалось всё меньше связей с их гаитянским происхождением и всё больше — с актуальными угрозами человечеству. Хотя в массовом сознании они по-прежнему ассоциировались с неким колдовством, оно стремительно теряло силу. Несмотря на это, кинематографисты продолжали эксплуатировать зомби во всех мыслимых жанрах, включая комедии и триллеры и в итоге превратили ходячих мертвецов в ходячую пародию. После фильма Эда Вуда « План 9 из открытого космоса » (1959), в котором уже инопланетяне управляли зомби, стало ясно: образ подвластных чужой воле покойников исчерпал себя .

Изображение живых мертвецов в современной культуре опирается на богатую литературную традицию, в том числе такие книги, как « Герберт Уэст — реаниматор » Говарда Филлипса Лавкрафта , « Франкенштейн » Мэри Шелли и « Я — легенда » Ричарда Мэтисона . Тем не менее, современный архетип зомби — неразумных, но целеустремлённых воскресших мертвецов-людоедов, действующих, как правило, большими группами — был во многом определён фильмом Джорджа Ромеро « Ночь живых мертвецов » (хотя термин «зомби» в нём не используется). В последующие годы фильмы и книги о зомби выделились в самостоятельные поджанры фильмов ужасов и литературы ужасов , как правило, повествуя о крушении человеческой цивилизации и попытках небольшой группы людей выжить в окружении множества агрессивных зомби — зомби-апокалипсис .

Переосмысление идеи в современном мире

Фэнтези и научная фантастика

«Зомби Уолк» в Порту-Алегри , Бразилия , 2007 год
Участница зомби-моба , загримированная под зомби

Образ зомби зародился в фэнтезийных мистических романах, где под зомби понимался труп , оживлённый некромантическим колдовством , или божественным образом, имеющим корни в мифологии и религии . В последние годы стало популярным научно-фантастическое обоснование превращения людей в зомби — некая инфекция. Медики теоретически рассматривают подобные варианты пандемии , в роли инфекции предполагая мутировавшие вирусы гриппа или бешенства . Зомби причисляют к такому классу вымышленных существ , как « нежить » ( англ. undead ) .

В произведениях современного кино слово «зомби» обычно используется как синоним «ожившего трупа». Причину подобного переосмысления можно возвести к фильмам « Ночь живых мертвецов » и « Рассвет мертвецов » Джорджа Ромеро , которые положили основу популяризации и активного использования живых мертвецов в кино. В «Рассвете мертвецов» мертвецы редко называются «зомби», и смысл такого названия заключается в том, что у мертвецов нет разума (в фильме есть конкретное упоминание, что у мертвецов мозг мёртв). Таким образом, со временем под «зомби» обычно стали понимать оживших мертвецов, а не зомбированных людей. Первым же фильмом, в котором прямо отождествляются ожившие покойники и вудуистское понимание зомби, стал классический готический фильм ужасов « Чума зомби » (1966) студии Hammer, несмотря на свою малую известность у зрителей, оказавший заметное влияние на жанр фильмов о зомби.

Сам Ромеро говорил, что вдохновение для создания «Ночи живых мертвецов» черпал из романа Ричарда Мэтсона « Я — легенда », где главный герой был одним из последних выживших людей на Земле, захваченной вампирами — в отличие от мертвецов, они питались кровью, а не плотью, были организованы, мыслили.

В игровой серии Resident Evil , равно как и в фильмах по её мотивам, слово «зомби» используется именно для обозначения мертвецов, оживших под воздействием T-вируса, то есть буквально в значении «живой труп». При этом в Resident Evil 4 главный герой, обнаружив, что его противниками являются управляемые кем-то живые люди, утверждает, что «это не зомби» (так как, начиная с четвёртой части в серии, заразившиеся люди не умирают, впоследствии воскресая).

В некоторых фильмах (« Операция „Мёртвый снег“ », « Я — легенда », «Вымирание: Хроники генной модификации», «День второй: Битва за Нью-Йорк») группой «живых мертвецов» может управлять один из них. Но чаще зомби действуют большой неорганизованной толпой, стремящейся только пожирать живую плоть (иногда отдавая предпочтение головному мозгу , в частности, в серии фильмов «Возвращение живых мертвецов»), при этом друг друга они обычно игнорируют. Вообще, они зачастую не очень разборчивы в выборе пищи: в анимации зомби нередко питаются насекомыми, в фильме « Блэйд » зомби «жрут всё подряд — крыс, дерьмо, трупы, иногда и вампиров», а в комиксе « Marvel Zombies Return» их пищей стал Галактус . Хотя, например, в фильме «Подземелья и драконы 3: Книга ужасной тьмы» зомби не едят живую плоть и кормятся только негативными эмоциями.

В комиксе «Ходячие мертвецы» , и в сериале по его мотивам «Ходячие мертвецы» , также в сериальных спин-оффах «Бойтесь ходячих мертвецов» , «Ходячие мертвецы: Мир за пределами» присутствует концепция о том, что все заражены вирусом через воздух и превратятся в зомби после любой смерти, кроме сильной мозговой травмы. Также в комиксе и этих сериалах появилась другая концепция, что можно слиться с мертвецами, скрыв свой запах, намазав на тело внутренности и кровь трупа или же сделав маску из кожи мёртвого.

В большинстве художественных произведений для того, чтобы человек превратился в зомби, достаточно одного укуса зомби (для заражения также может быть достаточно случайно проглотить кусочки плоти или капли крови мертвеца). Иногда инфекция может распространяться по воздуху (например, в начале фильма « Обитель зла » и в фильме « Потерянное будущее »). Хотя в таких фильмах, как « Операция „Мёртвый снег“ » и « Операция „Мёртвый снег“ — 2 », для превращения в зомби укуса недостаточно. В этих фильмах превращение должен совершать предводитель зомби с помощью некой магии. Или инфицированы уже все люди, в зомби превращаются также просто умирающие, поэтому выживающие убивают их в голову перед или сразу после естественной смерти. На то, чтобы человек превратился в зомби, в разных фильмах уходит от нескольких секунд до нескольких часов. Хотя, например, в фильме « Зомби по имени Фидо » заражённые остаются людьми неограниченно долго, превращаясь в зомби только после смерти.

В фантастических произведениях превращение в зомби чаще всего объясняется заражением вирусом (хотя все известные вирусы не могут размножаться в мёртвых клетках). В фильме «Блэйд» в зомби иногда превращаются от того же вируса, который превращает в вампира. В фильме « 28 дней спустя » вирус не убивает носителей, а в фильме « 28 недель спустя » новые вспышки вируса возникли благодаря бессимптомным носителям . В « Resident Evil » вирус реанимирует (воскрешает) мёртвые клетки. В сериале « Выжить после » о зомби-эпидемии в Москве вирус иначе действует на женщин, давая им способности скоростного движения и оглушающего жертву ультразвукового крика.

В серии игр «S.T.A.L.K.E.R.» в зомби превращаются люди, находившиеся под длительным излучением пси-волн на территории «выжигателя мозгов», а также под влиянием мутанта-телепата. В серии игр « Half-Life » люди превращаются в зомби захватыванием их нервной системы хедкрабами . В фильме «День второй: Битва за Нью-Йорк» люди превращались в зомби ( дронов ) под действием наноботов . Похожий способ подчинения показан в серии игр Mass Effect , где люди превращаются в опустошённых кибернетикой зомби (хасков). В сериале « Андромеда » (серия 2x15 «Танец мотыльков») в оживших мертвецов превращаются под действием одноклеточных организмов, объединённых единым разумом.

В аниме « Highschool of the Dead » зомби игнорируют всё, что от них отделено водной преградой. В мультфильме « Как приручить зомби » для зомби вода смертельна. В других фильмах зомби могут просто бродить по дну (например, в фильме « Земля мёртвых »), а в фильме « Обитель зла: Возмездие » они даже плавают.

Согласно сюжету игры The Last of Us , мутировавший гриб кордицепс , попадающий в человеческий организм через вдыхание спор, кровь или слюну зараженного, вызывает необратимые изменения, заставляя жертву потерять разум и превращая её в некое подобие зомби.

Когда присутствуют разные виды нежити, то зомби, в большинстве случаев, занимают среди них самое нижнее положение в иерархии (например, в сериале « Долина смерти » вампиры могут контролировать зомби силой мысли). В фэнтезийных стратегических играх зомби обычно играют роль пехоты.

Связь с реальностью

Профессор Мэрилендского университета Джонатан Динман выдвинул гипотезу, что под определение зомби вполне подходит реальное заболевание — бешенство .

Бешенство протекает в два этапа, на первом из которых зараженный испытывает головную боль, тахикардию и жажду, а на втором мозг подвергается разрушению, что проявляется в агрессии, возбудимости и галлюцинациях. Наконец, на завершающей стадии болезни зараженный вполне подходит под определение зомби — он не контролирует собственное тело и стремится лишь к тому, чтобы распространять болезнь, нередко пытаясь кусать окружающих, причем самого носителя спасти уже нельзя. Таким образом, можно предполагать, что у вирусов, превращающих людей в зомби, существует вполне реальный и весьма опасный прообраз .

Существует план CONOP 8888 , разработанный Стратегическим командованием Вооружённых сил США на случай нападения зомби. Авторы документа отмечают, что данный план не является шуткой.

Психология

В настоящее время слово «зомби» нередко употребляются в значении человека, который под внешним воздействием теряет способность самостоятельно мыслить и действовать (т. н. «социальные зомби»). Говорят о зомбировании с использованием современных методов: пропаганды , агитации , социального программирования , рекламы , формирования общественного мнения , различных психотехник (например, гипноза ). Однако, сам термин «зомбирование», как и «промывание мозгов», не получил широкого распространения в психологии и других науках из-за своей неопределённости и негативной окраски.

В искусстве

Образ зомби эксплуатируется в литературе, музыке, театральном искусстве. Среди наиболее известных литературных произведений о зомби значатся « Война миров Z » Макса Брукса , «Ночь живых мертвецов» Джона Руссо , « » , «Блаженны мертвые» Юн Айвиде Линдквиста , « » , «Эпоха мёртвых» Андрея Круза , « Тепло наших тел » и многие другие книги. Тема зомби раскрывается в некоторых комиксах, например в комиксах « Ходячие мертвецы » Роберта Киркмана и серии Marvel Zombies .

Отдельно стоит отметить мэшап-романы . Осознавая зомби важной частью современной массовой культуры, американский сценарист, продюсер и писатель Сет Грэм-Смит в 2009 году создал мэшап-роман « Гордость и предубеждение и зомби », где классический роман Джейн Остин перемежается со вставками в жанре зомби-хоррор, созданными Грэм-Смитом. Также зомби часто становятся персонажами различных музыкальных композиций, фильмов ужасов и компьютерных игр в жанре 3D-шутер .

В цикле книг «Эпоха мёртвых» Андрея Круза с детальным реализмом синтезированы многие идеи о зомби, процесс выхода вируса из секретных биолабораторий и выживание людей в условиях России, США и Испании с формированием группировок разного типа. В его произведениях вирус создавался как лекарство, поэтому улучшает иммунитет живых, но поднимает и мёртвых; выживающие зомби мутируют в скоростных, сильных и использующих укрытия тварей. Также вирус поражает животных. В частности, продумано, что организм зомби полумёртв, лёгкие почти не работают, поэтому они молчаливы. Превращаются и умершие естественной смертью, убивать людей и оставлять рядом с ними живых является частым развлечением бандитов. Присутствуют сцены мародёрства, изнасилований, и дети-зомби, обычно отсутствующие в фильмах данной тематики из-за цензурных запретов. [ источник не указан 178 дней ]

Зомби-мобы

Зомби-моб ( англ. Zombie walk ) представляет собой массовое шествие , как правило, развлекательного характера, участники которого загримированы под зомби. Самым ранним подобным мероприятием считается рекламный «парад зомби», который состоялся в Сакраменто (Калифорния) 19 августа 2001 года .

В России самым известным зомби-мобом стало скандальное шествие в 2011 году тюменских школьников, оказавшееся полной неожиданностью для родителей и педагогов . В 2011 году зомби-моб в Москве был разогнан полицией как несанкционированное шествие.

См. также

Примечания

  1. // Толковый словарь Ефремовой. 5 марта 2016 года.
  2. // Большой толковый словарь / авт.-сост. Кузнецов С. А. . 22 декабря 2015 года.
  3. (англ.) . Энциклопедия Британника . Дата обращения: 16 июля 2023. 16 июля 2023 года.
  4. Alec Bojalad. (англ.) . www.denofgeek.com (5 декабря 2021). Дата обращения: 13 октября 2023.
  5. . shazoo.ru (6 декабря 2021). Дата обращения: 13 октября 2023.
  6. Orry, Tom. (англ.) . videogamer.com (10 сентября 2010). Дата обращения: 13 октября 2023.
  7. . Дата обращения: 1 февраля 2013. Архивировано из 3 декабря 2013 года.
  8. Никита Солдатов. // Журнал «Коммерсантъ Weekend». — 2018-06-04. — С. 12 . 12 апреля 2018 года.
  9. Михаил Попов . // Мир фантастики . — Июль 2005. — № 23 . 4 мая 2015 года. — от 4 мая 2015 на Wayback Machine , от 22 декабря 2015 на Wayback Machine .
  10. Ker Than (2010-10-27). (англ.) . National geographic . из оригинала 13 сентября 2015 . Дата обращения: 19 декабря 2015 .
  11. Рубочкин, В. (2015-12-16). . . из оригинала 22 декабря 2015 . Дата обращения: 19 декабря 2015 .
  12. Tara C Smith. (англ.) . BMJ (14 декабря 2015). Дата обращения: 19 декабря 2015. 19 декабря 2015 года.
  13. : [ англ. ] : [ 22 декабря 2015 ] // Emerging Infectious Diseases / Центры по контролю и профилактике заболеваний США . — 2013. — Vol. 19, № 5 (May). — ISSN .
  14. . Дата обращения: 19 июня 2020. 4 августа 2020 года.
  15. . Newsreview.com. 24 августа 2011 года.
  16. . Trashfilmorgy-gallery.com. 24 августа 2011 года.
  17. . (10 сентября 2011). Дата обращения: 8 марта 2012. Архивировано из 18 февраля 2013 года.

Литература

На русском языке
На других языках

Ссылки

  • Галина Юзефович , Антон Долин . . Подкаст «Книжный базар» . meduza.io (17 июля 2019).
  • Скутнев А. В. Тема «Зомби-апокалипсиса» в массовой культуре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 5. – С. 61–65.
Источник —

Same as Зомби