Interested Article - Кватроченто

Кватроче́нто , также кваттроченто ( итал. quattrocento , — четыреста , а также четырёхсотые годы , то есть «1400-е годы») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века , соотносимой с периодом Раннего Возрождения (1420-е — ок. 1500).

Характеристика

В отличие от Проторенессанса (то есть дученто — 1200-е годы и треченто — 1300-е годы) итальянские художники в это время стали вкладывать христианское содержание в новые формы, отчасти почерпнутые ими в античном искусстве .

В период итальянского кватроченто впервые стремление к учёности, образованности ( ренессансный гуманизм ) соединились с попытками овладения формами античного искусства. Ранее остатки античности были у людей средневековья перед глазами, но они их как бы не замечали. Контаминация содержания и формы стала происходить именно в Италии в период кватроченто . Художники и писатели-гуманисты увидели свой идеал в формах античного искусства. Одновременно происходила гуманизация христианской идеологии и эстетики .

Возрождалась философия неоплатоников , «La Vita Nuova» по Данте . Именно к этому времени относится трактат Дионисия Картузианца «О прелести мира и красоте Божией» (De venustate mundi et pulchritudine Dei). Подражание природе стало восприниматься как «подражание древним» ( итал. modi antichi ). Прекрасное в жизни и в искусстве обожествлялось и провозглашалось «святейшей красотой» ( лат. sacrosancta venustas ). Писатель-гуманист Лоренцо Валла предлагал «объединить требования религиозной реформы с восстановлением классической традиции» .

Новое искусство формировалось в Тоскане и в её столице Флоренции . Зачинателем ренессансной архитектуры во Флоренции был Филиппо Брунеллески , скульптуры — Донателло . Однако во Флоренции почти не сохранилось античных памятников. Поэтому ключевым событием периода кватроченто стало путешествие Брунеллески и Донателло в Рим (предположительно в 1402 году) . Другие выдающиеся архитекторы эпохи — Леон Баттиста Альберти — автор важного трактата De Re Aedificatoria, Микелоццо ди Бартоломео . Среди скульпторов стоит отметить, помимо Донателло — Лоренцо Гиберти , позже — Андреа дель Верроккьо .

Это было время творчества выдающихся фрескистов и живописцев — Пьеро делла Франческа , Боттичелли , Мазаччо , отца и сыновей Беллини ( Якопо , Джентиле и Джованни ), Пинтуриккьо , Фра Анжелико , Пьетро Перуджино , Доменико Гирландайо и многих других.

В начале XVI века центр Возрождения переместился в Рим.

См. также

Примечания

  1. . The Art Story . Дата обращения: 16 октября 2021. 16 октября 2021 года.
  2. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. — М. : Искусство, 1998. — С. 70.
  3. , с. 35—36.
  4. , с. 39.
  5. Власов В. Г. Архитектура. Классика и современность. Учебное пособие. — СПб. : Изд-во С.-Петербургского университета, 2014. — С. 63.

Литература

  • Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения: Избранные работы. — М. : Прогресс , 1986. — 400 с.
  • Жуковский В. И. Искусство Возрождения: учебное пособие. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т , 2006. — 298 с. — ISBN 5-7638-0663-8 .
  • Знамеровская Т. П. Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо / Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А. А. Жданова. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1975. — 176 с. — 8750 экз.
Источник —

Same as Кватроченто