Вокализм литературного русского языка представлен
с пятью или шестью гласными фонемами. Гласные различаются по степени подъёма языка и по ряду (сопряжённому с наличием или отсутствием
лабиализации
):
В безударных слогах русские гласные подвергаются редукции, которая вместе с влиянием окружающих согласных приводит к появлению
аллофонов
. Русская редукция заключается не в нечётком произношении гласных, или потере ими некоторого качества, а в наличии широчайшей качественной вариативности аллофонов и нейтрализации противопоставлений различительных признаков
, из-за чего в каждой позиции могут выступать множество аллофонов, только в зависимости от говора, какой-то из них может быть ведущим, однако и другие могут свободно появляться в каждой позиции даже в речи одного человека. Эти аллофоны русские не различают на слух. Ударные гласные в русском языке имеют всегда одно качество и длиннее безударных гласных. По своим характеристикам ударные гласные в русском языке долгие, а безударные краткие.
/i/
и
/ɨ/
являются гласными верхнего подъёма переднего и среднего ряда соответственно.
Обозначаются обычно буквами
и
и
ы
; в безударной позиции также буквами е, я, а и э, е соответственно.
Вопрос, являются ли гласные
/i/
и
/ɨ/
одной или двумя
фонемами
, представляет собой предмет дискуссий.
Московская фонологическая школа
считает их одной фонемой,
петербургская
— двумя. Фонема
/i/
встречается только после мягких согласных и гласных,
/ɨ/
— после твёрдых. В абсолютном начале слова как правило представлена только
/i/
, но есть несколько слов с начальным ударным
/ɨ/
:
ы
(название буквы и название «
Операция «Ы» и другие приключения Шурика
»),
и множество географических названий и имён собственных:
Ыйван
,
Ыйбён
,
Ытык-Кюёль
,
Ыльчи Мундок
,
Ким Чен Ын
и другие. В начале слова не под ударением
/i/
и
/ɨ/
не различаются:
иммигрант
и
эмигрант
. Кроме того, носители русского языка ощущают
ы
скорее как отдельную фонему и могут произнести её изолированно.
[i]
([и]) — основной аллофон
/i/
, представлен под ударением и перед
мягкими согласными
;
[ɪ]
([и
е
] и [ь]) — аллофон
/i/
в безударном положении не перед мягкими согласными:
пятак
[pʲɪˈtak]. В кириллической транскрипции [и
е
] используется в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова, а [ь] в остальных безударных слогах;
[a]
([а]) — основной аллофон, представлен после твёрдых согласных: пат
[pat]
;
[
æ
] ([ä]) — после мягких согласных под ударением: пять
[pʲætʲ]
;
[ɑ̟]
— после твёрдых согласных перед
/ɫ/
: палка
['pɑɫkə]
;
[
ɐ
] ([ʌ]) — в безударных слогах: в начале слова и перед ударным слогом: оловя́нный
[ɐɫɐ'vʲæn:ɨ]
;
[
ʌ
] — в заударном финальном слоге (в том числе после [ɫ]): пе́ла
[ˈpʲe̞ɫʌ]
;
[
æ
] — после мягких произносится только в конце слова в грамматических окончаниях: дача
['daʨæ]
(но дачи
['daʨɪ]
)
;
[
ə
] ([ъ]) — в прочих безударных слогах после твёрдых согласных: ми́гом
['migəm]
; в некоторых
междометиях
оказывается под ударением:
что́б тебя!
['ʂtəptʲibʲə]
;
согласно современной норме после
ж
и
ш
как под ударением, так и без ударения произносятся аллофоны
/a/
: шары́
[ʂɐ.'rɨ]
, жара́
[ʐɐ.'ra]
; однако ещё в XX веке нормой было произношение в безударной позиции аллофонов фонемы
/ɨ/
, что сейчас эпизодически сохраняется в словах
жале́ть
[ʐɨˈlʲetʲ]
,
к сожале́нию
[ksə.ʐɨ.ˈlʲe.nʲɪ.jᵿ]
и косвенных падежах слова
лошадь
, например,
лошаде́й
[ɫə.ʂɨ.ˈdʲej]
.
/e̞/
(/э/)
Фонема
/e/
является гласным переднего ряда среднего подъёма.
Обозначается обычно буквами
е
и
э
; в безударной позиции практически не встречается.
Аллофоны этой фонемы варьируют в пространстве между кардинальными гласными
[e]
и
[ɛ]
в зависимости от окружающих согласных.
Аллофон, наиболее близкий к
[e]
, произносится между мягкими согласными: петь
[pʲetʲ]
.
Аллофон, наиболее близкий к
[ɛ]
, произносится в начале слова перед твёрдыми согласными: этот
['ɛtət]
.
Когда один согласный твёрдый, а другой мягкий, то произносятся аллофоны, средние между
[e]
и
[ɛ]
, в узкой транскрипции обозначаемые либо как опущенный
[e̞]
, либо как приподнятый
[ɛ̝]
. В широкой транскрипции для простоты после мягких согласных они обозначаются как
[e]
, а после твёрдых — как
[ɛ]
: нем
[nʲem]
, отель
[ɐˈtɛlʲ]
.
Кроме того, после твёрдых согласных все аллофоны немного отодвигаются назад:
[ɛ̠]
или
[e̠]
.
/o/
(/о/)
Фонема
/o/
является гласным заднего ряда среднего подъёма.
Обозначается обычно буквами
о
и
ё
; в безударной позиции может встречаться только в неосвоенных заимствованиях, чаще всего в конце слова — в заударных слогах или после гласной:
радио
['ra.dʲɪo]
,
вето
['vʲe.to]
,
кредо
['krɛ.do]
(также
['krʲe.də]
).
Между мягкими согласными произносится аллофон, несколько продвинутый вперёд (огубленный
шва
):
тётя
[ˈtʲɵ̞.tʲə]
.
/u/
(/у/)
Фонема
/u/
является гласным заднего ряда верхнего подъёма.
Обозначается обычно буквами
у
и
ю
.
Между мягкими согласными произносится аллофон, несколько продвинутый вперёд: чуть
[ˈʨʉtʲ]
, ютиться
[jᵿˈtʲiʦə]
.
В безударном положении произносится аллофон, близкий к
[ʊ]
: сухой
[sʊ.ˈxo̞j]
, мужчина
[mʊ.ˈɕːi.nə]
.
Влияние гласных на согласные
Гласные в свою очередь также влияют на предшествующий
согласный
. Так, перед
/o/
и
/u/
согласные
огубляются: мог
[mʷok]
. Эти же гласные и
[ɨ]
вызывают некоторую
веляризацию
:
ты
[tˠɨ]
.
В безударном положении одни гласные ослабляются, а другие чередуются с другими фонемами. В частности, для литературного языка характерны
аканье
,
иканье
и
.
Первое заключается в том, что
морфонема
|o| представлена фонемой
/o/
под ударением и фонемой
/a/
не под ударением.
Для второго характерно совпадение в одной фонеме безударных морфонем |i|, |e|, |a| и |o| после мягких согласных.
При
ыканьи
в одной фонеме совпадают безударные морфонемы |ɨ|, |e|, а после ж, ш, ц и |o|.
Так как русская
орфография
является этимологической, редукция безударных гласных в ней не отображается.
Основные аллофоны гласных
буквы
морфонемы
фонемы
Под ударением
В начале слова
без ударения
В первом предударном слоге
В остальных безударных слогах
между твёрдыми согласными
между мягкими согласными
После парных
твёрдых согласных
и /ц/
После
/ж/, /ш/
После
мягких
согласных
После
твёрдых
согласных
После
мягких
согласных
и, ы
|i|
/i/, /ɨ/
[ɨ]
[i]
[ɪ]
,
[ᵻ]
[ᵻ]
[ᵻ]
[ɪ]
(
[и
е
]
)
[ᵻ]
[ɪ]
(
[ь]
)
е, э
|e|
/e/, /i/, /ɨ/, /a/
[ɛ]
[e]
[ᵻ]
[ᵻ]
~
[ɘ]
[ᵻ]
[ɪ]
(
[и
е
]
)
[ᵻ]
[ɪ]
(
[ь]
)
а, я
|a|
/a/, /i/
[a]
[æ]
[ɐ]
[ɐ]
[ɐ]
[ɪ]
(
[и
е
]
)
[ə]
[ɪ]
,
[ə]
о, ё
|o|
/o/, /a/, /i/, /ɨ/
[o]
[ɵ]
[ɐ]
[ɐ]
[ᵻ]
[ɪ]
(
[и
е
]
)
[ə]
[ɪ]
(
[ь]
)
у, ю
|u|
/u/
[u]
[ʉ]
[u]
[ʊ]
[ʊ]
[ᵿ]
[ʊ]
[ᵿ]
В безударной позиции между
глухими согласными
гласные могут оглушаться:
выставка
[ˈvɨstə̥fkə]
,
потому что
[pə̥tɐˈmu ʂtə]
. Оглушение происходит также между сонантами и глухими, вплоть до полного исчезновения гласного: череп
[ʨerʲɪ̥p]
, город
['gor̥t]
.
Следует подчеркнуть, что звук [ə]/[ъ] в русской фонетике обозначает редуцированный неопределенного качества представляющий собой континюат
[
неизвестный термин
]
любых других аллофонов фонемы, который практически никогда не выступает в конце слова.
Сочетания гласных
В русском языке допустимы сочетания почти всех гласных:
прообраз
, воображать /va.a.bra.'ʐatʲ/, муар, клеить, струи, бои /ba’i/.
Согласные
<
ʲ
> обозначает мягкость согласных или
палатализацию
, в кириллической транскрипции обозначается с помощью
апострофа
’. Обычно не ставится после
/ʨ/ [ʥ] /ɕː/ /ʑː/
, так как эти знаки специально обозначают только
палатализованные согласные
.
В косых скобках показаны
фонемы
, в квадратных — некоторые
аллофоны
. Слева приведены глухие согласные, справа — звонкие.
Практически все согласные представлены парами твёрдой и мягкой фонем. Исключение составляют всегда твёрдая
/ʦ/
и всегда мягкие
/ʨ/
и
/j/
. Мягкие велярные согласные в силу исторических причин находятся на периферии русской языковой системы и часто не считаются отдельными фонемами.
Определяющим для дистрибуции согласных фонем являются два ассимилятивных процесса: оглушение / озвончение шумных согласных и нейтрализация оппозиции по мягкости / твёрдости у некоторых согласных перед другими согласными (см. подробнее ниже).
Мягкие согласные
— альвеолярные, ламинальные. Произносятся с некоторым трением языка, приближаясь к свистящим аффрикатам и фактически составляя мягкие пары для твердых свистящих аффрикат (
/ʦ/, [ʣ]
). Только перед гоморганными смычными, когда смычка не разрывается, они не имеют фрикативного отступа: брать там.
Звонкий аллофон
[ʣ]
([дз]) представлен перед звонкими шумными; орфографически ц: спецгруппа
/spʲeʦ'grupa/ [spʲeʣ'grupə]
. В словах типа дзэн, дзюдо представлены двухфонемные сочетания
/d/+/z/
. Открытым остаётся вопрос о том, какие фонемы представлены в китайских словах на месте твёрдого и мягкого цз:
Мао Цзэдун
,
Цзюлун
.
/ʨ/
(/ч’/) — альвео-палатальная, ламинальная, шипящая; орфографически ч:
час
/ʨas/
Твёрдый аллофон
[tʂ]
представлен в слове
лучше
['ɫutʂʂɨ]
.
Звонкий аллофон
[ʥ]
([дж’]) представлен перед звонкими шумными, орфографически ч: алчба
/aɫʨ'ba/ [ɐɫʥ'ba]
. В словах типа
джаз
,
джинсы
представлены двухфонемные сочетания
/d/+/ʐ/
. Аналогично «цз» не вполне ясно, одна или две фонемы представлены в китайских словах на месте твёрдого «чж»:
Чжэнфын
(см. также правила
системы Палладия
).
В русском языке переднеязычные спиранты представлены только 8
сибилянтами
. Возможны несколько классификаций этих согласных на основе разных признаков.
По месту образования: зубные, альвеолярные и постальвеолярные.
Постальвеолярные в русском языке в свою очередь делятся на плоские (
) и
(палатализованные).
По активной части языка:
и
.
По форме языка: все русские сибилянты суть круглощелевые.
Какуминальные согласные
(«ретрофлексные») — ламинальные, шипящие, двухфокусные. Могут также обозначаться как
[s̠ z̠]
или не совсем правильно как
[ʃ ʒ]
, а в славистической традиции как /š ž/.
— апикальные, шипящие, двухфокусные. Единственные согласные русского языка, являющиеся долгими. Входят в системные пары с предыдущими двумя согласными как мягкие с твёрдыми, хотя различаются и другими признаками. Эти согласные фактически являются палатализованными вариантами палатально-альвеолярных
[ʃ ʒ]
и могут обозначаться как
[ʃʲ ʒʲ]
. При них самих знак палатализации обычно не ставится, так как является избыточным.
/ɕː/
(/щ или ш̅’/) — орфографически щ, сч, шч, зщ, сщ, жд: расщепить
/raɕːɪ'pʲitʲ/
, счастье
/'ɕːasʲtʲjɪ/
. В речи некоторых носителей соответствует двухфонемному сочетанию
/ɕtɕ/
, однако такое произношение считается устаревшим. В слове дождь может произноситься как
/ɕː/
, так и
/ʂtʲ/
:
/doɕː / doʂtʲ/
.
/ʑː/
(/ж̅’/) — орфографически
зж
,
жж
,
жд
и др. Звонкий аналог
/ɕː/
. Встречается на границе слов при озвончении /ɕː/ (
товари
щ г
оворит
/taˈvarʲiʑː‿gavaˈrʲit/,
ве
щд
ок
/'vʲeʑː'dok/). Изолированно встречается всё реже, лишь в речи отдельных носителей в таких словах как
езжу
/'jeʑːu/
,
вожжи
/'voʑːi/
,
визжать
/vʲi'ʑːatʲ/
, где она обычно заменяется долгой
/ʐː/
, фонологический статус которой не ясен. В слове
дожди
/da'ʑːi/
эта фонема под влиянием орфографии обычно меняется на сочетание
/ʐdʲ/
:
/da'ʐdʲi/
. В то же время в речи некоторых носителей встречается по аналогии в словах, где изначально её быть не могло, например, в производных от слова
жечь
:
зажжёт
/za'ʑːot/
(< *zažьžetъ),
подожжёшь
/pada'ʑːoʂ/
(< *podъžьžešь). Ещё реже краткий вариант этой фонемы встречается в иностранных заимствованиях перед йотированными гласными, например,
жюри
/ʑuri/
(обычно
/ʐuri/
).
Список слов, где может встретиться /ж̅’/
Палатализованные (мягкие) велярные согласные в силу исторических причин находятся на периферии русской языковой системы и часто не считаются отдельными фонемами, однако для всех из них существуют минимальные пары, почти обязательно с использованием заимствованной лексики. Мягкие велярные согласные возможны только перед гласными и мягкими же велярными. Палатализованные велярные отличаются от собственно
палатальных согласных
.
/x/
(/х/) — глухой; орфографически х, г: ход
/xot/
, мягкость
/'mʲaxkasʲtʲ/
, лёгкость
/'lʲoxkasʲtʲ/
, Бог
/'box/
.
Звонкий аллофон
[ɣ]
([ɣ]) представлен перед звонкими шумными (кроме
в
): эх бы
['ɛɣ.bɨ]
. В произносительной норме русского литературного языка представлен также в словах Господи, Бога
/'boɣə/
. В речи многих
носителей
южнорусского диалекта
произносится вместо литературного смычного
/g/
.
/j/
(/j/) — орфографически
й
, а также в составе йотированных гласных (я, ё, ю, е) не после согласных:
йод
/jot/
,
як
/jak/
,
ёж
/joʂ/
, еле
/'jelʲi/
, юг
/juk/
.
Полугласный аллофон (глайд)
[ɪ̯]
произносится после гласных, образуя дифтонгические сочетания, которые в русском являются двухфонемными: яйцо
[ɪɪ̯ˈʦo]
, ей
[jeɪ̯]
. После безударных <и> и <ы> в окончаниях прилагательных в обычной речи не произносится: красный
/'krasnɨ/
.
/j/ обычно не произносится между любой гласной и /i/:
заяц
/'za.iʦ/ < |za.jaʦ|,
кланяется
/'kɫa.nʲi.iʦ.ʦa/. * Шумный аллофон [ʝ] произносится перед ударным слогом: йод [ʝˈɵt].