Interested Article - Мужчина

Изображение мужской особи человека ( самец вида Homo sapiens ), посланное на зонде « Пионер-11 »
Витрувианский человек Леонардо да Винчи изображает пропорции мужского тела

Мужчи́на человек мужского пола . Тот, кто обладает функциональными и морфологическими признаками, которые определяют мужской пол . Слово «мужчина» также может обозначать гендерную идентичность , а не пол человека . Обычно слово «мужчина» обозначает взрослого человека, а для обозначения ребёнка и подростка используются слова « мальчик » и «юноша» или «парень».

Мужчины разнообразны в предпочитаемых гендерных выражениях и в сексуальных предпочтениях . Однако в современном обществе доминирует бинарная гендерная система , при которой мужчины, не соответствующие установкам гегемонной маскулинности , не воспринимаются с обывательской точки зрения как «настоящие мужчины» и нередко подвергаются жёстким формам гендерного надзора .

Общество, в котором власть принадлежит полностью или по большей части мужчинам, называется патриархатом . Считалось, что патриархат является культурной универсалией , однако в настоящее время гуманитарные науки отошли от данной точки зрения. Тем не менее, науке неизвестно существование чисто матриархальных обществ. Современное общество во многих аспектах сохраняет признаки андроцентричности и патриархальности.

Междисциплинарной научной областью, изучающей мужчин, являются мужские исследования . Специфические проблемы en изучает андрология .

Лексика

Происхождение слова

Слово «мужчина» состоит из корня «муж-» и суффикса «-чин» . Ранее в древнерусском и русском языке в значении 'мужчина' также использовалось слово «муж» . Аналоги слова «муж» также встречаются во многих славянских языках . Корень «муж-» родственен древнеиндийскому mánuṣ ('человек', 'муж'), так же как и, например, немецкое Mann и английское man .

«Мужчина» и «человек» в языке

Во многих языках одно и то же слово обозначает как мужчину , так и человека вообще, например англ. man , фр. homme , рус. молодой человек (в обращении к мужчине) и др. В современных гуманитарных науках этот факт понимается как одно из ключевых проявлений андроцентризма — представления о мужчине и мужском как о норме, относительно которой женщина и женское рассматриваются как отклонение . К другим проявлениям андроцентризма в языке относится, например, игнорирование женщин за счёт использования «общего мужского рода» и местоимения «он» для обозначения человека вне зависимости от гендера .

Различные слова для обозначения мужчин

Слово «мальчик» используется для обозначения ребёнка или подростка . Для обозначения молодого мужчины используются слова «юноша» , «парень», «молодой человек» . Слово «парень» также используется в разговорной речи для обозначения мужчины или человека вообще . Различные обозначения мужчин в родственных связях см. в статье « Родство ».

Обращение к мужчине

Во многих культурах, где гендер является значимой социальной категорией, приняты формы обращения , указывающие на гендер адресата — для мужчин это, например, « мистер » в английском языке , «герр» в немецком , « господин » в русском и пр. Наряду с гендерно-специфичными, во многих языках существуют и гендерно-нейтральные формы обращения — такие как русское « товарищ » и постепенно завоёвывающее популярность в английском «микс» или «макс» (на письме — Mx.) .

Биология и гендер

В западных культурах понятие «мужчина», как и « женщина », традиционно определяется в первую очередь через биологические особенности. Как отмечают некоторые исследователи, это связано с особым значением, которое в этих культурах придаётся природе [ значимость факта? ] [ страница не указана 359 дней ] .

В 2022 году Кембриджский словарь добавил к определению мужчины как взрослого человека мужского пола второе определение, включившее трансгендерного мужчину, описанного как «взрослого человека, который живет и идентифицирует себя как мужчина, хотя можно сказать, что он имел другой пол при рождении». В ответ на критику тех, кто посчитал это политическим заявлением, представитель Кембриджского словаря объяснил, что изменение соответствует тому, как слова используются в обществе. «Наши словари написаны для изучающих английский язык и призваны помочь пользователям понимать английский язык в том виде, в котором он используется в настоящее время», — говорится в заявлении .

Биологические особенности

Генетика

Кариотип мужчины при использовании окраски по Романовскому — Гимзе .

С точки зрения генетики, у человека мужским считается гетерогаметный организм — то есть имеющий в кариотипе две разные половые хромосомы , обозначаемые X и Y , в отличие от женского организма, имеющего в кариотипе две X-хромосомы.

Сперматозоиды , имеющие гаплоидный набор хромосом (половину от набора в других клетках), содержат либо только X, либо только Y-хромосому. Генетический пол будущего ребёнка зависит от того, какую половую хромосому несёт сперматозоид, так как все яйцеклетки несут Х-хромосому.

По мнению некоторых авторов, в результате антагонической эволюции полов на мужской половой Y-хромосоме остались лишь гены, связанные с половым диморфизмом. Поскольку вероятность фатального «удара» по ней со стороны X-хромосомы втрое выше, чем возможности подобного влияния Y-хромосомы, для предотвращения серьёзных конфликтов с X-хромосомой мужская Y-хромосома вынужденно «отключила» множество генов, которые в настоящий момент не кодируют никакие белки . За 300 миллионов лет непрерывной «гонки вооружений» с Х-хромосомой, Y-хромосома мужчины из исходных 1438 лишилась 1393 генов .

Кариотип не всегда определяет анатомическое развитие — например, у некоторых людей с хромосомным набором XY строение половых органов соответствует традиционным представлениям о женской анатомии . Такое сочетание кариотипа и анатомии представляет собой один из видов интерсексуальности .

Анатомия и физиология

С точки зрения биологии, организм мужчины имеет ряд анатомических и физиологических свойств, которые отличают его от организма женщины . Отличия в строении тела мужчины и женщины делятся на первичные и вторичные половые признаки. Первичные половые признаки — это особенности строения органов размножения, которые формируются уже во время внутриутробного развития, но становятся функционально активными только в результате полового созревания . В процессе полового созревания формируются вторичные половые признаки — особенности остальных частей тела.

Мужские половые органы являются частью репродуктивной системы. К ним относятся половой член , яички , семявыносящий проток и простата . Назначение мужской репродуктивной системы — производство спермы , содержащей сперматозоиды , которые могут сливаться с яйцеклеткой внутри женского организма. Поскольку сперма, проникающая в матку , а затем в фаллопиевы трубы , оплодотворяет яйцеклетку, которая в дальнейшем развивается в эмбрион , мужская репродуктивная система напрямую не участвует в процессе беременности .

Тело мужчины. Вид спереди и сзади. У данной модели удалены волосы на теле

Вторичные половые признаки мужского организма обычно развиваются в период полового созревания под влиянием андрогенов — мужских половых гормонов, вырабатывающихся в яичках. Половое созревание у мальчиков обычно начинается позже, чем у девочек, — около 12-13 лет. К мужским вторичным половым признакам относят, в частности, более развитую, чем у женщин, мышечную систему, более высокий рост, крупные кисти рук и ступни, узкий таз и широкие плечи , более выраженный рост лобковых волос и волос на животе, груди и других частях тела, а также на лице, более низкий голос и выступающий кадык . При этом отдельные индивиды могут не вписываться в общую схему. Например, в целом мужчины выше женщин, но многие люди имеют средний для своего биологического вида рост, вне зависимости от пола [ прояснить ] .

Заболевания

Специфическими заболеваниями мужчин занимается медицинская дисциплина андрология . В основном мужчины подвержены тем же заболеваниям, что и женщины, однако есть и некоторые заболевания, специфические для пола. Распределение некоторых заболеваний коррелирует с полом человека — например, дальтонизм и другие наследственные заболевания, сцепленные с Х-хромосомой.

Определение пола и гендерная идентичность

При рождении ребёнка ему обычно приписывается либо женский, либо мужской пол на основании внешнего вида половых органов . Но форма половых органов не всегда соответствует генетическому полу и необязательно предопределяет дальнейшее анатомическое и физиологическое развитие ребёнка, а также его гендерную идентичность . У некоторых интерсексуальных детей половые органы выглядят неоднозначно. Во многих странах таким детям в раннем возрасте проводятся хирургические операции, хотя положительное влияние таких операций на дальнейшую жизнь ребёнка не доказано . В других случаях интерсексуальность проявляется только в период полового созревания. По мнению некоторых биологов, традиционное выделение только двух полов противоречит биологической реальности .

Приписанный при рождении пол также может не соответствовать гендерной идентичности человека — внутреннему самоощущению как представителя того или иного гендера . Вне зависимости от того, является ли человек интерсексуальным , он может ощущать принадлежность к другому гендеру, чем приписанный ему при рождении. Трансгендерные мужчины — это мужчины, которым при рождении был приписан женский пол. Некоторые — хотя не все — трансгендерные мужчины проходят заместительную гормональную терапию и различные хирургические процедуры, чтобы привести свою внешность в соответствие с гендерной идентичностью .

Мужская гендерная роль

Гендерная роль — это совокупность социальных ожиданий, предписывающих человеку определённое поведение в зависимости от его гендерной принадлежности. В современном мире господствует бинарная гендерная система , в которой люди разделяются на две противоположные группы: мужчин и женщин, — и подразумевается жёсткое соответствие между приписанным при рождении полом и гендерной ролью. При этом в некоторых культурах мира гендер традиционно не является значимой социальной категорией и, соответственно, нет традиционной мужской гендерной роли . В других культурах выделяется три и более гендеров и соответствующих гендерных ролей .

В тех культурах, где существует отдельная мужская гендерная роль, её содержание меняется со временем и различается в разных слоях общества. Например, исследователи отмечают, что в СССР с начала 1970-х годов традиционная патриархальная маскулинность «домостроевского типа» вступила в противоречие с новыми ценностями индивидуализма, равенства и «мягкой мужественности». Для многих современных мужчин ценность агрессивности и физической силы снижается, и формируется новый идеал маскулинности, где ценятся такие качества, как интеллектуальность, образованность, выдержанность, снисходительность .

В обществе существуют представления о «настоящем мужчине», максимально соответствующем принятым в обществе установкам «правильной» маскулинности. Данное явление описывается введённым социологом (англ.) понятием « гегемонная маскулинность » .

Гендерные различия

В западных обществах, начиная с античности , для объяснения и обоснования мужских и женских гендерных ролей использовались отсылки к природным различиям мужчин и женщин . В современной науке такие обоснования иногда принимают форму эволюционных теорий , которые представляют современные гендерные роли как результат естественного отбора . Эволюционные теории гендерных различий не подтверждаются эмпирическими данными . В частности, эмпирические исследования опровергают утверждение о том, что женщины при выборе партнёра руководствуются его качествами как потенциального кормильца семьи, а мужчины — внешней привлекательностью . Многие учёные также указывают на грубые методологические ошибки таких теорий . (Подробнее см.: Биологические теории происхождения гендерных ролей .)

Хотя было проведено множество исследований с целью установить неустранимые различия между мужчинами и женщинами, достичь этой цели науке не удалось [ прояснить ] : по имеющимся научным данным, сходств между представителями разных гендеров гораздо больше, чем различий, — поэтому некоторые современные учёные отмечают, что целесообразнее было бы говорить о базовой гипотезе гендерного сходства . Выявляемые учёными небольшие различия между мужчинами и женщинами (в математических способностях, способностях к пространственному восприятию и агрессивности ) не универсальны, и существуют данные об их зависимости от влияния гендерных стереотипов .

Как цисгендерные , так и трансгендерные мужчины разнообразны в своих гендерных выражениях .

Гендерные стереотипы

Во многих современных обществах широко распространены гендерные стереотипы , приписывающие мужчинам такие качества, как активность, стремление к лидерству, авторитарности и риску , агрессивность и рациональность , и осуждающие проявление мужчинами слабости и эмоциональности. Гендерные стереотипы в целом не соответствуют действительности. Например, хотя мужчины сообщают, что не считают себя очень склонными к эмпатии , но измерения физиологических и мимических реакций показывают, что различий в непосредственных эмпатических реакциях между мужчинами и женщинами нет . Другие исследования обнаруживают, что мужчины испытывают злость, грусть и страх так же часто, как женщины, но при этом чаще выражают злость и подавляют другие негативные эмоции, а женщины, наоборот, подавляют злость и выражают грусть и страх .

С точки зрения современной науки, гендерные стереотипы служат поддержанию существующих в этих обществах гендерных ролей и, в частности, гендерного неравенства . Как правило, те стереотипные качества, которые в той или иной культуре приписываются мужчинам, ценятся в рамках этой культуры выше, чем качества, приписываемые женщинам . Таким образом, гендерные стереотипы выражают и укрепляют андроцентризм — представление о мужчинах как о норме, относительно которой женщины представляют собой отклонение .

Как показывают исследования, гендерные стереотипы о мужчинах и нормативное давление окружения и общества, требующих от мужчин воплощать гендерные стереотипы, наносят вред мужчинам. В частности, гендерные стереотипы способствуют вовлечению мужчин в рискованое поведение и совершение преступлений . С другой стороны, гендерные стереотипы мешают мужчинам обращаться за помощью в случаях, когда они сами оказываются пострадавшими от насильственных действий .

Гендерный надзор в отношении мужчин часто имеет гомофобный характер, о чём свидетельствуют гомофобные оскорбления, активно использующиеся в отношении мужчин, отступающих от принятых в обществе гендерных установок .

Сексуальность

Сексуальность мужчин является разнообразной — в частности, мужчины могут иметь различную сексуальную ориентацию .

Ассоциируемая с полом жестовая символика

  • В Японии фамильярным жестом, означающим «мужчина», также «отец», «хозяин» или «любовник», является выпрямленный большой палец на выставленной перед собой руке, при сложенных в кулак остальных пальцах. Аналогичен западному жесту одобрения (также имеющемуся в Японии, как молодёжное заимствование) .
  • В русском жестовом языке слово «мужчина» выражает короткий двукратный боковой взмах-касание лба над бровью указательным пальцем , лежащем на большом пальце при этом остальные пальцы сжаты .
Древний Египет. Мужчина, человек
иероглифами
A1

Ассоциируемая с полом графическая символика

  • Символ планеты Марс — ♂, названной в честь древнеримского бога войны также используется для обозначения мужского пола для двуполых существ.
  • Ян — мужское начало в древнекитайской философии, олицетворяющее белое, светлое, мужское, акцент на внешнее. Мужское начало Ян находится в тесной, неделимой связи с Инь — женским началом, которое символизирует чёрное, женское, акцент на внутреннее.
  • При построении генеалогической схемы в медицинской генетике мужчин обозначают квадратами (а женщин — кружками).
  • В массовой культуре укоренилась ассоциация мужского пола с голубым цветом : так, в некоторых странах принято при рождении младенца покупать для мальчика голубые (синие), а для девочки розовые (красные) пелёнки или ленты.

Положение мужчин в обществе

Мужские мифологические образы:
1. Геракл — идеал мужской силы;
2. Аполлон — идеал мужской красоты

Исторически сложилось так, что в большинстве культур мужчины имели больше прав и пользовались большим авторитетом в обществе, чем женщины. Эта традиция закреплена и в предписаниях распространённых мировых религий. Мужчина выполнял роль воина, кормильца семьи, а женщина присматривала за детьми, готовила еду и, в зависимости от общества, управляла домашними рабами мужа. В современной науке превалирует точка зрения, что чисто матриархальных обществ никогда не существовало . Патриархат же ранее считался в принципе культурно универсальным явлением, однако в настоящее время гуманитарные науки отошли от данной точки зрения . Точку зрения, что все известные общества были патриархальными, разделяет социолог Э. Гидденс .

Перемены, произошедшие в отношении к женщине в XX веке на Западе, наиболее ярко характеризуются такими процессами, как сексуальная революция и активизация феминизма , как организованного проявления стремления к равноправию мужчины и женщины. В СССР, после уравнивания в правах, женщина трудилась вместе с мужчинами от колхозов, до заводов и научных лабораторий.

В настоящее время во многих странах женщины уравнены в правах с мужчинами на законодательном уровне, однако часты случаи дискриминации женщин .

Что же касается дискриминации мужчин и антимужских предубеждений, то данные явления существуют , однако, как указывают исследователи в сфере социальной справедливости Камден Странк и Лесли Локк, по крайней мере в отношении цисгендерных мужчин дискриминация и предубеждения не являются системными по своей природе, в отличие от укоренившейся дискриминации женщин . В связи с этим далеко не все учёные придерживаются точки зрения, что дискриминацию мужчин, во всяком случае, цисгендерных, можно называть сексизмом . Так, социологи en и Дэвид Уэллман используют данный термин в строгой привязке к мужским привилегиям . Мужчины чаще сталкиваются с сексизмом со стороны мужчин, чем со стороны женщин .

Термин, обозначающий ненависть к мужчинам — « мизандрия », популяризированный представителями движения за права мужчин во многом из-за схожести с термином « мизогиния », который употребляется феминистками в основном в отношении институционализированного угнетения женщин, также широко подвергается критике как пример ложной аналогии .

Мужчина в русских мифах и поговорках

Древнеславянские мифологические мотивы создания богом первых людей из теста сохранились в русской поговорке: «Испечён из того же теста» , относимой к людям, схожим по образу мысли и действиям. Согласно другому мифу, сохранившемуся в сказочных сюжетах, первый человек был вырублен из ствола дерева или родился из полена , положенного в люльку : отсюда происходит крылатое выражение «неотёсанный человек», «чурбан неотёсанный» . Имеется мифологический сюжет и о том, как бог сшивал первых людей из кожи по одному шаблону, но для сшивания мужчины оторвал слишком длинную нитку, поэтому её конец остался болтаться у того между ног. А женщина осталась незашитой, так как нитки не хватило. Наконец, поговорка «Холостой — полчеловека» и фраза «вторая половинка» (о жене или муже) могут восходить к восточнославянской легенде о первых людях, которые вылуплялись из яиц, снесённых Евой . Но перед этим бог разрезал эти яйца на две половинки и выбросил с неба. На Земле из двух половинок одного яйца рождались мужчина и женщина, которые были предназначены друг для друга, и вступали в счастливый брак. Но некоторые половинки попали в болота или в глубокие овраги, и там погибли. Оттого, будто бы некоторые люди не могут найти себе подходящую пару, и остаются в одиночестве .

В других поговорках отражены женские стереотипы, направленные не на внешние данные мужчины, а на ум и ответственность: «Мужчина, коли хоть немножко казистее черта, — красавец»; «Отчего мужик дешёв? — Оттого, что глуп»; «На красивого глядеть хорошо, с умным жить легко»; «Хоть плох муженек, да затулье мое; завалюсь за него — не боюсь никого» и т. д.

Образ мужчины в искусстве

Во все времена образ мужчины выступал в качестве героического персонажа, как объект для запечатления в изобразительных искусствах. Здесь приведены лишь некоторые известные произведения искусства, изображающие мужчину и/или посвящённые мужчине.

Деталь Микеланджело Сотворение Адама (около 1511)

В живописи: Сотворение Адама .

В кино: Укрощение строптивого .

Давид Микеланджело классический образ молодой мужской красоты в западном искусстве .

В скульптуре: Давид (Микеланджело) .

В литературе: Одиссея .

В 1985 году американская карикатуристка Элисон Бекдел обратила внимание на то, что в кинематографе мужчины имеют настолько более широкую репрезентацию , чем женщины, что весьма сложно найти фильм, который прошёл бы тест :

  1. в фильме есть хотя бы две женщины,
  2. которые говорят друг с другом,
  3. о чём-либо, кроме мужчин.

Тест Бекдел в скором времени стал активно использоваться критиками для оценки телевидения, кино, комиксов и книг .

Праздники

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 12 июля 2008. 8 августа 2011 года.
  2. . Дата обращения: 4 февраля 2019. 4 февраля 2019 года.
  3. (англ.) . dictionary.cambridge.org . Cambridge Dictionary. Дата обращения: 18 августа 2021. 6 января 2023 года.
  4. Kessler,Suzanne J., and Wendy McKenna. . — University of Chicago Press, 1978. — ISBN 9780226432069 .
  5. Halim, May Ling, and Diane Ruble. Gender Identity and Stereotyping in Early and Middle Childhood // / Chrisler, Joan C., and Donald R. McCreary. — Springer Science & Business Media, 2010. — ISBN 9781441914651 .
  6. Bennett, Jessica (2015-08-08). . New York Times . из оригинала 14 апреля 2019 . Дата обращения: 2 января 2023 .
  7. Тихонов А.Н. . — М. : АСТ, 2002. (недоступная ссылка)
  8. Даль В.И. . Словарь живого великорусского языка . Дата обращения: 10 сентября 2005. 17 октября 2012 года.
  9. Ушаков Д.Н. . Толковый словарь русского языка . Дата обращения: 10 сентября 2015. Архивировано из 5 августа 2017 года.
  10. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986. — Т. II : Е — Муж. — С. 670.
  11. Hibbs, C. Androcentrism // / Teo, T. (ed.). — Springer, 2014. — С. 94—101. — ISBN 978-1-4614-5582-0 . 17 августа 2018 года.
  12. Basow, S. Androcentrism // / Worell, J.. — Academic Press, 2001. — ISBN 9780122272455 .
  13. Bodine A. // Language in Society. — 1975. — Т. 4 , № 2 . — С. 129—146 . 8 декабря 2021 года.
  14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. . Толковый словарь русского языка . Дата обращения: 3 сентября 2005. 1 октября 2016 года.
  15. Ефремова Т.Ф. . Современный толковый словарь русского языка . Дата обращения: 3 сентября 2005. 4 марта 2016 года.
  16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. . Толковый словарь русского языка . Дата обращения: 3 сентября 2005. 20 апреля 2016 года.
  17. Ефремова Т.Ф. . Современный толковый словарь русского языка . Дата обращения: 3 сентября 2005. 4 марта 2016 года.
  18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. . Толковый словарь русского языка . Дата обращения: 10 сентября 2005. 5 марта 2016 года.
  19. Ефремова Т.Ф. . Современный толковый словарь русского языка . Дата обращения: 10 сентября 2005. 4 марта 2016 года.
  20. . UKtrans.into (20 августа 2013). Дата обращения: 22 ноября 2014. 21 декабря 2014 года.
  21. Oyěwùmí, O. . — University of Minnesota Press, 1997. — ISBN 9780816624416 .
  22. Kaur, Harmeet (2022-12-15). . CNN . из оригинала 3 сентября 2023 . Дата обращения: 3 сентября 2023 .
  23. Мэтт Ридли «Геном: автобиография вида в 23 главах» — М: Эксмо, 2010, С. 145—164. ISBN 978-5-699-34865-7
  24. Джон Ллойд и Джон Митчинсон. Вторая Книга всеобщих заблуждений. — М. : Фантом Пресс, 2012. — С. 228. — 416 с. — ISBN 978-5-86471-619-9 .
  25. Fausto-Sterling, A. . — Basic Books, 2000. — ISBN 9780465077144 .
  26. E. Nieschlag, H. M. Behre, S. Nieschlag. // . — Springer, 2010. — P. 1. — 646 p. — doi : .
  27. (англ.) . Australasian Paediatric Endocrine Group (APEG) (27 июня 2013). Дата обращения: 9 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
  28. Fausto-Sterling, A. // The Sciences. — 1993. — Т. 33 , № 2 . — С. 20—24 . 13 марта 2016 года.
  29. Oyewumi, Oyeronke. // Jenda: a Journal of Culture and African Woman Studies. — 2002. — Т. 2 . 23 сентября 2015 года.
  30. Nanda, Serena. . — Waveland Pr Inc, 1999. — ISBN 978-1577660743 . 27 мая 2016 года.
  31. Roscoe, Will. . — Palgrave Macmillan, 2000. — ISBN 978-0312224790 . 9 сентября 2017 года.
  32. Ирина Костерина. // Неприкосновенный запас. — 2012. — Т. 83 , № 3 . 9 ноября 2015 года.
  33. Кон И. С. Маскулинность в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2011. Том 3. № 2011-1. URL: от 14 апреля 2023 на Wayback Machine (дата обращения: 14.04.2023)
  34. Sprecher, S. // Sex Roles. — 1989. — № 21 . — С. 591—607 . 30 октября 2017 года.
  35. Fausto-Sterling, A. // Journal of Social Issues. — 1997. — Т. 53 , № 2 . — С. 233–258 .
  36. Bussey, K., Bandura, A. // Psychological review. — 1999. — Т. 106 , № 4 . — С. 676—713 . 4 марта 2016 года.
  37. Hyde, J.S. // American Psychologist. — 2005. — Т. 60 , № 6 . — С. 581–592 . 27 апреля 2015 года.
  38. Guiso, L. et al. // Science. — 2008. — Т. 320 , № 5880 . — С. 1164—1165 . 1 февраля 2015 года.
  39. Lightdale, J. R., & Prentice, D. A. // Personality and Social Psychology Bulletin. — 1994. — № 20 . — С. 34—44 . 23 июня 2016 года.
  40. Neeki Parsa and Sabra L. Katz-Wise Gender expression // The SAGE encyclopedia of trans studies. — Sage Publications, 2021.
  41. Eisenberg, Nancy, Lennon, Randy. // Psychological Bulletin. — 1983. — Т. 94 , № 1 . — С. 100—131 . 11 марта 2016 года.
  42. Бёрн Шон . Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2002.
  43. Hartsock, N. The feminist standpoint: Developing the ground for a specifically feminist historical materialism // / Harding, S.. — Indiana University Press , 1987. — ISBN 9780253204448 .
  44. Hegarty, P., Buechel, C. // Review of General Psychology. — 2006. — Т. 10 , № 4 . — С. 377–389 . 29 марта 2017 года.
  45. Santana, C., et al. // Journal of Urban Health: Bulletin of the New York Academy of Medicine. — 2006. — Т. 83 , № 4 . — С. 575—585 . 24 сентября 2015 года.
  46. Panel on Research on Violence Against Women, Division of Behavioral and Social Sciences and Education, National Research Council, Commission on Behavioral and Social Sciences and Education. . — National Academies Press, 1996. — 225 p. — ISBN 9780309054256 .
  47. Donnelly, D., Kenyon, S. // Journal of Interpersonal Violence. — 1996. — Т. 11 , № 3 . — С. 441—448 . 4 марта 2016 года.
  48. C. J. Pascoe and Lauren Charles Stewart. Policing Masculinities and Femininities // The SAGE encyclopedia of LGBTQ studies. — SAGE publications, 2016. — С. 859—862
  49. J. Michael Bailey, Paul L. Vasey, Lisa M. Diamond, S. Marc Breedlove, Eric Vilain. (англ.) // Psychological Science in the Public Interest. — 2016-09. — Vol. 17 , iss. 2 . — P. 45–101 . — ISSN . — doi : . 31 января 2022 года.
  50. Тумаркин П. С. , Жесты и мимика в общении японцев: лингвострановедческий словарь-справочник, — М.: Русский язык-Медиа, 2008, С. 80, 124, ISBN 978-5-9576-0480-8 .
  51. . Дата обращения: 20 июля 2012. 19 июня 2012 года.
  52. Петровский Н. С. , Египетский язык. Введение в иероглифику, лексику и очерк грамматики среднеегипетского языка. — Л., 1958, С. 52-53.
  53. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 10 июля 2020.
  54. (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  55. Гидденс, Энтони . Социология. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Едиториал УРСС , 2005. — С. 612. — ISBN 5-354-01093-4 .
  56. Strunk K. K., Locke L. A. Research methods for social justice and equity in education. — Springer, 2019. — С. 303.
  57. Ku, Manwai C. Sexism // Encyclopedia of Group Processes and Intergroup Relations / Levine, John M., and Michael A. Hogg. — SAGE Publications, 2009. — P. 744—749. — ISBN 9781452261508 .
  58. Johnson, Alan G. . — 2, revised. — Temple University Press, 2005. — P. 17. — ISBN 978-1592133840 .
  59. Lee T. L., Fiske S. T., Glick P. Next gen ambivalent sexism: Converging correlates, causality in context, and converse causality, an introduction to the special issue // Sex Roles. — 2010. — Т. 62. — С. 395—404.
  60. Johnson, Alan G. . — 2, revised. — Temple University Press, 2005. — P. 107. — ISBN 978-1592133840 . от 6 августа 2020 на Wayback Machine
  61. Gilmore, David G. Misogyny: The Male Malady. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2009, pp. 10-13, ISBN 978-0-8122-1770-4 .
  62. Marwick A.E., Caplan R. Drinking male tears: Language, the manosphere, and networked harassment // Feminist Media Studies. — 2018. — Т. 18 , № 4 . — С. 543−559 .
  63. Е. Е. Левкиевская «Мифы русского народа», — М: Астрель, 2011, С. 97, 473—474. ISBN 978-5-271-24693-7
  64. . Дата обращения: 22 июля 2012. Архивировано из 3 февраля 2015 года.
  65. Дата обращения: 22 июля 2012. 12 марта 2016 года.
  66. (англ.) Anton Gill. Il Gigante: Michelangelo, Florence, and the David, 1492—1504 . St. Martin’s Press, 2003. ISBN 0-312-31442-6 .
  67. В. С. Вахрушев «Гомер» // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. — М., 1997. — С.201-207
  68. Steiger, Kay. No Clean Slate: Unshakeable race and gender politics in The Walking Dead // (неопр.) / Lowder, James. — (англ.) , 2011. — С. 104. — ISBN 9781936661138 .
  69. . Дата обращения: 6 января 2023. Архивировано 15 февраля 2017 года.
  70. Gray, Kishonna. (англ.) . — Routledge , 2014. — P. 28. — ISBN 1317521803 . 30 октября 2015 года.
  71. Anthropy, Anna. (англ.) . — Seven Stories Press 1st. — (англ.) , 2012. — ISBN 9781609803735 . 12 марта 2017 года.
  72. Agnello, Anthony John (2012–07). . Gameological . из оригинала 23 июля 2012 . Дата обращения: 26 июля 2012 . {{ cite news }} : Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) ( ссылка )
  73. Zalben, Alex (2012-02-22). . . из оригинала 15 мая 2012 . Дата обращения: 26 июля 2012 .

Ссылки

Источник —

Same as Мужчина