Interested Article - СТЗ-25
- 2021-07-14
- 2
СТЗ-25 — проект лёгкого колёсно-гусеничного танка, разрабатываемый СТЗ в 1938—1939 годах в качестве замены для лёгкого танка Т-26.
История создания
Пока на ленинградском заводе № 185 ломали голову над модернизацией лёгкого танка Т-26 , пытаясь «привить» ему более современные типы подвесок и трансмиссий, на СТЗ эту проблему взялись решить более радикальным способом. В 1937 году на рассмотрение АБТУ был подан проект модифицированного Т-26 с усиленным бронированием на колесно-гусеничном ходу, но с сохранением силовой установки и коробки передач от серийного танка. По заводскому реестру эта разработка проходила под обозначением СТЗ-24. Военная комиссия рассмотрела проект, подвергнув его разгромной критике в ходе первичных слушаний в АБТУ, однако в 1938 году к «сталинградскому варианту» пришлось вернуться. Дело в том, что начавшиеся в то же время работы над более совершенными танками по проекту СП требовали существенного изменения технологии производства боевых машин. К примеру, КБ завода № 185 под руководством С. А. Гинзбурга разрабатывало танк сопровождения пехоты Т-111 с противоснарядным бронированием, сварным корпусом и вооружением, соответствующем среднему танку. Затем наступила очередь Т-126(СП) конструкция которого также изобиловала новинками. Но на доработку новых машин требовалось слишком много времени, а инженеры СТЗ предлагали повысить боевые качества Т-26 «малой кровью».
Лёгкий колёсно-гусеничный танк СТЗ-25 (Т-25) спроектирован в специальном конструкторском экспериментальном отделе (КЭО) Сталинградского тракторного завода под руководством Н. Д. Вернера в 1938—1939 годах на основе конструкции опытного колёсно-гусеничного танка СТЗ-24. В феврале 1939 года был изготовлен ходовой макет танка из конструкционной стали, прошедший весной заводские испытания.
Конструкция
Броневой корпус и башня
Прототип танка сохранил множество черт серийной машины. От Т-26 образца 1938 года заимствовалась кормовая часть корпуса и коническая башня, однако носовая часть корпуса и подбашенная коробка были сильно изменены. Танк получил верхний броневой лист толщиной 16 мм установленный под большим углом наклона и нижний лист толщиной 24 мм. Подбашенная коробка имела чуть меньшую высоту и собиралась из листов 20 мм брони. Таким образом, по бронезащите Т-25 превосходил серийный Т-26, хотя в первоначальном проекте предусматривалось лобовое бронирование до 30 мм.
Вооружение
Основное вооружение составляла 45-мм нарезная полуавтоматическая пушка 20-К . Пушка имела ствол со свободной трубой, скреплённой кожухом, длиной 46 калибров / 2070 мм. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Практическая скорострельность орудия составляла 7-12 выстрелов в минуту. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма. Механизм имел две передачи, скорость вращения башни на которых за один оборот маховика наводчика составляла 2 или 4°. Наведение в вертикальной плоскости, с максимальными углами от −6 до +22°, осуществлялось при помощи секторного механизма. Дополнительно рядом с пушкой установлен 7,62-мм пулемёт ДТ .
Двигатель и трансмиссия
Двигатель мощностью 97 л. с. (в последующем планировалось применить специальный танковый дизель разработки СТЗ мощностью 300 л. с.), 6-скоростная КПП и ряд элементов трансмиссии заимствовались от Т-26. Самым главным отличием танка Т-25 от предшественника являлся гибридный движитель . Танк получил возможность двигаться как на гусеницах, так и на колёсах.
При движении на гусеницах ведущее колесо, как и в Т-26, располагалось впереди и привод на него осуществлялся через главный фрикцион, редуктор, карданный вал, демультипликатор, КПП, главную передачу, бортовые фрикционы и бортовые передачи.
При движении же на колесах привод на них осуществлялся открытой звездочкой на кулачки опорных катков попарно, что позволяло осуществить некую их синхронизацию. В трансмиссию при этом после бортовых передач включались дополнительные шестерни, которые через коническую пару и карданные валы соединялись с добавочными бортовыми коробками привода колесного хода. Особенностью данной конструкции было то, что ведущими при движении на колесах могли быть либо две передние пары опорных катков, либо две задние, а при необходимости значительного повышения проходимости привод рекомендовалось осуществлять на все катки сразу. Однако изменение направления движения танка при движении на колесах осуществлялось «по-гусеничному» — подтормаживанием катков одного борта, что, несомненно, ухудшало манёвренные качества танка, так как при этом часто слетала гусеница.
Ходовая часть
Ходовая часть на один борт состояла из четырёх опорных катков, поддерживающего ролика и вынесенного вперёд ведущего колеса. Свечная балансирная подвеска танка, выполненная по аналогии с БТ , была вынесена наружу бронекорпуса. Такой приём оказался ошибочным, но узнали об этом только во время испытаний.
Направляющие колеса (ленивцы) были штампованными, а ведущие состояли из литого основания, к которому болтами крепился зубчатый венец. Гусеничная цепь танка была немного уширена и облегчена по сравнению с Т-26.
Средства связи
На танке устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 . Мощность передатчика в антенне — 5…8 Вт. Дальность связи телефоном, в зависимости от типа машины, от 10 до 30 км на ходу и до 40 км на стоянке при неработающем двигателе.
Испытания
Поскольку при его создании использовался все тот же двигатель от Т-26, динамические качества потяжелевшей машины оказались намного хуже. Чтобы достойно выйти из этого положения задачи испытательного цикла были скорректированы и теперь на Т-25 предстояло отработать «…правильность и надёжность работы отдельных узлов танка». На ходовых испытаниях по маршруту ст. Кубинка — Репище — Наро-Крутица — Наро-Осаново — Дорохово танк постоянно преследовали поломки. Чаще всего из строя выходили гусеницы, у которых ломались траки и «пальцы», крайне ненадёжной оказалась герметизация КПП и бортовых передач, крепление бензопровода к карбюратору, диски колёс и балансиры. При попытке передвижения на колёсах танк смог пройти всего 4 км, после чего у него заклинило привод из-за попадания в зубья звёздочки посторонних предметов. Попытка преодолеть на колёсах мягкий грунт вообще оказалась катастрофической — танк почти мгновенно застрял, так как грязью забило раздаточную шестерню. Кроме того, даже при движении по шоссе Т-25 сильно раскачивало и вести прицельный огонь на ходу было невозможно.
Литература
- М. Свирин «Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.» Яуза/ЭКСМО. 2006 г.
- М. Свирин А. Бескурников «Первые советские танки» (Армада № 1 за 1995 год)
- 2021-07-14
- 2