Interested Article - Военный камуфляж

Разные виды камуфляжной формы для леса, пустыни и снега
Самолёты , окрашенные по способу камуфляжа. При наблюдении сверху они сливаются с фоном земной поверхности. Иллюстрация к статье «Маскировка» первого издания Большой советской энциклопедии .

Военный камуфляж ( фр. camouflage — «маскировка») — маскировочная окраска , применяемая для уменьшения заметности людей, вооружений, техники, сооружений за счёт разбивания силуэта изделия или предмета (см. Маскировочное окрашивание (военное дело) ).

Согласно руководящим документам времён СССР, камуфляж — это деформирующая крупнопятнистая многоцветная окраска, применяемая только для подвижных объектов, обладающих резко выраженной типичной (узнаваемой) формой. Эффект деформирующей окраски заключается в том, что при движении каждый раз часть пятен окраски сливается для наблюдателя с изменившимся участком фона, чем достигается искажение и неузнаваемость оставшейся видимой части формы и контуров объекта (более подробно см. Указание ГИ ВВС № 604(8099) от 2 октября 1974 года). В другом источнике указано, что камуфляж — маскировочное окрашивание, имеет целью сделать предмет неузнаваемым и трудно обнаруживаемым путём искажения его очертаний накраской в определенном положении пятен различных цветов, и вследствие этого камуфляж применяют к движущимся объектам на различной местности .

Распространено заблуждение, что камуфляжной является исключительно пятнистая окраска, но это не так: см. далее про «зимний камуфляж» или « ослепляющий камуфляж ». С целью подчеркнуть, что речь идет о пятнистой окраске, употребляется термин «распятновка».

В природе

Камуфляж — также защитный окрас животных , появившийся в результате их естественного приспособления к окружающей среде.

Некоторые виды, например хамелеон , осьминог , кальмар или камбала , способны менять окраску тела под цвет окружения (см. Мимикрия ).

«Расчленяющий» камуфляж используют обезьяны гверецы — их белый хвост, перекинутый через чёрное тело во время сна, разрушает контуры тела при взгляде со стороны .

Охотники всегда подражали животным, за которыми охотились, прикрепляли к своей одежде траву. Американские индейцы надевали шкуры бизона при охоте на него.

В военном деле

Российский снайпер в зимнем камуфляже
Камуфляжная раскраска пушки времён Первой мировой войны

Полевая военная форма одежды стала целенаправленно шиться из ткани защитно-маскировочного цвета в конце XIX — начале XX века . В конце XIX века британские колониальные войска в Индии переняли цвет хаки , на персидском языке означающий «цвета пыли». Форма цвета хаки успешно показала себя на поле боя в англо-бурской войне 1899—1902 гг. , потому вскоре цвет хаки (в различных его оттенках) переняли многие армии мира и широко использовали уже в течение Первой мировой войны .

В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» ( Coloration in the Animal Kingdom ). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа .

Во время Первой мировой войны британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон разработал особую схему маскировки для военного флота — так называемый « ослепляющий камуфляж » (иногда используется более общий термин « »). Этот камуфляж не пытался спрятать судно , а затруднял оценку расстояния до него, его скорости и курса .

В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод») .

Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся военнослужащие , с учётом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчёта при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все вооружённые силы мира в итоге пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий .

К началу Второй мировой войны камуфляж уже применялся в ряде армий мира ( в Германии , в Италии , и др.), с учётом географических особенностей места предполагаемого боя, также использовался и зимний камуфляж — белые маскхалаты , надевавшиеся поверх шинелей .

Камуфляжная накидка
Камуфляжная раскраска лица

В Красной армии камуфляжная форма в ограниченном количестве также была уже до начала Великой Отечественной войны для: пограничников , снайперов , сапёров , разведчиков и диверсантов . Это были маскировочные костюмы с большими неровными пятнами (в форме амёбы ) коричневого или чёрного цвета на фоне цвета хаки или зелёном .

После войны надобность делать камуфляжную форму почти отпала. Однако в конце 50-х годов, в связи с военными действиями в Юго-Восточной Азии , камуфляжный бум вновь имел место. Для армии США тогда сшили 43 маскировочных комплекта, среди них: «пустыня», «лес», «джунгли», «зима» и прочие.

Американцы использовали камуфляж до войны во Вьетнаме , существовал камуфляж « Дакхантер », используемый 2-й бронетанковой дивизией при операции «Кобра» (1944), но из-за участившихся случаев огня по своим этот камуфляж был снят, в основном ограничивались прикреплением к своим шлемам веточек, травы, листьев (возможно — из-за сложностей с различением во время боевых действий своих).

В 1984 году был создан [ где? ] «цифровой» камуфляж: на солдатскую форму был нанесен рисунок, похожий на конфигурацию пикселей на экране монитора . Такой рисунок мешает глазу зафиксироваться на объекте, заставляя воспринимать его как « белый шум », а также, аналогично ослепляющему камуфляжу, мешает определить его форму и движение.

В настоящее время существует общее стремление каждой армии иметь один универсальный рисунок, дорабатывая цветовые решения этого рисунка в зависимости от типа местности. Таковы существующие в различных цветовых решениях ACUPAT (например, в вариантах «пустынный», «городской» и «лесной», см. статью , базовым считается «urban» — городской вариант в серых тонах), , Flecktarn и другие. Иногда обособленная часть Вооружённых сил может иметь собственный рисунок, однако и в этом случае заметна та же тенденция (например, используемый Корпусом морской пехоты США MARPAT, хотя и отличается от используемого остальными Вооружёнными силами единого рисунка ACUPAT, также имеет несколько цветовых решений, используемых в зависимости от местности, базовым считается вариант «woodland» — лесной, в зелёно-коричневых тонах). Прежде всего (но не исключительно) это связано с по-прежнему актуальной проблемой опознавания «свой-чужой».

Серая окраска корпуса Су-24М. Нос окрашен белой специальной радиопрозрачной эмалью

Для Советской армии таким общим рисунком был вначале « бутан » (существовавший в виде цветовых решений для леса — на маскировочном костюме КМ-Л, и в виде решения для пустынно-степной местности — на КМ-П), затем «флора», также имевшая более одного цветового решения, и в настоящее время — маскировочный рисунок « тёмный ». Если «тёмный» изначально разрабатывался как универсальный рисунок, а «бутан» предполагалось использовать как минимум в двух цветовых решениях на различной местности (что тоже требует универсальности), то «флора» была приспособлена именно под зелёный растительный, преимущественно лесной фон местности, что и в конечном итоге привело к отказу от этого рисунка в ВС РФ.

Для различной техники маскировочная раскраска применялась во Второй мировой войне, в основном, это были белила и известь для зимних вариантов и штатный зелёный (травяной) цвет для лета. Однако, некоторая часть техники изначально шла в двух-трёхцветном камуфляже. После войны на некоторое время эта практика была прекращена, в связи со сменой приоритетов и задач. Так, например, на самолётах- бомбардировщиках стали красить «брюхо» в снежно-белый цвет, для снижения поражающего воздействия ядерного взрыва . После 1970-х годов большинство военных кораблей и самолётов в СССР красятся в серый ( шаровый ) цвет, как самый незаметный и практичный.

Использование в военизированных организациях

Различные законные и незаконные военизированные формирования различных стран используют камуфляж в форменной и иной одежде, снаряжении, для окраски транспортных средств. В России к таким формированиям, например относятся подразделения ОМОН , ФСИН , , ФГУП Охрана .

В моде

В конце 1960-х , будучи распространённым в американских войсках, камуфляж приходит и в гражданскую одежду (стиль милитари ) в качестве гражданского протеста против войн . Ношение военной формы на улицах города должно было обратить внимание населения на то, чтобы они почувствовали, если бы в их городе велись боевые действия и расхаживали солдаты. Мода быстро ушла, но воскресла в 1980-х, приобретя небывалое распространение в начале 1990-х во время войны в Персидском заливе .

Модная индустрия начала производить псевдовоенные раскраски более мягких тканей, имитировать фурнитуру под знаки отличия. Джон Гальяно , Анна Сюи, Commes des Garsons перенесли черты военной формы на выкройки юбок и платьев. Камуфляж прочно закрепился в спортивной одежде .

Также камуфлированная одежда пользуется определенным спросом у охотников, рыбаков, черных копателей и части туристов .

Модная расцветка под диких животных — леопард , зебра — также является одной из разновидностей камуфляжа.

В некоторых субкультурах , таких как риветхеды , НС-скинхеды , некоторые направления в готике , киберпанк , панк , и особенно в культуре сталкеров , одежда камуфляжной окраски является важным и необходимым элементом. Камуфляжную одежду носят в сочетании с армейскими ботинками или массивными кроссовками, кожаными перчатками-беспалками и украшениями в панк-стиле.

Примеры

См. также

Примечания

  1. // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.
  2. Акимушкин И. И. Мир животных: Млекопитающие, или звери . — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 1998. — 455[1]с.: ил. — С. 416—417
  3. , с. 36.
  4. . Дата обращения: 7 июня 2012. 20 октября 2011 года.
  5. Оружейный портал 9x19.su. Дата обращения: 6 мая 2016. Архивировано из 14 сентября 2016 года.
  6. Дата обращения: 31 октября 2010. 4 марта 2016 года.
  7. И. Хель. . Hi-News.ru (6 февраля 2014). (недоступная ссылка)
  8. от 28 февраля 2021 на Wayback Machine // Статья в № 39 от 03.10.2016 г. журнала «Огонёк», с. 26. Н. Аронов
  9. // Краткие данные о компании на сайте « РБК ».
  10. . Дата обращения: 28 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.

Литература

  • // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.
  • Акимушкин И. И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 1998. — 455 с.: ил. — С. 416—417
  • Бор Стенвик. Все мы врём: Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьми = Bar Stenvik. Bloff - hvordan juks og selvbedrag gjшr oss til ekte mennesker. — М. : Альпина Паблишер, 2016. — 503 p. — ISBN 978-5-9614-5855-8 .

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Военный камуфляж