Этнический орнамент
- 1 year ago
- 0
- 0
Арабеска ( итал. , фр. arabesque — арабский) — разновидность орнамента , «состоящего из геометрических фигур, причудливого переплетения линий, завитков, растительных побегов, стилизованных цветов. Строится, как правило, симметрично относительно одной, двух осей или центра. Имеет измельчённый характер рисунка, особенно плотный и насыщенный, поэтому арабеска воспринимается как сплошной узор „коврового стиля“» .
В XVIII—XIX веках арабеской, или арабеском, называли любой причудливый измельчённый орнамент, чаще средневековый, в том числе европейского происхождения. Например, зал в Большом Екатерининском дворце Царского Села, оформленный по проекту архитектора Ч. Камерона в 1779—1780 годах, получил название «Арабесковый», хотя декор стен выполнен « в античном стиле » орнаментом « гротеска ». Такой устаревший подход отражён, в частности, в словаре Брокгауза и Ефрона (ил. 1). В научном искусствознании XX века термином «арабеска» стали обозначать только растительный орнамент восточного происхождения, отличающийся особенным принципом формообразования. Геометрический орнамент, также восточный, стали называть мореской ( фр. moresque — мавританский, от лат. mauri — страна в , где в период между VII и XVII веками жили мавры : «тёмные люди» — арабы и берберы ) .
Орнамент «арабеска» возник на арабском Востоке, получил распространение в Византии , в средневековом романском и готическом искусстве иллюминирования манускриптов , а затем, в XIV—XV веках под влиянием испано-мавританского искусства нашёл применение в орнаментальной гравюре и расписной итальянской майолике эпохи Возрождения .
Подлинная восточная арабеска часто включает каллиграфию , тексты на арабском языке — письмо, в то время мало понятное европейцам. Отсюда происхождение эпиграфического орнамента «куфи», или «куфического стиля», — псевдоарабского письма, имеющего орнаментальное значение в отличие от настоящего куфического письма с приветственными надписями и аятами (строфами) из Корана . В Турции подобный орнамент именуют «руми» .
В мусульманском искусстве , в частности, в странах Средней Азии, арабеска — понятие эстетическое и даже философское — это стиль жизни, способ мышления в стихах, музыке и орнаментальных вариациях .
- Наш мир — поток метафор и символов узор
- Омар Хайям. Рубаи
Арабеска строится на повторении, умножении и инверсии одних и тех же элементов — комбинаторном способе формообразования. Арабеска присуща мусульманской архитектуре, резьбе по дереву, камню и ганчу , узорам поливных облицовочных плиток, изделиям из металла, фаянса и стекла. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности композиции . Один узор вписывается в другой, часто закрывая всю поверхность фона. Европейцы называли такой способ формообразования « боязнью пустоты » ( лат. Horror vacui ). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никаких принципиальных различий между композициями на стене или на ковре, на переплёте рукописи или на керамике.
В одной из ранних работ, серии офортов «Арабески» (1704—1706), французский художник Антуан Ватто в период французского стиля Регентства почти до бесконечности варьировал несколько фигур и обрамлений, создавая всё новые и новые композиции. Похожие черты характеризуют «стиль берен» — изобретение французского художника-орнаменталиста Жана Берена Старшего — переходного периода от «большого стиля» Людовика XIV к стилю французского Регентства начала XVIII века. Однако «беренады» также, скорее, следует считать особой разновидностью гротесков . В эпоху неоклассицизма второй половины XVIII века, в частности, в связи с сенсационными находками в Италии, в раскопках Геркуланума и Помпей , на волне увлечения античностью арабеску стали необоснованно отождествлять с античным орнаментом, получившим в ренессансной Италии, название гротеска . Орнамент «арабеск» стали называть «помпеянским», а затем и «рафаэлеской» оттого, что Рафаэль Санти с учениками оказался причастным к использованию такого орнамента в росписях ( , 1517—1519) и в других римских постройках .
В 1789 году И. В. фон Гёте написал очерк «Об арабесках». Для немецких романтиков — Й. Гёрреса , Ф. Шлегеля — арабеска, подобно поэзии и музыке, была выражением «мистического, абсолютно свободного предчувствия бесконечности, вечного движения», идеальной «чистой формой» .
- Гротески странные скользят,
- Как дивных арабесков ряд
- О. Уайльд. Дом блудницы. 1881
Смешение терминов, обозначающих разные по происхождению и формам орнаменты, продолжалось в европейском искусстве на протяжении столетий. «Арабесками помпейского стиля» во Франции расписывали севрский фарфор . В 1784 году на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге выпустили «Арабесковый сервиз», отдельные предметы которого были расписаны в «помпеянском стиле» орнаментом гротеска. В садово-парковом искусстве «регулярного», или французского, стиля арабесками называют цветники в виде причудливо переплетённых линий-дорожек, создающих характерный узор из гравия, толчёного красного кирпича или разноцветного мощения на фоне зелени стриженых газонов и боскетов . Отсюда названия: Клумба-арабеск.