Interested Article - Рокабилли

Рокаби́лли ( англ. rockabilly ) — музыкальный стиль, ранняя разновидность рок-н-ролла , представляющая собой синтез рок-н-ролла и кантри -музыки (особенно её южного подстиля — хиллбилли и, возможно, блюграсса ). На рокабилли также большое влияние оказали свинг и буги-вуги . Термин «рокабилли» происходит от слов «рок» и стиля «хиллбилли». Рокабилли появился в южных штатах США в начале-середине 1950-х годов и сразу приобрёл большую популярность. По сути, именно из рокабилли вырос классический рок-н-ролл и позднее современный рок . Рокабилли изначально был ориентирован на белую публику. Центром развития рокабилли стала студия Sun Records в городе Мемфис (Теннесси) .

Также рокабилли является культурным направлением и «бунтарским» по отношению к пуританским ценностям образом жизни, задающим моду в одежде и прическах, танцам в стиле джайв , увлечение мотоциклами и автомобилями.

Появление рокабилли

Первые предпосылки для появления рокабилли появились уже в 1920-е годы, когда многие исполнители кантри использовали в своих хитах типично блюзовые аккордовые последовательности.

Проникновение блюза и джаза в кантри-музыку значительно усилилось в 1930—1940-х, когда прижились введённые в кантри Бобом Уиллсом стил-гитара, духовые инструменты и джазовые ритмы биг-бэндов .

В конце 1930-х происходит взрыв популярности буги-вуги , а кантри-певцы вроде , Теннесси Эрни Форда и совмещают басовую партию буги-вуги с хиллбилли-вокалом и запускают волну «хиллбилли-буги».

Тогда же Фред Мэддокс из The Maddox Brothers изобрёл новый стиль игры на басу — «слэп», в результате получилось звучание, очень похожее на раннее рокабилли. После Второй мировой войны The Maddox Brothers стали сочетать экспрессию хонки-тонка с тяжёлым слэповым басом и получили звучание, считающееся первым настоящим звучанием рокабилли.

Культурное направление рокабилли появилось в Америке в период с 1956 по 1960 годы как креативная идея по продвижению бренда «Элвисомании». Одним из авторов идеи предположительно является менеджер и продюсер Элвиса Пресли Андреас Корнелиус Ван-Куйк , более известный под псевдонимом «Полковник» Том Паркер . За основу была принята субкультура гризеров .

Расцвет рокабилли

Дело Мэддоксов продолжил Карл Перкинс , соединивший в одном звучании элементы джаза и традиционного хонки-тонка Хэнка Уильямса и записавший первый суперхит жанра — Blue Suede Shoes .

В то же время в Мемфисе экспериментировали с сочетаниями кантри и ритм-энд-блюза . Молодой Элвис Пресли тогда одной записью « That’s All Right » развязал настоящую войну в радиоэфире по разделению музыки на «чёрную» и «белую», тогда же стал популярен Джонни Кэш с его композицией «Cry! Cry! Cry!».

В начале 1950-х рокабилли развивалось и в Нью-Йорке: Билл Хейли со своим коллективом записал сразу несколько хитов, в том числе знаменитую песню « Rock Around the Clock », попавшую в Книгу рекордов Гиннесса как «самая продаваемая поп-пластинка».

Постепенно рокабилли распространилось на всю территорию США . Наибольший вклад в это внесли радио и телевидение . Особенно ярко засветились в эфире Карл Перкинс с « Blue Suede Shoes » и Элвис Пресли с « Heartbreak Hotel ». В апреле 1956 года на рокабилли-сцене появились новые имена — Джонни Хортон , Бадди Холли , Рой Орбисон и Ванда Джексон .

Упадок рокабилли

К началу 1960-х рокабилли-бум пошёл на спад. Этому способствовала смена музыкальных поколений, а также смерть Бадди Холли в авиакатастрофе и уход Элвиса Пресли в армию. Уже к середине десятилетия стиль рокабилли сохранил популярность только в Британии , где переродился в битломанию и последовавшее « Британское вторжение ».

Возрождение

На 1970—1980-е годы пришлось время второго расцвета рокабилли. Возрождению массового интереса к направлению способствовала популярность альбомов Comeback (1968) Элвиса Пресли , Creedence Clearwater Revival (1968) Creedence Clearwater Revival , кинофильма American Graffiti (1973) и телешоу Happy Days (1974-84). Наиболее успешными исполнителями из новой волны рокабилли в 1980-е годы стали американский певец Крис Айзек , Stray Cats — образованная на Лонг-Айленде в 1979 году группа, громко заявившая о себе на британской неорокабилли-сцене, британская группа « Restless », а также валлиец Шейкин Стивенс ( англ. Shakin' Stevens ).

Нео-рокабилли (1990 — наши дни)

Хотя это и не настоящий рокабилли, многие современные инди-поп , блюз-рок и кантри-рок -группы из США, такие как Kings of Leon , The Black Keys , и The White Stripes , находились под сильным влиянием рокабилли .

Ирландская исполнительница рокабилли Имельда Мэй была частично ответственна за возрождение европейского интереса к жанру [ источник не указан 70 дней ] , выпустив три последовательных альбома номер один в Ирландии, причём два из них также попали в первую десятку британских чартов.

Британский исполнитель Джимми Рэй включил темы и эстетику музыки рокабилли в свой образ, а также в свой хит 1998 года « », который Рэй описал как « попабилли хип-хоп » .

Певец, автор песен и актер Дрейк Белл записал альбом каверов в стиле рокабилли в 2014 году. Альбом был спродюсирован Брайаном Сетцером, фронтменом рокабилли-ривайвл-группы The Stray Cats. Альбом разошелся тиражом более 2000 копий за первую неделю выпуска, достигнув 182-го места в Billboard 200 , и получил положительные отзывы критиков .

Британская группа Restless играет нео-рокабилли с начала 1980-х годов. Стиль состоял в том, чтобы смешивать любую популярную музыку с рокабилли под барабаны, слэп-бас и гитару. За этим последовали многие другие музыканты, жившие в то время в Лондоне. Сегодня такие группы, как Lower the Tone, больше ориентированы на неорокабилли, который подходит популярным музыкальным площадкам, а не специализированным клубам рокабилли, которые ожидают только оригинального рокабилли .

Связь с альт-кантри

В конце 1970-х годов в среде исполнителей рокабилли начали появляться альтернативные течения — в первую очередь благодаря взаимопроникновению далёких друг от друга музыкальных направлений. Так, в начале 1980-х, в эпоху хард-рока и хэви-метала , рокабилли-бэнду удалось смешать мелодии Чака Берри и Хэнка Уильямса с тяжёлыми гитарными риффами и мощной ритм-секцией, породив тем самым один из поджанров альт-кантри каупанк .

Рокабилли в СССР

Первая волна рокабилли, прокатившаяся по миру сразу после рождения этой музыки, пришлась на середину 50-х годов. В 60-х годах в Латвии появляются ансамбли «The Revengers» и «Melody Makers», возглавлявшиеся Питом Андерсоном . Эти коллективы могут претендовать на звание пионеров рок-н-ролла в Советском Союзе. В 1970-м году Пит под административным давлением властей бросает музыку почти на 10 лет. В начале 80-х Пит собирает группу «Рок-архив» (позднее «Архив»). Он же был первым в СССР, выпустившим пластинку с кавер-версиями ранних рок-н-ролльных хитов, было это в конце 80-х. В последние годы Пит Андерсон активно гастролировал по Европе и являлся весьма востребованным артистом (скончался 20 января 2016 года). Начиная с 1960-х годов рок-н-ролл исполнялся и в Эстонии ( таллинская группа «Оптимисты»), а с 1970-х гг. рокабилли играли такие эстонские группы, как , , , Апельсин . C 1980-х гг. появляются команды, играющие подобную музыку в Ленинграде ( ) и в Москве ( Мистер Твистер , Браво , ранний Ва-БанкЪ , « ») . Ленинградские (ныне проживающие в Копенгагене ) и , начав во второй половине 1980-х гг. с исполнения англоязычного неорокабилли , стали в СССР первопроходцами экстремального рокабилли — сайкобилли . Бум рокабилли и сайкобилли начался чуть позже, в конце 80-х — начале 90-х, когда появляются многочисленные рокабилли-группы в Москве ( , , , , ), и рокабилли- и сайкобилли-группы в Ленинграде ( , , , , , ) и другие. даже выпустили пластинку на фирме Стаса Намина SNC Records , что в те годы удавалось далеко не многим представителям жанра. Особой популярностью среди молодёжи пользовались фильмы с соответствующей рокабилли тематикой: « Плакса » (1990), « Крик » (1991), (1990) и другие.

Рокабилли в России

В Москве это: Мистер Твистер , Beat Devils , Moscow Beatballs .

На молодёжном телеканале О2TV в августе-сентябре 2007 года в прямом эфире проходила серия рокабилли-вечеринок Great Rockabilly Battle с участием вышеперечисленных московских команд, а также американской группы с русскими корнями Red Elvises , ныне живущие в Калифорнии .

Танцы рокабилли

В США, а также в Европе и в России основным танцем, исполняемым под рокабилли, является Рокабилли Джайв (Jive in Rockabilly Style). Так же под музыку рокабилли можно танцевать линди-хоп , джиттербаг, стролл, буги-вуги , реже — твист . Парные танцы под рокабилли развиваются в Москве, в Санкт-Петербурге, в Киеве, в Харькове, где имеется большое количество исполнителей и мест для танцев.

Примечания

  1. Kaminsky, Jen. (неопр.) // Wesleyan Music Journal. — Middletown, Connecticut : Wesleyan University , 1998. — October ( № 3 ). — С. 6—7 . 8 февраля 2009 года.
  2. . Entertainment Weekly's EW.com . Дата обращения: 22 августа 2015. 25 декабря 2007 года.
  3. Jessica Misener. . RELEVANT Magazine (16 марта 2010). Дата обращения: 22 августа 2015. Архивировано из 23 марта 2010 года.
  4. Crowe, Jerry . Los Angeles Times (25 марта 1998). Дата обращения: 15 апреля 2021. 6 мая 2022 года.
  5. Keith Caulfield. . Billboard (1 мая 2014). Дата обращения: 2 мая 2014. 11 сентября 2015 года.
  6. . AllMusic. Дата обращения: 6 декабря 2014. 13 января 2016 года.
  7. . Rockabillyhallhall.com . Дата обращения: 22 августа 2015. Архивировано из 3 декабря 2021 года.
  8. . Lowerthetone.biz . Дата обращения: 22 августа 2015. 28 мая 2022 года.
  9. «Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии». М.: Изд-во «Книга», 1990, с.279.

Литература

  • Усманов, О. В. Герои рок-н-ролла. — ОЛМА Медиа Групп, 2004. — 288 p. — ISBN 5-2240-4606-8 .
  • Jandrow, Richard. E. . — Worcester, Mass.: Boxcar Publishing, 1995. — 296 p. — ISBN 1-8867-9101-5 .
  • Poore, Billy. Rockabilly: A Forty-Year Journey. — Milwaukee, WI: Hal Leonard Corp., 1998. — 295 p. — ISBN 0-7935-9142-2 .
  • Homer, Sheree. . — Jefferson, N.C.: McFarland & Co., 2010. — 255 p. — ISBN 0-7864-3841-X .
  • Marcus, Greil; Guralnick, Peter; et al. . — Minneapolis, MN: Voyageur Press, 2011. — 231 p. — ISBN 0-7603-4062-5 .
  • Naylor, Jerry; Halliday, Steve. Rockabilly Legends: They Called It Rockabilly Long Before It Was Called Rock 'n' Roll. — Milwaukee, WI: Hal Leonard, 2007. — 285 p. — ISBN 1-4234-2042-X .
  • Escott, Colin; Hawkins, Martin. . — New York: St. Martin's Press, 1991. — 276 p. — ISBN 0-3120-5439-4 .
  • Morrison, Craig. Go cat Go! Rockabilly Music and Its Makers. — Urbana: University of Illinois Press, 1996. — 326 p. — ISBN 0-2520-6538-7 .

Ссылки

Источник —

Same as Рокабилли