Родился в
Берлине
в семье военного
5
(
17
) июля
1878
года. Вскоре после его рождения родители вернулись в Россию и поселились в Тамбове.
В 1888 году поступил в Тамбовское реальное училище, окончив которое в 1896 году поступил на архитектурное отделение
Высшего художественного училища (ВХУ)
при Императорской Академии художеств (мастерская
Л. Н. Бенуа
). Во время обучения брал дополнительные уроки: живописи его обучал
Илья Репин
, рисунку —
Лев Бруни
, занятия по гравюре вёл
Василий Матэ
, скульптуре он учился в мастерской
Владимира Беклемишева
. Кроме этого, Владимир Щуко интересовался театральным искусством и даже некоторое время играл в
художественном театре
. Он также создавал декорации и костюмы к постановкам: оформил спектакли в
Большом драматическом театре
(«Привал комедиантов», «Старинный театр»),
Малом театре
в Москве. Учась в Академии, он совершил путешествие по русскому Северу, побывал на
Шпицбергене
(1901).
После окончания академии в 1904 году со званием архитектора-художника и правом на
пенсионерскую
поездку
, он совершил путешествие «через Константинополь и Грецию в Италию». Создал целую серию рисунков, которые после возвращения в Россию представил на собственной выставке. Совет ВХУ приобрёл собрание его рисунков и набросков и в 1906 году продлил пенсионерство ещё на год, который он провёл «исключительно в Италии» (
Виченца
,
Мантуя
,
Рим
); по возвращении, в 1907 году провёл успешную выставку своих итальянских работ
. В 1907 году он стал одним из учредителей
Музея Старого Петербурга
.
На
Женских политехнических курсах
он вёл курс архитектурного рисования и декоративной композиции; с 1913 года возглавил Женские архитектурные курсы Е. Ф. Багаевой, которые в дальнейшем были преобразованы в Архитектурный институт
.
Предреволюционная неоклассика
Ранние практические работы Щуко — временные парковые и увеселительные постройки — несли печать
модерна
(1907—1911). Но ещё в своём дипломном проекте 1904 года он примкнул к лагерю неоклассиков (ретроспективистов). Его первый практический успех в неоклассике — постройка двух доходных домов
К. В. Маркова
в Санкт-Петербурге (
№ 65
(1908—1910) и
№ 63
(1910—1911) по
Каменноостровскому проспекту
)
с применением «колоссального»
ордера
и
эркеров
. В это же время Щуко проектировал русские павильоны на международных выставках 1911 года: Изящных искусств в
Риме
при участии своего ученика
Э. Е. Шталберга
и Торгово-промышленной в
Турине
.
Доходный дом К.В. Маркова. Каменноостровский пр., 65.
Проект русского павильона на международной выставке в Турине.
Здание штаб-квартиры СБУ в Киеве (Дом губернского земства).
Получив международное признание и звание
академика архитектуры
(1911), Щуко стал одним из самых востребованных петербургских архитекторов, проектировал загородные усадьбы высшей знати, Памятный зал
Академии художеств
(1914, ныне т. н. зал Щуко)
, Дом губернского земства в
Киеве
(1913—1914; ныне здание
штаб-квартиры СБУ
)
и др
. В то же время он руководил классом композиции в
Обществе поощрения художников
, воспитывал архитекторов в собственной мастерской. В их числе был и будущий постоянный соавтор Щуко,
Владимир Гельфрейх
.
Революционные годы
Щуко принял новую власть, работал оформителем и карикатуристом, создавал памятники революционным вождям в Петрограде и
Одессе
.
Строительство Московского банка (
Невский проспект
, д. 14), начатое по проекту Щуко, было остановлено в
1917 году
.
Дом культуры им. Ленина при заводе «
Большевик
» в Ленинграде (1927—1929; соавтор: В. Г. Гельфрейх);
Здание
Библиотеки имени В. И. Ленина
в Москве (1928—1958, конкурс). Щуко и Гельфрейх не участвовали в объявленном в
1927 году
конкурсе на проект библиотеки, однако предпочтение было отдано их проекту. Строительство главного книгохранилища было завершено в конце 1930-х годов
(по другим данным, в июне
1941 года
), уже после смерти архитектора. Верхний ряд скульптурного
фриза
выполнен по эскизу Щуко, нижний — В. Г. Гельфрейха
.
Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина.
Фриз библиотеки им. В.И. Ленина.
Клуб (Дворец культуры) текстильщиков в
Егорьевске
(1929)
.
1930-е годы и Дворец Советов
Щуко и Гельфрейх не принимали участие в открытых конкурсах проектов
Дворца Советов
(1931—1933), представив свою работу на третий, закрытый конкурс (1932), когда первенство уже было признано за
Б. М. Иофаном
. Решением свыше усилия трёх архитекторов были объединены; образ Дворца, растиражированный прессой тридцатых годов, — плод их совместной работы.
В 1934 году Щуко совершил новое путешествие по Италии, что нашло отражение в новой серии графических работ
.
В сентябре 1935 г. Щуко и Гельфрейх возглавили Вторую
, работавшую над реконструкцией территорий, прилегавших к будущему Дворцу. Работа над проектом продолжалась до смерти Щуко в
1939 году
; в то же время по его проектам строились и другие сооружения:
Киево-Лыбедская Троицкая церковь в
Киеве
(1909; конкурс; соавтор: Е. Н. Фелейзен)
;
Новое здание
Николаевского вокзала
в Санкт-Петербурге (1912; конкурс). Строительство было прервано с началом первой мировой войны, а старое здание сохранено
;
Вокзал на станции
Киев-Пассажирский
Юго-Западной железной дороги в Киеве. Фундамент здания был заложен в 1914 г., но реализации проекта помешала первая мировая война и революция
;
Художница
, первым мужем которой был племянник Щуко — Ростислав (Стива) Алексеевич Карпов — упоминает в своих воспоминаниях также дочь Щуко Наталью Владимировну (жену
, художника «
Ленфильма
»)
.
Муж сестры, Лидии Алексеевны Тарновской (урожд. Щуко, 1880-е—?), — экономист
. В 1935 г. Щуко ходатайствовал за них перед
Е. В. Пешковой
в связи с их высылкой в
Атбасар
. При этом на Новодевичьем кладбище есть могила Лидии Алексеевны Тарновской (урожд. Щуко) (1880/?/—1950)
, а мать Щуко, Берта Бернардовна (1846—1942), упоминается также как мать Л.А. Тарновской
.
Племянница — телеведущая
Валентина Леонтьева
, родившаяся и до 1944 года жившая в Ленинграде.
В качестве дипломной работы он представил проект дворца наместника на Дальнем Востоке.
Публикация рисунков:
Щуко В. А.
Из путевого альбома // Ежегодник Общества архитекторов-художников. — Вып. 2. — C.-Петербург. 1907. — С. 142—145, а также в:
Щуко В. А.
Рисунки и акварели : [альбом] / авт. вступ. статьи М. В. Бабенчиков. —
М.
: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. — 87, [1] с.
.
(неопр.)
Дата обращения: 11 июля 2015.
12 июля 2015 года.
Васильев Ю. М.
Э. Шталберг (1883—1958) // Из истории техники Латвийской ССР. — Вып. 5. — Рига, 1964.
Владимир Алексеевич Щуко. — М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1946. — С.22 (об архитекторе Э. Е. Шталберге).
(неопр.)
Дата обращения: 13 июля 2015.
24 сентября 2015 года.
от 13 июля 2015 на
Wayback Machine
из:
. Енциклопедичне видання. У 28 томах. — Київ: Кн. 1. — Ч. 1: А—Л / Редкол. тому: Відп. ред. П. Тронько та ін.; Упоряд.: В. Горбик, М. Кіпоренко, Л. Федорова. — К.: Голов. ред. Зводу пам’яток історії та культури при вид-ві «Українська енциклопедія» ім. М. П. Бажана, 1999. — 608 с: іл. —
ISBN 966-95478-1-4
.
Владимир Алексеевич Щуко. — М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1946. — С. 62 (список дореволюционных работ Щуко).
Владимир Алексеевич Щуко. — М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1946. — С. 62.
(неопр.)
Дата обращения: 7 июля 2015.
8 июля 2015 года.
Владимир Алексеевич Щуко. — М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1946. — С. 63. В книге Кауфман указан как Г. Н. Голубев.
(неопр.)
Дата обращения: 7 июля 2015.
5 марта 2016 года.
Толстая И. А.
Щуко // Зодчие Москвы: XX век / Составители: Ю. С. Яралов, М. И. Астафьева-Длугач, Ю. П. Волчок, А. М. Журавлёв. — М.: Московский рабочий, 1988. — Т. 2.
Власов В. Г.
//
Власов В. Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. — В 8 т. — Т.8. —
СПб.
: Лита, 2000. —
ISBN 978-5-352-02228-3
Ильин Л. А.
Творческий путь В. А. Щуко //
. — 1939. — № 2. — C. 9—26.
Владимир Алексеевич Щуко. — М.: Издательство
Академии Архитектуры СССР
, 1946. — 68 с. — (Серия:
). — 8200 экз.
Кондаков С. Н.
. —
СПб.
: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 417. — 454 с.
Масиель Санчес Л. К.
// Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 769—782. DOI: 10.18688/aa2111-08-62
Владимир Алексеевич Щуко
// Мастера советской архитектуры об архитектуре: Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов: В двух томах / Под общ. ред.
М. Бархина
[и др.]. — Т.1. — М.:
Искусство
, 1975. — С. 255—279 (Предисловие, составление и примечания И. А. Толстой).
Владимир Алексеевич Щуко, 1878—1939: Выставка к 100-летию со дня рождения: Каталог / [Сост. и предисл.
]. — Москва:
Советский художник
, 1980. — 72 с., ил.