Interested Article - Об основах ленинизма

«Об основах ленинизма» — сборник лекций генерального секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина , прочитанных в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова (Свердловском университете) в 1924 году, посвященных «теоретическому обоснованию ленинизма». Сборник лекций также издавался в виде отдельной брошюры . Работа послужила орудием в идеологической борьбе против троцкизма .

Содержание

Сталин определяет ленинизм как « марксизм эпохи империализма и пролетарской революции ». Империализм в свою очередь определён как «всесилие монополистических трестов и синдикатов , банков и финансовой олигархии в промышленных странах». Одним из основных противоречий империализма является конфликт между «цивилизованными нациями» и «угнетёнными народами». «Агентурой западного империализма» Сталин называет русский царизм , во многом из-за того, что во время империалистической войны русская армия воевала за интересы «англо-французских капиталистов».

После Маркса марксизм сполз в болото « оппортунизма II Интернационала », вождем которого был Карл Каутский , но «вождь русских коммунистов» Ленин разработал учение о «руководящей роли авангарда рабочего класса », когда партия поднимает массы и ведет за собой движение. Подобный « авангард » должен представлять собой не «парламентскую фракцию», но «боевую партию», члены которой обладают «беззаветной преданностью» и вносят в неорганизованные массы беспартийных рабочих «дух дисциплины». Подобный авангард требует «единства воли», «железной дисциплины» и «общего центра».

Для борьбы с «западным империализмом» требовался единый фронт и коалиция с «колониальными революциями на Востоке», которые подразумевают « национально-освободительное движение » угнетенных народов. В начале XX века «центр революционного движения» перемещается в Россию. Сталин отмечал, что с точки зрения интересов революции даже реакционные движения могут представлять собой ценность. Так, по его мнению, «борьба афганского эмира за независимость Афганистана является объективно революционной борьбой».

Орудием революции является « диктатура пролетариата », «государственной формой» которой названа « советская власть ». Эта государственная форма должна «организовать армию революции для борьбы с внешними врагами», поэтому она не может быть «демократией для всех». В отличие от «буржуазного» парламентаризма советская власть основана не на территориальном, а на производственном принципе.

Сталин также критикует «сторонников перманентной революции » за недооценку революционной роли крестьянства, с которым пролетариат образует общий революционный фронт.

Ленинский канон

Излагая ленинизм, Сталин ссылается на следующие работы Ленина: « Что делать? », «Две тактики», « Империализм », « Государство и революция », « Пролетарская революция и ренегат Каутский », « Детская болезнь ».

Развитие темы

Спустя 2 года, в 1926 году , Сталин продолжил изложение своего понимания ленинизма, написав работу «К вопросам ленинизма», которая вошла в сборник «Вопросы ленинизма» . В новой работе обозначается полемика с Зиновьевым и поднимается «вопрос о роли партии в системе диктатуры пролетариата ». Здесь Сталин отводит советам роль посредника между «авангардом пролетариата» (то есть « партия коммунистов ») и «массами трудящихся». «Руководящей силой в системе диктатуры пролетариата» названа именно партия. Поэтому «диктатура пролетариата, есть по существу, диктатура его авангарда», который представляет собой «сознательное меньшинство». Далее Сталин переходит к вопросу «о победе социализма в одной стране», которая становится «базой мировой революции» и «величайшим притягательным центром для рабочих всех стран». Достижение социализма осуществляется через « национализацию » и « кооперацию », которая призвана укрепить государство. Рассуждая о НЭПе , Сталин отмечает положительную реакцию Ленина на « госкапитализм », однако возражает против широкого использования этого термина, поскольку отмечает не капиталистическую, а «социалистическую природу государственной промышленности» .

Авторство

По данным американского историка Стивена Коткина , при написании работы Сталин использовал рукопись известного партийного публициста Ф. А. Ксенофонтова . После публичного протеста Ксенофонтова против плагиата он был выслан в Ташкент . В частном письме Сталин поблагодарил Ксенофонтова за помощь. Однако в дальнейшем Ксенофонтову было запрещено ссылаться на письмо Сталина .

Примечания

Комментарии

  1. По мнению Стивена Коткина, это не первый случай плагиата Сталина. Так, при написании работы « » (1906) он использовал статью грузинского публициста Георгия Телия .

Источники

  1. На момент публикации королем Афганистана был Аманулла-хан (1892—1960), с которым РСФСР заключила договор в 1921 году
  2. . Дата обращения: 29 мая 2019. 29 мая 2019 года.
  3. . Дата обращения: 29 мая 2019. 16 июля 2018 года.
  4. , p. 544.

Литература

  • Kotkin S. Stalin (англ.) . — Penguin Books , 2015. — Vol. I: Paradoxes of Power, 1878—1928. — 976 p. — ISBN 978-0141027944 .

Ссылки

Источник —

Same as Об основах ленинизма