Бобринский, Алексей Григорьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Граф Алексей Алексеевич Бобринский ( Бобринской ; 6 [17] января 1800 , Санкт-Петербург — 7 [19] октября 1868 , Смела ) — внук Екатерины II , крупнейший деятель сельского хозяйства, зачинатель сахарной промышленности в Российской империи .
Старший сын графа Алексея Григорьевича Бобринского и его жены Анны Владимировны . Представитель второго поколения Бобринских .
Получил прекрасное домашнее образование, которое продолжил в Московском училище колонновожатых . В 1817 году был переведен в Свиту Его Величества по квартирмейстерской части, a 15 октября того же года в лейб-гвардии Гусарский полк юнкером и 2 февраля 1819 года произведен в корнеты; в 1822 году — поручиком и 17 апреля 1824 года переведен в кавалергарды. 21 января 1827 года вышел в отставку в чине штабс-ротмистра. Служил в департаменте уделов, а с 1833 года в Министерстве финансов, в особенной канцелярии по кредитной части.
Будучи человеком образованным, имел обширные познания в математике, финансах, химии, механике. Князь Вяземский писал о нём как о горячем патриоте, человеке необычайно любознательном, деятельном и увлекающемся: « Ему недостаточно было бы, подобно Колумбу , открыть одну Америку; он хотел бы открыть их несколько… Он был либералом в лучшем и возвышеннейшем значении этого слова » . По утверждению А. О. Смирновой , характер Бобринского был самый благородный, и души он был высокой.
В октябре 1830 года А. Я. Булгаков с тревогой писал брату: «Мадам Краузе пишет о несчастьях, случившихся в семействе Алексея Бобринского, что женат на графине Самойловой. Он, ходя около паровых машин, хотел одну поправить; руку в неё втянуло, и раздробило ему три пальца. Этого мало; возвращаясь домой, узнаёт, что сына его Сашку, лет семи, прогуливали в коляске, лошади стали бить, вывалили коляску и несчастному малютке переехали обе ноги. Бог знает, что будет с ним; ежели и жив останется, может быть калекою на всю жизнь» .
Ум, активность и знания графа Бобринского обратили на себя внимание министра финансов Е. Ф. Канкрина , который поручал ему разработку многих важных финансовых вопросов. Назначенный в 1840 г. членом совета министра финансов, Бобринский оставался в этой должности до конца своей жизни.
Кроме того, благодаря связям своей жены при дворе граф последовательно получал придворные звания камер-юнкера (1827), камергера (1834), «в должности церемониймейстера» (1834) и «в должности шталмейстера» (1838). Был управляющим двором великой княжны Ольги Николаевны . В 1845 году был произведён в действительные статские советники , в 1854 году получил придворный чин шталмейстера .
Бобринский был уважаем как знаток точных наук и инженер. Состоял членом императорского общества сельского хозяйства, членом статистического комитета, членом попечительского совета Императорского Киевского университета святого Владимира , членом общества естествоиспытателей. По свидетельству его друга П. А. Вяземского , «любознательная натура его беспрестанно требовала себе пищи, он искал её везде; всякая новая мысль, открытие, новое учение возбуждали в нём лихорадочную деятельность» . Так, на исходе жизни его интересовали фотография и животный магнетизм .
С 1856 г. по самый день смерти граф почти безвыездно прожил в имении в Смеле Черкасского уезда Киевской губернии , полученном от жены. От отца же он унаследовал Богородицкое имение в Тульской губернии, где у него было до 12 000 крестьян и 40 000 десятин земли . Умер он в Смеле в возрасте 68 лет. «Накануне вечером лёг отдыхать совершенно здоровым, а наутро его обнаружили без сознания; врачи установили разрыв во время сна одной из мелких мозговых артерий» . Похоронен в Александро-Невской лавре . Вольное экономическое общество учредило в память графа особую медаль. В его честь была названа построенная им железнодорожная станция Бобринская (ныне станция имени Шевченко в Смеле), а на Вокзальной площади в Киеве в феврале 1872 г. ему поставили памятник (снесён после революции).
Рано выйдя в отставку, Алексей Бобринский посвящал свой досуг благоустройству многочисленных имений. Особенно его интересовало развитие свеклосахарного производства , которым занимались в то время И. А. Мальцев и Н. П. Шишков .
Ещё в начале 1830-х годов Бобринский устроил в с. Михайловском Тульской губернии большой свеклосахарный завод, покупая свекловицу у своих оброчных крестьян по выгодной для них цене, в счёт оброка . Следя за усовершенствованием в свеклосахарном производстве, граф в 1834 г. первый устроил у себя на Михайловском заводе холодную вымочку, истратив на опыты и выписку из-за границы дорогих снарядов несколько десятков тысяч рублей. Успех Михайловского завода опроверг скептические суждения министерства финансов о перспективах свеклосахарного производства в России .
Перенеся на исходе 1830-х годов свою деятельность в Малороссию, Бобринской за десять лет построил здесь Смелянский песочно-рафинадный завод (1838 г.), Балаклейский сахарный завод в 1838 г., Грушевский сахарный завод в 1845 г. и Капитановский сахарный завод в 1846 г.
Постоянное стремление Бобринского к совершенствованию свеклосахарного производства при помощи введения новейших машин и аппаратов имело влияние и на развитие машиностроения в Российской империи. Парижское машинное заведение Дерон и Кайль, открывшее, по настоянию графа, склад своих машин в его смелянском имении, вскоре расширило свое производство до громадных размеров. Около 70 заводов, построенных в Киевской губернии по примеру гр. Бобринского, создали для исправления своих машин и аппаратов образцовые механические мастерские в Смеле, Городище, Шполе и других местах.
На всех заводах Бобринского управляющими были не приезжие иностранцы, а местные кадры, воспитанники технологического института ; кроме того, он постоянно приглашал выходящих из этого института молодых людей, которые, пробыв несколько лет на его заводах, принимали на себя управление другими свеклосахарными заводами. Приглашал граф на свои заводы и ученых технологов-профессоров, которые своими многосторонними и многолетними исследованиями на графских заводах пролили свет на тёмные вопросы свеклосахарного производства и составили практические руководства к добыванию сахара из свекловицы .
При Капитановском заводе была организована селекционная станция, занимающаяся выведением новых более сахаросодержащих сортов свеклы. Смелянский песочно-рафинадный завод был школой кадров высокой квалификации. Так, из 40 технологов, которые работали у Бобринского, 24 со временем стали директорами и самостоятельными предпринимателями. Классы, организованные в Смеле, для подготовки специалистов, со временем переросли в училище, а позже (1921) в институт сахарной промышленности (ныне Национальный университет пищевых технологий в Киеве).
Свои обширные знания в области экономики Бобринский изложил в трудах: «Статистические материалы для истории свеклосахарной промышленности в России» (1856) и «О применении систем охранительной и свободной торговли в России» (1868). Создание «сахарной империи» Бобринских обрушило в России цену на сахар -рафинад, который прежде был импортным, тростниковым. Благодаря этому шоколад и другие кондитерские изделия, прежде бывшие, по выражению А. Н. Радищева , «кусочком боярского кушанья», стали доступны более широким слоям населения.
Образцовый хозяин, Бобринской неустанно заботился о благосостоянии своих крестьян. В своем огромном тульском имении граф устроил самоуправление среди крестьян, чётко регламентировал распределение рекрутской повинности и применил особую систему образования хлебных запасов. В неурожайные 1839—40 годы он прокормил крестьян на свой счет, затратив на это 40 тысяч рублей. Крестьяне графа платили ему такою же любовью. Когда пришлось везти тело покойного графа из Смелы в Петербург, около 2000 крестьян провожали его и, отложив лошадей, по очереди везли гроб на себе несколько верст от Смелы .
В круг образцовой сельскохозяйственной деятельности Бобринского входило также улучшение земледельческих орудий, глубокое возделывание полей, рациональное удобрение их, введение многочисленных севооборотов, применение в обширных размерах травосеяния , новое устройство зерновых сушилен и хлебных магазинов. Граф сам изобрёл новую модель плуга -углубителя.
В своих лесах Бобринский ввел самую строгую таксацию. При дороговизне дров он обратил внимание на отыскание лигнита как переходного слоя к каменному углю , который впоследствии там был найден и тоже использован на заводе. Граф послал 5000 пудов своего каменного угля в Пруссию, чтобы испробовать его на железных дорогах, и уголь оказался хорошим. Впоследствии на землях Бобринского возник шахтёрский город Новомосковск .
Бобринский также получил известность как цветовод, хотя сорт роз, ныне носящий его имя, вывел, по-видимому, парижский селекционер Марес . «Из уважения к супруге, очень любившей цветы, он занялся, в виде отдыха, цветоводством , хотя и считал уход за цветами потерянным временем. Но как занялся! Построил трёхэтажную оранжерею, проводил разнообразные исследования, свёл в графическую систему сроки пересадки и цветения растений, написал и издал брошюру о результатах своих наблюдений» . В 1848 г. отмечалось, что именно вниманию графа Бобринского «любители Санкт-Петербурга обязаны введением и распространением ремонтантных роз, привитых на штамбе» .
В 1833 году в Петербург приехал австрийский подданный, инженер Герстнер , с предложением своих услуг для постройки железной дороги в России. Предложение это было встречено очень холодно. Один граф Бобринский заинтересовался предложением Герстнера и даже помог делу денежными средствами. Для строительства Царскосельской железной дороги (первой в Восточной Европе) создал в 1835 году акционерное общество.
Женился 27 апреля 1821 года на Софье (1797—1866), дочери графа А. Н. Самойлова , фрейлине императрицы Марии Фёдоровны . Будучи внучатой племянницей князя Потемкина , Софья принесла в род Бобринских пожалованные ему имения на Украине, включая Смелу. В браке родились трое сыновей: