Interested Article - 12AX7
- 2020-10-30
- 1
12AX7 , или ECC83 , — семейство вакуумных ламп — миниатюрных низкочастотных двойных триодов с высоким коэффициентом усиления напряжения и низкой крутизной передаточной характеристики . Помимо оригинальной 12AX7 ( США , 1948 год) и её усовершенствованного европейского варианта ECC83 (1952 год), семейство включает более 200 вариантов: лампу с пониженным уровнем фона 7025 (США, 1950-е годы), военные лампы особо высокой надёжности 5751, 7729 (США, 1950-е и 1960-е годы), CV4004, M8137 ( Великобритания , 1950-е годы), японскую лампу 12AD7, лампу с рамочной сеткой ECC803S ( Германия , 1958) и множество менее известных серий для промышленной автоматики. Электрические характеристики большинства этих ламп идентичны, а обозначения 12AX7 и ECC83 стали синонимами .
Гражданские 12AX7 и ECC83, вместе взятые, стали самой массовой лампой для усиления напряжения низких частот ; они абсолютно доминировали в американской и западноевропейской бытовой аппаратуре 1950-х и 1960-х годов . К концу 1980-х годов производство 12AX7 прекратилось, но в 1990-е годы оно было возобновлено — в Китае , России , Сербии и Словакии . Главная область применения 12AX7 в XXI веке — ламповые гитарные усилители .
В СССР выпускался электрический аналог 12AX7 — лампа 6Н2П — двойной миниатюрный низкочастотный триод с высоким коэффициентом усиления, но несовместимый с 12AX7 ней разводке электрических выводов (цоколёвке).
История производства
Оригинальная 12AX7
В марте 1948 года в каталогах американских компаний RCA и появилась новая миниатюрная лампа — двойной триод для устройств промышленной автоматики , получивший обозначение 12AX7 . 12AX7 была разработана RCA, а выпускалась по контракту на заводах Sylvania — подобное рода разделение функций было в то время нормой . Компании не возлагали на новую лампу особых надежд: это была ничем не выдающаяся, проходная разработка, не удостоившаяся даже заметки в корпоративном журнале RCA . Конструкторы лишь объединили в одном баллоне два триода, идентичных триодной секции выпущенного ранее диод-триода 6AV6 .
Заложенное в конструкцию 6AV6 сочетание высокого коэффициента усиления, низкого уровня шума и низкого уровня сетевого фона оказалось востребованным конструкторами высококачественной звуковой аппаратуры и аналоговых компьютеров . Именно на паре 12AX7 был построен классический операционный усилитель K2-W . Но главным фактором неожиданного успеха 12AX7 стал выход на рынок США долгоиграющих грампластинок и проигрывателей с низкочувствительными магнитными звукоснимателями . Производителям массовой аппаратуры срочно потребовалась недорогая лампа с высоким коэффициентом усиления, пригодная для использования в фонокорректорах . Спрос рос столь бурно, что в 1952 году 12AX7 выпускали уже пять корпораций: CBS , GE , National Union , Sylvania и .
К этому времени стали ясны и врождённые проблемы новой лампы: дешёвая внутриламповая арматура обусловила высокий микрофонный эффект , а неизбежная в массовом производстве неоднородность намотки сеток — высокие нелинейные искажения . 12AX7 первых лет выпуска заметно уступала в качестве звучания своей октальной предшественнице . Несмотря на это, 12AX7 вытеснила с производственных линий и «устаревшую» 6SL7, и новейшие лампы со средним коэффициентом усиления, и к 1956 году стала де-факто отраслевым стандартом американской звукотехники . Нелинейность 12AX7 этому не помешала: конструкторы 1950-х годов умели исправлять недостатки ламп с помощью отрицательной обратной связи . Поэтому 12AX7 нашлось место и в профессиональной (магнитофоны Ampex ), и в бытовой аппаратуре, и в гитарных усилителях .
В XXI веке 12AX7 и её европейский аналог ECC83 — самые распространённые лампы в схемотехнике гитарных усилителей . Выбор производителей обусловлен экономикой (12AX7 по-прежнему выпускается и потому доступна по приемлемым ценам) и консерватизмом: большинство современных усилителей строятся по проверенным схемам 1950-х годов . Лео Фендер и другие конструкторы ламповой эпохи выбрали 12AX7 не случайно: характеристики именно этой лампы идеально подошли для систематической работы в режиме перегрузки по входу и амплитудных ограничений . Избыточное усиление 12AX7, с одной стороны, позволило доукомплектовать гитарный усилитель темброблоком . С другой — оно увеличило субъективно воспринимаемую неискажённую громкость: порог, за которым звук гитары «разваливался» ( англ. breakup ) на гармоники , у 12AX7 наступал на намного больших уровнях, чем у ламп-предшественниц .
ECC83
В начале 1950-х годов на 12AX7 обратили внимание инженеры Philips . Функционально лампа точно соответствовала потребностям компании, в то время нацеленной на завоевание рынка бытового Hi-Fi , но качество массовых американских ламп европейцев не удовлетворяло . Европейская версия 12AX7, получившая обозначение ECC83, и технологическая цепь её производства были спроектированы Philips заново. Лампа получила жёсткую несущую арматуру, малошумящий спиральный подогреватель катода, но главное — европейцы сумели обеспечить в массовом автоматизированном производстве «военную» точность намотки сеток . Европейские лампы имели стабильно лучшие показатели нелинейных искажений, а срок службы лучших вариантов ECC83, выпускавшихся Telefunken , превышал недостижимые для американцев 100 тысяч часов . К 1956 году лампы Telefunken завоевали не только европейский, но и американский рынок бытовой звукотехники: именно ими комплектовались усилители Eico, Dynaco, Fisher и McIntosh . В конце 1950-х годов появились высококачественные ECC83 и E83CC производства ( Нидерланды ), Mullard ( Великобритания ), ( Франция ), ( Италия ) ; в 1960-е годы производством ECC83 и 12AX7 занялись японские ( Hitachi , Panasonic , Toshiba ) и восточноевропейские ( , Tungsram и другие) предприятия .
Американские компании не смогли предложить импортным ECC83 достойную замену . Улучшенная 12AX7, выпущенная RCA в 1958 году под обозначением 7025, отличалась от базовой 12AX7 лишь меньшим уровнем сетевого фона при тех же нелинейных искажениях . Лампа нашла ограниченный спрос лишь на рынке гитарных усилителей .
В СССР точного аналога ECC83 или 12AX7 не было: их функциональный аналог 6Н2П , скопированный с европейской лампы 6CC41 , имел иную цоколёвку и иные характеристики нити накала. 6Н2П отличается от ECC83 меньшей входной ёмкостью и наличием межсекционного экрана между двумя триодами . Заземление экрана снижает перекрёстную помеху из одной секции 6Н2П в другую примерно на 6 дБ по сравнению с ECC83 .
Военные и промышленные серии
Уже в 1950 году GE анонсировала первый усовершенствованный аналог 12AX7 — лампу повышенной надёжности 5751, отличавшуюся от 12AX7 меньшим коэффициентом усиления (μ=70) (впоследствии эта лампа выпускалась малыми сериями в Великобритании и Японии ). Из-за высокой себестоимости 5751 применялась лишь в военных и промышленных устройствах; лишь в конце 1970-х годов с подачи 5751 вошла в арсенал конструкторов звукотехники . Аналогичные высококачественные лампы собственной разработки с характерными военными обозначениями (CV4004, M8137 и так далее) выпускали британские компании, объединённые в картель . Выпуск этих серий прекратился в 1970-е годы и более не возобновлялся; выпуск 5751 завершился в 1980-е годы . Последней и, возможно, наиболее совершенной лампой этого ряда была чрезвычайно редкая американская серия 7729 (GE и CBS, 1960-е годы), предназначенная для работы в дифференциальных усилителях измерительных приборах .
В 1955 году Sylvania и CBS анонсировали начало выпуска 12AD7 — нового малошумящего варианта 12AX7 для особо ответственных задач . Лампа не пользовалась спросом на рынке США и Западной Европы, но имела чрезвычайный успех в Японии . 12AD7 японского производства, занявшие на внутреннем рынке место 12AX7 и ECC83, были непременным компонентом ламповой техники Akai и Sony 1960-х годов. За пределами Японии эти лампы имели дурную репутацию, во многом обусловленную низким качеством японской массовой аппаратуры того времени .
Все перечисленные варианты 12AX7 и ECC83 страдали от высокого микрофонного эффекта . Конструкторы Telefunken сумели решить и эту проблему, изменив конструкцию управляющей сетки . В обычных лампах сетка наматывалась на две вертикальные траверсы круглого сечения; в выпущенной в 1958 году лампе ECC803S сетка наматывалась на жёсткую штампованную рамку (несущий каркас) из молибдена . Эта технически совершенная и дорогая лампа, выпускавшаяся только на заводах Telefunken, уже в 1990-е годы стала большой редкостью .
Закрытие и возрождение производства
12AX7/ECC83 производства XXI века | ||
---|---|---|
Словакия,
2000-е годы |
Россия,
2000-е годы |
Россия,
2011 |
В 1960-е годы началось медленное угасание электровакуумной промышленности. Первыми, ещё в 1960-е годы, вышли из игры американские Tung-Sol и CBS . Качество ламп Telefunken снизилось; компания стала продавать под своим именем продукцию других заводов, отличавшуюся от оригинала большими шумами и высоким микрофонным эффектом . Другие европейские компании также переключились на перепродажу посредственных японских ламп; лишь Amperex и Mullard, как могли, поддерживали качество ECC83 до 1980-х годов . Последними, в конце 1980-х годов, свернули производство GE, RCA и принадлежавшая Philips Sylvania . Сложное автоматизированное оборудование — целые заводы, рассчитанные на выпуск миллионов ламп ежегодно, — было навсегда утрачено. Достоверно известно лишь то, что производственная линия Mullard, на которой выпускали военные CV4004, оказалась в Китае , а оборудование Amperex — в Сербии .
В последнюю четверть XX века спрос на 12AX7 и ECC83 поддерживали миллионы гитаристов, по-прежнему использовавших ламповые усилители. Точный размер рынка неизвестен; в 2000 году он оценивался в не менее одного миллиона ламп в год . До середины 1990-х годов спрос удовлетворялся из старых запасов; американский рынок захлестнула волна заведомо некондиционных ламп и откровенных фальсификатов . Недобросовестные дилеры маркировали фальшивыми клеймами Amperex, Mullard и Telefunken все 12AX7, которые могли достать; по мере исчерпания американских и западноевропейских запасов «в дело» пошли низкокачественные японские, восточноевропейские и даже индийские лампы .
К 1995 году в мире осталось четыре действующих производства 12AX7 / ECC83: (Сербия), Sino (Китай), Tesla (Чехия), и российский завод « » ( Саратов ), начавший выпуск трёх конструктивно разных вариантов 12AX7 по заказу американских оптовиков . Все эти лампы уступали западноевропейским ECC83: китайские отличались недолгим сроком службы, сербские — повышенным микрофонным эффектом, российские — повышенными искажениями по типу старых американских 12AX7 . К 2000 году китайский завод прекратил производство, а завод в Сербии, несмотря на международное эмбарго , выжил и сумел повысить качество ламп . Словацкая компания , торговавшая в США под марками Tesla и Teslovak, сумела наладить на заводе в Чадце производство не только базовой 12AX7, но и точной копии усовершенствованной ECC803S . Калужский завод « Восход » к 2000 году выпустил по американским заказам семь различных вариантов 12AX7, в том же году начались поставки «гитарных» 12AX7 производства « Светланы » . В 2010-е годы лампы российского производства продаются в США и под марками местных дилеров, и под классическими марками Genalex Gold Lion , Mullard , Tung-Sol .
Электрические характеристики
Номинальные режимы. Параметры триода
12AX7 — маломощный триод, предназначенный исключительно для усиления напряжения низких частот. Справочная документация подробно рассматривает два варианта использования: каскад усиления напряжения с автоматическим смещением и фазоинвертор на двух триодах с катодной связью . Во обоих вариантах аноды 12AX7 нагружены на сопротивления величиной от 47 до 220 кОм и связаны с нагрузкой через разделительные конденсаторы. Для схемы 12AX7 подходит плохо из-за низких значений тока анода .
Электрические характеристики 12AX7, ECC83, 7025 и их полных аналогов, приводимые производителями для двух номинальных режимов , полностью идентичны .
Значения предельно допустимых напряжений, токов и мощностей могут различаться в зависимости от избранной производителем системы их декларирования (абсолютные максимальные значения либо средние расчётные предельные значения ):
Электрические характеристики ECC83 (Philips, 1970) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Показатель | Обозначение |
Единицы
измерения |
Режим 1 | Режим 2 |
Предельные
допустимые значение |
Напряжение анод-катод | Ua | В | 100 | 200 | 350 |
Напряжение сетка-катод | Ug | В | -1,0 | -2,0 | -50 |
Ток анода | Ia | мА | 0,5 | 1,2 | |
Мощность рассеяния на аноде | Pa | Вт | 0,05 | 0,24 | 1,0 |
Крутизна передаточной характеристики | S | мА/В | 1,25 | 1,6 | |
Статический коэффициент усиления напряжения | μ | 100 | 100 | ||
Внутреннее сопротивление | Ri | кОм | 80 | 62,5 |
Допустимый разброс (S, μ и Ri) в документации на лампы массовых серий не указывался . На практике подразумевалось, что для новых ламп допустимое отклонение коэффициента усиления μ равно ±10 % (90…110) , а допустимые отклонения крутизны S и внутреннего сопротивления Ri равны ±20 % .
Попадание новой лампы в пятипроцентный интервал по всем трём параметрам — редкое удачное стечение обстоятельств . По мере старения лампы её крутизна необратимо уменьшается, а внутреннее сопротивление растёт; относительно стабилен лишь коэффициент усиления μ .
Выбор режима
12AX7 ограничена предельно допустимым напряжением на аноде (не более 350 В) и предельно допустимой мощностью рассеяния на аноде (не более 1 Вт) . Работа при токе анода менее 0,5 мА нежелательна из-за сужения полосы пропускания и непредсказуемого роста нелинейных искажений . Работа в области малых отрицательных смещений (0…-1 В) нежелательна из-за протекания сеточных токов, что также усугубляет искажения . В этой области 12AX7 невыгодно отличается от других двойных триодов относительно большими токами сетки и крайне низким (единицы кОм) входным сопротивлением . Работа 12AX7 при положительных смещениях в принципе не нормировалась .
Из-за этих ограничений область возможных режимов работы 12AX7 намного у́же, чем аналогичные области триодов со средним коэффициентом усиления напряжения и относительно широким раскрывом вольт-амперной характеристики . Далеко не все режимы этой области реализуемы на практике: наиболее выгодное с точки зрения шумов и нелинейных искажений сочетание большого тока, большого напряжения на аноде и высокоомной нагрузки требует запретительно высокого напряжения питания . Реализовать заложенный в 12AX7 потенциал непросто: лампа требует тщательного выбора режима, минимизирующего шум, нелинейные и частотные искажения . Возможно, мнения о её неблагозвучности объясняются именно неправильным выбором режима . В действительности западноевропейская ECC83 — одна из лучших с точки нелинейных искажений , пусть и уступающая в качестве звучания довоенной 6SN7 .
Смещение лампы
Большинство каскадов усиления напряжения низкой частоты на лампах, подобных 12AX7, используют автоматическое (катодное) смещение . Указанные в справочниках коэффициенты усиления предполагают шунтирование катодного сопротивления конденсатором . Без конденсатора коэффициент усиления каскада снижается примерно вдвое, при этом вследствие эффекта Миллера во столько же раз уменьшается его входная ёмкость, а локальная обратная связь уменьшает нелинейные искажения . В серийных усилителях XXI века вместо катодных резисторов используют одиночные красные, жёлтые или зелёные светодиоды . Светодиод практически не влияет на нелинейные искажения каскада, и благодаря малому внутреннему сопротивлению (десятки Ом) не нуждается в шунтирующем конденсаторе .
12AX7 работоспособна и в режиме смещения сеточным резистором ( гридликом ) . Если катод лампы заземлён, то часть эмитированных им электронов оседает на сетке и стекает на землю через сеточный резистор . Потенциал сетки опускается ниже нуля и достигает равновесного уровня, который для различных экземпляров 12AX7 и сеточного резистора величиной 10 МОм составляет −0,8…−1,2 В . Это решение широко применялось в ранних усилителях, но было отвергнуто из-за нестабильности характеристик ламп и повышенных искажений . В XXI веке оно применяется крайне редко и только в гитарных усилителях, например, компании .
Нелинейные искажения
В нелинейных искажениях всякого триода доминирует вторая гармоника. При фиксированном сопротивлении нагрузки коэффициент второй гармоники прямо пропорционален амплитуде сигнала на аноде; при уменьшении сопротивления нагрузки коэффициент второй гармоники нелинейно возрастает . Наилучшая с точки зрения искажений нагрузка — высококачественный активный (ГСТ) на полевых транзисторах или на пентоде с внутренним сопротивлением порядка десятков и сотен МОм . По данным Мерлина Бленкоу, с такой нагрузкой коэффициент нелинейных искажений различных 12AX7 при напряжении сигнала на аноде 10 В эфф. не превышает 0,1 % . При этом коэффициент усиления каскада максимален и равен μ .
Замена активной нагрузки на резистор приводит к росту искажений и снижению коэффициента усиления каскада. По данным журнала Vacuum Tube Valley, при сопротивлении нагрузки 240 кОм, напряжении питания 250 В и напряжении сигнала на аноде 10 В эфф. коэффициент второй гармоники различных 12AX7 и ECC83 составляет 0,015…0,2 %, коэффициент третьей гармоники — 0…0,02 %, а коэффициент усиления каскада снижается до 48…80 . Дальнейшее снижение нагрузки сопровождается ростом искажений, который можно лишь отчасти скомпенсировать увеличением напряжения питания каскада , и снижением коэффициента каскада (до 50…63 при нагрузке 100 кОм и 34…44 при нагрузке 47 кОм).
Распространённая в исторической литературе рекомендация использовать анодную нагрузку величиной 100 кОм восходит к «золотому правилу» согласования триода с нагрузкой: выходная мощность идеального триода достигает максимума тогда, когда сопротивление нагрузки в два раза превосходит внутреннее сопротивление лампы (для 12AX7 — примерно 60 кОм), при этом коэффициент усиления каскада по напряжению точно равен 2/3 μ . При усилении напряжения такая нагрузка проигрывает активному ГСТ по всем показателям, кроме входной миллеровской ёмкости .
Прямой связи между именем фирмы-производителя, годом выпуска и уровнем искажений конкретной лампы не существует: лампы производства США демонстрируют стабильно посредственные показатели, а недорогие лампы современного российского производства могут выигрывать у классических Mullard . Слишком велик был и остаётся разброс характеристик серийных ламп .
Полоса пропускания. Частотные искажения
Полоса пропускания каскада усиления напряжения на 12AX7 ограничена сверху, с одной стороны — высокой входной миллеровской ёмкостью в сочетании с выходным сопротивлением источника сигнала, с другой — высоким выходным сопротивлением в сочетании с ёмкостью нагрузки:
- Входная миллеровская ёмкость каскада C ВХ примерно равна произведению коэффициента усиления каскада на проходную ёмкость триода С СА . Паспортное значение С СА равно 1,5…1,7 пФ, но в реальной эксплуатации, с учётом паразитной ёмкости лепестков панели, С СА составляет не менее 3 пФ . Поэтому миллеровская ёмкость реального, грамотно смонтированного каскада с k =60 составляет не менее 200 пФ .
- Выходное сопротивление каскада на низких частотах, с учётом используемых на практике нагрузочных сопротивлений, составляет от 20 до 100 кОм. Столь высокое внутреннее сопротивление делает усилитель 12AX7 крайне чувствительным к паразитной ёмкости нагрузки .
частоты среза обоих фильтров , входного и выходного, обычно лежат в области ультразвука , но при неудачном расчёте и монтаже схемы могут сдвигаться вниз, в область звуковых частот .
Побочное следствие высокого выходного сопротивления — посредственная электрическая изоляция триодных секций лампы. Затухание помехи частотой 1 кГц, проникающей с анода одной секции на анод другой секции, составляет примерно —73 дБ; на частоте 20 кГц затухание ухудшается до примерно —47 дБ .
Внутриламповые шумы
Шумовой ток анода любого триода складывается из двух составляющих: белого , широкополосного дробового шума — флуктуаций тока, обусловленных конечной величиной заряда электрона , и низкочастотного, розового фликкер-шума , обусловленного локальными флуктуациями работы выхода на границе оксид-вакуум . Спектральная плотность дробового шума постоянна во всём рабочем диапазоне частот; спектральная плотность фликкер-шума обратно пропорциональна частоте . С ростом тока анода плотность фликкер-шума возрастает, а плотность дробового шума снижается , при этом частота раздела между областями, в которых преобладает тот или иной тип шума, сдвигается вверх . В типичных режимах работы 12AX7 эта частота составляет порядка 1 кГц .
Если рассматривать только дробовой шум, что уместно при конструировании радиочастотных устройств, то 12AX7 с её малыми анодными токами и низкой крутизной анодно-сеточной характеристики безнадёжно проигрывает триодам с высокой крутизной . В номинальном режиме работы (крутизна характеристики S =1,2…1,6 мА/В, температура катода 1000 К) расчётное 12AX7 R Ш =1,3…1,8 кОм , а приведённое ко входу каскада напряжение шума в полосе частот 20…20000 Гц U Ш =0,66…0,8 мкВ — в 2,5 раз больше, чем у триода ( S =12,5 мА/В, советский аналог — 6Н23П ).
В звуковом диапазоне реальная разница в шуме 12AX7/ECC83 и ECC88 оказывается не столь велика из-за меньшего уровня фликкер-шума 12AX7 . При оптимальном с точки зрения шума анодном токе 2 мА приведённое ко входу напряжение внутриламповых шумов 12AX7 минимально и равно 0,7 мкВ; при меньших и бо́льших токах анода напряжение шума возрастает до примерно 1 мкВ . Для той же лампы в составе фонокорректора RIAA , усиливающего низкочастотные и ослабляющего высокочастотные составляющие сигнала, оптимальный ток анода составляет не более 1 мА, при взвешенном уровне шума около 1,0 мкВ; ровно такой же уровень шума обеспечивает теоретически менее шумная ECC88 .
Комментарии
- Выпуск серийных K2-W начался в январе 1953 года. Производство было отлажено в 1952 году, а принципиальная схема была отлажена ещё в 1940-е годы.
- Компания National Union, основанная в 1929 году при участии капитала RCA, и производившая лампы по заказам RCA, GE и Westinghouse, в описываемое время уже угасала. В 1954 году её электровакуумное производство перешло под контроль Sylvania, в 1960 году бренд National Union прекратил существование.
- В сдвиг цифр внутрь буквенного кода (ECC83 → E83CC) обозначал особо высококачественный вариант базовой лампы. Электрически ECC83 и E83CC были идентичны.
- Абсолютные максимальные значения — предельные величины эксплуатационных параметров и условий окружающей среды для любого экземпляра данного типа, которые нельзя превышать ни при каких обстоятельствах, даже в самых тяжёлых условиях эксплуатации. Производитель, декларирующий абсолютные максимальные значения, не принимает на себя ответственность за последствия возможных отклонений в характеристиках ламп, напряжения питания и сигналов и так далее .
- Средние расчётные предельные значения — предельные величины режима эксплуатации и условий окружающей среды для образцовой лампы данного типа. Производитель, декларирующий такие показатели, принимает на себя ответственность за работоспособность лампы в этом режиме при любых нормальных отклонениях в характеристиках ламп, напряжения питания и сигналов и так далее .
- Абсолютное максимальное значение при протекании любого ненулевого тока. Для полностью запертой лампы предельно допустимое напряжение равно 550 В .
- Инфракрасные светодиоды непригодны из-за слишком малого, а синие и белые (люминофорные) светодиоды — из-за слишком большого, несовместимого с областью нормальных режимов 12AX7, падения напряжения на диоде .
- Равновесный потенциал гридлика слабо зависит от напряжения на аноде — столь слабо, что им можно пренебречь. Основной фактор разброса — конструктивные различия ламп, работающих в недокументированном режиме
- Бленкоу оговаривает, что это верно лишь для частот, не превышающих 1 кГц. На частотах свыше 1 кГц внутреннее сопротивление транзисторного ГСТ падает, что ведёт к росту нелинейных искажений
- Эффект Миллера порождает входного и выходного фильтров. Чем больше ёмкость нагрузки, тем меньше её полное сопротивление на высоких частотах, и соответственно тем меньше коэффициент усиления на высоких частотах. Но чем ниже коэффициент усиления — тем ниже миллеровская ёмкость, и тем выше частота среза входного фильтра. Частоты среза двух полюсов «разбегаются» в разные стороны. Реализовать фильтр второго порядка на миллеровской ёмкости триода невозможно .
- Третья составляющая шума — дробовой шум тока сетки — в типичных применениях 12AX7 отсутствует .
- Точнее, плотность дробового шума обратно пропорциональная крутизне анодно-сеточной характеристики. Для каждой конкретной лампы крутизна монотонно возрастает по мере роста анодного тока .
Примечания
- ↑ , p. 13.
- ↑ , p. 6.
- ↑ , p. 9.
- ↑ , p. 1.
- ↑ , p. 4.
- Brosnac, D. The Amp Book: A Guitarist's Introductory Guide to Tube Amplifiers. — Bold Strummer, 1987. — P. 34. — ISBN 9780933224056 .
- Falla, J. How to Hot Rod Your Fender Amp: Modifying Your Amplifier for Magical Tone. — 2011. — ISBN 9780760338476 . : «Fender’s move to the 7025/12AX7…»
- , с. 10, 198.
- ↑ , p. 237.
- , p. 8.
- ↑ , p. 7.
- , p. 14.
- ↑ , p. 5.
- Kevin Deal. . Upscale Audio (2014). Дата обращения: 19 июля 2017. 19 февраля 2019 года.
- Kevin Deal. . Upscale Audio (2014). Дата обращения: 19 июля 2017. 19 февраля 2019 года.
- Kevin Deal. . Upscale Audio (2014). Дата обращения: 19 июля 2017. 19 февраля 2019 года.
- ↑ , p. 128.
- ↑ . Philips (1970). Дата обращения: 19 июля 2017. 28 мая 2015 года.
- Broskie, J. : [ 24 марта 2019 ] // The TubeCAD Journal. — 1999. — № October. — P. 3.
- ↑ , с. 29—31.
- ↑ , pp. 117—118.
- , pp. 117—118, 119.
- ↑ , p. 129.
- Blencowe, M. . Merlin Blencowe (2013). Дата обращения: 19 июля 2017. 13 декабря 2016 года.
- , p. 46.
- Джонс, М. Ламповые усилители = Valve Amplifiers, 3rd edition / пер. с англ.; под общ. научной ред. к.т.н. доц. Иванюшкина Р. Ю.. — М. : ДМК-пресс, 2007. — С. 302. — 760 с. — ISBN 5970600202 .
- , p. 124.
- ↑ , p. 150.
- ↑ , p. 244.
- , p. 245—246.
- ↑ , p. 42.
- , pp. 40—41.
- , pp. 41—45, 51.
- , pp. 50—52.
- ↑ , pp. 22—23.
- ↑ , p. 236.
- , p. 229, 236.
- ↑ , p. 15.
- ↑ , pp. 136—137.
- ↑ , p. 204.
- ↑ , p. 199, 201.
- , p. 200.
- , p. 200—201.
- ↑ , p. 202.
- , p. 22.
- , с. 11, 239.
Источники
- Кацнельсон, Б. В., Ларионов, А. С. Отечественные приёмно-усилительные лампы и их зарубежные аналоги. — М. : Энергия, 1968. — 544 с. — 60 000 экз.
- Barbour, E. 12AX7: History and comparative encyclopedia // Vacuum Tube Valley. — 1995. — № 1. — P. 13—15.
- Barbour, E. 12AX7: Twin triodes forever // Vacuum Tube Valley. — 2000. — № 14. — P. 4—8.
- Blencowe, M. Designing Valve Preamps for Guitar and Bass, Second Edition. — Lulu, 2013. — ISBN 9780956154521 .
- Blencowe, M. Designing High-Fidelity Valve Preamps. — Lulu, 2016. — ISBN 9780956154538 .
- Kittleson, C. and Veil, R. The Ultimate 12AX7 Shootout: Guitar amps // Vacuum Tube Valley. — 2000. — № 14. — P. 9—16.
- Neumann, U. and Irving, M. Guitar Amplifier Overdrive. — Lulu, 2015. — ISBN 9781329596658 .
- Vogel, B. The Sound of Silence: Lowest-Noise RIAA Phono-Amps: Designer’s Guide. — Springer, 2008. — ISBN 9783540768838 .
- 2020-10-30
- 1