Карты Google
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Возможно, эта статья содержит
оригинальное исследование
.
|
Ка́рты таро́ — колода карт, используемая с середины XIV века в различных частях Европы для карточных игр (итальянский tarocchi , французский tarot и австрийский Königrufen ), во многие из которых играют и сегодня. С конца XVIII века карты таро стали использоваться и для предсказания .
Карты типичной колоды таро делятся на две большие группы:
В зависимости от использованной стилистики , различные знаменитые колоды получили имена:
В XX веке, особенно во второй его половине, появилось множество «новых» дизайнов колоды таро, так что сейчас затруднительно не только перечислить все варианты, но даже назвать их точное число. Значительная их часть являются вариациями на тему одной из классических колод, в основном — Таро Райдера — Уэйта , но есть и довольно оригинальные «тематические» дизайны. В качестве примеров можно назвать эротическое (арканы таро проиллюстрированы тематическими зарисовками с остроэротическим уклоном, автор — итальянский художник Мило Манара , колода создана в самом конце XX века и впервые выпущена в 2000 году) или Марка МакЭлроя и Дэвида Корси (в отличие от целого ряда других вариаций на эльфийскую тему, здесь композиции рисунков не заимствованы из Уэйта, а полностью самостоятельны, более того, в колоде, при сохранении всех общих особенностей таро, символически изображены пять историй: старшие арканы последовательно рассказывают о том, как главный герой расследует пропажу четырёх реликвий, а карты мастей описывают историю каждой из этих реликвий). Есть колоды, созданные по мотивам различных культовых произведений искусства, и просто на популярные темы («Таро цветов», «Таро вампиров», «Самурайское таро» и так далее). Ряд последователей философских, религиозных и психологических школ оформили в виде колод таро свои системы взглядов и используют такие колоды для различных практик (« Ошо дзен таро» и другие).
Напрашиваются параллели между колодой таро и распространёнными европейскими игральными карточными колодами. Четыре масти таро можно поставить в соответствие четырём традиционным карточным мастям: жезлы — трефам , мечи — пикам , кубки — червам , денарии — бубнам , ряд достоинств младших арканов, от туза до короля (или от двойки до туза), отличается от большинства игральных колод только наличием не трёх, а четырёх «фигурных» карт, причём в большинстве европейских игральных колод отсутствует Рыцарь, но имеется Валет (Паж), но есть и такие, в которых нет Валета, но есть Рыцарь (Всадник). Есть связь и со старшими арканами Таро в виде Джокера, который имеется в 54-листовой игральной колоде и может быть уподоблен Шуту.
Все эти параллели многократно отмечались различными исследователями истории таро. По одной из распространённых гипотез, колода таро была общим предшественником для всех европейских игральных колод. Есть и другие варианты, некоторые из них приведены ниже в разделе «Происхождение таро».
Происхождение карт таро обросло многочисленными легендами. Но, как считается на основе большинства современных исследований, карты таро появились в Италии в начале XV столетия (1420—1440). Одним из претендентов на статус их родины считается Флоренция . Наиболее раннее упоминание таро под названием « » сделано флорентийским нотариусом в 1440 году, когда две колоды были преподнесены кондотьеру Сиджизмондо Пандольфо Малатеста . В 1450 г. в Милане появляется колода таро Висконти-Сфорца. Сохранившиеся фрагменты колод, изобретенных семействами Висконти и Сфорца, послужили прототипом современной колоды из 78 листов. Дошедшие до нас колоды тех времён представляют собой роскошные карты ручной работы, выполненные для аристократии. В 1465 году появляется колода Тарокки Мантеньи , структура которой основана на каббалистическом подразделении Вселенной, известном как 50 Ворот Бины . Колода состоит из 50 карт, 5 серий или мастей (Небесный свод, Основы и добродетели, Науки, Музы, Общественный статус) по 10 карт в каждой. Некоторые изображения на современных картах таро (старших и младших арканов) были заимствованы из колоды тарокки (Энциклопедия современной магии, т. 2. 1996 г.). Колода тарокки Мантеньи служила шаблоном символов для художников II половины XV века (в частности для Робине Тестара в манускрипте « Нравоучительная книга о шахматах любви »).
На сегодняшний день нет достоверной информации о том, что карты появились ранее. Иногда историю таро пытаются начать с 1392 года, поскольку существует датированная им запись, согласно которой у Жакмина Грингонье была заказана колода карт для французского короля Карла VI , и некоторые из этих карт до сих пор хранятся в Париже . Однако колода « Таро Карла VI », хранящаяся в Национальной Библиотеке — это колода ручной работы конца XV века североитальянского типа. Поэтому, возможно, заказанная для короля колода была обычной колодой для карточных игр.
Для Европы того времени не было секретом, что обычные игральные карты пришли из исламского мира, о чём свидетельствует запись итальянского живописца , сделанная в 1379 году в хрониках его родного города: «введена в игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими „ наиб “». Эти ранние карты имели четыре масти: чаши , мечи , монеты и клюшки для поло (которые европейцы восприняли как палки) — и фигуры, состоящие из короля и двух чиновников-мужчин. Однако существовали карты мамлюков с 22 козырями, очень похожие на таро, которые, возможно, и были как предком карт мамлюков, так и предком обычных игральных карт; или же сначала от карт мамлюков произошли таро, а из них возникли игральные карты — такова точка зрения людей, считающих, что игральные карты и таро связаны. Карты мамлюков по своей структуре напоминали именно таро: 56 младших арканов и 22 старших козырей, делились на 4 масти — сабли , клюшки (видимо для игры в поло), кубки и монеты (также известные как « диски » и « пентакли »). [ источник не указан 3329 дней ] Запрет Корана на изображение людей мамлюки ревностно соблюдали, и поэтому наносили на карты лишь так называемые арабески . Игральные карты с привычными для нас мастями (трефами, пиками, червами, бубнами) введены в употребление французами незадолго до 1480 года . Те, кто утверждает, что игральные карты произошли от таро, убеждены, что доказательством этому служит джокер . По их мнению, это единственный уцелевший козырь таро («Шут»), а остальные козыри были упразднены. Но, видимо, это заблуждение: Джокер возник в США около 1857 г. и использовался в качестве т. н. «свободной» карты в покере или в качестве старшего козыря в игре .
Что касается происхождения самого названия таро, то известно, что первоначально карты назывались «карты триумфов (козырей)» ( итал. carte da trionfi ), однако около 1530 г. итальянское слово «tarocchi» (в ед. ч. «tarocco») начинает использоваться, для того чтобы отличить игру с таро от игры с обычными козырями (triumphs — trumps). Сразу же отметим, как и обычные игральные карты, таро использовалось именно в азартных целях, а именно в , напоминающей бридж . Эта игра была очень популярна в Европе, в неё продолжают играть и сейчас, особенно во Франции . Некоторые считают, что слово происходит от арабского طرق турук , что значит 'пути' . Также, это может происходить от арабского ترك тарака , 'оставлять, бросать' . Согласно другой этимологии, итальянское tarocco происходит от арабского طرح тарх , 'отклонение, вычитание' .
Существует легенда, что в Древнем Египте был храм, в котором было 22 комнаты, а на стенах комнат были изображены символические картины, от которых впоследствии произошли Великие арканы таро . Эта легенда подтверждает версию о том, что карты таро произошли от виньеток древнеегипетской Книги Мёртвых , рисунки которых на самом деле наносились на стены священных сооружений — гробниц .
Впервые о возможности происхождения таро из Египта упомянул Кур де Жебелен . Он писал в пятом томе «Первобытного мира» (1778): "Таро. Карточная игра, распространенная в Германии, Италии и Швейцарии. Это игра египетская, как мы ещё однажды покажем; её название состоит из двух восточных слов, Tar и Rha (Rho), и означает «царский путь». Это заявление было сделано до открытия розеттского камня в 1799 и тем более, до того, как были расшифрованы египетские символы. Все эти факты ставят под сомнение теорию о египетском происхождении, поскольку указанных Жебеленом слов в египетском языке не оказалось.
Другие считают, что таро произошло из каббалы (двадцать две буквы и 10 сфирот в каббале — основа системы таро) и считают отправной точкой в истории таро 300 год нашей эры — примерную дату создания « Сефер Йецира », фундаментального труда по Каббале .
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12 = 78
78 карт таро, придуманные в 13-том веке испанскими оккультистами-иудеями.
Французская игра таро (jeu de tarot) — карточная игра со взятками для четырёх игроков. Это единственная сохранившаяся до наших дней широко распространённая карточная игра, использующая полную 78-листовую колоду таро. Игра повсеместно распространена во Франции, а также известна во франкоязычной Канаде. Французское таро известно с давних времён и пользовалось популярностью на протяжении, как минимум, нескольких столетий.
В трудах некоторых оккультистов можно встретить утверждения, что таро использовалось для предсказаний едва ли не со времён Всемирного потопа, если не ранее. Однако первые документальные свидетельства о практике соотнесения карт (в частности, карт таро) и человеческих судеб относятся лишь к XVI веку . Некоторые поэты того времени, описывая знаменитостей в хвалебных стихах, сравнивали людей с козырями таро. Такие стихи именовались «tarocchi appropriati», и в одном случае ( 1527 году ) они относятся к судьбе человека. В 1540 году в Италии выходит книга «Гадание» ( итал. «Le Sorti» ), в которой автор, некто , указывает простой способ предсказания будущего с помощью карт масти монет обычной игральной колоды. Это наиболее ранний из известных нам трактатов о гадании. Хотя колода таро и содержит аналогичные карты, невозможно однозначно утверждать, что таро являлось в те времена развитым гадательным инструментом. Уверенно говорить о таро как об оформившейся системе предсказаний можно лишь начиная с конца XVII века, поскольку в Болонье сохранились записи, датированные 1700 годом , в которых недвусмысленно описываются гадательные значения карт таро.
В соответствии с эзотерическими представлениями, в картах таро присутствует герметическая , гностическая или каббалистическая символика, поскольку раннее итальянское Возрождение , породившее таро, было временем большой интеллектуальной активности. Поэтому герметизм, астрология , неоплатонизм , пифагорейская философия и неортодоксальная христианская мысль, процветавшая тогда, могли оставить свой след в символике таро.
Подобные символические «следы» в таро натолкнули более поздних исследователей на мысль, что таро происходит от древних культур (египетской или вавилонской ), что эта система представляет собой тайный свод мудрости прошлого. Первыми известными исследователем в этой области был Кур де Жебелен . В 1781 году вышла его книга «Первобытный мир», в последней главе которой утверждается, что таро восходит к египетской традиции. Он предположил, что название «таро» переводится с древнеегипетского как «Путь Царя». Возможно, что изученные карты были созданы самим автором.
С этого времени на колоду смотрели как на таинственную оккультную систему, а изученное стало образцом для создания колод, на основе которой велись оккультные исследования. В ранних версиях таро не было не только астрологических символов, букв иврита, но даже номеров. Таковой была, например, колода Висконти-Сфорца , датируемая 1428 годом, изготовленная художником Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца . Лишь в 1470 году появится колода карт Montegna с изображением классических богов и астрологических символов.
Особняком в ряду исследователей символизма таро стоит учитель математики и парикмахер Альетт , на которого идеи книги де Жеблена произвели большое впечатление. Альетт, посвятив себя оккультным занятиям, разработал свою систему гадания по картам. В истории он известен, как Эттейла , этот псевдоним был анаграммой собственного имени исследователя.
Крупные исследователи символики таро принадлежат к одной из двух школ: французской или английской . Главное различие школ состоит в том, куда они помещают «Шута» в ряду Старших арканов.
Основоположником французской школы является Элифас Леви . В 1856 г. в своей работе «Учение и ритуал высшей магии» Элифас Леви впервые связывает каббалу и таро, ассоциируя Старшие арканы таро с буквами иврита, а значит, и с путями Каббалистического древа . Именно этой схемой пользовался С. Л. Макгрегор Мазерс при создании колоды таро «Золотой Зари». В 1887 году Мазерс начинает описывать эзотерические атрибуты таро в своем манускрипте «Книга Т».
Согласно представлениям французской школы, аркан «Шут» следует размещать между арканами «Суд» и «Мир». В этом случае ряд старших арканов открывает карта «Маг» и ей соответствует буква иврита « алеф ». Основоположник английской школы, Мазерс, помещает «Шута», — нулевой аркан, — перед «Магом», поскольку ноль есть начало всех других чисел, как Ничто есть прародитель всех вещей. В этой системе соответствия алеф соотносится уже с «Шутом».
Далее вопросом символики карт занимался Артур Эдвард Уэйт ( Уайт ), который в 1910 году публикует книгу «Иллюстрированный ключ к Таро». Под его руководством мисс Памела Колман-Смит, молодая американка, состоявшая в ордене « Золотой Зари », нарисовала новую колоду таро, так называемую колоду Райдера . Уэйт впервые поместил на картах «числовых» младших арканов, на которых ранее изображались только символы масти в соответствующем номиналу карты количестве, рисунки с определённым сюжетом, уникальным для каждой карты. Это позволило расширить толкование младших арканов при гадании: если раньше эти карты трактовались исключительно по сочетанию масти и номинала, то теперь появилась возможность использовать символику изображений. Другой существенной реформой стала перемена позиций арканов «Правосудие» и «Сила» (в ранних колодах — VIII и XI, у Уэйта — XI и VIII соответственно). Изданная одновременно с колодой книга Уэйта «Иллюстрированный ключ к Таро» даёт полное описание колоды, символики карт и её трактовок с позиций Уэйта.
Ещё через три десятилетия собственную колоду создал А. Кроули в соавторстве с художницей Фридой Харрис. Хотя колода Кроули выполнена в целом в «английском» стиле, он также внёс в неё заметные изменения: вернул «Правосудие» и «Силу» на исходные «французские» позиции (VIII и XI), переименовал часть старших арканов, изменив их трактовку, а также присвоил всем «числовым» картам младших арканов собственные имена, отражающие их значение. Фигурные карты младших арканов были переименованы: вместо четвёрки из «Пажа», «Рыцаря», «Королевы» и «Короля» используется четвёрка «Принцесса», «Принц», «Королева» и «Рыцарь». Работа над колодой, получившей название « Таро Тота » в честь одноимённого египетского божества, была закончена в 1944 году . Тогда же Кроули выпустил под псевдонимом «Мастер Терион» « Книгу Тота », где даётся описание колоды и расшифровка её символики согласно воззрениям Кроули. Трактовка карт, излагаемая Кроули, во многом отличается от классической традиции, она включает толкования из европейской астрологии, каббалы, мифологии множества народов, от Индии до Скандинавии. Символика таро Тота чрезвычайно богата, многие тарологи называют эту колоду самым насыщенным символами вариантом таро; она также наименее однозначна в толковании. Существует мнение, что Кроули сохранил в тайне некоторые аспекты символики своей колоды, вследствие чего его трактовки нередко дополняются и видоизменяются толкователями. Несмотря на стремление автора распространить свой подход к таро как можно шире, колода Кроули была издана при его жизни лишь крайне ограниченным тиражом (200 экземпляров) и в неполноценном виде (низкое качество печати, рисунки карт взяты с репродукций «Книги Тота», использовано всего два цвета). Широкое её распространение произошло уже после смерти авторов, когда несколько издательств выпустили колоду большим тиражом и в нормальном качестве, использовав оригиналы рисунков, выполненных Фридой Харрис под руководством Кроули.
Карл Густав Юнг, отец аналитической психологии, упоминает карты Таро на семинаре по активному воображению (1 марта 1933 года): « Эти карты являются прародителем наших современных игральных карт, в которых красное и чёрное символизирует противоположности, а разделение на четыре масти — черви, трефы, пики, бубны, — также принадлежит к области символизма индивидуации. Это психологические образы, символы, с которыми играет человек так же, как бессознательное играет со своим содержимым. Они образуют определённые комбинации, и различные комбинации соответствуют игривому развитию событий в истории человечества. Карты Таро состоят из обычных карт — король, королева, туз и т. д., — только изображения слегка отличались, кроме того, есть ещё 21 карта, на которых изображены символы или символические ситуации. Например, символ солнца, человека, подвешенного за ноги, башни, разрушенной молнией, колеса Фортуны и т. д. Они представляют собой некие архетипические идеи различной природы, смешивающиеся с обычным содержимым потока бессознательного… » . В работе «Об Архетипах коллективного бессознательного» (1934) он ставит в один ряд символические рисунки алхимиков и на картах Таро: « При желании дать картину символического процесса хорошим примером являются серии образов алхимиков. Они пользуются в основном традиционными символами, несмотря на зачастую темное их происхождение и значение. Превосходным восточным примером является тантристская система чакр или мистическая нервная система в китайской йоге. По всей вероятности, и серия образов в Таро является потомком архетипов трансформации » .
Хайо Банцхаф в своей книге «Таро и путешествие героя» пишет: « Старшие же Арканы представляют собой символические вехи на жизненном пути человека… » и видит в последовательности карт Старшего Аркана путь в обретении целостности (самости) изначально недостроенного человека. При этом рисунок на каждой карте символически отражает определённый архетип сил, действующих в человеческой психе. Что касается более сложной структуры, предположительно существующей в колоде, то он считает, что « Карты с однозначными номерами, от 1 до 9, олицетворяют дневной путь Солнца, а с двузначными, от 10 до 18, его ночной путь по подземному царству и возвращение на свет Божий. Пары этих карт связаны друг с другом не только по смыслу, но и нумерологически. Поворотными пунктами на этом пути служат карты Отшельника и Луны » . На этом структурная часть анализа колоды заканчивается.