Из обыкновенной семьи
, не принадлежавшей ни к дореволюционной аристократии, ни к рабочим или крестьянам
. Родители познакомились в 1927 году на курорте в
Евпатории
, поженились в 1932 году в Москве
. Отец — Михаил Александрович (урожд. Михал Мечислав Суходольский, 1898—1968)
,
поляк
, член
РСДРП
с 1917 года, участник
Гражданской войны
, кавалер
ордена Красного Знамени
, сотрудник
, затем директор
Художественного фонда СССР
(1944—1945), начальник управления охраны авторских прав
Союза художников СССР
(1945—1968)
. Мать — Зоя Георгиевна Любина (урожд. Морозова, 1903—1979)
,
литовская татарка
, работала машинисткой в штабе маршала
М. Н. Тухачевского
, затем в
наркомате иностранных дел
, увлекалась искусством, театром, литературой, не имея, однако, систематического высшего образования
. Развелись в 1950-х годах
.
После получения образования, в 1958 году поступила на заочное отделение аспирантуры
Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств
Академии художеств СССР
, которую окончила в 1963 году, защитив диссертацию «Монументальная скульптура советской Прибалтики» и получив учёную степень
кандидата искусствоведения
. Одновременно работала ответственным секретарём закупочной комиссии при Третьяковской галерее как искусствовед дирекции художественных выставок и панорам
министерства культуры СССР
(1958—1959), заведующей учебной частью новосозданного «народного университета» при
дворце культуры завода имени Лихачёва
(1959—1960)
. В 1963 году была принята младшим научным сотрудником в НИИ теории и истории изобразительных искусств, где трудилась в секторах истории искусства народов СССР, актуальных проблем художественной критики, проблем художественного дизайна, дослужившись до старшего, а затем и до главного научного сотрудника, а в 1967—1968 годах одновременно работала главным художником-экспертом
министерства культуры РСФСР
. Участвовала в работе
комсомольской
организации
, затем стала кандидатом в члены
КПСС
, а потом вступила в партию, работая также внештатным инструктором отдела культуры Московского городского комитета КПСС
.
Светлана Михайловна Червонная скончалась 9 ноября 2020 года в Торуне в возрасте 84 лет
. Похоронена на местном
(сектор XIIID3—58, 3-й ряд, могила № 7)
.
Является автором множества трудов, книг, монографий и статей по истории и теории
изобразительного искусства
,
искусству народов СССР
,
России
,
тюркской
и
исламской культуре
. Публиковаться начала во время учёбы в университете, писала статьи по искусствоведению в различные газеты и журналы, первая статья — о белорусской графике в минской газете «
Звязда
» (1958), первая большая работа — о творчестве прибалтийских художников в журнале «
Искусство
» (1959), первая книга — буклет «Московская сатира» (1962)
. Участвовала в написании первого в стране вузовского учебника «История советского искусства. Живопись, скульптура, графика» (1968) в двух томах
, подготовила материалов для пяти томов девятитомного издания «История искусства народов СССР» (1971—1984)
Б. В. Веймарна
, выступила автором монографии «Живопись автономных республик РСФСР» (1978)
.
В 1960—1980-х годах в отношениях с властью выступала с позиций
конформизма
, следовала идеологическим установкам при описании художественной жизни и сталкивалась с негласной
цензурой
. По собственным словам, писала «правильно» в книгах и статьях, считая, что человек должен жить «по законам своего времени», так как «писала свои работы для печати, иначе не видела никакого смысла их писать»
. В дальнейшем сосредоточилась на межэтнических отношениях, положении национальных меньшинств в различных странах, выступала защитником
прав человека
, исследовала национальные движения народов России и Восточной Европы, в частности, одну из таких своих работ написала о «
Саюдисе
»
.
Большое внимание уделяла историческим судьбам и культуре народов тюрко-исламской,
финно-угорской
,
балтской
общностей, в частности, в ряде работ затрагивала вопросы
татарского
,
чувашского
,
литовского
искусства, в том числе эмигрантского, а также искусства
крымских
и
литовских татар
. Обратила свой взгляд и в сторону исследования
мусульманской архитектуры
, в частности, выпустила обширную монографию «Современная мечеть. Отечественный и мировой опыт Новейшего времени» (2016)
. Активно занималась популяризацией культуры татар Европы, в частности, организовала при Университете Коперника центр изучения татарской книги
.
Значительную часть научной деятельности посвятила исследованию
, проявив себя своего рода первопроходцем и новатором в этой области, подготовив ряд работ, не потерявших своей актуальности. Такие труды, как «Художники Советской Татарии. Биографический справочник» (1975), «Искусство Советской Татарии. Живопись. Скульптура. Графика» (1978), «Художники Советской Татарии. Мастера изобразительного искусства Союза художников ТАССР» (1984), «Искусство Татарии. История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времён до 1917 года» (1987), являются уникальными и фактически единственными образцами в области систематизации и анализа творчества профессиональных живописцев, скульпторов, графиков, специалистов в области оформительского и декоративно-прикладного искусства республики
.
Не отделяя искусство от политики, интересовалась также
политологией
, выпустила такие труды, как «Абхазия — 1992: постокоммунистическая Вандея» (1993), «Конфликт на Кавказе. Грузия, Абхазия и российская тень» (1994), «Тюркский мир Юго-Восточной Европы. Крым — Северный Кавказ» (2000)
. Активно участвовала в борьбе
крымскотатарского народа за свою историческую родину
, издала четырёхтомник «Крымскотатарское национальное движение» (1992—1996), ставший первым подробным изданием на тему национального самосознания крымских татар, также выпустила фундаментальный труд «Искусство татарского Крыма» (1995)
. Сведения о национальном движении начала собирать с 1950-х годов
, в дальнейшем принимала участие в
курултаях крымскотатарского народа
, была лично знакома с лидером крымских татар
М. Джемилевым
, написала его биографию
, поддерживала непрерывную связь с
Крымом
.
Констатируя возрождение национальной жизни не только в бывших союзных республиках, но и в национальных регионах России после
распада СССР
, отмечала, что пока рано подводить черту под имперско-советским наследием, так как оно ещё может напомнить о себе, что и произошло в дальнейшем
. В частности, интерес к Крыму у Червонной лишь усилился после
его аннексии Россией
, а этим событиям она посвятила одно из своих изданий
. В свои очередь, критики обвиняли политические труды Червонной в «тенденциозности»
, «антироссийской риторике»
, «нечистоплотности», «передергиваниях» и «подтасовках фактов»
, характеризовали её как «известную своими пасквилями»
.
Личная жизнь
В юности встречалась с
Игорем Светловым
, сыном искусствоведа
С. С. Валериус
и пасынком скульптора
Е. В. Вучетича
. Родители Светлова разлучили его с Червонной насильно из-за «непозволительных отношений» с точки зрения укрепления своей репутации
. Замуж вышла за однокурсника по университету Николая Григоровича
. Сын — Дмитрий (р. 1956)
. Увлекалась шахматами
. Писала дневники, которые затем передала в центр «Восточная Европа»
Бременского университета
. В 2020 году выпустила книгу воспоминаний
, представляющую собой мемуары о научной и творческой жизни XX века
. Архив хранится в Университете Коперника
.
Губогло М. Н., Червонная С. М.
. — Москва: Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 1992. — Т. 2: Документы. Материалы. Хроника. — 339 с. — (Национальные движения в СССР).
(рус.)
Губогло М. Н., Червонная С. М.
/ ред.-сост.
Р. Ф. Аппазов
. — Москва: Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 1996. — Т. 3: 1991—1993 гг. (сборник документов). — 329 с. — (Национальные движения в СССР). —
ISBN 5201009409
.
(рус.)
Губогло М. Н., Червонная С. М.
. — Москва: Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 1997. — Т. 4: Возвращение крымскотатарского народа: проблемы этнокультурного возрождения, 1994—1997 гг.. — 342 с. — (Национальные движения в СССР). —
ISBN 5201137695
.
(рус.)
Червонная С. М.
. — Москва: МГПО «Мосгорпечать», 1993. — 189 с. —
ISBN 5846800319
.
(рус.)
Червонная С. М.
. — Москва: ЦИМО, 1993. — 286 с. — (Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве). —
ISBN 5201008011
.
(рус.)
Червонная С. М.
. — London: Gothic Image, 1994. — 227 с. —
ISBN 9780906362303
.
(англ.)
Червонная С. М.
. — Москва: Издательство «Художник России», 1995. — 182 с. —
ISBN 9785737001834
.
(рус.)
(тувин.)
Червонная С. М.
. — Москва : Институт этнологии и антропологии РАН, 1998. — № 113. — 32 с. — (Исследования по прикладной и неотложной этнологии). — ISBN 520113711313.
(рус.)
Червонная С. М.
. — Москва: Центр по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1999. — 298 с. —
ISBN 9785201137304
.
(рус.)
Червонная С. М.
. — Москва : Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. — № 129. — 22 с. — ISBN 52011465899.
(рус.)
/ сост. С. М. Червонная. — Москва: Издательство «Советский художник», 1978. — 16 с.
(рус.)
/ авт-сост. С. М. Червонная. — Москва: Издательство «Изобразительное искусство», 1979. — 16 с.
(рус.)
/ сост. С. М. Червонная. — Москва: Издательство «Советский художник», 1980. — 32 с.
(рус.)
/ авт-сост. С. М. Червонная. — Москва: Издательство «Советский художник», 1983. — 232 с.
(рус.)
/ сост. С. М. Червонная. — Москва: Издательство «Советский художник», 1986. — 31 с.
(рус.)
/ авт-сост. С. М. Червонная, под ред. М. Н. Губогло. — Москва: Центр по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1996. — Т. 1: Национальные движения Марий Эл. — 326 с. — (Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве). —
ISBN 5201009425
.
(рус.)
/ авт-сост. С. М. Червонная. — Центр по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1996. — Т. 2: Национальные движения Марий Эл. — 324 с. — (Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве). —
ISBN 5201009379
.
(рус.)
/ под. ред. С. М. Червонной. — Москва: Центр по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1997. — 121 с. — (Материалы секции «Ислам в России»: научные сообщения, дискуссионные проблемы, методологические подходы). —
ISBN 5201137431
.
(рус.)
/ сост. С. М. Червонная, под. ред. М. Н. Губогло. — Москва: Центр по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1998. — 449 с. —
ISBN 5201137210
.
(рус.)
/ авт-сост. С. М. Червонная, под. ред. М. Н. Губогло. — Москва: Центр по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1999. — 326 с. —
ISBN 5201137482
.
(рус.)
/ отв. ред. и сост. С. М. Червонная. — Москва: НИИ теории и истории изобразительных искусств, 2001. — 280 с.
(рус.)
. — Казань :
, 2008. — № 6 (226). — С. 68—70. — 79 с.
(рус.)
Krajniak W.
. — Przegląd Archiwalno-Historyczny. — Poznań : Archiwum Państwowe w Poznaniu, 2020. — Т. VII. — С. 299—320. — 347 с. —
ISSN
.
(польск.)
Malinowski J.
. — Sztuka Europy Wschodniej. — Warszawa — Toruń : Polski Instytut Studiów nad Sztuką Świata & Wydawnictwo TAKO, 2020. — Т. VIII: Romantyzm i jego tradycje = Романтизм и его традиции. — С. 11—13. — 324 с. —
ISSN
.
(польск.)
(рус.)
Malinowski J.
. — Sztuka i Krytyka. — Warszawa : Polski Instytut Studiów nad Sztuką Świata, 2021. — № 1 (100). — С. 7—9. — 53 с.
(польск.)