Interested Article - Битники

Стереотипизированный карикатурный образ битника: тёмные очки, бонго́ , полосатый свитер с горлом, бородка, берет

Би́тники (англ. Beatniks или The Beats ) — стереотип массмедиа , использовавшийся в 1950-х — 1960-х годах для обозначения представителей битничества . Употреблялся как производное от названия бит-поколения, охарактеризованного в статьях конца 40х годов писателем Джеком Керуаком .

Термин «битники» был предложен в 1958 году журналистом « Сан-Франциско кроникл » en и базировался на сложившихся в американском обществе представлениях о типичном для середины XX века социальном пласте молодежи, характеризовавшемся асоциальным поведением и неприятием традиционных культурных ценностей нации .

Этимология термина

Джек Керуак (1922 — 1969), большинством критиков рассматриваемый как одна из важнейших фигур бит-поколения , вспоминал в своей публицистической статье 1959 года, что «разбитое поколение» (англ. beat generation ) было впервые упомянуто им в 1948 году в беседе с Джоном Холмсом . Так Керуак охарактеризовал социальный пласт, возникший после практически исчезнувшего к 1948 году « потерянного поколения » участников Первой мировой войны .

Примечательно, что само слово « битник » было придумано не Керуаком. Как отмечает в своей книге о бит-культуре , оно появилось только десять лет спустя . Колумнист -обозреватель газеты «Сан-Франциско кроникл» en , описывая в выпуске от 2 апреля 1958 года прошедшую на Северном пляже Сан-Франциско большую вечеринку личностей характерного облика и поведения, присоединил к слову « beat » русский суффикс « -ник » ( -nik ) от названия советского « Спутника-1 », запущенного в октябре 1957-го. Американский писатель-документалист и лексикограф en приводит объяснение самого Кэна:

Я сочинил слово «битник» просто потому, что русский «Спутник» был тогда на слуху, и слово выскочило само.

Уильям К. Уильямс (авторитетный американский поэт), между тем, в предисловии к сборнику Гинзберга утверждает, что самому Керуаку термин был чужд, и он никогда не признавал его .

Значение термина

Мы битники, приятель. Битник — значит блаженный, это значит, что у тебя бьётся сердце, это что-нибудь да значит. Это изобрел я.

Джек Керуак (из видеоинтервью)

Ряд критиков отмечает, что непосредственно в понимании сформировавшего термин Кэна он служил для обозначения бородатых, носящих сандалии молодых людей — шатающихся по кофейням, тунеядцев и любителей джаза . Термин «битник» не нёс положительной окраски и был словом уничижительным, насмешкой — так называли неосведомленных конформистов , тех, чей напыщенный бунт был ширмой для модной антиамериканской глупости .

С другой стороны, по мнению авторов книги «American icons» (1997), первоначально термин «битник» конкретного значения не имел и использовался для обозначения любых людей, каким бы то ни было образом связанных с разношерстной нью-йоркской артистической средой. Спустя годы термин претерпел значительные изменения и к концу 50-х стал подразумевать целый культурный пласт — молодых людей, демонстрировавших слабый интерес к жизни « американской мечтой » — с новым домом, машиной и работой в какой-нибудь крупной корпорации .

Факт эволюции термина также подтверждает Чарльз Уилс, в книге «Америка в 1950-е» (англ. America in the 1950s ) давший уже новое, отличное от вышеуказанного определение «битника» — он отмечал, что претерпев видоизменение от «асоциальности» до «чудачества», образ жизни типичного представителя бит-поколения соответственно изменил и само отношение к последнему — к концу 50-х, по утверждению Уилса, под словом «битник» стали понимать молодого человека в чёрном свитере с высоким воротником и с беретом на голове, околачивающегося в районе потрёпанных кафешек и играющего на бонго́ .

В «Истоках „разбитого поколения“» Керуак отмечал, что первая популярность к битникам пришла в районе 1955 года, после того как был напечатан отрывок из его романа « В дороге »:

…Росло и число тех, кто считал себя принадлежащими к «поколению битников». Странные любители джазовой музыки начали появляться повсеместно.

По утверждению писателя, всплеск популярности случился два года спустя — аккурат после публикации полной версии романа:

О «поколении битников» кричали на всех углах. <…> Народ стал называть себя по-всякому: и битниками, и «джазниками» , и «бопниками» , и одержимыми

Вышесказанное, впрочем, не отменяло настороженного и зачастую пренебрежительного отношения к битникам со стороны медийных кругов. В статье «Угасшим битникам посвящается» (англ. Epitaph for the Dead Beats ) Джон Чиарди писал:

По части битников позвольте заметить, что было время, когда они чуть не превратились в предводителей интеллектуального мятежа. Однако к настоящему моменту стало достаточно ясно, что восстание было поднято исключительно ради удовольствия .

Стереотипизация термина

В книге « » (1999) отмечала, что битники торговали свитерами, темными очками, беретами и бонго, продавая образ жизни, казавшийся опасным и весёлым, и городские парочки начинали устраивать «вечеринки в стиле битников» по субботам . en здесь дополняла Джонсон, комментируя стереотипизацию термина утверждением, что слово «битник» стало расхожим, поскольку могло обозначать что угодно — к примеру, звукозаписывающие компании из Нью-Йорка практически сразу стали использовать идеи бит-поколения, чтобы продавать свои виниловые пластинки .

Популяризации термина (и образа битника) также способствовали статьи в «Нью-Йорк таймс» и кинофильм « Забавная мордашка » режиссёра Стэнли Донена с Одри Хепбёрн в главной роли . Роль «главного популяризатора» термина критиками традиционно отводится его создателю, Хербу Кэну .

Типичный внешний вид битника

Участницы конкурса «Мисс Битник», 1959 год, Венеция (Лос-Анджелес)

Джеймс Кэмпбелл отмечает:

«Битник» означал образ жизни — и он был причудливо одет. Битник показывал идентичность, был образом

добавляет, что внешний вид битников во многом ассоциировался со студентами Академий художеств , которые зачастую были фанатами джаз-музыки, находившейся на пике популярности в поздние 50-е . Генри Дриббл же отмечает, что битники-мужчины выглядели как молодые английские учителя, а образ женщин отдавал легкой готикой .

Образ типичной девушки-битника

Одним из основных атрибутов битника считался чёрный свитер (обязательно с высоким горлом на манер водолазки ) и берет , допускались также белые майки без рисунка . Не редкостью было ношение двойных барабанов бонго́ — в качестве символа культуры чернокожего населения . Определенной прически битник не имел, но волосы были преимущественно длинные (примерно до плеч и почти всегда прямые ) в одежде преобладал чёрный цвет. Зачастую битник носил тёмные непроницаемые очки . Помимо чёрного цвета для обоих полов характерной была одежда в полоску и сутаны с капюшоном . Для мужчин одним из атрибутов также была en . Самой распространенной обувью были обычные кожаные сапоги .

Девушки носили черные, опять же, колготки и аналогичного тона макияж . Для женского пола были характерны трико, свитера (в том числе вязаные), длинные юбки, капри .

В статье «История Бит-движения» (англ. History of the Beat Movement ) Кристал Хильнер отмечал интересный факт: стиль битников был заимствован и вдохновлен манерой одежды известного джазового музыканта Диззи Гиллеспи , также одевавшегося в черные штаны, свитера с горлом и носившего непроницаемые очки .

Примечательно, что выработанный битниками стиль оказал большое влияние на формирование гардероба готов . Спустя более чем пятьдесят лет он вновь оказался актуален — американский дизайнер Марк Джейкобс (бренд «Marc Jacobs») в 2008 году представил осеннюю коллекцию одежды, вдохновленную модой 50-х и 60-х . До Джейкобса популяризированием образа битников занимался не менее известный французский модельер Ив Сен-Лоран (бренд «Yves Saint Laurent») .

Хипстеры — Битники — Хиппи

Большинство исследователей битников рассматривают в тесном симбиозе с менее крупными представителями субкультуры хипстерами , и первых, и вторых причисляя к общему термину « Разбитое поколение », зачастую вообще не делая между ними различия . Однако существенные различия между ними определённо были — хипстеры были частью люмпен -класса, афроамериканскими инноваторами бибоп - джаза и они, по мнению Роберта Сикелса, автора книги «The 1940s», которая вышла в 2004 году, являлись предтечами битников .

Данное мнение подтверждает Керуак, следующим образом разграничивший данные группы :

К 1948 году хипстеры, или битстеры, разделились на две группы — на «спокойных» и «пылких» . В наши дни неправильное понимание хипстеров и «поколения битников» по большей части проистекает из того, что в поведении хипстеров существует два разных стиля. «Спокойный» хипстер — это бородатый молчаливый мудрец, по-другому — шлэм . Он сидит перед едва пригубленным пивом в каком-нибудь месте, где привыкли собираться битники. Речь у него замедленная, и говорит он недружелюбным тоном. <…> Сегодняшний «пылкий» хипстер представляет собой сдвинутого, бесперебойно говорящего психа с сияющими глазами. <…>

Большинство творческих личностей, имеющих отношение к «поколению битников», принадлежат ко второму типу «хипстеров», то есть к «пылким».

Джек Керуак, Аллен Гинзберг и круг их ближайших друзей были одними из тех, кто создавал возрождающуюся богему из движения хипстеров — которое спустя некоторое время трансформировалось в битничество . Принципиальное отличие первых от вторых заключалось в том, что битники представляли собой хипстеров «интеллектуального плана» . Менее распространенным является мнение Мейлера , с точностью до наоборот назвавшего хипстера читающим битником .

Битники, в свою очередь, на закате «поколения разбитых» в конце 1960-х, претерпели трансформацию в новое движение — хиппи .

Наиболее известные битники

Наиболее широко битники были представлены в качестве писателей и поэтов — тремя же людьми, стоящими у истоков битничества , считаются Люсьен Карр (названный изданием New York Magazine отцом-основателем движения ), Аллен Гинзберг (идеолог движения, называемый одним из самых известных американских поэтов второй половины XX века ) и Джек Керуак (называемый «катализатором контркультуры 60-х» и рассматриваемый критиками в качестве одного из самых влиятельных американских писателей ) .

Чуть позже к троице прибавится близкий друг Гинзберга, писатель Уильям Берроуз , который вскоре также сыграет важную роль в истории становления битничества и в дальнейшем затмит собой славу Карра, переняв титул «крёстного отца» всего движения . Именно трое вышеупомянутых — Керуак, Гинзберг и Берроуз вскоре станут людьми, с именами которых и будет ассоциироваться бит-поколение и слово «битник» в частности .

Битники в кинематографе

Стереотипизированный и широко разрекламированный образ битников, включая их специфическую манеру одеваться и говорить, имел определённое влияние на кинематограф конца 50-х — 60-х годов и отразился во многих фильмах и мультфильмах этого времени. А став классическим, время от времени используется и поныне.

  • Джо Стоктон, героиня Одри Хепбёрн из фильма 1957 года « Забавная мордашка », очень похожа на типичную девушку-битника .
  • В 1959 году Джеем Ландесманом (англ. Jay Landesman ) и Теодором Фликером (англ. Theodore Flicker ) была поставлена музыкальная комедия «The Nervous Set», открываемая песней «Man, We’re Beat» и целиком посвященная бит-поколению .
  • В этом же году на киноэкраны США вышел фильм режиссёра .
  • Главной героиней фильма была девушка-битник из Гринвич-Виллидж .
  • В сатирическом виде битническая среда изображена в фильме « Ведро крови » (1959).
  • В 1961 году на экраны вышел фильм , главный герой, роль которого исполнил , лондонский офисный клерк, отправляющийся на отпуск в Париж , чтобы попробовать себя в качестве артиста бит-поколения .
  • В сериале « Семейка Аддамс » 15 эпизод 1 сезона назывался «Семейка Аддамс встречает Битника» («The Addams Family Meets a Beatnik»), в котором изображен заблудившийся битник на мотоцикле.
  • Один из персонажей мультсериала « Looney Tunes » (появлявшийся в нём в 1967-69, 1995, 2000 и др. годах) en зачастую представал в образе типичного битника .
  • Многосерийный мультфильм « en » (1959—1962) также имел своего персонажа-битника — Go Man Van Gogh .
  • Один из героев студии Hanna-Barbera , Spook — кошка-битник .
  • Родители Неда Фландерса из « Симпсонов » были битниками .
  • В анимационном сериале « Лига Справедливости », в 11 эпизодах первых двух сезонов один из героев, Snapper Carr, изображен в качестве типичного битника .
  • В 2013 году в широкий кинопрокат вышла кинолента английских кинематографистов « Убей своих любимых ». В ней рассказывается об основоположниках этого движения Люсьене Карре, Аллене Гинзберге, Джеке Керуаке и Уильяме Берроузе. В одной из главных ролей принял участие Дэниэл Рэдклифф , известный российскому зрителю по фильмам о Гарри Поттере.

Примечания

  1. В сленге джазменов 40-х годов, кстати, оно означало нищету и отчаяние [ источник не указан 3549 дней ] .
  2. От названия активно развивавшегося тогда джазового стиля « бибоп ».
Источники
  1. Антология поэзии битников / Г. Андреева. — 1-е изд. — Ультра.Культура , 2004. — 784 с. — (Поэзия). — 3000 экз. ISBN 5-98042-072-X .
  2. (William Lawlor). Бит-культура: стиль жизни, идолы и влияние = Beat culture: lifestyles, icons, and impact. — ABC-CLIO , 2005 . — P. 13. — 392 p. — ISBN 9781851094004 .
  3. Edward J. Rielly. . — Greenwood Publishing Group, 2003. — P. . — 285 p. — ISBN 9780313312618 .
  4. Истоки «разбитого поколения» (англ.) = The Origins of the Beat Generation // Плэйбой . — 1995 , № 6. — ISSN .
  5. Mara Vorhees. . — Lonely Planet , 2009. — P. . — 280 p. — ISBN 9781741791785 .
  6. Джесси Хэмлин (Jesse Hamlin). (англ.) = How Herb Caen named a generation // Сан-Франциско кроникл : электронная версия газеты. — 1995 , 26 ноября. — ISSN . 8 августа 2014 года.
  7. Пол Диксон ( ). = A Dictionary of the Space Age. — JHU Press, 2009. — P. . — 260 p. — ISBN 9780801891151 .
  8. Аллен Гинзберг (Allen Ginsberg). Introduction by William Carlos Williams // . — City Lights Books, 2000. — P. —9. — 57 p. — ISBN 9780872860179 .
  9. Roy Kotynek, John Cohassey. American cultural rebels: avant-garde and bohemian artists, writers and musicians from the 1850s through the 1960s. — McFarland, 2008. — P. 175. — 254 p. — ISBN 9780786437092 .
  10. Scott Saul. . — Harvard University Press, 2003. — P. . — 394 p. — ISBN 9780674011489 .
  11. J. Richard Gruber, Benny Andrews, Morris Museum of Art (Augusta, Ga.). American icons: from Madison to Manhattan, the art of Benny Andrews, 1948—1997. — Univ. Press of Mississippi, 1997. — P. 93. — 256 p. — ISBN 9781890021016 .
  12. Charles Wills. America in the 1950s. — Infobase Publishing, 2005. — P. 93. — 128 p. — ISBN 9780816056408 .
  13. Joyce Johnson. . — Penguin Books, 1999. — 265 p. — ISBN 9780140283570 .
  14. Ann Charters. Beat down to your soul: what was the Beat generation? — Penguin Books, 2001. — 663 p.
  15. Henrik Vejlgaard. Anatomy of a trend. — McGraw-Hill, 2008. — 264 p. — ISBN 9780071488709 .
  16. Helene Goupil, Josh Krist. . — Arsenal Pulp Press/Josh Krist, 2005. — P. . — 298 p. — ISBN 9781551521886 .
  17. James Campbell. . — University of California Press, 2001. — P. . — 320 p. — ISBN 9780520230330 .
  18. Paul Gorman. The look: adventures in pop and rock fashion. — Sanctuary, 2001. — 191 p.
  19. Henry Dribble. Philosophical Investigations from the Sanctity of the Press. — iUniverse, 2004. — P. 11. — 276 p. — ISBN 9780595336128 .
  20. Sue Steward, Sheryl Garratt. . — South End Press, 1984. — P. . — 168 p. — ISBN 9780896082403 .
  21. Doug Mann. . — Wilfrid Laurier Univ. Press, 2002. — P. . — 309 p. — ISBN 9780889203914 .
  22. George Lewis. . — University of Chicago Press, 2008. — P. . — 676 p. — ISBN 9780226476957 .
  23. (англ.) . wikihow.com. Дата обращения: 25 ноября 2010. 24 января 2012 года.
  24. (англ.) . enjoy-your-style.com. Дата обращения: 25 ноября 2010. 23 января 2012 года.
  25. Karen Moller. Technicolor Dreamin': The 1960's Rainbow and Beyond. — Trafford Publishing, 2006. — P. 33. — 329 p. — ISBN 9781412080187 .
  26. Patricia Baker. Fashions of a decade: The 1950s. — Infobase Publishing, 2006. — P. 54. — 64 p. — ISBN 9780816067213 .
  27. Christal Hillner. (англ.) . helium.com. Дата обращения: 26 ноября 2010. 23 января 2012 года.
  28. Lauren M. E. Goodlad, Michael Bibby. Goth: undead subculture. — Duke University Press, 2007. — 442 p. — ISBN 9780822339212 .
  29. (англ.) . dailyfashionstyle.com. Дата обращения: 25 ноября 2010. 24 января 2012 года.
  30. ICON Group International, Inc. Panting: Webster's Quotations, Facts and Phrases. — ICON Group International, 2008. — P. 92. — 123 p. — ISBN 9780546717105 .
  31. Gerd-Rainer Horn. The spirit of '68: rebellion in Western Europe and North America, 1956-1976. — Oxford University Press, 2007. — P. 30. — 254 p. — ISBN 9780199276660 .
  32. Джед Скиннер (Jed Sninner). Битники и контркультура шестидесятых (англ.) = The Beats and Sixties Counterculture // Beatdom : Журнал / David S. Wills.. — 2009. — Iss. 4 . — P. 35.
  33. Mary V. Dearborn. Mailer: A Biography. — Houghton Mifflin Harcourt, 2001. — P. 132. — 478 p. — ISBN 9780618154609 .
  34. Robert Sickels. . — Greenwood Publishing Group, 2004. — P. . — 269 p. — ISBN 9780313312991 .
  35. Marty Jezer. . — South End Press, 1982. — P. . — 335 p. — ISBN 9780896081277 .
  36. Jill Condra. The Greenwood Encyclopedia of Clothing Through World History: 1801 to the present. — Greenwood Publishing Group, 2008. — P. 160. — 352 p. — ISBN 9780313336652 .
  37. James Campbell. Exiled in Paris: Richard Wright, James Baldwin, Samuel Beckett and others on the Left Bank. — University of California Press, 2003. — P. 230. — 271 p. — ISBN 9780520234413 .
  38. Micah L. Issitt. . — ABC-CLIO, 2009. — P. . — 164 p. — ISBN 9780313365720 .
  39. Bill Morgan, William Morgan. . — Simon and Schuster, 2010. — P. . — 320 p. — ISBN 9781416592426 .
  40. Aaron Latham. The Colubia Murder That Gave Birth To The Beats (англ.) // New York Magazine : Журнал. — New York Media, LLC, 1976. — Iss. 19 апреля 1976 , no. 16 . — P. 41. — ISSN .
  41. Christopher John MacGowan. . — Wiley-Blackwell, 2004. — P. . — 331 p. — ISBN 9780631220251 .
  42. Michael Kimmel. Men and masculinities. — ABC-CLIO. — P. 71. — ISBN 9781576077740 .
  43. Rick McManus. Life as a Dance. — iUniverse, 2007. — P. 59. — 268 p. — ISBN 9780595435968 .
  44. Kurt Hemmer. . — Infobase Publishing, 2007. — P. . — 401 p. — ISBN 9780816042975 .
  45. Oliver Harris. William Burroughs and the Secret of Fascination. — SIU Press, 2006. — P. 3. — 287 p. — ISBN 9780809327317 .
  46. Анастасия Галашина. . www.ng.ru (20 января 2005). Дата обращения: 9 сентября 2010. 2 февраля 2012 года.
  47. Bob Rolontz. "Nurvous Set" Just Ain't Got It (англ.) // Billboard : Журнал. — Nielsen Business Media, Inc., 1959. — Iss. 18 май 1959 . — P. 11. — ISSN .
  48. Roy Kotynek, John Cohassey. American cultural rebels: avant-garde and bohemian artists, writers and musicians from the 1850s through the 1960s. — McFarland, 2008. — P. 176. — 254 p. — ISBN 9780786437092 .
  49. Walter Mirisch. . — University of Wisconsin Press, 2008. — P. . — 449 p. — ISBN 9780299226404 .
  50. "The Rebel" by Tony Hancock (англ.) // Films and filming : Журнал. — Hansom Books, 1960. — Vol. 7.
  51. Christopher P. Lehman. American animated cartoons of the Vietnam era: a study of social commentary in films and television programs,1961-1973. — McFarland, 2006. — P. 93. — 223 p. — ISBN 9780786428182 .
  52. Walter M. Brasch. . — Bowling Green University Popular Press, 1983. — 180 p. — ISBN 9780879722432 .
  53. (англ.) . Top Cat Unofficial Site . freewebs.com. Дата обращения: 29 ноября 2010. 24 января 2012 года.
  54. John Tottenham. The Inertia Variations. — KeroseneBomb Publishing, 2005. — P. 35. — 255 p. — ISBN 9780971997721 .
  55. Murphy Anderson, Michael Eury, Neal Adams. . — TwoMorrows Publishing, 2005. — P. . — 219 p. — ISBN 9781893905481 .
Источник —

Same as Битники