Сатани́зм
,
дьяволизм
,
дьяволома́ния
,
дьяволопокло́нничество
— ряд
оккультно
-религиозных представлений
,
мировоззрений
и верований, оформившихся в XIX веке, в которых образ
Сатаны
трактуется как символ могущества и свободы
.
Некоторые сатанинские культы рассматриваются как вариант отвержения христианской культуры
. Само их существование объясняется тем, что Сатана представляется его приверженцами наиболее могущественным, имеющим больше возможностей предоставить им желаемое
.
Хронологически первые истоки сатанизма кроются в самых древних религиях, где воздавались почести суровым и жестоким божествам. В религиях «нового» времени
Сатаной
(букв. противником) нередко становилось предыдущее божество.
Впервые стройный образ Сатаны или
дьявола
сформировала иудаистская традиция с использованием халдейских, вавилонских, египетских и прочих божеств и передала его по наследству христианам. Уцелевшие от гонений приверженцы старых богов автоматически были причислены к сатанистам. В Библии такие противники упоминаются около 200 раз с использованием 26 имён. Наиболее часто встречающиеся: дьявол, Сатана,
Люцифер
,
Вельзевул
,
Велиал
,
Астарот
,
Бельфегор
,
Левиафан
[
источник не указан 959 дней
]
. Некоторые из них произошли от имён местных доиудаистских и дохристианских божеств
[
источник не указан 959 дней
]
.
Хотя открытая практика сатанизма началась с основания Церкви сатаны в Соединенных Штатах в 1966 году, существовали исторические прецеденты: группа под названием «Ковен Богоматери Эндорской» была основана в Огайо Гербертом Артуром Слоуном в 1948 году.
Предыстория
Сатанинские культы и секты имеют различные взгляды на возвеличивание тьмы и абстрактного зла, проповедуя поклонение и мистическое общение с источниками зла: Сатаной, тёмными богами,
демонами
,
дивами
,
гарпиями
,
суккубами
и
инкубами
,
бесами
и др.
Сатанизм, как почитание «тёмных богов» — природы в аспекте её мощи и гнева, берёт своё начало в древнем
язычестве
. Язычник не только верит в существование злого духа, но и служит ему. «Злой дух» — а по сути, воплощение грозной мощи природы — для него такое же божество, как и «добрый дух». При этом гневным «тёмным богам» природы, судьям человечества за порой варварское уничтожение лесов и животных, кровавые войны, насилия и убийства и их умиротворению придавалось не меньшее, а зачастую и большее значение, нежели «светлым» духам-покровителям. С самого начала имело место не поклонение, а именно почитание каких-либо сущностей. Большинство сатанистов любого толка имеют принципом гордость — и среди них считается, что поклонение кому-либо унижает подлинного сатаниста. Однако часть сатанистов —
люцифериане
наоборот считали и считают образ Люцифера (слово Сатана ими практически не используется) как изначально светлый и позитивный образ. Христианство заняло по отношению к этому духу совершенно иную позицию. Признавая формально его существование, не думая его отрицать, введя это положение в догмат, оно объявило «злого духа», то есть языческий образ бога-царя, рогатого
Кернунноса
, повелителя стихийной мощи — сатаной (то есть противником), врагом благого божества, как бы противоположением божества. В христианстве всякая попытка обращения к Сатане, как к высшему духу, является богоотступничеством.
Вышесказанное верно для явно тёмных духов, таких как
Ламашту
,
Чернобог
,
Ламия
. Но и другие боги, имевшие целиком или во многом благотворную природу, впоследствии стали демонами. Это связано с тем, что Дьявол аккумулировал в себе в основном черты бога Преисподней, а более обще — неолитического бога Земли. Или ещё точнее — неолитический бог Земли путём длительной и сложной эволюции образа стал Дьяволом христиан. Его цвет — чёрный, что, вероятно, связано с местом его обитания — подземельем, где господствует мрак. К атрибутам Чёрного бога, в частности, относятся огонь, фаллос, змеи, волки, козлы, кошки, естественно — связь с подземным миром. Существенно, что суббота в древности была посвящена именно Чёрному богу,
Сатурну
,
Кроносу
, в Юго-Восточной Азии — божественному змею
Наге
. В Вавилоне день sabattu считался особенно несчастливым, в этот день рекомендовалось ничего не делать, предаваться праздности, и полагалось отказывать себе даже в нуждах
. Но изначально sabattu Вавилона не был еженедельным, он связывался только с днём полнолуния. Лишь позднее, но также в Вавилоне, sabattu стал еженедельным. В глазах христиан языческие празднования субботы и почитание Чёрного бога превратились в сборище нечистой силы, отсюда средневековое представление о «шабаше ведьм».
Укоренение к
XIII веку
в общественном сознании
мифологемы
о «кознях дьявола» создало страх перед его властью.
Демонология
в свою очередь породила демономанию, что привело к ослаблению веры в Бога верой во всемогущество дьявола. Именно отсюда возникло дуалистическое представление равнозначности в мироздании дьявола и Бога. Это представление имело принципиальное значение в еретических движениях павликиан и европейских манихеев —
катаров
,
богомилов
и
альбигойцев
, которых
католики
обвиняли в сатанизме, поскольку их вероучения носили откровенное признание равнозначности существования двух миров (добра и зла), объявляли дьявола творцом и господином материального мира, а также отводили ему роль благодетеля человеческого рода. Бог же в свою очередь обвинялся во враждебности к человеку и причинении ему вреда, считали
Папу Римского
наместником Сатаны, а католиков — поклонниками дьявола. Эти еретические движения отвергали официальную христианскую церковь, её учение и обрядность, создавая собственные религиозные объединения. При этом их сакрально-ценностные ориентации проявлялись в разных, хотя и взаимосвязанных, формах: еретики либо отвергали Бога и называли его дьяволом, либо искали поддержки у самого дьявола, разочаровавшись в благодатном значении христианской церкви
.
«Полная книга по демонолатрии» называет 1312 год как год создания списка девяти высших демонов, сохраняющегося неизменным (в данной традиции) вплоть до наших дней. В этой же книге отождествляются сатанизм и демонолатрия как синонимы. На данный момент известна как минимум одна сатанинская традиция, утверждающая своё существование с 1312 года. Дата зарождения традиции неизвестна
.
Упоминания об организованном поклонении Сатане отслеживаются в Европе в
Средние века
. Историки свидетельствуют о существовании сатанинского культа при королевском дворе
Людовика XIV
.
Пик увлечения сатанизмом в Европе пришёлся на середину XVII века
и охватил высокие светские круги
, проявившись в отправлении в сатанинских культах чёрных месс, искажении и воспроизводстве наоборот христианского
таинства
евхаристии
.
В качестве жертв на чёрных мессах сатанистов в то время «поставлялись» многие сотни младенцев.
Тогда же были детально разработаны основные сатанинские обряды.
Впрочем, сатанизм по-прежнему остаётся лишь одной из традиций
.
Первое упоминание слова «сатанизм»
Автор книги «Lure of the Sinister: the unnatural history of Satanism» (с
англ.
—
«Притяжение зловещего: неестественная история сатанизма») считает работу
«Опровержение книги об апологии
англиканской церкви
» (
1565
), в которой рассматривается учение
Мартина Лютера
, старейшим документом, в котором содержится термин «сатанизм»
:
«…о том времени, когда Лютер впервые принёс в Германию этот отравленный букет своих ересей, богохульств и
сатанизмов
».
Оригинальный текст
(англ.)
Meaning the time when Luther first bringed to Germanie the poisoned cuppe of his heresies, blasphemies, and Satanismes
—
Harding T.
A confutation of a booke (by Bp. Jewel) entitled An apologie of the Church of England. ll, ii, 42 b
Сатанизм XIX века
Тема
колдовства
,
ведьм
,
богохульства
и
чёрной мессы
привлекала к себе внимание некоторых
французских
писателей XIX века, что послужило материалом для художественной интерпретации «сатанизма» и деятельности «сатанистов». Одним из наиболее известных примеров подобного описания можно считать роман «
Там, внизу
»
Шарля Гюисманса
(1891). Подобные произведения не продвигались далее художественного вымысла, в них отсутствует какое-либо чёткое определение «сатанизма» (к последнему авторы относят всё «
гетеродоксальное
» — то есть богохульное и еретическое), а описанные в них явления следует, вероятно, относить как к дьяволопоклонничеству, так и
демонизму
и
декадентству
.
Современный сатанизм
Как отмечает
доктор философских наук
Е. Г. Балагушкин
, «
Сатанизм, дьяволомания — оккультно-религиозные представления, культ и организации, являющиеся антитезой христианства и оппозиционные к принятым в обществе морально-правовым установлениям
», а «
главным источником современного сатанизма является массовый культ дьявола, сложившийся в условиях европейского Средневековья в результате взаимодействия двух культур,
языческой
и христианской, и соответствующих им тенденций: простонародной веры в магию, ведьм и колдунов, опирающихся на поддержку демонов, и церковной демонологии, осудившей ведовство как прислужничество дьяволу
»
.
Религиоведы
Н. А. Трофимчук
и М. П. Свищев отмечают, что «некоторые исследователи указывают на близость к сатанизму основных положений, символики
саентологов
»
.
Сатанисты Андрей Борцов (Warrax) и Олег Боровой (Olegern) в переписке с
Е. К. Дулуманом
определяли сатанизм, как «
сплав идей и образов, олицетворяющих развитие, многообразие, величие, силу, могущество, творчество, индивидуализм, дерзость, гордость, знание — всего того, что способствует жизни и её развитию
».
Последователей сатанинского культа условно можно разделить на четыре типа:
«Самостоятельно изучающие любители» — это то большинство оккультных молодёжных групп, кого сатанизм привлёк через популярные книги и фильмы по данному предмету, рок-группы, атрибутику сатанизма, то есть интерес исключительно «ради развлечения».
«Психопатические сатанисты» — это нравственно искалеченные индивиды, имеющие тягу к насилию,
садизму
,
некрофилии
и др., которых сатанизм привлекает потому, что он чётко выражает и внешне «облагораживает» их патологические склонности и придаёт им идейную, ритуальную окраску.
«Религиозные сатанисты» — сложившиеся религиозные группы, открыто рекламирующие себя, имеющие анкеты для поступающих, членские взносы и другие атрибуты — «
Церковь Сатаны
» (США, Калифорния), «
Храм Сета
» (США), «Московская церковь Сатаны» (Россия) «Российская церковь Сатаны», «Южный крест», «Чёрный ангел» и др.
«Чёрные сатанисты» — тайные малочисленные группы, состоящие преимущественно из потомственных адептов Сатаны, серьёзно занимающихся самыми отталкивающими формами оккультизма и поклонения Сатане. Они тщательно скрывают свою деятельность.
Позднее, накопив достаточно материала и опыта, Антон Лавей пришёл к выводу, что для того, чтобы добиться некоторых изменений в мире, просто ещё одной философии недостаточно, необходимо официальное признание нестандартного мировоззрения как религии, названной им сатанизмом. В
1966 году
Лавей основывает «
Церковь Сатаны
», в 1968 году пишет и в
1969 году
публикует «
Сатанинскую библию
», в которой описываются основы сатанинского мировоззрения.
В каждом из нас сидит Сатана, и задача состоит лишь в том, чтобы выявить и познать его. Сатанистское начало, заключённое в людях, — главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний. Загробной жизни не существует, по крайней мере, райской. Поэтому надо спешить наслаждаться земными радостями.
«Благословен тот, кто разбрасывает врагов своих, ибо они сделают из него героя. Проклят тот, кто творит благо глумящимся над ним, ибо будет презираем… Прокляты покорные и смиренные праведники, ибо они будут раздавлены парнокопытными. Как ни стучите в дверь — не отворится вам, поэтому выбивайте дверь сами… „Возлюби врагов своих и твори благо тем, кто ненавидит и злоупотребляет тобою“, — разве не есть сие презренная философия льстивого пса, который катается на спине, когда его бьют? Так ненавидь же врага своего от всей души и всего сердца, и если кто-нибудь ударит тебя по щеке — дай ему как следует по другой… Да будут прокляты кроткие, ибо они наследуют угнетение… Да будут блаженны сильные, ибо они будут владеть землёй».
«Церковь Сатаны» подвергается обвинениям в попытке создать «добрый» сатанизм, например со стороны
Ордена девяти углов
(ONA, Order of Nine Angles)
.
Кандидат культурологии
отмечает, что, «
согласно сатанистам, загробной жизни не существует, по крайней мере, райской, поэтому надо спешить наслаждаться земными радостями. Лавей совершенно чётко связывает возрождение сатанизма с культом телесных желаний, снисхождением к плотским вожделениям, характерным для
массовой культуры
.
»
.
Майкл Форд (Michael Ford), автор «Люциферианского ведьмовства» (Luciferian Witchcraft), Liber HVHI и многих других книг. Основатель Black Order of the Dragon («Черный Орден Дракона»") и The Order of Phosphorus («Ордена Фосфория»), ныне глава обоих орденов.
С. Конноли (S. Connolly), автор «Полной Книги по Демонолатрии» (The Complete Book of Demonolatry) и других.
Валентин Скавр (Valentin Scavr), автор «Маледиктум» (лат. Maledictum) и «Книги Десяти Воззваний» (лат. Codex Decium), а также ряда других произведений.
[
значимость факта?
]
А. Д. Чембли (
англ.
A.D. Chumbley
), автор книг Azoetia, Qutub и других. Автор гримуаров по чёрной магии, в которых в частности содержатся воззвания к
Люциферу
и
, а также упоминания
Лилит
(как богини).
Сигил Бафомета
— официальный символ Церкви Сатаны. Являет собой перевёрнутую пентаграмму с вписанной в неё головой козла. В кольцо вокруг пентаграммы, напротив каждого луча звезды, вписано имя «
Левиафан
» (
ивр.
לִוְיָתָן
). Изображение заимствовано из книги
«La Clef de la Magie Noire»
Станисласа де Гуайта
1897 года
, и в оригинале имело слова «Samael Lilith» между лучами пентаграммы.
Число Зверя
(
666
)
, будучи числом, упомянутым в Библии, является символом, тесно ассоциируемым с сатанизмом. Считается символом Великого зверя или
Антихриста
. Упорные попытки «втиснуть» в описание Зверя личность Нерона или Калигулы предпринимаются издревле, а в некоторых древних списках Книги Откровения Иоанна вместо 666 даже приводится число 616. Это связано с тем, что слова «Nero Caesar», записанные буквами еврейского алфавита, дают в сумме 666, только если к имени «Nero» в конце добавить ещё одну «N». В противном случае получается сумма 616
.
Питер Гилмор
говорил, что сатанисты с радостью будут его использовать, если это будет ещё больше пугать христиан
.
Перевёрнутый крест
и символика перевёрнутого креста — несмотря на то что часто ассоциируется с сатанизмом, как и многие другие символы, в сатанизме Лавея не имеет особого значения. По преданиям, на перевёрнутом кресте (
Крест Святого Петра
) распяли
апостола Петра
, потому что он считал себя недостойным умереть, как
Иисус Христос
. Изображён на троне
Папы Римского
.
— специфичная символика, используемая сатанистами на территории постсоветского пространства (в частности, сатанинскими Орденами «Чёрный свет» и «Иерархия Сатаны»). Обозначает два вида власти — светской и религиозной, внутри орденов.
Рога козла
, современный атрибут Сатаны, в египетской мифологии воспринимались как символ божественности и плодородия
. При этом существовали козлорогие и бараноголовые боги (египетский бараноголовый бог
Хнум
и греческий бог
Пан
с козлиной головой), а также богиня
Хатхор
с рогами коровы.
Обряды
Сатанизм не имеет единых обрядовых схем, так как являет собой совокупность различных организаций, сект, независимых любителей. Основой сатанинского культа некоторых сатанинских групп является принесение жертвы, под которой понимается не убийство как таковое, а смертные муки любого живого существа.
В жертву приносятся животные, а также в особо редких случаях имеют место случаи
человеческого жертвоприношения
.
Вместо настоящей жертвы иногда может быть использован её образ, над которым осуществляются магические действия: кукла, фотография, рисунок, письменное или словесное описание.
Социолог
В. Г. Немировский
, говоря о ритуалах человеческих жертвоприношений, отмечает, что они «
довольно широко распространённые и сегодня в определённых религиозных тайных обществах, в частности в различных сектах сатанинской направленности
».
В то же время
А. Л. Дворкин
считает, что «
серьёзные сатанинские организации вообще не занимаются человеческими жертвоприношениями
».
Также в сатанинских обрядах имеют место
сексуальные извращения
.
Среди многих сатанинских групп активно используются
психоактивные вещества
, в том числе нелегальные
, у ряда сатанинских сект и групп отмечено налаженное взаимодействие с
наркомафией
.
Дж. Ф. Роудс отмечает, что «
организованные традиционные сатанисты представляют собой организованные религиозные группы, поклоняющиеся дьяволу. Они защищены законом о свободе вероисповедания и не связаны с ритуальными преступлениями. Типичные примеры организованного традиционного сатанизма —
Церковь Сатаны
,
Храм Сета
и
».
6 июня
2014 года
в селе
Пастырское
Черкасской области
была официально зарегистрирована религиозная организация «Божичи» (
укр.
Релігійна громада „Божичі“
), «открыто и законно, опираясь на Конституцию Украины, исповедующая дьяволопоклонничество» во главе с
(«Колдун Небога», «Агобен»). Какой-либо связи с Церковью Сатаны Лавея не отмечено. У божичей имеются собственные религиозные книги (Чёрный псалтырь, бесовский молитвослов) и иконографические изображения («адопись») — «Адова троица» (
Сатана
,
, Верзаул — князья великие), «
Иродиана
с младенцем
Иродом
», «Ирод», «Око дьявола», «Абара», «Аржун Непобедимый», «княже Велигор», «Мафава». Многие из праздников божичей совпадают или прямо зависят от христианских, намечается проведение ежедневных
сатанинских служб
, наряду с чёрным венчанием, посвящением и
раскрещиванием
. Сам Небога заявляется, что в уставе божичей «прописано поклонение языческим богам», которые, по его словам, отчасти являются прообразами их культа — бесопоклонничества или веретничества, которое Небога провозглашает «одной из ветвей русского чернокнижия», в основе которого «лежит… преклонение ликам бесовским и связь с
нечистью
(
чёртом
)» и считает, что оно возникло «после насильственного крещения Руси». В целом Небога считает свою общину «объединением
колдунов
и
ведьм
, практикующих веретничество и исповедующих дьяволопоклонничество». Также Небога обращается к культу алтайского чёрного бога
Эрлик-хана
.
В
Вальпургиеву ночь
в Чернолесье расположенному к северу от
Ирдынского болота
, сатанисты заложили храм тёмных богов, проект которого основан на увиденном Небогой в старообрядческом поселении, находящемся в 30 километрах от посёлка
Ташанта
, молельного дома (черной церкви). На территории храма будет построена свечная и адописная мастерские, обрядовый очаг, баня, бытовые постройки и приусадебное хозяйство.
. 3 октября 2014 года сооружение, предназначенное для религиозной деятельности организации «Божичи», сгорело, предположительно, из-за поджога. Здание восстановлению не подлежит.
В 2017 году Небога присоединился к
УАПЦ
и стал монахом с именем Киприан
.
Сатанизм как субкультура
Сатанизм нередко выступает под оболочкой молодёжных
субкультур
, проповедующих культ смерти
. Для отношений между представителями этих субкультур характерны следующие моральные ценности
:
вседозволенность,
животное существование,
мстительность.
Отсюда вытекают такие свойства, как признание допустимости убийства, предательства, лжи, жестокости, насилия, эгоцентризма и неприятие иного мнения
.
Осенью
2004 года
в британских вооружённых силах был официально зарегистрирован первый сатанист — сержант технической службы Крис Кранмер, служащий на
фрегате
«Камберленд»
. Адмирал
Джон «Сэнди» Вудвард
по этому поводу сказал:
«Моими первыми словами, когда я услышал об этом случае, были: „Боже, что, чёрт побери, здесь происходит? Когда я служил во флоте, одни сослуживцы были
англиканами
, другие
католиками
, ни о каких сатанистах я и не слышал никогда. По-моему, это в высшей степени странно“»
Германия
В Германии насчитывается 100 тыс. сторонников сатанизма
.
По данным экспертов (2002 год), число сатанистов в Германии составляет порядка 6000 человек
.
В январе
2003 года
канал
ZDF
сообщил о существовании в
Трире
секты сатанистов-
каннибалов
. Также журналисты передали правоохранительным органам материалы, охватывающие в общей сложности «около 20 случаев ритуальных преступлений сатанистов:
изнасилования
, убийства, каннибализм», — совершённых в Германии и соседних странах за последние 15 лет
.
В феврале 2003 года главный прокурор Триера Хорст Роос подтвердил, что с мая 2002 года в судопроизводстве находится дело о «сатанинском насилии»
.
Италия
В Италии, согласно данным исследователя оккультизма профессора Джованни Панунцио, в настоящее время (2012 год) насчитывается «около 8 тысяч сект, их членами являются более 600 тысяч человек»
.
Наиболее известными являются «Церковь Сатаны» и «Чёрная ложа», «Избранники Сатаны» и «Дети Сатаны»
.
Секта «Дети Сатаны» основана в начале 1980-х годов Марко Димитри (внутреннее имя — «Великий зверь 666»), который до этого был адептом
уфологического
культа «Космическое братство». Называют себя сатанистами языческого образца. С 1982 года устраивают ритуалы в старых заброшенных сараях в провинции
Форли
, между
Римини
и
Риччоне
, в
Пезарезе
и в районе
Болоньи
. Позднее построили храм в Болонье с чёрными шторами, масками, черепами и статуями дьявола. Проводят заклинания с
тантрическими
элементами и ритуалы сексуальной магии, включающие в себя
групповой секс
и
гомосексуальные связи
. Вступление является бесплатным, а членский билет с изображением золотого герба и готических букв на чёрном фоне действует один год. Посвящение проводится путём написания цифры
666
кровью Димитри на лбу нового адепта, получающего таким образом «
». Также составляется и подписывается кровью договор и приносится клятва преданности Сатане
.
Секта «Чёрная ложа» находится в
Риме
и распространяет свои взгляды через журнал Torazine, а также различные интернет-сайты, на которых предлагается «сатанистский путь сознания». Культ включает в себя секс. Доктрина секты основывается на
сатанизме Антона Шандора Лавея
— «тело Сатаны состоит из латентной эротизации человеческих существ». В священных текстах «Чёрной ложи» восхваляются
содомия
и
мастурбация
, потому что «благодаря сатанинскому пути тела превращаются в боевые машины, направленные на разрушение христианской культуры посредством наслаждения»
.
Секта «Избранники сатаны» является самостоятельным течением, основанным в 1989 году в Риме жителем Пулии Вальтером Леонардо Мита, исключённым сразу после вступления из «Детей Сатаны» вместе с любовницей и её мужем. Каждый месяц в первую пятницу секта проводят
чёрные мессы
и другие ритуалы в районе Римских дворцов на открытом воздухе, где приносят в жертву животных. В 1999 году между Мита и его любовницей произошёл разрыв отношений, которая в свою очередь подала на него иск, обвинив в шантаже при помощи фото, сделанных во время чёрных месс
.
Секта «Сатанинская реальность» была основана Филиппо Шербой. Члены секты встречаются в
Милане
, в частных домах или в магазинах, торгующих предметами для магических ритуалов. Поддерживает отношения с
Церковью Сатаны
Лавея. Считают Сатану сыном Бога и братом
Иисуса Христа
, а также верят в
реинкарнацию
. Основой учения является абсолютная власть сильных над слабыми. Особое место занимают так называемый «
ритуал мёртвой руки
» (вскрытие могилы, отрезание у трупа руки и пребывании некоторое время в закрытом гробу), «
ритуал быка
» (убийство путём
четвертования
животного, привязанного к четырём деревьям, олицетворяющим
Люцифера
, Левиафана,
и Сатану, и укладывание адепта во внутренности животного жрецом) и «
ритуал столба
» (практика сексуальной магии)
.
Иран
В 2007 году в рамках рейда на «почитателей Сатаны» на тайном рок-концерте около Тегерана полиция арестовала 230 человек
.
В 2008 году в интервью газете Etemad заместитель начальника полиции Хуссейн Зульфагари рассказал, что из существующих 3000 сатанинских культов 50 появились в Иране и около половины из них активны. По данным Зульфагари, уже около 200 сатанинских книг переведены на
фарси
, напечатаны и распространены, в Иране сатанисты «ведут сексуальную эксплуатацию» и «нацелены на распространение исламофобии», стремятся «привлечь молодежь, играя сатанинскую музыку на частных спортивных занятиях», используют книги на английском языке и собираются в парках, чтобы обсудить события страны и поговорить о Сатане
.
Казахстан
В Казахстане деятельность Церкви Сатаны расценивается как религиозно-экстремистская организация, с которой борется
Антитеррористический Центр СНГ
.
В
Россию
сатанизм начал проникать с падением
коммунизма
(хотя есть сведения, что первые сатанинские группы появились в 1980-х
), но официально (по состоянию на начало
2010 года
) не представлен
, хотя некоторые сатанинские группы существуют.
. Число их членов насчитывается от 50 до 100 тыс. человек.
С
2003 года
МВД России следит за деятельностью людей, поклоняющихся дьяволу.
В российской научной литературе сатанизм относится к числу «радикально агрессивных» религиозных учений
, а также к
субкультурам
, «миропонимание которых основано на смерти».
Религиовед
Е. Г. Балагушкин
в 2006 году отметил: «
тайные группы сатанистов существуют в ряде городов России и им неоднократно предъявлялись обвинения в совершении
тяжких преступлений
: только в период 1995—2001 в отношении участников сатанинских сект было возбуждено 5
уголовных дел
по различным статьям
УК РФ
.
»
Кандидат культурологии
, доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии
УГМА
,
отмечает: «
Сатанистские секты в России совершают акции агрессивного и
деструктивного характера
(поджоги православных храмов, убийства священнослужителей). Основной контингент их составляют
подростки
и
молодёжь
. Причины, по которым эта группа стремится в магию, приземленного свойства. Жажда денег, власти, заботливо переданная им взрослыми, невозможность воплотить её в жизнь из-за отсутствия условий — всё это подталкивает их к поиску других способов самореализации. И нередким выбором становится
магия
. Приходя в неё, они зачастую имеют свои представления о том, чего они хотят добиться и как. Для них очень важен быстрый и точный результат. Им чужда классическая
эзотерика
, требующая не только морально-волевых, но и физических сил, чуждо изучение, размышление, заучивание. Это — потребители, а не исследователи, какими должны быть маги и вообще любые люди, которые изучают что-то новое и, в особенности, нетривиальное.
»
25 марта 2005 года председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова во время слушаний в
Московской городской думе
сообщила: «
По нашим сведениям, сейчас в Москве насчитывается около 30 сатанистских групп, членами которых являются более 2 тысяч человек. Эти группы представляют около 20 различных направлений
». Участники депутатских слушаний пришли к единому мнению, что в действиях такого рода организаций имеются следующие составы преступлений, предусмотренные статьями
Уголовного кодекса Российской Федерации
—
,
,
,
,
и ряда других, а сами организации попадают под действие
и
. Также отмечалось, что в своей деятельности сатанисты часто сотрудничают с
неонацистскими
,
экстремистскими
и преступными организациями и сообществами.
В Саранске в 1997—1998 годах действовала группа сатанистов «Приверженцы чёрного культа», состоявшая из молодых
людей (в основном студентов), собиравшихся по 10-15 человек для совершения чёрной мессы на одной из старых могил городского кладбища
.
По состоянию на 2005 год сатанизм в Мордовии не имел представительства в чистом виде
.
Словения
В
2009 году
главой Отдела по делам религиозных общин был назначен один из сооснователей и член организации «Братья Сатаны» Алеш Гулич.
США
В 1980-х годах в пору правления Рейгана существовал
феномен массовой истерии
касательно преступлений сатанистов. Самые известные преступления, связанные с сатанизмом на Западе, были совершены сектой «Семья»
Чарльза Мэнсона
, члены которой зверски убили целый ряд людей, в том числе и известную киноактрису
Шарон Тэйт
, находившуюся тогда на последнем месяце беременности. Мэнсон поддерживал отношения с лондонской молодёжной сатанинской группировкой «Власть». Во время отбывания тюремного заключения сокамерником Мэнсона оказался
саентолог
, который провёл с ним многочасовые сеансы «
одитинга
», позднее использованные Мэнсоном в своей секте.
В то же время такая открыто исповедующая сатанизм организация, как «
Церковь Сатаны
» имеет официальный статус и заносится в реестр признанных вооружёнными силами
США
религий (в связи с запросом на сатанинские похороны морского офицера, являющегося членом этой организации), проводятся первые сатанинские крещение, свадьбы и похороны
[
источник не указан 959 дней
]
.
В
2012 году
религиовед
Джордж Крайссайдс
отмечал, что в
1998 году
в США насчитывалось около 20 тысяч сатанистов, хотя согласно другим подсчётам постоянное число практикующих сатанистов не превышает отметку в 3 тысячи человек.
Украина
Украинские религиоведы отмечают, что на Украине сатанисты совершают акты
вандализма
.
Франция
Во Франции насчитывается около 300 тыс. сторонников сатанизма
.
Государство не может согласиться с предлагаемой сатанистами формулировкой «церковь сатанистов», поскольку понятие «церковь» (эст. kirik, от греч. Kyriake — Господень дом) в главном своём значении предполагает следование христианству.
—
Газета «Молодёжь Эстонии»
24 января
2008 года
стало известно, что в одной из эстонских государственных школ для детей с недостатками развития учителями работали адепты сатанинской секты «
», поскольку в ночь на 1 сентября сатанисты совершили обряд посвящения «сатане, как носителю неосквернённой жизненной мудрости» всех школ и учебников Эстонии — «освящение хлеба духовного», с целью «уравновешивания навязанной школе христианской веры» и предотвращения превращения воспитания и образования в Эстонии в «лицемерный религиозный самообман».
12 февраля 2014 года Государственный суд Эстонии отклонил жалобу сатанинской организации «Эстонский сатанинский приход» на отказ МВД внести их в качестве религиозной общины в реестр некоммерческих организаций и целевых фондов, тем самым поддержав решение Тартуского уездного суда, который оставил в силе постановление реестрового отдела суда от 30 апреля 2013 года, который в свою очередь обосновал отказ позицией МВД, согласно которой на основании закона о церквах и приходах Эстонии в реестр не может быть внесена религиозная организация, чья деятельность наносит ущерб общественному порядку, здоровью, нравственности.
В сентябре 2001 года три эстонские партии —
Русская партия Эстонии
,
Русско-Балтийская партия
и
Русская партии "Единство"
уже выступали против подобной регистрации.
Интересные факты
В ряде стран книги одного из идеологов сатанизма американца Лавея («
Сатанинская библия
», «Сатанинский ритуал» и «Сатанинская ведьма») запрещены. Приложения к Сатанинской библии Лавея состоят из одиннадцати земных правил и девяти сатанинских грехов. В РФ книги Лавея были изданы печатным домом Unholy Words. Издательство «
УльтраКультура
» издало биографию Антона Лавея.
↑
, Satanism, also called devil worship, worship of Satan, or the devil, the personality or principle regarded by the Judeo-Christian tradition as embodying absolute evil in complete antithesis to God. This worship may be regarded as a gesture of extreme protest against Judeo-Christian spiritual hegemony..
, с. 201.
, Существуют и движения, отвергающие христианскую культуру через поклонение сатане (сатанинские культы), с. 385.
, Существование культа объясняется верой в то, что Сатана является более могущественным, чем силы добра, и таким образом, имеет больше возможностей дать своим приверженцам то, чего они желают, с. 1663.
Т. Ф. Ефремова.
Сатанизм
// Толковый словарь Ефремовой
(рус.)
. — 2000.
//
Ефремова Т. Ф
.
Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.:
Русский язык
, 2000
, Сатанинские группы превозносят зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, сатаной и т.д. "Церковь сатаны", например, провозгласила себя сознательным носителем зла и антиподом христианства..
, Contrary to its name, the church does not promote evil but rather humanistic values..
.
↑
, p. 305.
, Початок масовому руху сатаністів поклала «Церква сатани». Вона була заснована в 1964 р. Ентоні Шандором Ла Веєм (помер 1997 р.), який спочатку був артистом цирку, органістом у нічному клубі і фотографом санфранциського департаменту поліції. [...] Ла Вей відомий і як автор «Біблії Сатани» (або «Чорної біблії»), написаної ним у 1968 р. як повна протилежність християнської Біблії і виданої 125тисячним тиражем. У цій книзі він складно і системати зовано виклав основи віри в сатану., с. 470.
, Ідейним натхненником сучасних сатаністів вважається випускник Кембриджу, окультист і автор ряду «магічних» книг Алістер Кроулі (1875–1947), який сам себе називав «Звіром Апокаліпсиса». Алістер Кроулі добре знав східну містичну літературу, багато мандрував по світу. Підсумком його теоретичних пошуків стали класичні для сатаністів книги «Теорія і практика магії», «Книга Зокана», «Видіння і голос». Кроулі активно займався втіленням своїх ідей у життя. Саме йому належить розробка багатьох сатаністських обрядів, що стали тепер уже звичними, використання в культах сильнодіючих наркотиків, організація кількох «орденів» – прообразів сатаністських груп і сект., с. 469—470.
Кроули, Алистер
// Хронологический словарь всемирной истории / Ред. коллегия словаря: канд. ист. наук В. Л. Маслийчук, канд. искусствоведения М. В. Панова, канд. ист. наук С. В. Патрашиков, канд. архитектуры Я. Л. Пундик, канд. филол. наук В. Е. Татаринов, канд. филол. наук А. В. Терихова, канд. мед. наук В. В. Чугунов, канд. филол. наук Т. А. Шеховцова, д-р искусствоведения А. В. Шило, канд. филол. наук Е. Ф. Широкорад. —
М.
:
Эксмо
, 2006. — С. 1428. — 1536 с. — («Русский Webster»). —
ISBN 5-699-14299-1
.
См. например офиц. описание трудов Order of Nine Angles (Black Book of Satan I,II,III) под редакцией Michael Ford’а
от 18 августа 2009 на
Wayback Machine
:
Considered too extreme by many, the ONA made available Satanic writings based on Chaos Magick
—
Считающийся многими излишне радикальным, Орден Девяти Углов опубликовал Сатанинские тексты, основывающиеся на Магии Хаоса.
Элифас Леви
. Учение и ритуал Высшей магии. — 1854—1856
, Найвідоміший сатаністський ритуал – «чорна меса», що є пародією на християнську літургію. «Чорна меса» обов’язково правиться в ніч кожного повного місяця й по сатаністських святах: Вальпургієва ніч (ніч на 1 травня); Хеллоуїн (ніч на 1 листопада); ніч Цвітіння папороті (ніч на 6 липня) та ін., с. 471.
Николай Соколов.
//
Вести.ру
. — 17.08.2014.
4 марта 2016 года.
(неопр.)
.
ТСН
.
1+1
(3 октября 2014). Дата обращения: 4 марта 2017.
10 сентября 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 31 мая 2020.
13 мая 2020 года.
, с. 143.
↑
, с. 144.
Ковалевская, Светлана.
// Республика. — 03.04.2000 г.. —
№ 73
. —
С. 9
.
29 июня 2007 года.
(англ.)
//
BBC News
. — 24 October, 2004.
26 октября 2012 года.
↑
Драпкин, Всеволод.
// Сетевое издание
. — 22.10.2009.
25 марта 2014 года.
Helm, Toby.
//
The Telegraph
. — 01 February 2002.
14 января 2012 года.
Немировский, Борис.
//
Росбалт
. — 18.01.2003 г..
23 мая 2013 года.
Терешкевич, Виктор.
Тайны германских «сатанистов». Наш спецкор убежден: смой «адский» грим с немецкого сатаниста — увидишь косую фюрерскую чёлку //
Русская Германия
. — 17.02. 2003 г..
(
от 12 мая 2014 на
Wayback Machine
,
от 12 мая 2014 на
Wayback Machine
)
//
(англ.)
(
. — 8 January 2004.
1 февраля 2013 года.
Fuentes, Angel Gómez.
(итал.)
// ABC.es. — 10.04.2012.
19 июля 2012 года.
(
от 7 мая 2012 на
Wayback Machine
)
Религиозная ситуация в Кыргызстане // газета «Наш мир». — 14.10.2008.
17 марта 2012 года.
↑
//
(англ.)
(
. — 7 February 2005.
12 мая 2014 года.
↑
//
Newsru.com
. — 07.02.2005 г..
2 августа 2009 года.
// Благовест-инфо. — 29.01.2010.
24 ноября 2011 года.
Куликов И.
. — 2-е изд., переработ, и дополн. — Белгород: Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997. — 459 с.
2 февраля 2009 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 9 февраля 2009. Архивировано из
2 февраля 2009 года.
, с. 192.
, с. 143—144.
, с. 23—24.
//
Newsru.com
. — 22. 04.2008 г..
5 апреля 2011 года.
//
Newsru.com
. — 25.03.2005 г..
14 апреля 2012 года.
↑
, с. 118.
Под крыльями сатанизма // Мордовия. — 1994. — 7 июня. —
С. 6
.
Абраменкова В. С.
//
. — 2004. —
№ 4
.
7 июня 2014 года.
, Асанбаев М. Б., Умирзакова Л. А.
// Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры. — Алматы: Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры, 2009. —
№ 1(61)
. —
С. 47—54
.
16 мая 2013 года.
Баймолдина С. М.
Криминологические и уголовно-правовые аспекты религиозного экстремизма //
. — 2008. —
№ 4
. —
С. 237—240
.
Карпов А. В., Ломакин В.
Противодействие сектантским, радикально-религиозным деструктивным организациям и группировкам // Национальные интересы: приоритеты и безопасность: Научно—практический и теоретический журнал. — Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2010. —
№ 14 (71)
. —
С. 43—52
. —
ISSN
.
Квашенников А.С.
Политологическая характеристика сатанизма как деструктивной религиозной организации // Вопросы гуманитарных наук. — 2010. —
№ 3
. —
С. 284—287
.
Клейменов М. П., Артёмов А. А.
Понятие и виды криминального экстремизма //
Вестник Омского университета
. Серия: Право. — 2010. —
№ 3
. —
С. 167—174
. —
ISSN
.
Ковтун А. Л.
Нетрадиционный сатанизм как явление современной российской действительности // Вологдинские чтения. — 2004. —
№ 38—1
. —
С. 55—56
.
Ковтун А. Л.
Основные течения современного российского сатанизма // Вологдинские чтения. — 2007. —
№ 63
. —
С. 8—11
.
Кондратьев Ф. В.
Религиозность и психопатология. Аспекты взаимовлияния //
. — 2012. —
№ 5
. —
С. 5—13
.
Лебедева, А.
Подростковые уличные формирования // ОБЖ. Основы безопасности жизни.. — 2003.. —
№ 5 (83)
. —
С. 38—43
.
Льюис Дж. Р.
Сатанизм сегодня: энциклопедия религии, фольклора и популярной культуры = Satanism today: an encyclopedia of religion, folklore, and popular culture / Пер. с англ. Н. Миронов. —
М.
: Касталия, 2021. — 416 с. —
ISBN 978-5-521-16213-0
.
Манько Ю. В.
,
Оганян К. М.
/ Рецензенты:доктор социологических наук, профессор
(Институт управления и экономики, Санкт-Петербург); доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
. — (Гриф УМО).. —
СПб.
: ИД «Петрополис», 2008. — 316 с. —
ISBN 978-5-9676-0122-8
.
Религиозные организации и межконфессиональные отношения
// Социально-экономическое развитие РМ в 2002–2004 гг. –. — Саранск, 2005. — 149–160. с.
Рогачёва Н. Б.
Типы вторичных речевых жанров в интернет-коммуникации // Известия Саратовского университета : Филология. Журналистика. — Саратов:
СГУ имени Н. Г. Чернышевского
, 2011. —
Т. 11
,
вып. 2
.
Роудс Дж. Ф.
//
= Concise Encyclopedia оf Psychology / Под ред.
(англ.)
(
, А. Ауэрбаха; Науч. ред. пер. на рус. яз. проф.
. — 2-е. —
СПб.
:
Питер
, 2006. — 1096 с. —
ISBN 5-272-00018-8
.
от 15 октября 2013 на
Wayback Machine
(
)
Саввин А. В.
/ дис. … кандидата философских наук: 09.00.06.. —
М.
:
РАГС
, 1999. — 152 с.
Саенко М. Ю.
//
. — Ульяновск:
УлГУ
,
УлГПУ
,
УлГТУ
,
УлГСХА
, 2010. —
№ 2—2
. —
С. 143—147
.
27 августа 2012 года.
Сидоренко О. П., Корлюк С. С., Посполітак Т. Є., Постоян Т. Г., Філянін М. С.
// Релігієзнавство: Підручник / О. П. Сидоренко (ред.). —
К.
: Знання, 2007. — 468 с. — (Вища освіта XXI століття).
Сохранова Л. А., Плугина М. И.
Исследование ценностных ориентаций у сатанистов
// Материалы Пятой межрегиональной научной конференции «Студенческая наука — экономике России». — Ставрополь, 2005.
Социология религии. § 5. Теория секуляризации
// Религиоведение: Учебное пособие / Под ред.
М. М. Шахнович
. —
СПб.
:
Питер
, 2007. — С. 345. — 432 с. — («Учебное пособие»). —
3500 экз.
—
ISBN 978-5-469-00861-3
.
Чернышов М. Ю.
От формализма, бездушия и правовой безграмотности наших граждан до сатанизма один шаг // Пробелы в российском законодательстве. —
М.
, 2011. —
№ 2
. —
С. 289—299
.
// Россия XXI. —
М.
: Международный общественный фонд "Экспериментальный творческий центр" (Центр Кургиняна), 2009. —
№ 4
. —
С. 52—83
. —
ISSN
.
Абизова Л. В., Полуденко С. В.
Тема 16. Сучасні нетрадиційні релігії.
//
/ За ред. Мозгового Л. І., Бучми О. В.. — 2-ге вид.. —
К.
: Центр учбової літератури, 2008. — С. 236—253. — 264 с. —
ISBN 978-966-364-955-9
.
от 2 апреля 2013 на
Wayback Machine
, Кучер О. Н.
//
/ Народ. укр. акад.. — 5-є вид., виправ. і доп.. — Харьков: Кондор, 2006. — 646 с. —
ISBN 966-351-138-9
.
Petersen, Jesper Aagaard.
Introduction: Embracing Satan
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 1—26. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Harvey, Graham.
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Lewis, James R.
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 41—58. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Dyrendal, Asbjørn.
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 59—73. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Davies, Maxwell.
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 75—101. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Lowney, Kathleen.
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 103—117. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Granholm, Keneth.
Embracing Others than Satan: Multiple Princes of Darness in the Left-Hand Pass Milieu
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 85—103. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Alisauskienie, Milda.
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 121—129. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Ringvee, Ringo.
Satanism in Estonia
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 129—141. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Smoczinski, Rafal.
Cyber-Satanism and Imagined: Dark Symptoms of Late Modernity
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 141—153. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Søderlind, Didrik; Dyrendal, Asbjørn.
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 153—171. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Mørk, Gry.
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 171—198. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Menegotto, Andrea.
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 199—211. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Evans, Dave.
Speculating on the Point 003 Percent? Some Remarks on the Chaotic Satanic Minorities in the UK
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 211—231. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Crabtree, Vexen.
Reflections on Satanism
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 231—239. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
(англ.)
(
.
Excepts from Lords of the Left-Hand Path: A History of Religion Dessent
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 239—241. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Jantsang, Tani.
Dark Doctrines: Two Examples
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 247—255. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Wardinski, Natan.
The Satanic Politic
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 255—259. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Wolf, Ole.
The Culture Cult
// Contemporary Religious Satanisim: A Critical Reader / Jesper Aagaard Petersen. — Ashgate Publishing, 2009. — P. 259—267. — 277 p. — (Controversial new religions). —
ISBN 978-0-7546-5286-1
.
Smulo, John.
Reaching Nietzschean Individualists Toward A Contaxtualized Apologetic to LaVeyan Satanism
//
/
(англ.)
(
, Stephen Rost, John Morehead. —
Grand Rapids
: Kregel Academic, 2004. — P. 243—261. — 322 p. —
ISBN 0-8254-2893-9
.
Green, Tomas A.
Accusations of Satanism and Racial Tentions in the Matamoros Cult Murders
// The Satanism Scare /
James T. Richardson
, Joel Best,
David G. Bromley
. — New York: Transaction Publishers, 1991. — P. 237—249. — 320 p. —
ISBN 0-202-30379-9
.
(англ.)
(
; Gilliam, Margaret.
Devil Worship in Western Montana: A Case Study in Rumor Construction
// The Satanism Scare /
James T. Richardson
, Joel Best,
David G. Bromley
. — New York: Transaction Publishers, 1991. — P. 249—263. — 320 p. —
ISBN 0-202-30379-9
.
Ellis, Bill.
Legend-Trips and Satanism^ Adolescents Ostensive Traditions as „Cult“ Activity
// The Satanism Scare /
James T. Richardson
, Joel Best,
David G. Bromley
. — New York: Transaction Publishers, 1991. — P. 279—297. — 320 p. —
ISBN 0-202-30379-9
.
В сносках к статье
найдены неработоспособные вики-ссылки
.
Исправьте короткие примечания
, установленные через шаблон
{{
sfn
}}
или его аналоги, в соответствии с инструкцией к шаблону, или добавьте недостающие публикации в раздел источников. Список сносок: