Бурлюк, Давид Давидович
- 1 year ago
- 0
- 0
Дави́д ( ивр. דָּוִד — «возлюбленный») — второй царь народа Израиля после Саула , младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема). По Библии ( 3 Цар. ), царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне ), затем 33 года — царём объединённого царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме ). По разным хронологиям, даты правления: 1055 — 1015 год до н. э. , 1012 — 972 год до н. э. , 1010 — 970 год до н. э. , 1004 — 965 год до н. э. , по традиционной еврейской хронологии ок. 876 — 836 год до н. э. Образ Давида представляет собой образ идеального властителя. является предметом научной дискуссии.
Согласно библейским пророчествам , из рода Давида (по мужской линии) должен произойти Мессия (ивр. Машиах). Согласно еврейской традиции, Мессия должен прийти в будущем, согласно христианскому Новому Завету , Мессия из рода Давида уже явился, и это Иисус Христос .
Давид был младшим из восьми сыновей Иессея — вифлеемлянина из колена Иуды , правнуком Вооза (Боаза) и моавитянки Руфи (Рут) .
Согласно буквальному прочтению 1Цар. , еврейской традиции, и некоторым переводам Библии на русский язык, Давид был рыжим , согласно Синодальному и некоторым другим переводам 1Цар. — белокур , согласно греческому, церковнославянскому и некоторым другим переводам — румяным. Он также был красив, силён, красноречив и хорошо играл на гуслях . Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надёжным и смелым, побеждая льва и медведя, защищал своих овец .
Когда Бог отверг царя Саула (Шаула) за непокорность, Он послал пророка Самуила (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём ( 1 Цар. ).
Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре успокаивал царя Саула. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору ( 1 Цар. — ).
Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына Ионафана (Ионатана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» ( 1 Цар. ). Со временем подозрения укрепились, и Саул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности, во время которой Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили Давида бежать к Самуилу в Раму. Самуил привел Давида в убежище, где было сильное присутствие Бога. Там в Навафе сонм пророков фокусировался на Боге. Атмосфера изменилась, так что убийцы, посланные Саулом, тоже стали пророчествовать, а вместе с ними и сам царь Саул был исполнен Духа Божия( 1 Цар. ). При последней встрече Ионафан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом более невозможно ( 1 Цар. ).
Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч Голиафа от священника Ахимелеха в Номве (Нове), а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф (Гат). Там Давида хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным ( 1 Цар. ; Пс. ; ).
Затем Давид искал убежища в пещере Адолламской , где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец переданное ему через пророка Гада Божье повеление идти в землю Иуды ( 1Цар. ). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повёл его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с ефодом Авиафар , единственный священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул, услышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника ( 1Цар. ). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказывался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары ( 1 Цар. ; ; ).
Оказавшись в немилости у царя Саула, Давид бежал со своими сторонниками (600 мужей) к своим недавним врагам филистимлянам ( 1Цар. ), ища покровительства их короля Анхуса, властителя города Геф . Анхус пожаловал Давиду пограничный город Секелаг (в пустыне Негев ) ( 1Цар. ), который был превращен в разбойничью базу. Отряды Давида грабили местное население ( амаликитян ), а часть добычи отсылали филистимлянскому царю Анхусу ( 1Цар. ). Когда филистимляне собрались в поход против Израиля, только возражения князей помешали включить отряды Давида в войска филистимского вторжения ( 1Цар. ). В это время Давид отправил очередной трофей, захваченный у амаликитян , своим друзьям, иудейским старейшинам " …и послал из добычи к старейшинам Иудиным, друзьям своим, говоря: «вот вам подарок из добычи, взятой у врагов Господних »( 1Цар. ).
Тем временем филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам в битве при Гелвуе ( 1Цар. ). Воспользовавшись временным вакуумом власти, Давид во главе вооружённого отряда прибыл в иудейский Хеврон , где колено Иуды на собрании провозгласило его царем иудейским ( 2Цар. ), что означало фактическое отделение Иудеи от Израиля, царем которого был провозглашен сын Саула Иевосфей ( 2Цар. ). Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года (ибо Иевосфей царствовал 2 года) и завершилась победой Давида ( 2Цар. ). Старейшины Израиля пришли в Хеврон и избрали Давида царем над всем Израилем ( 2Цар. ). К тому же периоду времени относится желание Давида вернуть ковчег завета ( 2Цар. , ), который ранее был захвачен филистимлянами, а позднее отослан ими обратно в Израиль по причине большого количества наростов, поразивших филистимлян ( 1Цар. ). В конечном итоге, Давиду удалось это осуществить — он вернул ковчег из Гефа ( 2Цар. ). Интересно, что третьей частью армии Давида командовал Еффей — военачальник из того же филистимлянского города, из которого также происходил Голиаф , и в котором когда-то скрывался от преследований Саула сам Давид. То есть один из трёх маршалов Давида был филистимлянином ( 2Цар. ; 2Цар. ).
В Хевроне у Давида родилось 6 сыновей: первенец Амнон , Далиуа, Авессалом , Адония , Сафатия и Иефераам.
Первым крупным предприятием Давида стала война с иевусеями ( 2Цар. ), в результате которой он захватил Иерусалим и перенёс туда столицу своего государства. Давид заключил союз с тирским царем Хирамом , который помог ему построить в Иерусалиме деревянный терем ( 2Цар. ). В новой столице от новых жен у Давида родилось множество сыновей, среди которых был и Соломон ( 2Цар. ).
После объединения Израиля Давид превратил иевусейский Иерусалим в сакральный иудейский центр, поместив ковчег завета в скинии на горе Сион ( Пс. ; Пс. ). Пребывание в филистимлянской земле в отрыве от израильской религиозной традиции привело к тому, что израильтяне недоумевали ( 2Цар. ), когда Давид плясал перед Господом ( 2Цар. ), одетый лишь в льняной ефод ( 2Цар. ). Однако Давид категорически отвергал человеческие жертвоприношения ( Пс. ) и служения истуканам ( Пс. ). Богослужения стали более экзальтированными ( Пс. ) и музыкальными ( 1Пар. ; Пс. ), поскольку стихотворец и музыкант Давид сам сочинял псалмы .
Давид объединил священников под началом первосвященников ( 2Цар. ) и включил их в состав государственного аппарата ( писцами и судьями — 1Пар. ). Богослужения стали проводиться дважды в день ( 1Пар. ), а ротацию священников определял жребий и очерёдность ( 1Пар. ). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана.
Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом — Храм . Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови ( 1Пар. ). Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы ( 2Цар. ; 1Пар. ; ; — ). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за перепись населения, предпринятую Давидом, была послана язва, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, — на гумне Орны-иевусеянина. Тем самым Давиду было указано место, на котором Соломон позже начал строительство Храма ( 2Цар. ; 2Пар. ).
Объединив Израиль, Давид распространил свою экспансию на сопредельные территории. Так он завоевал Моав ( 2Цар. ). Затем Давид начал победоносную войну против арамеев , чьи полукочевые царства (Сува, Дамаск , Беф-Рехова) располагались на территории Сирии ( 2Цар. ). Сирийский поход вывел Давида к берегам Евфрата и обеспечил ему доступ к богатейшим месторождениям меди ( 2Цар. ). На юге он присоединил Идумею ( 2Цар. ).
С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву.
Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной ( Чис. ; Иез. ).
Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. При дворе Давид создал, во многом по египетскому образцу, должности дееписателя и писца ( 2Цар. и след.).
Далее мы узнаем о советниках царя ( 1Пар. ), о чиновниках, управлявших царским имуществом ( ), и о надзирателе за сбором податей ( 2Цар. ). Наряду с начальниками над отдельными коленами ( 1Пар. ), действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники ( 1Пар. ). Давид произвёл также всеобщую перепись народа, которая, однако, была противна воле Господней и не была завершена ( 1Пар. и след.).
Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев ( 2Цар. ), наёмников критского и филистимского происхождения.
Особое положение занимали храбрые Давида — его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них ( Иоав , Авесса , Ванея ) заняли впоследствии высшие командные должности ( 2Цар. ; 1Пар. — ; ).
Когда Давид вопросил Господа о причине трёхлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами . По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною» ( 2Цар. ). Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти.
В знак этого Давид призвал Мемфивосфея , хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями ( 2Цар. ). Давид оказал милость Мемфивосфею ради клятвы Ионафану именем Господним ( 2Цар. ).
На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия (Бат-Шева), жена Урии , одного из его военачальников. Давид приказал слугам привести Бат-Шеву и вступил с ней в близость, а затем отослал её домой. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребёнка, он вызвал её мужа из похода надеясь, что после долгого воздержания он войдет к ней и грех прелюбодеяния будет сокрыт. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом. Давид отправил Урию обратно в войско, послав с ним письмо, где повелел: «Поставьте Урию в место самого жестокого сражения и отступите от него, чтобы он был сражен и умер». Вскоре царю сообщили, что Урия погиб. И когда истек срок траура, он взял Бат-Шеву в жены и Бат-Шева родила царю сына .
Спустя время, Бог, не увидев раскаяния Давида за грех прелюбодеяния, послал к нему Пророка Нафана с притчей:
В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил её для человека, который пришел к нему .
и далее:
Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек .
Пророк Нафан вопрошал Давида от имени Бога: «Отчего же ты пренебрег словом Господа, сделав злое в Моих глазах: хитийца Урию ты убил мечом, а его жену взял себе в жены?!».
Таким образом, Давид сам того не ведая, навлек на себя смертный приговор, поскольку справедливо пожелал смерти «тому человеку» (себе, то есть), но раскаялся. И пророк сказал: «Господь снял твой грех — ты не умрешь. Но поскольку этим поступком ты дал повод врагам Бога хулить Его, умрет родившийся у тебя сын». Но Давида ещё ожидали четыре кары Божьи («за овечку он должен заплатить вчетверо»):
Прощение Давиду распространилось и на брак с Вирсавией, от которой родился ещё один сын, преемник Давида — Соломон .
Согласно талмудическому толкованию, жена Урии-хеттийца была на тот момент формально не замужем, так как в армии Давида был обычай: каждый, кто уходил на войну, давал жене гет (разводное письмо). Если муж не возвращался с войны, то жена считалась разведённой с момента вручения разводного письма . Урия дал своей жене гет, отправляясь на войну, и поэтому связь с Вирсавией не была грехом против Урии.
Поразившая Давида болезнь (в течение шести месяцев его тело было покрыто язвами) стала наказанием за его проступок . И хотя в отношении самой Бат-Швы он не нарушил требований закона, его грех заключался в том, что он «убил Урию мечом аммонитян», — то есть послал его на верную смерть . А смертная казнь была заменена Давиду на болезнь, ведь пораженный язвами цараат подобен мертвому — то есть эта болезнь имеет искупительную силу смерти .
В браке с Вирсавией, вскоре родился преемник Давида — Соломон .
Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою единокровную сестру Фамарь ( 2Цар. ). Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился Авессалом и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в Гессур ( 2Цар. ), где пробыл три года ( 970 — 967 год до н. э. ). Затем, когда печаль Давида ослабла, Авессалом был прощён и смог возвратиться в Иерусалим . Однако Авессалом окружил себя частной армией и, ощущая свою возросшую популярность среди израильтян, во время религиозной церемонии объявил себя царём ( 2Цар. ). Библия сообщает, что это произошло «по прошествии сорока лет царствования Давида» ( 2Цар. ), то есть практически под самый конец его правления. Он не стал оказывать сопротивления и бежал вместе со своей гвардией из столицы за Иордан. Авессалом начал преследовать своего отца и в лесу Ефремовом произошло решающее сражение, вследствие которого Давид смог вернуть себе трон; но власть Давида была ещё шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Савей ( 2Цар. ). Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему все же не удалось. О своих правах на царский трон заявил Адония ( 3Цар. ) — следующий по старшинству сын Давида. Пророк Нафан и Вирсавия настояли, чтобы стареющий Давид передал власть Соломону , что и было сделано ( 3Цар. ; 1Пар. ).
Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме ( 3Цар. ), на горе Сион , где, согласно христианскому преданию, проходила Тайная вечеря .
Отец — Иессей , мать в Ветхом Завете не названа. Был младшим из восьми (или семи) братьев.
Жены и дети :
Историчность царя Давида, так же как и историчность единого Израильского царства , является предметом дискуссии историков и археологов. Долгое время считалось, что хотя отсутствуют прямые свидетельства существования Давида и единого Израильского царства, и многие детали библейского рассказа о Давиде носят характер легенды, история прихода Давида к власти хорошо соотносится с археологической действительностью. В частности, к завоеваниям Давида относили археологические свидетельства уничтожения бывших филистимских и ханаанских городов, а к постройкам его сына Соломона относили обнаруженные в нескольких местах Израиля остатки монументальных городских ворот и дворцов, построенных в течение короткого периода.
Сложившаяся в 80-х годах школа ( англ. ), напротив, рассматривает все библейское повествование, в том числе и историю Давида, Соломона и единой израильской монархии, как идеологическую конструкцию, созданную в Иерусалиме в жреческих кругах во времена Ездры и Неемии (VI век до н. э.) или даже позже. С точки зрения представителей этой школы, Давид — «не более историческая фигура, чем король Артур ».
Исраэль Финкельштейн , глава кафедры археологии Израиля Тель-Авивского университета , представитель так называемого подхода «низкой хронологии» (сдвигающего датировку слоев и артефактов, традиционно относящихся к XI—X векам до н. э., примерно на век позже), считает Давида и Соломона реально существовавшими царями, в то время как единое Израильское царство он считает не существовавшим. Другой профессор археологии Тель-Авивского университета, Зеэв Херцог , считает Давида и Соломона главами племенных княжеств, контролировавших небольшие районы: Давид — в Хевроне, Соломон — в Иерусалиме.
Одним из аргументов в пользу существования Давида является надпись на стеле из Тель-Дан IX—VIII века до н. э. (период Северного Израильского царства ). Стела с надписью на арамейском языке поставлена в городе Дан одним из царей Арама , возможно, Азаилом в честь победы над царем Израиля . В тексте стелы из Тель-Дана упоминается дом (династия) Давида ; она рассматривается некоторыми археологами как доказательство историчности царя Давида . Помимо стелы из Тель-Дан, в настоящее время известны ещё две надписи, трактующиеся как древнейшие упоминания царя Давида , но их трактовка вызывает многочисленные возражения. Как дополнительное свидетельство существования единого царства Израиля во времена царя Давида рассматриваются раскопки еврейского города в ( англ. ) .
Согласно еврейской традиции, из рода Давида должен прийти Мессия (машиах бен Давид), который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, а вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.
В каббале раскрывается соответствие Давида и сфиры малхут .
Авторы Нового завета видят в Давиде пророка ( Деян. ) и героя веры ( Евр. ), мужа по сердцу Божьему и праотца Иисуса, «Сына Давидова» ( Деян. и след.; Мф. , ; Мф. ; ; Рим. ), который одновременно есть и Давидов Господь, Христос ( Мф. ). В этом исполняются данные Давиду обетования ( Лк. , ).
Согласно христианскому вероучению, пророчества сбылись, из рода Давида в мир пришёл ожидаемый Мессия — Иисус Христос .
В православии Царь Давид, наравне с ветхозаветными пророками и праведниками, занимает одно из центральных мест в богословии. Псалмы Давида — Псалтырь — являются одним из самых важнейших элементов православного богослужения, и частью Ветхого Завета Библии . Из всех книг Библии — Священного Писания — псалмы Давида во время богослужения читаются в наибольшем количестве .
Даву́д ( араб. داود ) — в исламе — пророк , через которого была ниспослана священная книга Забур (Псалтирь), отождествлён с иудейским царём Давидом. Пророк Давуд много времени посвящал молитвам, поэтому Аллах сделал его не только пророком, но также и земным правителем.
Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Например:
7 октября 2008 года на горе Сион был установлен бронзовый памятник царю Давиду, полученный израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца .