Туржанский, Александр Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Александрович Крон (настоящая фамилия Крейн , 30 июня ( 13 июля ) 1909 года, Москва , Российская империя — 26 февраля 1983 , Москва, СССР ) — русский советский писатель, драматург , переводчик, мемуарист и педагог высшей школы. Член Союза писателей СССР .
В своих произведениях развивал проблемы формирования человеческих характеров в различные исторические периоды Советского государства — восстановления хозяйства, разрушенного в годы гражданской войны , защиты отечества в войне на уничтожение , построения бесклассового общества , социалистической индустриализации .
Родился 30 июня ( 13 июля ) 1909 года в Москве. Отец — композитор Александр Абрамович Крейн (1883—1951) .
В годы Гражданской войны Саша находился в детском исправительном учреждении (школы-колонии при Биостанции юных натуралистов в Сокольниках ), свои воспоминания о том времени положил в основу своей первой пьесы . Считается, что уже тогда определились основные черты героя произведений Крона — руководителя, и требующего с подчинённых дисциплину, и неподавляющего самостоятельность их мышления .
В 1930 году Александр Крон окончил филологическое отделение историко-филологического факультета МГУ . Ещё в студенческие годы за 20 дней написал пьесу «Винтовка № 492116», которая в 1930 году была поставлена и с успехом шла в Ленинграде . Студентом в числе 60 своих однокурсников по университету в летних военных лагерях оказался в группе с Мусой Залиловым ( Мусой Джалилем ) .
В 1930—1931 годах Крон жил в Баку , впоследствии написал пьесу о жизни бакинских нефтяников «Глубокая разведка» (1941), во время работы над пьесой выезжал на нефтяные местарождения в Азербайджане .
В 1935 году одной из своих первых пьес — «Трус» (о первой русской революции ) — Крон привлёк внимание руководителей МХАТ .
В беседе с журналистом и переводчиком Леонидом Владимировым Крон утверждал, что является «фактическим автором» знаменитой детской повести « Старик Хоттабыч », увидевшей свет в 1938 году. По его словам, первоначальный вариант, написанный Лазарем Лагиным понравился руководству « Детгиза » оригинальной идеей, но написан был плохо. Рукопись показали молодому Крону и предложили отредактировать, а тот согласился, ибо нуждался в деньгах, и в результате переписал её практически полностью .
В 1939 году Крон вступил в ВКП(б) . В годы Великой Отечественной войны был инструктором политотдела , редактором многотиражки бригады подводных лодок , инструктором и военным корреспондентом политуправления Балтийского флота . Служил в Кронштадте , редактировал многотиражную газету соединения подводных лодок «Дозор». Принимал участие в военно-морских операциях. В соавторстве с Вс. Вишневским и Вс. Азаровым написал пьесу «Раскинулось море широко», премьера прошла 7 ноября 1942 года в единственном тогда работавшем в осаждённом Ленинграде Театре музыкальной комедии . С началом наступления советских войск выезжал в Таллин , совместно с Вс. Азаровым писал с фронта «Бои на Сааремаа », был на Моонзундских островах , на Одере .
В 1943 году МХАТом была поставлена пьеса Крона «Глубокая разведка», признанная событием в театральной жизни военной и послевоенной Москвы, критика отметила талант автора, режиссуру М. Н. Кедрова и актёрское мастерство В. О. Топоркова , В. Н. Поповой , М. И. Прудкина , М. П. Болдумана , В. В. Белокурова и даже занятых в эпизодических ролях, художника (впервые работавшего во МХАТе) В. Е. Татлина , нашедшего для декораций яркий колорит местности как на реальных нефтепромыслах Азербайджана, необычайно точно создавшего театральные конструкции и выставившего освещение; И. М. Москвин после генеральной репетиции спектакля объявил, что теперь спокоен за будущее МХАТа. Ещё в апреле 1945 году на сцене своего филиала МХАТ представил новую пьесу Крона — «Офицер флота», её поставили Н. М. Горчаков и И. М. Раевский , декорации выполнил Н. П. Акимов , в главной роли был занят М. П. Болдуман, последней ролью Москвина стал контр-адмирал Белобров. В пьесе, герои которой живут в обстановке осаждённого города, поднимались вопросы долга, чести, личной ответственности, дружбы. Постановка готовилась долго и трудно, возникали противоречия автора, не терпевшего никаких изменений своего текста, режиссёров и руководившего постановкой Н. П. Хмелёва . Увы, сценическая жизнь «Офицера флота» оказалась не столь долговечна, представления прошли 193 раза .
К событиям военного времени возвращался в своих произведениях и позже, писал о героях-подводниках П. Грищенко , А. Лебедеве , С. Лисине , А. Маринеско , А. Матиясевиче , Е. Осипове : «Из балтийских дневников», «Как я стал маринистом», «Алексей Лебедев», «Кронштадтские встречи». Военные образы обрели новую жизнь в большом романе «Дом и корабль», оконченном в 1964 году .
Много сотрудничая с театром, Крон некоторые свои образы писал специально под конкретных артистов, так роль фотокорреспондента Ларисы Венцовой из пьесы «Кандидат партии» была специально предназначена Евгении Церебилко .
Во время войны с Японией был командирован на Тихий океан .
После войны преподавал в Литературном институте . Одним из первых заметил дарование В. С. Розова . В собственном творчестве выступил против утвердившейся в те годы «теории бесконфликтности», в пьесе «Кандидат партии» (1950) вывел мировоззренческий конфликт между мещански-потребительским и творческим отношением к труду. Тогда в защиту Крейна выступил А. Фадеев . Позднее (1956) публикация в альманахе «Литературная Москва» «Заметки писателя»; как и вошедшие в альманах рассказы А. Яшина , Ю. Нагибина , были осуждены «как идейно порочные» («Московский литератор», 1957. 26 дек.) .
Выпустил книгу очерков о путешествии в Индонезию «На ходу и на якоре» (1961). Выступил как переводчик, переведя пьесы Анны Броделе «Новоселы» и «Учитель Страуме», и как мемуарист, оставив воспоминания об Ольге Берггольц , Александре Твардовском , Эммануиле Казакевиче , Всеволоде Иванове , Юрии Крымове , режиссёре Фёдоре Каверине , артисте Михаиле Астангове и других современниках. Опубликовал рассуждения о Льве Толстом . Написал автобиографическую статью «Моя анкета» (1961) .
В конце 1970-х, отойдя от флотской темы, в которой был одним из двух основных авторов наряду со Штейном (естественно, что их называли «кронштейн»), Крон опубликовал «интеллектуальный» роман о жизни учёных «Бессонница» — «точную вещь о пороках советского мышления», вставшую вряд с романами Грековой «Кафедра» (1978), Каверина «Двухчасовая прогулка» (1978), Рыбакова «Лето в сосняках» (1964), а также с фильмом 1982 года режиссёра Лонского « Летаргия » (с проблематикой сна и постепенного пробуждения советской культуры) .
В конце жизни тяжело болел, перенёс три инфаркта .
Александр Александрович Крон умер 26 февраля 1983 года и был похоронен на 10 участке Кунцевского кладбища Москвы.
По мнению Вольфганга Казака «Заметки писателя» Крона (1956) сохраняют своё значение для понимания советской литературной ситуации, автор разоблачал в них такие негативные положения, как цензурные ограничения, бюрократизм, предписанность репертуара, влекущие за собой подавление творческой инициативы в театральной работе. В своих театроведческих произведениях Крон разбирал вопросы перевоспитания и самовоспитания личности в обществе, приводил примеры строгой партийной дисциплины в среде русских революционеров начала ХХ века, обсуждал этические вопросы чести и долга, психологически углублялся в производственную тему, в том числе отношения, сотрудничество и конфликты в среде научных работников. Высказанные им суждения подвергались критике Борисом Лавренёвым , Николаем Погодиным и другими . Позднее Дмитрий Быков приписывал Крону приверженность одной и довольно лёгкой, и довольно удобной в советские времена , теме военно-морского флота, в которой писатель проявил себя профессионально мастеровитым, но, по их мнению, безнадёжным ремесленником, пьесы которого, «чудовищно ходульные», «не пережили своего времени» .
Друг писателя Израиль Меттер отмечал предельную честность Александра Крона, как в общении, так и в творчестве: в то время как другие писатели могли в своих произведениях высказывать точки зрения, отличные от их собственных, Крон был лишён подобной двоякости и писал ровно то, что он думал и чувствовал. Вдобавок, писатель не занимался «угадыванием современности», а скорее «открывал» её и, таким образом, всегда оставался современным писателем. Также Меттер отмечал его самоотверженность и преданность своему делу: уже перенеся три инфаркта тяжело больной Крон в первую очередь боялся, что не сможет работать . Подобное мнение высказывал и Владислав Шошин , по словам которого для писателя было характерно вживание и «вчитывание» в затронутый им материал. Так, работая над романом «Глубокая разведка», Крон прочитал немало специальной технической литературы по теме .