Interested Article - Однополый брак

Однополая свадьба.
США. 2017 г.

Однопо́лый брак брак между людьми одного пола или гендерной идентичности . Аналогично разнополым парам, вступившие в такой союз люди в качестве супругов и близких родственников приобретают целый ряд прав и обязанностей по отношению друг к другу .

Идея о возможности брака между двумя людьми одного пола стала широко обсуждаться в западном обществе во второй половине XX века на фоне либерализации отношения к гомосексуальным людям . Хотя такие союзы имеют более давнюю историю . Дискуссии о доступе однополых пар к институту брака до сих пор носят острый характер .

В ряде государств эти дебаты привели к признанию таких союзов. На данный момент 35 стран мира, общее население которых составляет более одного миллиарда человек , узаконили доступ однополых пар к браку . Целый ряд других государств создали альтернативные институты признания семейных прав однополых пар . Кроме того, права однополых пар признаны на уровне Европейского союза (в том числе в отношении тех членов ЕС, в которых нет никакого признания прав однополых пар) .

Понятие и терминология

Некоторые противники однополых браков считают, что с их признанием создаётся новый социальный институт , параллельный «традиционному браку». Их оппоненты говорят о том, что узаконивание семейного положения однополых пар является расширением старого понятия брака и более справедливой его формулировкой . Данные представления отражаются и в языке. Так, в прессе, настроенной отрицательно по отношению к однополым бракам, слово «брак» применительно к ним нередко заключается в кавычки . С другой стороны, некоторые сторонники легализации таковых союзов на государственном уровне стремятся не употреблять словосочетания « Однополый брак » ( англ. Same-sex marriage , нем. Gleichgeschlechtliche Ehe ) и « Гей-брак » ( англ. Gay marriage , нем. Homo-Ehe ), поскольку они могут создать ложное впечатление о создании какого-то специального брака для негетеросексуальных людей, в то время как имеется в виду открытие доступа однополым парам к уже существующему институту брачных союзов. Такие высказывающиеся стремятся использовать термины « Брак для всех » ( фр. Mariage pour tous , нем. Ehe für alle ), « Брачное равноправие » ( англ. Marriage equality ), « Равный брак » ( англ. Equal marriage ) , « Гендерно-нейтральный брак » ( фин. Sukupuolineutraalista avioliitosta ) . Данные представления также нашли своё отражение и в законах, легализующих однополые браки. Например, в Германии и Франции они имеют название «Об открытии брака для однополых пар» ( нем. Öffnung der Ehe für gleichgeschlechtliche Paare , фр. Loi ouvrant le mariage aux couples de personnes de même sexe ) , в ряде американских штатов — «Закон о брачном равноправии» ( англ. Marriage Equality Act ) .

Кроме того, в XXI веке во многих авторитетных словарях в определении слова « брак » исчезла дифференциация по полу и гендерной идентичности или было добавлено упоминание однополых союзов. Такие изменения произошли, например, в 2000 году со , в 2001 году с Оксфордским словарём английского языка , в 2003 году со Словарём Уэбстера , в 2012 году со словарём Королевской академии испанского языка , в 2013 году с французским словарём « » , а также с немецким « Дуденом » .

Правовые последствия брака

Заключение брака приводит к тому, что вступившие в него люди в качестве супругов и близких родственников приобретают целый ряд прав и обязанностей по отношению друг к другу . Хотя набор данных прав несколько различается в разных странах, но всех их можно условно разделить на неимущественные, имущественные и права, связанные с детьми в данной семье. К неимущественным отношениям относятся, например, право посещения в больнице, право принятия медицинского решения в отношении недееспособного супруга, право распоряжаться телом и вопросами захоронения в случае его смерти, право не свидетельствовать против супруга в суде и т. д.. К имущественным правам относится право вступать в совместные сделки, иметь совместное имущество, право на совместное медицинское и социальное страхование, право получать пенсию по случаю потери кормильца, право на проживание в жилом помещении умершего партнёра, право на наследование имущества, право на освобождение от налога на наследство, право на алименты и т. д. Что касается проживающих в семье детей, то непризнанный законом родитель не имеет права на отпуск по уходу за ребёнком в случае тяжёлой его болезни, не может заменить второго родителя в случае болезни или отъезда того и т. д . В отношении не родственных людей такие правовые взаимодействия требуют заключения сложных юридических документов, и даже в этом случае не все данные вопросы могут быть отрегулированы таким путём .

История

Кэтрин Ли Бейтс и прожили в « бостонском браке » 25 лет.

Изучавшие историю института семьи учёные, например, такие классики как Иоганн Якоб Бахофен , Льюис Генри Морган , Эдвард Вестермарк в своих работах указывают, что понятие « брака » очень сильно различалось в разное время в разных обществах. Брак мог быть фактическим , временным , церковным , посмертным , полигамным и так далее. Исследователи также отмечают, что те культуры, которые терпимо относились к гомосексуальным отношениям, обычно имели социальные институты однополого партнёрства .

Античность и Средние века

Свидетельств стремления мужчин заключить между собой именно брак в истории сохранилось немного. В том числе из-за того, что после принятия христианства в Римской империи были приняты законы против содомии , преследующие за гомосексуальные половые отношения. Но до этого гомосексуальные отношения получили широкое распространение во времена ещё династии Юлиев-Клавдиев . Хотя все императоры этой династии (кроме Клавдия) были известны гомосексуальными связями , император Нерон был первым, кто со своими любовниками праздновал свадьбы, театрализованно имитируя римский ритуал. Так, после свадьбы с евнухом Спором он одевал его как императрицу . А на свадьбе с вольноотпущенником Пифагором (Светоний называет имя Дорифора) в роли «жены» был уже Нерон . Но с точки зрения историков, это было просто результатом его сексуальной развращённости. По свидетельству Светония, « собственное тело он столько раз отдавал на разврат, что едва ли хоть один его член остался неосквернённым » .

Римский император Константин и его преемник Констант в 342 году обнародовали закон ( Кодекс Феодосия , IX 7,3), согласно которому мужчины, выполняющие женскую роль и отдающиеся другим мужчинами, должны были быть преданы мечу . Император Валентиниан II в 390 году ввёл закон, согласно которому мужчины, исполняющие женскую роль в сексуальных контактах, должны были быть сожжены перед глазами общественности ( Кодекс Феодосия , IX 7,6), положив начало стандарту, существовавшему в Средние века и раннее Новое время . Сохранились исторические свидетельства о криминальном преследовании за имитацию церемонии заключения брака. Например, в 1497 году 22-летний аптекарь Карло ди Берардо д’Антонио был изгнан из Флоренции за то, что жил с красильщиком Микеле ди Бруно да Прулли. Из его показаний следовало, что ранее они имитировали в церкви обряд венчания друг с другом. В Риме в 1578 году группа португальских мужчин была сожжена на костре за попытку проведения церемонии заключения брака между их друзьями Гаспаро и Джосеффе .

Новое время

Марсела и Элиза (справа) после свадьбы

Начиная с XVI века историками зафиксирована в Европе практика «мужей-женщин», когда одна из двух женщин переодевалась мужчиной и они открыто жили вместе как муж и жена, часто даже оформляя свой брак. Так поступили, например, голландки Корнелия Геррице ван Брейгель и Элизабет Болейн, которые в 1680-е годах обвенчались в церкви в Амстердаме . Их секрет раскрылся спустя годы, когда Корнелия устала носить мужскую одежду. Свидетельства заключения подобных браков в значительном количестве зафиксированы и в Англии в XVIII веке .

В конце XVIII века в западном мире появилась идея «романтической женской дружбы», в виду чего тесные долгосрочные отношения между подругами-компаньонками стали восприниматься обществом как приемлемые. Довольно часто за этим скрывались лесбийские связи. Иногда такие женщины делали попытки заключить брак. Например, 30 марта 1834 года английские дворянки Анна Листер и Энн Уокер в йоркской получили благословение на заключение тайного брака. Женщины сохранили секрет до конца своей жизни. Данный факт стал известен много позже благодаря расшифровке дневников Анны Листер . В Новой Англии в конце XIX века возник схожий с «романтической дружбой» институт « бостонского брака », объединявшего женщин, стремящихся к финансовой независимости и карьере. Нередко это был также и романтический союз, хотя для общества того времени это не было очевидно .

В начале XX века вскрытие факта однополого брака могло иметь разные последствия. Так, испанские учительницы Элиза Санчес Лорига и Марсела Грасия Ибеас заключили брак 8 июня 1901 года в в Ла-Корунье . Свадьба стала возможной благодаря тому, что одна из девушек переоделась мужчиной. Из-за доноса соседей обман раскрылся и случай получил широкую огласку, в результате чего супруги были вынуждены скрываться от властей, хотя их брак так никто и не аннулировал . С другой стороны, в начале 1920-х годов в Советской России некая Евгения Фёдоровна М., выдавая себя за мужчину и подделав мужские документы, заключила брак со своей возлюбленной С. в Ленинграде . Вскоре власти раскрыли обман и возбудили против женщин дело, обвинив их в «преступлении „против природы“». Судебный процесс получил широкую огласку. Однако в суде дело развалилось и Народный комиссариат юстиции постановил считать брак «законным, как заключённый по обоюдному согласию». Пара осталась жить вместе, Евгения даже смогла усыновить ребёнка супруги .

Идея о возможности брака между двумя людьми одного пола была впервые публично высказана немецким юристом и «отцом-основателем гей-движения» Карлом Генрихом Ульрихсом примерно в 1865 году. В опубликованном «Уставе Уранической федерации» он продолжал развивать свою теорию уранизма (первая научная теория гомосексуальности) и среди прочего писал о признании «уранических браков» .

Ритуализированное побратимство

Некоторые историки утверждают, что однополые союзы имели признание и в средневековой Европе. Так, профессор Йельского университета Джон Босуэлл , изучив более 60 рукописей периода с VIII по XVI века , заявил, что церковь (как на западе , так и на востоке ) уже в раннее Средневековье знала обряды освящения однополых (обычно мужских) союзов — таких, как адельфопоэзис . Подобный ритуал часто напоминал венчание и предусматривал использование горящих свеч, обвязывание и возлагание на Евангелие рук, покрытие голов участников церемонии столой , чтение молитвы « Отче наш », причастие , поцелуи и обвод вокруг алтаря . Учёный полагал, что церемония освящала «несомненно добровольный и чувственный союз двух лиц», который мог носить и гомосексуальный характер . Другие историки также находили аналогичные обряды по всей Европе . Например, в позднем Средневековье во Франции была распространена практика братания ( аffrèrement ): двое неродственных мужчин брали обязательство жить вместе, разделяя «один хлеб, одно вино и один кошелёк» . Впрочем, сколько-нибудь широкого признания в научной среде трактовки таких союзов как брачных не получили.

В качестве другого примера общественного признания однополых отношений некоторые исследователи называют мателотаж у пиратов в XVII—XVIII веках. Согласно такому союзу (порой заключавшемуся в торжественной обстановке) пара имела общее имущество, которое наследовал переживший партнёр . При этом историки подчёркивают, что точное значение подобных союзов остаётся неясным. Данные побратимства являлись ритуализированной формой мужской дружбы, хотя на практике это не исключало и гомосексуальные отношения в такой паре .

Вторая половина XX века

Широкая общественная дискуссия вокруг признания однополых браков началась в западном обществе во второй половине XX века. Этому способствовали глубокие социальные изменения 1960-х годов, либерализация общественного мнения относительно однополых отношений, отмена преследовавших ЛГБТ-людей уголовных законов , депатологизация гомосексуальности и становление правозащитного ЛГБТ-движения .

Не прошло и года после Стоунволлских бунтов , давших новый толчок борьбе гомосексуальных людей за свои права, как в 1970 году в Миннесоте два студента-юриста подали в суд на власти, отказавшие им в заключении брака. Дело дошло до Верховного суда США , который в 1972 году не признал право двоих лиц одного пола на заключение брака . В это же время « Альянс гей-активистов » организовал в Нью-Йорке кампанию за открытие однополым парам доступа к браку . Подобные попытки были приняты и в других штатах США , а некоторые даже имели успех . В 1973 году лесбиянки Айно Нильсен и Вальборг Клинтхольм попытались заключить брак в Дании , что вызвало большой общественный резонанс в стране .

Хотя тема брачного равноправия не была основной в то время для гей-движения, однако она имела свои последствия . В 1973 году штат Мэриленд впервые в истории запретил браки между людьми одного пола . А в 1975 году Нидерланды начали признавать некоторые семейные права фактически живущих вместе однополых пар, в 1979 году это положение закрепил специальный закон . В 1984 году университетский город Беркли ( Калифорнии , США ) впервые в мире принял закон о «домашних партнёрствах» для однополых семей .

Свою роль в осмыслении обществом необходимости узаконивания однополых семей сыграла эпидемия ВИЧ в 1980-х годах. Она сделала видимыми тысячи геев, которые до того скрывались от общества, но стали заметны, когда начали погибать от болезни совсем молодыми. И это вызывало сочувствие к ним у многих сторонних людей. По словам историка Майкла Клэрмана: «В годы эпидемии однополое партнёрство не было ещё юридически узаконено, и именно это стало для многих источником страданий. Больные не могли пользоваться медицинской страховкой партнёров (как могли бы, если бы были супругами). Партнёрам не разрешали посещать больных, не давали им увидеться и не пускали на похороны. У них отбирали детей. Эти трагедии попадали в газеты, и американцы невольно оказались вовлечены в чужое горе. Это сильно изменило социальный климат в стране» .

С конца XX века

В конце 1980-х начале 1990-х годов началась новая волна общественного движение за признание права лиц одного пола на брак .

Первой страной в мире, введшей институт регистрируемых « гражданских партнёрств », стала Дания в 1989 году . Это наделяло оформивших такой союз людей многими правами, вытекавшими из брака . Первой парой, зарегистрировавшей свои отношения согласно новому закону, стали Аксель и Эйгил Аксгил . На момент свадьбы женихам было 74 года и 67 лет соответственно, а вместе они прожили 40 лет. В день церемонии Эйгил сказал: «Будьте открыты. Заявляйте о себе. Всегда боритесь. Это единственный способ что-то менять. Если все выйдут из чулана , такое начнёт происходить повсеместно» .

Слева направо: Йоунина Леоусдоуттир, Данило Тюрк , Йоуханна Сигюрдардоуттир , Барбара Тюрк
Ксавье Беттель и Готье Дестне (крайний справа) на приёме в американском посольстве

Первой страной, открывшей для однополых пар возможность заключать полноценные браки, 1 апреля 2001 года стали Нидерланды . Первым штатом США, пошедшим на такой шаг, стал Массачусетс в 2004 году . В дальнейшем к ним присоединилось более 30 стран и территорий, в которых в общей сложности проживает более миллиарда человек. Узаконивание статуса однополых семей происходило разными путями. Например, в ЮАР и Аргентине соответствующие законы приняли в парламенте , в США и Колумбии дорогу брачному равноправию открывали решения Верховного суда , а в Ирландии , Австралии и Швейцарии за однополые браки граждане проголосовали на референдумах . Также целый ряд стран продолжили вводить альтернативный институт « гражданского партнёрства ». Первым государством на территории бывшего социалистического блока , пошедшим на такой шаг, стала Чехия в 2006 году , а на постсоветском пространстве Эстония в 2016 , однако позже, 20 июня 2023 года, парламент балтийской страны полностью узаконил однополые браки .

Регистрация брака Евгения Войцеховского и Павла Стоцко в ратуше Копенгагена

Такие браки заключили многие известные люди. Например, премьер-министр Исландии Йоуханна Сигюрдардоуттир и писательница Йоунина Леоусдоуттир, олимпийский чемпион Том Дейли и оскаровский лауреат Дастин Лэнс Блэк , королева красоты Юлия Лемигова и первая ракетка мира Мартина Навратилова , певец Элтон Джон и режиссёр Дэвид Ферниш , актрисы Джоди Фостер и Александра Хедисон , премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель и архитектор Готье Дестне, и многие другие.

В XXI веке эти идеи нашли своё отражение и в международном праве . В 2000 году Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла «Рекомендацию 1474», в которой призывала государства Совета Европы узаконить семейные права однополых пар в виде партнёрств. В 2010 году Комитет министров составил аналогичные рекомендации . Европейский суд по правам человека в ряде дел (« Шальк и Копф против Австрии » (2010), «Валлианатос против Греции» (2013), «Олиари против Италии» (2015), « Новрук против России » (2016) указывал, что однополые пары должны пользоваться семейными правами . Европейский суд в 2018 году постановил, что страны Евросоюза должны признавать миграционные права однополых пар, заключивших браки в других государствах, даже если в самих этих странах однополые браки не легализованы . Межамериканский суд по правам человека в 2018 году постановил, что Американская конвенция о правах человека гарантирует всем людям право вступать в брак вне зависимости от пола партнёров .

По инициативе Коста-Рики Межамериканский суд по правам человека в 2018 году рекомендовал легализовать однополые браки, призвав 11 латиноамериканских государств, в которых такие браки еще не узаконены, «признать и гарантировать все права, касающиеся семейных отношений между людьми одного и того же пола».

26 мая 2020 года в Коста-Рике вступило в силу решение Верховного суда о легализации однополых браков. Коста-Рика стала первой из этих стран, выполнивших данную рекомендацию. Боливия, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу и Доминиканская республика по-прежнему не признают однополые браки, в то время как в Аргентине, Бразилии, Уругвае, Колумбии, Эквадоре, Чили и в некоторых штатах Мексики однополые браки легализованы.

С актуализацией вопроса однополых браков ряд стран предприняли меры по закреплению в законе определения брака как исключительно союза мужчины и женщины. Такие изменения, например, приняли парламенты Венгрии (2011) и Грузии (2017) . Поправки к конституции Армении внесённые в 2015 году, напрямую запретили регистрацию однополых браков . В 2018 году Бермуды стали первой страной мира, отменившей ранее узаконенные однополые браки , однако Верховный суд приостановил это решение до окончания судебных разбирательств .

В 2013 году Нигерия приняла закон , согласно которому не просто было дано определение брака как разнополого союза, но вступление в однополый брак стало уголовным преступлением, караемым до 14 лет тюрьмы, а «пособничество» в регистрации такого брака — до 10 лет . Аналогичный закон, предусматривавший пожизненное заключение, был принят в Уганде в 2014 году, но вскоре под давлением мирового сообщества власти его отменили . Поправки к Конституции России , принятые в 2020 году, закрепили в Конституции определение брака как исключительно союза мужчины и женщины .

Дискуссии вокруг брачного равноправия

Митинг за однополые браки в Париже
Митинг против однополых браков в Париже

Вопрос однополых браков часто вызывает острые столкновения между сторонниками и противниками, порой раскалывающие общество . Это свидетельствует от том, что данная тема в XXI веке стала важной социальной проблемой .

Сторонники брачного равноправия указывают на то, что брак является правовым институтом , который даёт заключившим его людям как супругам и близким родственникам целый ряд прав: не свидетельствовать против своего супруга в суде, посещать его в больнице, распоряжаться вопросами его здоровья, если он сам не может, наследовать имущество, участвовать в совместных сделках и так далее. Таким образом, вопрос однополых браков признаётся ими вопросом гражданского равноправия , а отказ в этом расценивается как дискриминация . Противники таких союзов отвечают в том духе, что раз этих прав у однополых пар не было, значит их права и не нарушаются .

Оппоненты брачного равноправия считают, что брак — это институт, направленный прежде всего на рождение и воспитание детей, а однополые пары не способны на зачатие . При этом воспитание детей в такой семье вызывает у противников брачного равноправия опасение за их развитие, связанное с предполагаемыми проблемами самоидентификации и стрессом. Сторонники однополых браков указывают на то, что гомосексуальность не лишает человека способности к размножению , а значит, однополые пары могут иметь (и имеют) своих детей. Причём сама возможность завести ребёнка никак не связана с брачным статусом . Сторонники апеллируют к многочисленным научным исследованиям развития таких детей, проведённым в разных странах мира, которые показывают, что они ничем не отличаются от сверстников, воспитываемых разнополыми родителями . При этом при усыновлении однополые пары более склонны брать детей с проблемным здоровьем . Кроме того, непризнание брака однополых родителей, де-факто воспитывающих ребёнка, приводит к повышению его правовой и социальной уязвимости .

Противники однополых браков высказывают и другие опасения, связанные с демографией . Например, они считают, что в случае возможности заключения брака однополыми парами гетеросексуальные пары решат, что им не обязательно заводить детей в браке и откажутся от этого . Они опасаются, что ценность брака уменьшится и что гетеросексуалы якобы станут реже заключать браки, а значит, увеличится количество одиноких женщин, которые более склонны делать аборты . Противники считают, что обесценивание брака приведёт к снижению рождаемости . Сторонники говорят об искажении в ходе таких рассуждений причинно-следственных связей и о том, что у этих страхов не существует научного подтверждения . Кроме того они приводят благополучный пример стран, уже узаконивших подобные браки . Противники опасаются, что брачное равноправие приведёт к росту числа ЛГБТ-людей в обществе. Сторонники указывают на опыт других стран, показавший стабильное число таких людей .

Некоторые противники однополых браков считают, что брак представляет собой существовавший веками неизменным уникальный союз . Сторонники оппонируют тем, что понятие брака в истории сильно менялось, например, в США вплоть до 1967 года оно не подразумевало межрасовые браки . По их мнению юридическое признание однополых пар отвечает современности .

Противники однополых браков считают, что признание таких союзов может принизить или даже разрушить «традиционный брак», поскольку он станет менее интересен гетеросексуалам. Сторонники подчёркивают, что уважают брак и стремятся не уничтожить его, а расширить это понятие, сделав более справедливым , что брачное равноправие не умаляет прав разнополых пар . Противники говорят о том, что «традиционный брак» является ячейкой общества и государства, а признание однополых союзов может подорвать эти институты. Сторонники утверждают, что браки между людьми одного пола служат такой же надёжной основой обществу и государству .

Сторонники брачного равноправия указывают на то, что однополые отношения несут те же моральные ценности что и разнополые: любовь, верность, уважение, ответственность и т. д. Они подчёркивают, что заключение однополого союза способствует укреплению отношений пары . С точки зрения таких людей отказ однополым семьям в браке аморален и унизителен .

Многие выступают против однополых браков исходя из того, что однополые отношения для них морально неприемлемы. Часто такие люди апеллируют к своим религиозным убеждениям, поскольку, с точки зрения большинства мировых религий, брак — это священный союз мужчины и женщины. Однако сторонники однополых браков говорят о светском характере большинства государств и равенстве различных убеждений в них .

Противники утверждают, что дополнительные регистрации и льготы несут экономический ущерб государству. Оппоненты говорят об улучшении экономической ситуации вследствие улучшения условий жизни и повышения сбора налогов . Например, легализация однополых браков за 5 лет принесла США 3,8 миллиардов долларов за счёт свадебных расходов и 244 миллиона долларов за счёт налоговых поступлений . Они также указывают, что льготы платятся из налогов, которые ЛГБТ-люди платят наравне со всеми .

Противники опасаются, что однополые браки будут способствовать росту заболеваемости половыми инфекциями . Сторонники и эксперты говорят о том, что демаргинализация гомосексуалов уменьшает рисковое поведение и снижает распространение заболеваний . Некоторые исследователи также указывают на улучшение общего здоровья ЛГБТ-людей, состоящих в однополых браках .

Противники однополых браков опасаются, что их легализация приведёт к узакониванию многожёнства и других форм браков. Сторонники возражают, что это не входит в цели ЛГБТ-движения , а также отмечают необоснованность и нелогичность такого предположения . Кроме того, в случае многожёнства, например, присутствует угнетение мужчиной женщины, чего нет в однополом браке .

Сторонники брачного равноправия указывают, что его неприятие может быть следствием ксенофобии ( гомофобии ) со стороны человека .

Ряд однополых пар рассматривают регистрацию брака как символический жест, обозначающий новый этап отношений . Признание такого союза обществом, по мнению сторонников, также несёт важное символическое значение, придавая однополым семьям легитимность, отвергая оценку таких отношений как «второсортных» и уменьшая ксенофобию .

Сторонники однополых браков указывают на ряд исследований, обнаруживших связь между легализацией гей-браков, принятием прочих антидискриминационных законов, поддерживающих ЛГБТ-сообщество, и улучшением психического здоровья и сокращением рискованного поведения среди ЛГБТ. И наоборот, нехватка антидискриминационных законов, референдумы по поводу запрета однополых браков и запреты однополых браков оказались связаны с негативными последствиями для ЛГБТ .

Кроме того, легализация гей-браков может принести прибыль: в США легализация однополых браков за 5 лет принесла 3,8 миллиарда долларов за счёт свадебных расходов и 244 миллиона долларов за счёт налоговых поступлений .

Однополые браки и брачное равноправие в научно-фантастической литературе

Роман-антиутопия Рафаэля Гругмана от 12 апреля 2017 на Wayback Machine США, 2008, описывает перевёрнутый (оруэлловский) мир, в котором разнополые браки и интимные отношения между мужчиной и женщиной запрещены. Разрешены только однополые браки. Мировая история, Библия и классические произведения мировой литературы фальсифицированы, поддерживая идеологию гомосексуального мира.

Журнал Lateral Magazine , США, Свобода жанра: сексуальность в научно-фантастической литературе : «В книге Рафаэля Гругмана „Nontraditional Love“ (2008), описан ещё один виток развития современного общества, перевёрнутого с ног на голову, в котором гетеросексуальность поставлена вне закона, а гомосексуальность является нормой. <…> Голландия — единственная страна, в которой разрешены разнополые браки. Это, вероятно, самый очевидный пример осознанной отчуждённости. Автор заставляет читателя войти в положение угнетённого путём моделирования всего мира противоположностей вокруг в меру „нормального“ поборника гетеросексуальности. Гетеросексуальный читатель сможет не только идентифицировать себя с главным героем, но и погрузиться в мир, столь же репрессивный и нетерпимый, каким был реальный мир для гомосексуалистов и лесбиянок на протяжении всей истории человечества»

На русском языке роман впервые опубликован в 2020 году в Москве под названием «Запретная любовь. Forbidden Love» .

Ситуация в мире

Страны, признавшие брачное равноправие

По состоянию на август 2023 года, 35 стран узаконили однополые браки и 34 страны признаю́т ту или иную форму гражданского партнёрства между людьми одного пола.

Легализация однополых браков и других типов союзов в мире: Регистрируются однополые браки Признаются браки, заключённые за границей Закон об однополых браках ещё не вступил в силу Регистрируются альтернативные формы союзов Признаются некоторые права однополых пар
Местная сертификация без юридической силы
Страна подлежит решению международного суда Ограниченное признание браков за границей Однополые союзы не признаются, нет регламентирующих их постановлений
Легализация однополых браков и других типов союзов в Европе: Регистрируются Признаются браки, заключённые за границей Регистрируются другие формы союзов Признаются незарегистрированные союзы Однополые союзы не признаются, нет регламентирующих их постановлений Однополые браки запрещены конституцией
Страна Дата
вступления
в силу
Дата и путь
окончательного
принятия
Примечания
1 Нидерланды
Нидерланды
1 апреля 2001 19 декабря 2000
(парламент)
На территориях Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба однополые браки заключаются с 10 октября 2012 года.
На Арубе , Синт-Мартене и Кюрасао однополые браки не заключаются, однако признаются браки, заключённые в остальных частях Нидерландов.
2 Бельгия
Бельгия
1 июня 2003 30 января 2003
(парламент)
Совместное усыновление детей было разрешено лишь в 2006 году. Автоматическое совместное родительство с 2015 года.
3 Испания
Испания
3 июля 2005 30 июня 2005
(парламент)
Закон распространяется на Суверенные территории Испании . Автоматическое совместное родительство с 2015 года.
4 Канада
Канада
20 июля 2005 19 июля 2005
(парламент)
В девяти регионах страны (из 13) однополые браки были легализованы на региональном уровне уже ранее, начиная с июня 2003 года (провинция Онтарио ) и заканчивая июнем 2005 (провинция Нью-Брансуик ).
5 Южно-Африканская Республика
ЮАР
30 ноября 2006 28 ноября 2006
(парламент)
Парламент принял закон после указания Конституционного суда.
6 Норвегия
Норвегия
1 января 2009 17 июня 2008
(парламент)
7 Швеция
Швеция
1 мая 2009 1 апреля 2009
(парламент)
8 Португалия
Португалия
5 июня 2010 11 февраля 2010
(парламент)
Совместное усыновление детей однополыми супругами и искусственное оплодотворение были разрешены лишь в 2016 году.
9 Исландия
Исландия
27 июня 2010 11 июня 2010
(парламент)
10 Аргентина
Аргентина
22 июля 2010 15 июля 2010
(парламент)
11 Дания
Дания
15 июня 2012 7 июня 2012
(парламент)
В Гренландии однополые браки заключаются с 1 апреля 2016 года. На Фарерских островах — с 1 июля 2017 года.
12 Бразилия
Бразилия
16 мая 2013 14 мая 2013
(Национальный совет юстиции)
С января 2012 года по апрель 2013 года верховные суды 13 штатов Бразилии (из 26) и столичного округа уже признали право однополых пар на брак.
13 Франция
Франция
18 мая 2013 23 апреля 2013
(парламент)
Закон распространяется на Заморские территории Франции . Суррогатное материнство во Франции запрещено.
14 Уругвай
Уругвай
5 августа 2013 10 апреля 2013
(парламент)
15 Новая Зеландия
Новая Зеландия
19 августа 2013 17 апреля 2013
(парламент)
Закон распространяется на островные части Новой Зеландии.
Закон не распространяется на Острова Кука (где гомосексуальные контакты декриминализованы в 2023 году), Ниуэ и Токелау (где гомосексуальные контакты декриминализованы в 2007 году).
16 Люксембург
Люксембург
1 января 2015 18 июня 2014
(парламент)
17 Соединённые Штаты Америки
США
26 июня 2015 26 июня 2015
( Верховный суд )
Впервые однополые браки были легализованы в штате Массачусетс ещё в 2004 году. Всего же до решения Верховного суда однополые браки уже были легализованы в 35 штатах (из 50), в округе Колумбия и на территории Гуам .
Под вопросом остаётся статус в Американском Самоа . Коренные народы США , обладающие правовой автономией, в большинстве своём не признают однополые браки.
18 Ирландия
Ирландия
16 ноября 2015 22 мая 2015
( референдум )
Первая страна в мире, легализовавшая однополые браки посредством референдума.
19 Колумбия
Колумбия
28 апреля 2016
28 апреля 2016
(Конституционный суд)
Конституционный суд признал незаконным запрет заключения однополых браков после отказа парламента узаконить права однополых семей.
20 Финляндия
Финляндия
1 марта 2017 12 декабря 2014
(парламент)
Данный закон стал первой в истории Финляндии гражданской инициативой, одобренной парламентом.
21 Мальта
Мальта
1 сентября 2017 12 июля 2017
(парламент)
22 Германия
Германия
1 октября 2017 30 июня 2017
(парламент)
23 Австралия
Австралия
9 декабря 2017 7 декабря 2017
(парламент)
Голосование в парламенте состоялось после референдума/опроса по почте.
24 Австрия
Австрия
1 января 2019 5 декабря 2017
(Верховный суд)
25 Китайская Республика (Тайвань)
Тайвань
24 мая 2019 17 мая 2019
(парламент)
Парламент принял закон после указания Конституционного суда. Закон разрешает усыновление только биологических детей супруга.
26 Эквадор
Эквадор
8 июля 2019 12 июня 2019
(Конституционный суд)
27 Великобритания
Великобритания
13 января 2020 зависит от региона
(парламент)
Семейное право в Соединённом Королевстве подпадает под юрисдикцию регионов. В Англии и Уэльсе однополые браки законны с 13 марта 2014 года, в Шотландии — с 16 декабря 2014 года, в Северной Ирландии — с 13 января 2020 года. По состоянию на 2020 год Коронные земли и 9 из 14 британских заморских территорий также заключают однополые браки.
28 Коста-Рика
Коста-Рика
26 мая 2020 8 августа 2018
(Верховный суд)
29 Чили
Чили
10 марта 2022 7 декабря 2021
(парламент)
30 Швейцария
Швейцария
1 июля 2022 26 сентября 2021
(референдум)
31 Словения
Словения
8 июля 2022 16 июня 2022
(Конституционный суд)
Конституционный суд дал парламенту Словении 6 месяцев на изменение законодательства, однако постановил, что решение должно вступить в силу немедленно. Парламент Словении принял соответствующие законы 4 октября.
32 Куба
Куба
27 сентября 2022 25 сентября 2022
(референдум)
33 Мексика
Мексика
31 декабря 2022 зависит от региона
(конгресс штата; указ губернатора штата; постановление Верховного суда Мексики)
Мексика является федерацией со сложной системой автономии. Впервые однополые браки были узаконены в городе Мехико 4 марта 2010 года. Последним штатом, в котором решение об однополых браках вступило в силу, стал штат Герреро 31 декабря 2022 года.
34 Андорра
Андорра
17 февраля 2023 21 июля 2022
(парламент)
35 Эстония
Эстония
1 января 2024 20 июня 2023
(парламент)
36 Греция
Греция
16 февраля 2024 15 февраля 2024
(парламент)

Европейский союз

Суд Европейского союза в 2021 году принял решение (не подлежащее обжалованию), что все страны Евросоюза обязаны признавать семьями однополых родителей и их детей . На момент принятия этого решения в некоторых странах Евросоюза однополые отношения не признавались ни в какой форме, а брак рассматривался как союз мужчины и женщины.

Альтернативные институты

Франсуа Олланд и Сеголен Руаяль

В ходе дискуссии о правах однополых семей ряд стран выработали компромиссное решение в виде учреждения альтернативного браку института признания однополых семей . В ряде случаев это было осуществлено в рамках признания фактического сожительства или расширенного толкования понятия «близкий родственник». Например, к таким странам относится Польша . В других государствах создавался целый альтернативный институт гражданского партнёрства. Причём некоторые страны открывали такой союз и для разнополых пар, например, французский « Гражданский договор солидарности », который заключили в том числе известные политики Франсуа Олланд и Сеголен Руаяль . С другой стороны, гражданские партнёрства в Великобритании изначально были доступны только гомосексуальным парам, пока в 2018 году по иску разнополой пары Верховный суд Великобритании не признал такую практику дискриминационной . В ряде стран ( например, в Германии ) после последующего открытия доступа однополых пар к браку альтернативные институты были ликвидированы, в других (например, во Франции) — остались.

В зависимости от страны названия этих альтернативных институтов может различаться, как и предполагаемый ими набор прав, предоставляемый заключившим такой союз парам. Часто основным отличием от брака является разница в доступе к усыновлению детей .

На данный момент только альтернативные формы признания однополых семей предусмотрены законами в таких государствах как Венгрия , Италия , Кипр , Лихтенштейн , , Сан-Марино , Хорватия , Черногория и Чехия . Израиль особым образом признаёт однополые браки, заключённые за границей. 11 января 2019 года Конституционный суд Литвы объявил, что конституционное понимание семьи в Литве является «нейтральным в отношении пола» и разрешил признать однополые браки, заключённые в других странах (в частности признал право иностранца, заключившего однополый брак в Дании с литовским гражданином на получение вида на жительство в Литве) .

Статистика

В странах, принявших брачное равноправие, процент однополых браков составляет небольшое от общего числа заключаемых браков в год.

Год Нидерланды Испания
Мужские пары Женские пары % от общего
числа браков
Мужские пары Женские пары % от общего
числа браков
2001 1339 1075 2,94 %
2002 935 903 2,14 %
2003 735 764 1,86 %
2004 579 631 1,65 %
2005 570 580 1,59 % 923 352 1,06 %
2006 579 633 1,67 % 3190 1384 2,16 %
2007 663 708 1,89 % 2180 1070 1,60 %
2008 656 752 1,87 % 2299 1250 1,81 %
2009 573 785 1,85 % 2212 1200 1,94 %
2010 660 694 1,80 % 1955 1238 1,87 %
2011 601 754 1,89 % 2073 1467 2,17 %
2012 544 741 1,83 % 1935 1520 2,05 %
2013 522 700 1,89 % 1648 1423 1,96 %
2014 532 727 1,93 % 1679 1596 2,01 %
2015 647 749 2,17 % 1925 1813 2,21 %
2016 665 771 2,20 % 2188 2132 2,46 %
2017 620 755 2,14 % 2323 2314 2,67 %

Однополые пары склонны заключать брак в более позднем возрасте, чем разнополые.

Возраст лиц, вступающих в брак в Нидерландах в 2015 году (отдельно по однополым и разнополым бракам)
10
20
30
40
50
мужчины (одноп. брак)
женщины (одноп. брак)
мужчины (разноп. брак)
женщины (разноп. брак)
  • до 25 лет
  • 25-35 лет
  • 35-45 лет
  • 45-55 лет
  • от 55 лет

Общественное мнение и дискурс

Узаконивание однополых браков идёт как правило вслед за общественной поддержкой таких союзов . Исключение составляют Колумбия, Коста-Рика и ЮАР, в которых несмотря на признание однополых браков сторонники таких союзов составляют меньшинство.

При этом уровень поддержки в разных группах несколько различается. За узаконивание однополых браков больше выступают более молодые, нерелигиозные, либералы, женщины, люди с высшим образованием, жители крупных городов и люди с высоким доходом . Была замечена положительная корреляция между интеллектом и поддержкой равноправия для однополых пар .

Политические институты

В поддержку брачного равноправия выступают, как правило, организации и партии левого крыла . Например, в Испании, Франции, Дании, ЮАР однополые были узаконены правительствами социалистов и социал-демократов . С другой стороны в Великобритании и Новой Зеландии премьер-министры от право - центристов Дэвид Кэмерон и Джон Ки , несмотря на оппозицию большинства своих однопартийцев, при поддержке левой оппозиции провели законы об открытии доступа однополых пар к браку. В Германии, Финляндии и Австралии правоцентристские правительства были вынуждены уступить общественному давлению и также пошли на легализацию однополых браков. Вопрос однополых браков часто становится политическим .

Компании

В 1982 году газета « The Village Voice » стала первой американской компанией, предоставившей своим сотрудникам, де-факто проживающим в однополом браке, те же льготы, что и состоящим в браке гетеросексуалам .

Научные институты

26 февраля 2004 года Исполнительный совет Американской антропологической ассоциации , крупнейшей в мире организации антропологов, опубликовал следующее заявление в ответ на призыв президента США Буша к конституционной поправке, запрещающей однополые браки как угрозу цивилизации:

Результаты более чем столетнего антропологического исследования домашних хозяйств, родственных отношений и семей в разных культурах и во времени не дают никакой поддержки представлению о том, что цивилизация или жизнеспособные социальные порядки зависят от брака как исключительно гетеросексуального института. Скорее, антропологические исследования подтверждают вывод о том, что широкий спектр типов семей, включая семьи, основанные на однополых партнёрствах, может способствовать созданию стабильных и гуманных обществ.

Исполнительный совет Американской антропологической ассоциации решительно выступает против конституционной поправки, ограничивающей брак гетеросексуальными парами .

Исполнительный совет Американской антропологической ассоциации

, Американская психиатрическая ассоциация , Американская психологическая ассоциация и выступили в поддержку прав однополых пар на брак. Против выступают такие организации, как Католическая медицинская ассоциация и отколовшийся от Американской академии педиатрии социально-консервативный Американский колледж педиатров .

Религиозные институты

Большинство мировых религий отрицает однополый брак, поскольку расценивает однополые отношения как нарушение божественного замысла человеческой природы и грех . На данный момент большинство христианских конфессий (в том числе Католическая и Православные церкви ), исламских , иудаистских , индуистских и буддистских течений считают заключение брака между лицами одного пола противоречащим своему учению. Однако в начале XXI века некоторые протестантские организации пересмотрели традиционное отношение к этому вопросу. Например, однополые браки венчают Объединённая церковь Канады , Церковь Дании , Церковь Швеции , квакеры .

Примечания

  1. .
  2. Wemple Erik. // Washington City Paper. — 2005. — 25 февраля. 23 августа 2010 года.
  3. . Радио «Свобода» (27 февраля 2010). Дата обращения: 30 октября 2020. 15 июля 2020 года.
  4. Глазко Лидия. // Московские новости. — 2013. — 28 ноября. 30 июля 2018 года.
  5. Mulholland Hélène. // The Guardian. — 2012. — 27 сентября. 28 сентября 2013 года.
  6. Niggemeier Stefan. // Über Medien. — 2017. — 30 июня. 20 июля 2017 года.
  7. Harper Robyn. // The Huffington Post . — 2012. — 6 июня. 12 октября 2012 года.
  8. // Радио Свобода. — 2017. — 1 марта. 15 августа 2018 года.
  9. (фр.) . Сайт правительства Франции . Дата обращения: 14 августа 2018. 25 июля 2019 года.
  10. (англ.) . Сайт губернатора штата Нью-Йорк . Дата обращения: 14 августа 2018. 4 марта 2019 года.
  11. // Лента.ру. — 2009. — 19 марта. 15 июля 2020 года.
  12. Харпер Дженифер. // The Washington Times. — 2004. — 25 мая. 15 августа 2018 года.
  13. // El Diario Vasco. — 2012. — 23 июня. 11 мая 2013 года.
  14. Иванова Виктория. // РИА Новости. — 2013. — 30 мая. 22 декабря 2014 года.
  15. Maschwitz Alexandra. Die Form der Eheschließung. — V&R Unipress; Auflage, 2013. — С. 311. — 515 с. — ISBN 3847101889 , ISBN 978-3847101888 .
  16. // Британская энциклопедия . — 2018. — 6 июля. 15 августа 2018 года.
  17. // Стэнфордская философская энциклопедия . — 2016. — 29 ноября. 15 июля 2020 года.
  18. .
  19. Муйжниекс Нилс . // Комиссар Совета Европы по правам человека . — 2017. — 21 февраля. 9 марта 2019 года.
  20. Bachofen Johann Jakobх. (нем.) . — Stuttgart: Verlag von Krais und Hoffmann, 1861.
  21. Lewis Henry Morgan. (англ.) . — Smithsonian Institution, 1871.
  22. Westermarck Edvard. (англ.) . — London: Macmillan, 1891.
  23. Светоний . Нерон, 28, 1; Дион Кассий , LXII, 28, 3.
  24. Светоний . Нерон, 29, 1; Тацит . Анналы, XV, 37; Дион Кассий . LXIII, 13, 2; Аврелий Виктор . О цезарях. V, 5; Сульпиций Север . Хроника. II, 28, 2.
  25. Светоний . Нерон, 29, 1.
  26. Michael Brinkschröder. (нем.) . — Berlin: de Gruyter , 2006. — S. 12. — 659 S. — (Religionsgeschichtliche Versuche und Vorarbeiten). — ISBN 978-3-11-018527-0 .
  27. . // The Guardian. — 2017. — 23 января. 2 мая 2019 года.
  28. Ferguson Gary. Same-Sex Marriage in Renaissance Rome: Sexuality, Identity, and Community in Early Modern Europe. — Cornell University Press, 2016. — 232 с. — ISBN 1501702378 , ISBN 978-1501702372 .
  29. Schlagdenhauffen Régis. // Encyclopédie pour une histoire nouvelle de l'Europe. — 2018. — 19 марта. 20 августа 2018 года.
  30. . Presenting the Past: Anne Lister of Halifax. 1791—1840. — Pennine Pens, 1994. — 76 с. — ISBN 1873378025 , ISBN 978-1873378021 .
  31. (англ.) // Би-би-си. — 2018. — 3 August. 15 августа 2018 года.
  32. . To Believe in Women: What Lesbians Have Done For America — A History. — Mariner Books, 2000. — 480 с. — ISBN 0618056971 , ISBN 978-0618056972 .
  33. Narciso de Gabriel, Manuel Rivas. Elisa y Marcela: Más allá de los hombres (Contracorriente). — Libros del Silencio, 2010. — 480 с. — ISBN 8493755974 .
  34. Бэдкок Джеймс. (англ.) // Би-би-си . — 2018. — 19 February. 15 августа 2018 года.
  35. Хили Дан . Гомосексуальное влечение в революционной России: регулирование сексуально-гендерного диссидентства = Homosexual Desire in Revolutionary Russia: The Regulation of Sexual and Gender Dissent / науч. ред. Л. В. Бессмертных, Ю. А. Михайлов, пер. с англ. Т .Ю. Логачева, В. И. Новиков. — Москва: НИЦ «Ладомир», 2008. — С. 88—93, 158—160, 408. — 624 с. — (Русская потаенная литература). — 1000 экз. ISBN 978-5-86218-470-9 .
  36. Boswell J. E. . — Oxford, New York: Villard Books, 1994. — 412 с. — ISBN 0-679-43228-0 , ISBN 978-0679432289 .
  37. Dunlap D. E. (англ.) // The New York Times . — 1994. — 25 December. — P. 1001044 . 15 августа 2018 года.
  38. Bray Alan. The Friend. — University of Chicago Press, 2006. — 392 с. — ISBN 0226071812 , ISBN 978-0226071817 .
  39. Combe Victoria. // The Telegraph. — 2001. — 10 августа. 15 августа 2018 года.
  40. Tulchin Allan. Same-Sex Couples Creating Households in Old Regime France: The Uses of the Affrèrement // . — 2007. — Сентябрь.
  41. Turley, Hans. (англ.) . — New York: NYU Press , 1999. — ISBN 9780814738429 .
  42. Burg, B. R. (англ.) . — New York: NYU Press , 1995. — ISBN 9780814712368 .
  43. Fox, E. T. (англ.) . — Raleigh NC: Lulu.com, 2014. — P. 73—74. — ISBN 9781291943993 .
  44. Travers Tim. (англ.) . — Stroud UK: (англ.) , 2012. — ISBN 9780752488271 .
  45. Сумленый Сергей. // Quarteera . — 2016. — 14 ноября. 3 августа 2018 года.
  46. Ефимова Марина. // Радио Свобода. — 2013. — 3 июля. 15 августа 2018 года.
  47. Кондаков А. А. // Гендерные исследования : журнал. — Харьков: ХЦГИ, 2010. — № 20—21 . — С. 51—71 . 15 декабря 2017 года.
  48. Garance Franke-Ruta. // The Atlantic. — 2013. — 26 марта. 22 июня 2018 года.
  49. . // Harvard Magazine. — 2013. — Март-апрель. 19 февраля 2013 года.
  50. Jan Eriksen. // . — 2015. — 13 декабря. 15 августа 2018 года.
  51. Wolf Richard. // USA TODAY. — 2015. — 24 июня. 17 июня 2019 года.
  52. Waaldijk C. // More or less together: Levels of legal consequences of marriage, cohabitation and registered partnership for different-sex and same-sex partners. A comparative study of nine European countries. — Institut national d'études démographiques, 2005. — С. 138. — 192 с.
  53. , с. 313.
  54. Абаринов Владимир. // Радио Свобода. — 2009. — 26 мая. 15 августа 2018 года.
  55. , с. 311.
  56. Waaldijk C. // More or less together: Levels of legal consequences of marriage, cohabitation and registered partnership for different-sex and same-sex partners. A comparative study of nine European countries. — Institut national d'études démographiques, 2005. — С. 67—78. — 192 с.
  57. Rule Sheila. (англ.) // The New York Times. — 1989. — 2 October. — P. A00008 . 4 марта 2016 года.
  58. Карелин Владислав. // Квир . — 2013. — 3 июня. 15 июня 2013 года.
  59. , с. 312.
  60. Хадашот Софа. // Гей-альянс Украины. — 2017. — 2 ноября. 15 августа 2018 года.
  61. // Радио Свобода. — 2014. — 9 октября. 15 августа 2018 года.
  62. . Русская служба Би-би-си (20 июня 2023). Дата обращения: 21 июня 2023. 21 июня 2023 года.
  63. . Meduza (20 июня 2023). Дата обращения: 21 июня 2023. 20 июня 2023 года.
  64. . Postimees (20 июня 2023). Дата обращения: 21 июня 2023.
  65. (англ.) // Би-би-си. — 2014. — 16 December. 29 июля 2018 года.
  66. Соболева А. К. . — Институт права и публичной политики, 2016. — 4 июля. 25 февраля 2018 года.
  67. // Международное правосудие : журнал. — М. : Институт права и публичной политики, 2017. — № 2 (22) . — С. 3—17 . — ISSN . 21 сентября 2018 года.
  68. (англ.) . Дата обращения: 17 марта 2022. 5 марта 2022 года.
  69. (англ.) . Дата обращения: 18 августа 2018. 26 мая 2019 года.
  70. // Радио Свобода. — 2018. — 5 июня. 15 августа 2018 года.
  71. // Юрлига. — 2018. — 11 января. 15 августа 2018 года.
  72. // MIGnews.com.ua. — 2011. — 18 апреля. 16 июня 2017 года.
  73. // Спутник. — 2017. — 26 сентября. 15 августа 2018 года.
  74. (англ.) . ILGA-Europe (16 декабря 2015). Дата обращения: 11 июля 2021. 3 июля 2019 года.
  75. // Интерфакс. — 2018. — 8 февраля. 15 августа 2018 года.
  76. Sam Strangeways, Owain Johnston-Barnes. // The Royal Gazette. — 2018. — 7 июня. 14 декабря 2018 года.
  77. // ТАСС. — 2014. — 13 января. 15 августа 2018 года.
  78. (англ.) // Би-би-си. — 2014. — 1 августа. 15 августа 2018 года.
  79. Лисицына Мария. . РосБизнесКонсалтинг (3 июля 2020). Дата обращения: 10 июля 2021. 3 июля 2020 года.
  80. Рачева Елена. // Новая газета : газета. — 2013. — 17 июня ( № 64 ). 15 августа 2018 года.
  81. Глухих-Полещук Александра. // Delfi.lv. — 2018. — 18 января. 15 августа 2018 года.
  82. Определение Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 496-О от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  83. Страховская Ольга. // Wonderzine. — 2015. — 25 мая. 15 августа 2018 года.
  84. Кочетков Игорь . // Агентство правовой информации LINA. — 2008. — 28 августа. 15 августа 2018 года.
  85. Милбэнк Дана. // The Washington Post. — 2014. — 21 апреля. 15 августа 2018 года.
  86. Локтев Денис. // Немецкая волна. — 2013. — 10 апреля. 11 мая 2018 года.
  87. Ковалёв Евгений, Хвощинский Александр. // Московский центр Карнеги. — 2015. — 3 июля. 15 августа 2018 года.
  88. // Лента.ру. — 2005. — 19 июня. 15 июля 2020 года.
  89. Вальсамаки Алиса. // Радио Азаттык. — 2012. — 13 февраля. 15 августа 2018 года.
  90. // Интерфакс. — 2013. — 7 июня. 15 августа 2018 года.
  91. Christy Mallory. (англ.) . Williams Institute, School of law (май 2020). Дата обращения: 12 июня 2021. 29 июня 2021 года.
  92. Ардаев Владимир. // РИА Новости. — 2015. — 8 июля. 15 августа 2018 года.
  93. // Парни Плюс. — 2018. — 10 июля. 15 августа 2018 года.
  94. Burnett Dean. (англ.) // The Guardian. — 2013. — 29 May. 15 августа 2018 года.
  95. // ПарниПлюс. — 2015. — 12 мая. 28 июля 2019 года.
  96. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. . — The National Academies Press, 2020. — С. 133—142. — 436 с. — ISBN 978-0-309-68084-4 . 13 июня 2021 года.
  97. Mallory Christy, Sears Brad. (англ.) . Williams Institute (май 2020). Дата обращения: 10 августа 2021. 8 августа 2021 года.
  98. от 21 февраля 2020 на Wayback Machine , Lateral Magazine, March 2016, Issue 8
  99. от 23 сентября 2020 на Wayback Machine — Москва: Алгоритм, 2020
  100. Chambers, Jane . BBC (10 марта 2022). Дата обращения: 10 марта 2022. 30 марта 2022 года.
  101. . Дата обращения: 12 июля 2022. 9 июля 2022 года.
  102. . Дата обращения: 15 декабря 2021. 15 декабря 2021 года.
  103. Zielińska Eleonora. (англ.) // European network of legal experts in gender equality and non-discrimination. — 2016. — 26 March. 14 марта 2020 года.
  104. // RTVI. — 2018. — 27 июня. 15 августа 2018 года.
  105. . Дата обращения: 13 января 2019. 13 января 2019 года.
  106. По данным Центрального статистического бюро Нидерландов ( от 8 февраля 2018 на Wayback Machine )
  107. По данным Национального института статистики Испании ( от 8 мая 2019 на Wayback Machine )
  108. (нидерл.) . Centraal Bureau de Statistiek (30 марта 2016). Дата обращения: 1 апреля 2016. 1 апреля 2016 года.
  109. (англ.) // Pew Research Center. — 2017. — 26 June. 19 августа 2018 года.
  110. Опрос общественного мнения. Весна 2005г // Gayrussia.ru . — 2005. — 20 августа. 12 октября 2007 года.
  111. Francisco Perales, Alice Campbell. (англ.) // Australian Broadcasting Corporation. — 2017. — 31 August. 21 августа 2018 года.
  112. Francisco Perales. (англ.) // Intelligence. — 2018. — Vol. 68 . — P. 117—127 . 14 июня 2018 года.
  113. (англ.) // Би-би-си. — 2013. — 5 February. 27 февраля 2016 года.
  114. Geen Jessica. (англ.) // Pink News . — 2011. — 5 October. 13 июля 2018 года.
  115. Shuttleworth Kate. (англ.) // The New Zealand Herald. — 2012. — 30 July. 22 июня 2018 года.
  116. Ball Andy, Singh Harkanwal. (англ.) // Stuff.co.nz. — 2013. — 17 April. 24 сентября 2015 года.
  117. (англ.) . Американская антропологическая ассоциация (февраль 2004). Дата обращения: 18 сентября 2015. 12 сентября 2015 года.
  118. James G. Pawelski. // Pediatrics. — 2006. — Т. 118 , № 1 . — С. 349—364 . 16 июня 2021 года.
  119. (англ.) . American Psychiatric Association (декабрь 2013). Дата обращения: 12 июня 2021. 24 сентября 2015 года.
  120. (англ.) . American Psychological Association (февраль 2020). Дата обращения: 12 июня 2021. 16 мая 2021 года.
  121. (англ.) . Catholic medical association . Дата обращения: 12 июня 2021. 9 мая 2021 года.
  122. (англ.) . American College of Pediatricians (март 2013). Дата обращения: 20 марта 2016. Архивировано из 20 марта 2016 года.

Литература

  • Кон И. С . . — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ACT , 2003. — С. 311. — 576 с. — ISBN 5-17-015194-2 .
  • Ломакин И. В. . // : журнал. — Москва: ВЦИОМ, 2022. — № 1—2 (16) . — С. 127—134 .
  • Петров Антон. . Zakon.ru (8 июля 2015). Дата обращения: 7 августа 2018. 23 января 2022 года.
  • Кириченко К. А. . — 3-е изд., испр. и доп.. — СПб. : Благотворительный фонд социальной и правовой помощи населению «Радуга», 2012. — 72 с. — ISBN 5990324944 , ISBN 9785990324947 .
  • Сумленый Сергей. // Quarteera . — 2016. — 14 ноября.
  • Асланьян Артём. Евроньюс (21 мая 2015). Дата обращения: 24 мая 2015. 24 мая 2015 года.
  • (англ.) (19 октября 2012). Дата обращения: 19 июля 2013. Архивировано из 19 июля 2013 года.
Источник —

Same as Однополый брак