Первый канал (Россия)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Пя́тый кана́л» — российский федеральный телеканал . Вещает круглосуточно из Москвы и Санкт-Петербурга . Является старейшим телеканалом страны.
До 31 октября 1997 года осуществлял вещание на города Европейской части России , Урала , Западной Сибири , а также сопредельные с Россией области Казахстана , Белоруссии и стран Балтии . В 1997 году федеральные сети ГТРК «Петербург — Пятый канал» указом Б. Н. Ельцина № 919 были переданы создаваемому телеканалу «Культура» . С 1 ноября 1997 года «Пятому каналу» были оставлены частоты для вещания только на Санкт-Петербург и Ленинградскую область .
С 1 октября 2006 года телеканал восстановил право на общенациональное вещание. В настоящее время, помимо Санкт-Петербурга и Ленинградской области, имеет лицензии в 83 регионах России , входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России .
20 декабря 2008 года «Пятый канал» перешёл на круглосуточное вещание.
До 2019 года в кабельных сетях Санкт-Петербурга и Ленинградской области на частотах «Пятого канала» в интервале времени с 7:00 до 8:00 и с 18:30 до 19:30 (до 2016 года) вещал телеканал «ЛОТ» (Ленинградская областная телекомпания), который в настоящий момент называется « Лен ТВ 24 » .
2 апреля 2018 года была запущена международная версия телеканала — «Пятый канал International».
В настоящее время большую часть эфира телеканала занимают многосерийные фильмы (в том числе и оригинальные) и повторы некоторых сериалов (в основном — детективные), а меньшую — новости, художественные фильмы и программы собственного производства .
С 1 июня 2022 года телеканал вещает из Москвы .
31 марта 1933 года был создан Комитет по радиофикации и радиовещанию Ленинградского областного исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Исполнительного комитета Ленинградского городского совета рабочих и красноармейских депутатов (Ленинградский радиокомитет) .
В 1936 году Ленинградский радиокомитет запустил телевизионное вещание в стандарте разложения 240 строк ; в отличие от московского (где использовали оборудование RCA со стандартом в 343 строки ) использовалось отечественное оборудование . 1 апреля 1937 года в рамках Ленинградского областного комитета радиотрансляции и радиовещания был создан Опытный ленинградский телевизионный центр (ОЛТЦ) . 7 июля 1938 года вышла в эфир первая постановочная передача, а с 1 сентября начались регулярные передачи . С началом Великой Отечественной войны и последовавшей за ней блокады Ленинграда телевещание с ОЛТЦ было прекращено, в составе Ленинградского радиокомитета продолжила свою работу только радиостанция.
В 1949 году Ленинградский радиокомитет был переименован в Комитет радиоинформации Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся и Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся (Ленинградский радиокомитет). 1 мая 1949 года впервые в СССР в Ленинграде был показан телевизионный репортаж с Дворцовой площади . 17 июля 1949 года из состава ОЛТЦ выведен Ленинградский отдел телевещания, а за самим ОЛТЦ осталось техническое обеспечение .
26 января 1952 года создана Ленинградская студия телевидения. В 1953 году Ленинградский радиокомитет был реорганизован в Отдел радиоинформации Управления культуры Исполнительного комитета Ленинградского совета депутатов трудящихся (Ленинградский радиоотдел) , но в 1957 году он был выведен из Ленинградского управления культуры и реорганизован в Комитет по радиовещанию и телевидению Исполнительного комитета Ленинградского областного совета народных депутатов и Ленинградского городского совета народных депутатов (Лентелерадио). 1 сентября 1957 года вышел первый выпуск «Последних известий» Ленинградского телевидения. Вначале передача выходила по понедельникам, средам и пятницам. С 7 мая 1959 года выпуски становятся ежедневными, по 8—10 минут перед окончанием передач .
В 1961 году Ленинградскому телецентру был передан новый аппаратно-студийный комплекс на ул. Чапыгина , д. 6. В 1962 году в трёх студиях ТТЦ на Чапыгина было установлено первое экспериментальное оборудование цветного телевещания. Техническая база позволяла транслировать как студийные, так и внестудийные телевизионные программы. В 1968 году из Ленинградского телецентра началось регулярное цветное телевещание .
1 января 1968 года в подчинении Ленинградского комитета по телевидению и радиовещанию была создана Главная редакция производства телефильмов («Лентелефильм», 1968—1994), выпускавшая преимущественно документальные телефильмы, а также некоторое количество телеспектаклей и художественных телефильмов. Её создателями стали режиссёры К. Артюхов , В. Виноградов , Ю. Панич , А. Белинский , А. Стефанович , О. Рякобонь , Л. Цуцульковский и другие . Главным редактором объединения в 1970—1980-х годах была Лидия Алёшина .
С 1982 года Ленинградское телевидение уже показывало в Новгородской и Псковской областях.
С 6 января 1985 года программа Ленинградского телевидения ретранслировалась в Москве и Туле на 33-й и 41-й ДМВ-частотах соответственно: сначала пробные передачи, потом программы по воскресеньям с 15:00, а затем по субботам и будним дням (по другим данным, с 1982 года по кабельным сетям Москвы на 5-й или 7-й МВ-частоте).
В 1986 году Ленинградское телевидение стало транслироваться в Архангельске, Вологде, Иваново, Пензе и Таллине.
В 1965 году в эфир вышли первые молодёжные программы, первые викторины и конкурсы. Самой популярной детской передачей того времени была «Ляпа, Тяпа и Жаконя» (деятельность детской редакции телекомпании, бывшей ранее одной из крупных в стране, сильно сократилась в 1990-е гг. ), из особенных передач, выпускавшихся организацией — первая в СССР телевикторина «Один за всех, и все — за одного» (1968—1975) и «Янтарный ключ» (1975—1980). Часть передач составляли повторы передач и фильмов Центрального телевидения, включая учебные передачи, выпуск которых был прекращён 20 апреля 1992 года.
В 1980-е годы в эфир впервые выходят первое отечественное музыкальное шоу « Музыкальный ринг » , молодёжные программы, викторины и конкурсы, программы «обратной связи». В конце 1980-х годов Ленинградская программа становится синонимом нового времени; тогда же её вещание началось в Горьком, Иваново, Кирове, Любиме, Ярославле. В Перестройку вся страна стремилась к телевизорам, чтобы увидеть Александра Невзорова в « 600 секундах » , Кирилла Набутова в « Телекурьере » и « Адамовом яблоке » . Здесь же впервые появилась в качестве ведущей программ «Телекурьер» и «600 секунд» Светлана Сорокина . Знаменитый советско-американский телемост с Филом Донахью и Владимиром Познером в 1985 году тоже проводился в Первой студии Ленинградского телецентра. Также вышли в эфир программы « Зебра » (1988—1996), « Большой фестиваль » (1989—2001), «Мультлото» (1984—1989), «Там, где живёт Паутиныч» . 1 января 1991 года были добавлены утренние и дневные передачи Ленинградской программы, а также « Пятое колесо » (1988—1996), среди сюжетов которой 17 мая 1991 года был показан легендарный телевизионный сюжет- мистификация « Ленин — гриб » .
1 марта 1991 года Ленсовет обратился в Верховный Совет России с предложением о реорганизации Лентелерадио в Ленинградскую телерадиокомпанию . Положением о Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании, утверждённым 11 апреля 1991 года, Ленинградское телерадиовещание было закреплено за Всесоюзной государственной телерадиовещательной компанией , 12 декабря 1991 года приказом её председателя № 512 на его базе было создано подразделение телерадиокомпании «Санкт-Петербургская государственная телерадиокомпания» . 15 января 1992 года указ Президента Российской Федерации № 47 предусматривал ликвидацию СПГТРК и создание на её базе Российской государственной телерадиокомпании «Петербург» , указом Президента Российской Федерации № 1256 от 17 октября 1992 года предусматривал создание уже вместо неё Федеральной телерадиовещательной службы «Россия» , приказом которой за № 2 от 28 октября 1992 г. в составе неё была образована Телевизионная и радиовещательная компания «Петербург — Пятый канал» . Указом Президента РФ от 9 апреля 1993 года № 437 ФТС «Россия» была упразднена, ликвидированы Санкт-Петербургская государственная телерадиокомпания и Российская государственная телерадиокомпания «Петербург», а на базе Телевизионной и радиовещательной компании «Петербург — Пятый канал» была создана Государственная телерадиокомпания «Петербург — Пятый канал» .
1 мая 1993 года было прекращено вещание телеканала в Эстонии . При этом в последующие годы в Эстонии, в том числе и в период отсутствия вещания канала на Россию, он присутствовал в части местных кабельных сетей и даже проходил в журналах с программой передач .
В сентябре 1993 года руководитель канала Бэлла Куркова поддержала указ Ельцина о роспуске парламента . Журналистов своего канала, которые приехали 3 октября в Белый дом и снимали штурм здания изнутри, Куркова уволила за самовольную отлучку. В этом же месяце Бэлла Куркова закрыла программу Александра Невзорова «600 секунд». Из-за вооружённой осады РГТРК «Останкино» в эфире вечером 3 октября остались только «Пятый канал», чей центр вещания располагался не в Москве, а также РТР . После отключения вещания московских каналов в эфире петербургского зачитывались сообщения и свидетельства, получаемые по телефону от находившихся в столице очевидцев событий .
В 1992 году телевидение из Петербурга появилось в следующих городах: Владимир, Вязьма (май), Калуга, Мурманск (конец лета), Рославль, Тюмень, Омск, Уфа, Череповец, Ярцево.
1 ноября 1993 года было начато вещание Санкт-Петербургского канала в Новосибирске; а 22 ноября того же года — в Липецке, а также в Абакане и Йошкар-Оле. В 1994 году петербургский «Пятый канал» начинал вещание в Ижевске и Красноярске.
Осенью 1994 года мэр Москвы Юрий Лужков направил письмо руководителю ФСТР Александру Яковлеву , в котором посетовал на ограниченность времени вещания московской телепрограммы ( МТК ). Лужков в целях «более глубокого освещения культурного потенциала Москвы и Московской области» попросил Яковлева выдать московской компании « Телеэкспо » лицензию на часть эфирного времени на той частоте, которую занимает ГТРК «Петербург — Пятый канал» (33 ТВК в Москве и Московской области) , а именно 12 часов в будни и 10,5 часов в выходные дни . На тот момент в утренние часы на «Пятом канале» выходила в эфир телекомпания « Свежий ветер » , учреждённая директором фирмы «ЛИС’С» Сергеем Лисовским . Возникла конфликтная ситуация, однако в ней было найдено решение: утром на Москву и область передачи «Свежего ветра» выходили с логотипом «Телеэкспо», сама же телекомпания «Телеэкспо» вела активное вещание в первые месяцы лишь ночью (в утренние часы периодически выходили лишь реклама и телемагазины ). Тот факт, что передачи телекомпании «Свежий ветер» выходили без «петербургского» логотипа, не остался без внимания, из-за чего «Свежий ветер» был вынужден покинуть эфир, а ГТРК «Петербург — Пятый канал» по решению суда лишилась утреннего эфира . Таким образом, с 1 января 1996 по 31 октября 1997 года «Телеэкспо» стало выходить в эфир и утром, на регионы же (в том числе и сам Санкт-Петербург) вещание по утрам на частотах «Пятого канала» отсутствовало вовсе. В мае—июне 1996 года в утренние (до 12:30) и ночные (с 1:00) часы на частотах ГТРК «Петербург — Пятый канал» (за исключением Москвы) шла трансляция программ « Муз-ТВ », осуществлявшаяся в рамках предвыборной кампании Бориса Ельцина во время президентских выборов , одним из слоганов которой был « Голосуй, или проиграешь » . В случае, если в таймслоте 23:30-1:00 по «Пятому каналу» шёл какой-либо художественный фильм, в 0:29 его трансляция обрывалась, после чего начиналось вещание «Телеэкспо» .
В 1994 году, после ряда коррупционных скандалов, члены независимого профсоюза работников искусств выразили недоверие руководству «Пятого канала». В 1995 году Бэлла Куркова покинула пост руководителя телекомпании .
6 октября 1995 года петербургский канал согласно указу президента РФ Бориса Ельцина получил статус общероссийского, по факту его тогдашней зоны вещания (практически 38 российских регионов) . В 1996 году основным технологическим форматом видеозаписи телекомпании становится Betacam SP . Были реконструированы аппаратные студии видеомонтажа, построена новая студия теленовостей « Информ-ТВ ». В том же году была реорганизована структура телерадиокомпании: вместо тематических главных редакций были созданы дирекция информационных программ, студия телепрограмм и «Регион ТВ» .
По итоговым данным «КОМКОН-2» за 1996 год, приводимым газетой « Коммерсантъ », петербургский канал занимал последнее место среди шести центральных по среднегодовой доле аудитории, то есть его постоянно смотрело приблизительно 3,5 % населения . А потенциал его, по данным ФСТР, составлял 53 % населения России, что составляло около 85 миллионов человек. В число самых рейтинговых программ всего 1996 года (по разным жанрам, от кино до ток-шоу) попала только одна петербургская — «Выбираем президента», в разряде «общественно-политических программ» . Рейтинг «Пятого канала» в регионах был самым низким — 1-2 % (эти показатели были эквивалентны аналогичным у недавно возникших дециметровых телесетей вроде REN-TV и СТС и столичного метрового канала 2x2 и существенно ниже, чем у общероссийских метровых каналов НТВ и ТВ-6 ) , а расходы на его содержание были крайне велики — в 1997 году из федерального бюджета планировалось выделить 140 млрд рублей . Падение интереса к телеканалу телевизионная критика связывала, в основном, с реформами, происходившими на «Пятом канале» в течение первой половины 1990-х годов : программы прежнего ленинградского канала были рассчитаны прежде всего на интеллигенцию, которая по объективным причинам не захотела смотреть «мыльные» телесериалы , телеигры и развлекательные телешоу, для которых тогда было расширено эфирное время .
С 10 октября 1993 по 31 марта 1994 года телеканал транслировал некоторые передачи телекомпании НТВ — « Итоги », « Намедни » и « Сегодня » .
25 августа 1997 года указом Президента РФ № 919 ГТРК «Петербург — Пятый канал» была упразднена . С 1 ноября 1997 года телеканал стал транслироваться только на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области , а частоты пятого телеканала во всех остальных регионах (в том числе в Москве и Московской области) были переданы ВГТРК для телеканала « Культура » .
В 1998 году на базе ГТРК «Петербург — Пятый канал» было создано ОАО «ТРК „Петербург“» . В качестве компенсации за потерянное федеральное вещание ТРК «Петербург» было предложено делать на «Культуре» блок программ петербургского производства , в который входили такие отвечавшие концепции канала телепередачи , как « Сказка за сказкой », «Наобум» с Никой Стрижак , « Блеф-клуб » с Сергеем Прохоровым , «Академия спорта», «Международное обозрение» (позднее — «Сферы») с Иннокентием Ивановым и « 2003 . К 300-летию Санкт-Петербурга ». К концу 1990-х — началу 2000-х годов такой блок был упразднён ввиду того, что «Культура» не компенсировала питерскому телевидению затраты на производство программ . Некоторые петербургские передачи, как «Музыкальный ринг» и « Тихий дом », переместились на каналы РТР и ОРТ . В 2000-е годы производство двух бывших программ, ранее снимавшихся в Петербурге («Блеф-клуб» и «Сферы»), перешло на творческо-производственные базы телеканала «Культура» .
В этот период наблюдается упадок ТРК «Петербург», который повлёк за собой падение качества показываемого телепродукта и растущую политическую ангажированность канала . По мнению известного питерского политического деятеля Бориса Вишневского , деятельность городской власти в эфире ТРК «Петербург» (в частности, губернаторов Яковлева и Матвиенко ) в те годы освещалась только в положительном ключе — подробно и благожелательно, а вся политическая оппозиция (демократы, правозащитники, яблочники , коммунисты , лимоновцы и другие) изображалась как компания неудачников, якобы неспособных предложить ничего конструктивного . Попытка ухода от такой концепции была предпринята в ноябре 2003 года с назначением на пост генерального директора канала Марины Фокиной, заявившей о том, что новое руководство не собирается использовать эфирный ресурс исключительно в политических целях .
В 1990-е годы зрители узнавали телеканал по логотипу «пятёрка в ромбе», а с мая 2001 по март 2004 года «Пятый канал» был «телевидением с ангельским лицом», так как лейтмотивом его оформления в те годы являлось скульптурное изображение ангела, расположенного на шпиле Петропавловского собора Санкт-Петербурга .
1 апреля 2004 года компании было возвращено брендовое название «Пятый канал» . Концепция оформления канала была разработана английской компанией English & Pockett.
25 января 2006 года ТРК «Петербург — Пятый канал» выиграла федеральный конкурс на вещание в 40 регионах Российской Федерации и с 1 октября 2006 года возобновила федеральное вещание. Для его осуществления «Петербург — 5-й канал» запустил два часовых дубля: «Орбита+0» ( московское время ) и «Орбита+3» ( омское время ). При этом для Санкт-Петербурга и Ленинградской области была сохранена собственная версия.
В октябре 2006 года «Пятый канал» начал вещание через спутник и был включён в сети « НТВ-Плюс » и « Триколор ТВ » .
В 2007 году количество городов эфирного вещания «Пятого» превысило 70, а в сентябре того же года вещание телеканала было запущено в Москве (на 40 ТВК, в 2010 году вещание было переведено на частоту 44 ТВК); чуть раньше, в апреле того же года вещание канала в Москве началось в кабельной сети ЮВАО столицы «Телеинформ» посредством ретрансляции сигнала с платформы «НТВ-Плюс» .
3 ноября 2007 года президент Владимир Путин подписал указ о присвоении ТРК «Петербург — Пятый канал» статуса общероссийской телерадиовещательной организации . Как утверждалось, целесообразность внесения такого изменения связана с социальной значимостью программ открытого акционерного общества «Телерадиокомпания „Петербург“», однако можно предположить, что данным указом Владимир Путин восстановил некоторую историческую справедливость, вернув петербургский «Пятый канал» в города России , как это было до 1997 года. Рейтинг канала в первый сезон после восстановления федеральной сети составил 0,7 %, что считалось неплохим показателем для только начавшего полноценную работу в стране вещателя .
В феврале 2008 года «Пятый канал» вместе с « РЕН ТВ » и газетой « Известия » стал частью нового холдинга « Национальная Медиа Группа » .
В октябре 2009 года СМИ сообщили о планах реструктуризации «Пятого канала» со стороны владельца — «Национальной Медиа Группы» — связанных с крупными сокращениями сотрудников . НМГ опровергла информацию о готовящихся сокращениях, однако вскоре слухи о закрытии передач и увольнении сотрудников получили подтверждение . После увольнения с «Пятого канала» около 15 % сотрудников осенью 2009 года объявили о создании телеканала «Санкт-Петербург» .
«Пятый канал» создаёт новую сетку 18-часового вещания, включающую выпуски новостей, получившие название « Сейчас » (9 выпусков — 3 часа вещания) и широко использующие технологию прямых включений из Открытой студии на Итальянской улице , из Законодательного собрания и Смольного , из разных точек города. В эфире — более 20 новых телевизионных форматов, созданных по высоким стандартам российского телевидения, на часть из них приобретены лицензии у европейских производителей. На канал начали приходить известные журналисты и телеведущие, ранее работавшие на других российских телеканалах (в основном на «Первом канале», «старом» и «новом» НТВ , позднем ТВ-6 и ТВС ). В начальный период ребрендинга там работали Игорь Фесуненко и Сергей Митрофанов , в период с 2006 года — Вячеслав Крискевич , Александр Анучкин , Николай Фоменко , Павел Лобков , Эдуард Успенский , Элеонора Филина , Денис Солдатиков, Алексей Суханов , Андрей Норкин . Большой популярностью пользовалась информационная программа «Экстренный вызов 112», в которой освещались криминальные новости, произошедшие за день .
В 2005 году впервые был разработан и проведён в прямой телевизионной трансляции «Пятого канала» праздник всероссийского бала выпускников «Алые паруса» , отмечаемого в Санкт-Петербурге в день, ближайший к самой долгой белой ночи. С этого момента он стал уникальным ежегодным проектом «Пятого канала».
«Пятый канал» приступил к созданию собственных документальных проектов, таких, как сериалы «Ленинградский фронт», где впервые в роли ведущего появился музыкант Сергей Шнуров (2005), «Победительницы» Павла Лобкова (2007), цикл «Живая история» (2006—2009) .
Канал создал принципиально новую открытую информационно-диалоговую площадку для выражения мнений, обмена идеями и опытом в телевизионном эфире . С 2007 года выходила программа «Петербургский час», которая, как и трансляции матчей футбольного клуба «Зенит» во внутрироссийских соревнованиях, стала выходить только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Кроме этого, в сетке вещания также были широко представлены познавательные, документальные передачи и фильмы , концерты рок-исполнителей ; сериалам же уделялось меньшее эфирное время . Со временем на «Пятом» были запущены ранее закрытые на больших каналах телепередачи « В нашу гавань заходили корабли » , «Совершенно секретно» (отмеченное премией ТЭФИ ) и « Слабое звено » . В рамках специальной линейки «Так это было» проходил ретроспективный показ лучших программ ленинградского телевидения периода его расцвета .
О телеканале тех лет вещания критик, искусствовед Екатерина Сальникова писала следующее :
По сравнению со столичными каналами это другая планета. Здесь ни у кого, кроме Николая Фоменко, нет визуально и пластически выраженного комплекса крутизны. Здесь ведущие — люди. Во всяком случае, они таковыми стараются казаться. И «Открытая студия» у них есть — вровень с землёй располагается, улица с прохожими за стеклом видна .
С 15 марта 2010 года канал представил новую концепцию вещания, суть которой заключалась в отказе от производства собственного телевизионного продукта и начале практики тесного сотрудничества со сторонними производителями медийного контента. С того же дня телеканал стал позиционировать себя «телевидением для умных» . Было также увеличено число орбит для эфирного вещания с двух до четырёх — «Орбита+0», «Орбита+2» ( екатеринбургское время ), «Орбита+4» ( красноярское время ), «Орбита+7» ( владивостокское время ), а из названия канала была исключена петербургская составляющая.
Многочисленные изменения на «Пятом» не оправдали ожиданий: как до смены концепции, так и после неё среднесуточная доля телеканала в России едва превышала 2 %. В результате уже менее чем через год на канале сменилось руководство, а вслед за ним и концепция .
Из собственных передач, производимых в стенах петербургского телевизионного центра, в эфире «Пятого канала» остались лишь программы Дирекции информационно-аналитического вещания (в то время как «Экстренный вызов» стал выходить на «РЕН ТВ»). Все спортивные трансляции и передачи были выведены из сетки вещания канала в связи с расформированием соответствующего подразделения и переходом комментатора Геннадия Орлова на НТВ и «НТВ-Плюс» . Свои передачи на «Пятом» вели Светлана Сорокина , Дмитрий Быков , Андрей Норкин , Андрей Максимов , Александр Вайнштейн , Сергей Майоров , Николай Сванидзе , Леонид Млечин , Ксения Собчак , Андрей Добров , Алина Кабаева .
2 апреля 2018 года была запущена международная версия телеканала . Канал начал вещание в марте 2018 года на спутнике Astra 5B в формате 16:9 . Сетка вещания международной версии состоит преимущественно из повторов старых программ «Пятого канала».
1 июня 2018 года телеканал перешёл на формат вещания 16:9 .
С начала 2011 года сетку вещания стали формировать, в основном, советские и российские фильмы и телесериалы , в том числе и перешедшие с « Первого канала » многосерийные проекты « След » и « Детективы » . Из информационных и политических программ остались только «Сейчас», «Открытая студия» , «Главное» , перешедший с « ТВ Центра » в 2011 году « Момент истины » Андрея Караулова , « Истории из будущего » , появившиеся в 2011 году « Утро на 5 » и криминальная сводка «Место происшествия». Иностранные кинофильмы, телесериалы и документалистика, с этого же времени шедшие на канале исключительно рано утром и ночью, также стали постепенно исчезать из его сетки; их постоянный показ окончательно прекратился в марте 2013 года.
С начала телесезона 2013/2014 годов телеканал начинает заниматься разработкой собственных детективных сериалов, среди которых «ОСА», «Такая работа» , «Последний мент» , «Свои» , «Великолепная пятёрка» и другие.
Со 2 июня 2017 года, в рамках слияния информационных служб двух телекомпаний из «Национальной Медиа Группы» («РЕН ТВ» и «Пятого канала»), поставщиком и производителем новостей для них стал являться мультимедийный информационный центр «Известия» . Как следствие, выпуски новостей стали выходить под таким же названием, а итоговая программа стала называться «Известия. Главное» . Основой для редакции МИЦ «Известия» стала информационная служба «РЕН ТВ», а «Пятый канал» с формулировкой «экономическая нецелесообразность» закрыл все свои корреспондентские пункты, активные до объединения двух информационных служб в одну: в Екатеринбурге , Новосибирске , Хабаровске , Воронеже и ряде других регионов России, также был закрыт корпункт в США . Уволенные сотрудники по договору не распространялись о причинах ухода .
С этого же периода информационные программы телеканала стали выходить с меньшей продолжительностью и в основном стали состоять из контента входящего в НМГ канала «РЕН ТВ». Выходившие ранее и удостоенные ТЭФИ проекты «Открытая студия» и «Утро на 5» (последние эфиры — 26 и 30 июня 2017 года соответственно), вместе с рядом ранее закрытых форматов и архивными программами, были перемещены на новый канал НМГ « 78 » . Туда же с «Пятого» перешли и все ведущие перенесённых передач, в том числе и набранные ещё в 1990-е, а некоторые были уволены. Также в период с декабря 2016 по июнь 2017 года закрылись программы «Момент истины» (до 26 декабря 2016 года) , «Актуально» (до 9 февраля 2017 года) и «Место происшествия» (до 17 марта 2017 года, до 5 марта также выходило итоговое приложение «Место происшествия. О главном»).
В период с марта по сентябрь 2017 года практически полностью изменилась программная сетка телеканала: почти до нуля сократился объём социально-политических программ, почти втрое — развлекательных, вдвое — новостей. Сетку вещания стали заполнять сериал «След» и другие оригинальные сериалы «Пятого канала» , кинопродукция и мультфильмы (до августа 2018 года), а также две программы собственного производства, выходящие по воскресным утрам — программа «Истории из будущего» и запущенный в апреле 2013 года благотворительный проект «День ангела» .
1 апреля 2018 года, после продолжительного отсутствия в эфире развлекательных программ, на «Пятом канале» вышел новый проект «Уличный гипноз» с Антоном Матюхиным. В июле того же года стало известно, что программа «Истории из будущего», которая оставалась одним из трёх оригинальных проектов на «Пятом канале», прекратила свой выход, что могло быть связано с тем, что в течение 2017 года программа выходила с рейтингом 0,3 % и долей 1,7 %, в то время как средний рейтинг канала составлял около 1 %, а средняя доля — 6,1 % .
22 января 2019 года в рамках закона об акционерных обществах было завершено преобразование ОАО «Телерадиокомпания „Петербург“» в акционерное общество (АО).
4 марта 2022 года состоялся последний прямой эфир «Пятого канала» из Санкт-Петербурга. С 1 июня его вещание полностью перешло в Москву .
В связи с вторжением России на Украину с 3 июня 2022 года было прекращено вещание «Пятого канала» на всей территории Европы.
С 2018 года в дневном эфире телеканала стали транслироваться сериалы, произведённые телеканалом НТВ , а также военные фильмы. Основу проектов собственного производства «Пятого канала» стали составлять документальные циклы о светской жизни или на научную тематику («Светская хроника», «Вся правда о…», «Неспроста», «Загадки подсознания», «О них говорят», «Они потрясли мир») , подобные тем, что ранее выпускались под началом генерального директора Юрия Шалимова на НТВ и «РЕН ТВ». По данным на 2020 год Пятый канал находится в рейтинге ТОП-3 самых популярных каналов страны и занимает 3 место с долей 8,9 %
«Пятый канал» увеличивает собственное сериальное производство. Запускаются новые сериалы («Наш Спецназ», «Пилигрим», «Настоящий», «Леон», «Контуженный», «Витязи», «Лицемеры»), снимаются продолжения других фильмов, а также выходит юбилейный сезон сериала « След. XV лет » .
7 ноября 2023 года произошла смена логотипа и графического оформления, которые были разработаны с помощью искусственного интеллекта .
Ещё с осени 2022 года на телеканале увеличено время выхода сериала «След» и запускаются премьерные показы фильмов по воскресеньям. Увеличен хронометраж информационных программ «Известия» и «Известия. Главное».
В апреле Пятый установил рекорд по среднесуточному просмотру с долей 8,1% в ключевой для канала аудитории «Все 25-59» и занял третье место среди всех федеральных каналов страны. Это максимальный показатель с сентября 2022 года .
Искусствовед Людмила Семёнова характеризует «Пятый» как «старейший в стране телеканал с непростой и богатой историей», который «был первопроходцем и законодателем новой культуры». В качестве знаковых проектов автор отмечает первые телерепортажи, викторины и музыкальные шоу, телемосты, острые программы перестроечных времён, детские передачи и спектакли. В 2010-е годы телекомпания стала отказываться от производства собственного контента, обратившись «к „просроченной“ и неходовой продукции, списанной в тираж другими каналами». В результате эфирное время было заполнено сериалами «низкого пошиба и „бандитско-ментовского“ жанра», такими как « След » и « Детективы », которые могут транслироваться по несколько часов подряд .
Ирина Петровская отмечает, что в конце 1980-х передачи ленинградского канала стояли на одном уровне с самыми важными программами центрального телевидения . Упадок «Пятого» она отчасти связывает с уходом наиболее ярких сотрудников и потерей в конце 1990-х статуса федерального канала. При этом телекритик отмечает, что многим региональным студиям удавалось развиваться даже в таких условиях, в то время как продукция ТРК «Петербург» стала неконкурентоспособной и «исключительно провинциальной в худшем смысле этого слова» .
Телеведущий и кинокритик Сергей Шолохов связывает нынешнее положение «Пятого канала» с провальной управленческой политикой всех менеджеров, которые работали на нём в период с 1990-х годов. Эта политика включала, по словам Шолохова, сначала — «дискредитацию бренда» питерского ТВ, на капитализацию которого сотрудники, в том числе и он сам, работали с конца 1980-х годов, а затем — закрытие федерального вещания в 1997 году за счёт размещения там канала «Культура». В последующие годы, даже несмотря на ребрендинг 2004 года, ситуация на канале, по мнению критика, не улучшалась, а только портилась. Ухудшению положения на канале способствовали следующие шаги менеджеров «Пятого», как то: перевод производства части передач на сторону и в Москву, закрытие многих популярных питерских телепрограмм с постоянной и устойчивой аудиторией (например, « Блеф-клуба » с Сергеем Прохоровым), «зачистка» канала от «звёзд» и харизматичных ведущих в пользу отобранных на кастингах «невнятных лиц с улицы», вынужденный отток популярных питерских ведущих на столичное федеральное ТВ по этой причине .
В разное время в заставках телеканала и его передач применялись саундтреки, взятые из звуковых библиотек (в частности, из DeWolfe), а также другие известные мелодии (как The Sugarhill Gang — Kick It Live from 9 to 5).
«Пятый канал» входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России .
С марта 2012 года в Санкт-Петербурге «Пятый канал» вещает на 35 ТВК в стандарте DVB-T2 .
В Санкт-Петербурге «Пятый канал» вещал на 3 ТВК с башни Ленинградского радиотелевизионного передающего центра ( ЛРТПЦ ). Мощность передатчика: 25 киловатт; тип передатчика и поляризация: ТМР Telekom OTV 1/25 AVB, горизонтальная поляризация; высота расположения передающей антенны: 281 метр . В Москве телеканал вещал на 44 ТВК с башни Останкинского радиотелевизионного передающего центра . Мощность передатчика: 5 киловатт; высота расположения передающей антенны: 411 метров .
«Пятый канал» транслируется всеми сетями кабельного телевидения России.
Спутниковое вещание:
{{
cite news
}}
:
templatestyles stripmarker в
|title=
на позиции 26 (
справка
)
;
Неизвестный параметр
|description=
игнорируется (
справка
)