Володин, Павел Семёнович
- 1 year ago
- 0
- 0
Па́вел Семёнович Лунги́н (род. 12 июля 1949 , Москва , СССР ) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации ( 2008 ) . Лауреат Каннского кинофестиваля ( 1990 ).
Павел Лунгин родился 12 июля 1949 года в Москве, в семье сценариста Семёна Львовича Лунгина и филолога и переводчицы Лилианны Зиновьевны Лунгиной (Маркович) , благодаря переводу которой история о Малыше и Карлсоне стала известной и столь популярной и любимой в России. В 1971 году Павел Семёнович окончил отделение структурной и прикладной лингвистики МГУ . В этом же году у него родился сын Александр (в будущем — продюсер и кинорежиссёр). В 1975 году Павел Лунгин окончил сценарное отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (мастерскую М. Г. Львовского — Л. В. Голубкиной , худ. рук. Г. Н. Данелия) .
В кино Павел Лунгин дебютировал как сценарист в 1976 году — семейным фильмом « Всё дело в брате », рассказывающим историю двух братьев, один из которых примерный ученик, а второй — лоботряс и бездельник. Затем по его сценариям были поставлены такие известные картины, как « Конец императора тайги » ( 1978 ) и « Непобедимый » ( 1983 ). Первый фильм воспроизводит одну из малоизвестных страниц биографии Аркадия Гайдара (Голикова) , когда он юношей был назначен командиром отряда ЧОНа (частей особого назначения); а второй рассказывает историю бывшего красноармейца Андрея Хромова, одержимого идеей создания нового вида борьбы — самообороны без оружия. Также по сценариям Павла Лунгина были сняты такие фильмы, как комедийная мелодрама «Всё наоборот» ( 1981 ), драмы « » ( 1986 ) и « Христиане » ( 1987 ), историческая драма «Восточный роман» ( 1992 ) .
В 40 лет, когда мне уже казалось, что жизнь моя более или менее закончена, я был неудачным и неуспешным сценаристом, вдруг в моей жизни возникла такая ситуация, что я получил возможность поставить фильм. Этот фильм назывался Такси-блюз .
С 1990 до 2000 года жил во Франции и снимал свои фильмы при участии французских продюсеров, но по-прежнему — в России и о России.
Павел Лунгин талантлив, умён и не боится своими фильмами бросать вызов этому меркантильному миру. Может быть, поэтому живет он сейчас в Париже .
Павел Лунгин снял первый фильм лишь в 40 лет . К тому времени это был человек зрелый, с чётко сложившейся жизненной позицией:
Если что-то и случается с режиссёром — то в первом фильме. Потому что в первом фильме выкладываешь всё накопленное, потому что умения ещё нет, а есть искренность и нутро.
На главную роль в свою первую режиссёрскую работу, фильм « Такси-блюз », Павел Лунгин пригласил известного андеграундного рок-поэта, лидера группы « Звуки Му » Петра Мамонова , открыв его как киноактёра (до этого Мамонов снялся в небольшой роли в фильме Рашида Нугманова « Игла »). «Такси-блюз» — это мелодраматическая история о том, как жизнь соединила двоих ни в чём не схожих людей — практичного таксиста и безвольного спившегося музыканта . В фильме сжато и ярко, широкими мазками отражено всё, что Павел Семенович позже будет вкладывать в каждую свою картину . За эту картину Лунгин в 1990 году получил приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале .
После того, как я получил приз в Каннах, у меня был небольшой период славы. Во Франции я стал почему-то безумно популярен и знаменит, и так оказалось, что во Франции мне предложили работать, то есть они мне стали давать деньги на фильмы. А в России в это время был абсолютный развал кино. И я жил наполовину во Франции, наполовину в России. Моя мама провела своё детство во Франции и научила меня говорить и читать по-французски.
В 2005 году по телевидению был показан снятый Лунгиным сериал Дело о «Мёртвых душах» . Наряду с классической фабулой « Мёртвых душ » в фильме использованы фрагменты других знаменитых произведений Гоголя. Сценарий будущей фантасмагории Павел Лунгин писал в соавторстве с Юрием Арабовым , единственным кинодраматургом, который, по мнению режиссёра, мог осилить такую махину. Лунгин очень любит Гоголя . Режиссёр признаётся, что, когда ему только предложили этот проект, сперва он ужаснулся. Но, поразмыслив, пришёл к мнению, что именно «Гоголиада», а не просто экранизация «Мёртвых душ», должна ожить на экране.
В 2006 году Лунгин снял свой второй фильм с Петром Мамоновым в главной роли, « Остров », по сценарию Дмитрия Соболева . Режиссёра привлёк сценарий выпускника вгиковской сценарной мастерской прежде всего своей глубиной, духовностью и необычностью. К слову, Дмитрий Соболев — ученик Юрия Арабова, который вместе с Лунгиным работал над «Мёртвыми душами». «Остров» имел успех, вызвал большой резонанс, собрал множество наград на кинофестивалях. Фильм демонстрировался телеканалом «Россия» в канун православного Рождества в 2007 году , имя Петра Мамонова стало широко известно за пределами круга его поклонников. Режиссёр говорит, что картина «Остров» — «это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это ещё и попытка рассказать о том, как это мучительно больно — быть человеком. И как необходимо им быть» . Лунгин также отмечал, что «Остров» в чём-то продолжает « Покаяние » Тенгиза Абуладзе и « Цареубийцу » Карена Шахназарова , но он более камерный и в большей мере обращён к отдельному человеку, нежели к обществу в целом .
В 2008 году в издательстве «Сеанс/ Амфора » ( СПб ) вышла книга — сборник сценариев Павла Лунгина. В сборник вошли сценарии, написанные Лунгиным или при его участии с 1983 по 2007 годы , как для собственных фильмов («Такси-блюз», «Луна-парк», «Свадьба», «Олигарх»), так и для фильмов других режиссёров («Непобедимый», «Попутчик»). Сценарии опубликованы в их первоначальном виде, без литературной обработки или адаптации.
Весной 2009 года Павел Лунгин закончил съёмки нового фильма с Петром Мамоновым и Олегом Янковским в главных ролях. Фильм « Царь » был показан на Каннском и 31-м Московском кинофестивале в 2009 году. На последнем Лунгин возглавил жюри основного конкурса .
С 2010 года является президентом Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало» (город Иваново ).
В июле 2015 года Павел Лунгин завершил съёмки «Дамы пик», по повести Александра Пушкина « Пиковая дама » и одноимённой опере Петра Чайковского. Премьера состоялась на следующий год. Картина, по словам режиссёра, стала попыткой совместить классическую оперу и мистический триллер, где вместо игорного дома его современный аналог — казино. Главные роли в «Даме пик» сыграли Ксения Раппопорт , Игорь Миркурбанов, Владимир Симонов, а также молодые актёры СТИ Сергея Женовача — Иван Янковский и Мария Курденевич .
С 2015 года руководит мастерской режиссеров игрового кино на Высших курсах сценаристов и режиссёров .
Лунгин был одним из создателей музея Бориса Ельцина в Екатеринбурге .
В ноябре 2016 года режиссёр рассказал о планах снять фильм, посвящённый исправительно-трудовым лагерям ГУЛАГа .
В июне 2017 года Павел Лунгин стал председателем жюри 3-го Московского еврейского кинофестиваля .
В апреле 2019 года Лунгин анонсировал свою будущую картину «Красный арсенал». По словам режиссёра, это будет « парафраз » его картины «Такси-блюз» .
В мае 2009 года в интервью « Аргументам и фактам » Лунгин высказал мнение, что российский опыт коррумпированной демократии вызвал у людей негативное отношение к демократическим институтам власти, однако между коррумпированной демократией и коррумпированным абсолютизмом он выбрал бы демократию, потому что при абсолютизме, по его мнению, нет возможности высказывать своё мнение . Там же упомянул об уменьшающемся количестве оставшихся на ТВ передач в жанре политических дискуссий .
В 2012 году принял участие в телепередаче « Исторический процесс », где выступил против принятия закона , устанавливающего ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних .
В марте 2014 года Лунгин поддержал аннексию Крыма , подписал письмо президенту России Владимиру Путину в поддержку аннексии .
В марте 2016 года Лунгин стал членом клуба сторонников « Партии Роста », который создавался для идейно близких общественных деятелей к партии, но не желающих получать партийный билет . Позже он вошёл в состав генерального совета партии .
В 2018 подписал обращение с просьбой помиловать украинского режиссёра Олега Сенцова . Также выступал в защиту Кирилла Серебренникова в деле о хищении в « Седьмой студии » .
В марте 2019 года Павел Лунгин рассказал, что на предварительном показе фильма « Братство », где присутствовал призвавший запретить картину сенатор Игорь Морозов , он почувствовал себя «мальчиком для битья». «Мракобесием для меня является только то, что сразу хочется запретить, сразу хочется разорвать, сразу хочется сделать так, чтобы никто не увидел. Вот это поведение мракобесов и поведение людей, которые боятся правды, боятся чужого мнения, боятся объективности. Я верю, что у нас нет цензуры и что наше искусство всё-таки не будет решать свою судьбу в зависимости от мнения какой-то группы», — сказал Павел Лунгин в интервью изданию « Говорит Москва » .
На вопрос «Есть ли за что быть благодарными Сталину » Павел Лунгин ответил «конечно нет» .
В сентябре 2020 года подписал письмо в поддержку протестных акций в Белоруссии .
В феврале 2022 года вместе с тридцатью деятелями киноиндустрии Лунгин раскритиковал указ Президента по «сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», после того как Министерство культуры заявило о необходимости поиска новых подходов к разработке основ государственной политики. Дополнительный контроль, по их мнению, приведёт российское кино и сериалы к максимальному упрощению .
Мать — Лилианна Зиновьевна Лунгина (девичья фамилия Марко́вич; 16 июня 1920, Смоленск , РСФСР — 13 января 1998, Москва , Россия ) — российский филолог , переводчик художественной литературы .
Отец — Семён Львович Лунгин (1920—1996) — советский и российский драматург, сценарист.
Брат — (род. 1960) — режиссёр , сценарист .
Первая супруга — (род. 1947) — кинокритик . Сын — Александр Павлович Лунгин — сценарист, продюсер и кинорежиссёр .
Вторая супруга — (род. 1958) — искусствовед . Сын — Иван Павлович Лунгин — художник .
Имеет гражданство Франции , квартиру в Париже , дом в черногорском городе Улцынь .