Юпитер и Каллисто (картина Кауфман)
- 1 year ago
- 0
- 0
Юпи́тер ( лат. Iūpiter и лат. Iuppiter ) — в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец всех богов, римлян.
Третий сын Сатурна и Опы . Брат Плутона , Нептуна , Цереры и Весты , а также своей жены Юноны .
Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния — иды .
Храм Юпитера стоял на Капитолии , где Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в тройку главнейших римских божеств — Капитолийскую триаду .
Соответствует древнегреческому Зевсу ; также в некоторых аспектах соотносится с Тинией этрусской мифологии .
У римлян бог-громовержец Юпитер имел прозвание « Фульгуратор » (лат. fulgurator — «мечущий молнии »).
Имя «Юпитер» ( лат. Iuppiter , косвенные падежи от основы Iovi-/Iove- ) происходит от архаического латинского Iovis pater / Diēspiter , восходящего к праиндоевропейскому *Dyēus Ph 2 tēr («бог-отец»). Носивший это имя бог был богом дневного света в праиндоевропейской мифологии . Отсюда же произошли имена богов ряда других индоевропейских народов: греческое Зевс ( др.-греч. Ζεύς , в звательном падеже др.-греч. Ζεύ πατὴρ , древнеиндийское Дьяус пита ( санскр. Dyáus Pitā ), иллирийское Dei-pátrous и т. д.
Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты нескольких местных италийских богов.
Цицерон утверждает, что теологи его времени различали трёх Юпитеров:
Юпитер восходит к существовавшей в мифологии индоевропейцев концепции верховного бога-громовержца Диэуса . Так, в древнегерманской мифологии Юпитеру соответствует бог Тор . У ряда индоевропейских народов имя верховного божества связано с четвергом . По-латински четверг — Jovis dies (день Юпитера, отсюда фр. jeudi , итал. giovedi , исп. jueves , кат. dijous и т. д.), по-немецки — Donnerstag, по-английски — Thursday (от имени Тора или Доннера).
По теории Жоржа Дюмезиля , Юпитер соответствует праиндоевропейскому богу магической царской власти в «Архаической триаде», включавшей также Марса и Квирина . В концепции Джеймса Джорджа Фрэзера Юпитер выводится от духа дуба и деревьев, о чём должны свидетельствовать его эпитеты: фругифер («плодоносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). Овидий в «Метаморфозах» называет дуб деревом Юпитера .
Ему посвящены сутки полной Луны ( иды ), когда небесные светила озаряют землю и днём и ночью. В эти дни Юпитеру приносились жертвы на вершинах гор и холмов. На римском Капитолии ему жертвовали белую овцу на северной вершине холма. Итальянцы, в частности римляне, верили, что все, что происходит на небе, происходит по воле Юпитера. Особое внимание они обращали на молнии и дожди. Молнии расценивались как знаки этого бога, поэтому места их попадания в землю становились священными. Дождями Юпитер оплодотворял землю, благодаря чему она производила растения. Особенно почитали Юпитера виноградари; 19 августа устраивались праздники по случаю начала сбора винограда, а 11 октября отмечали окончание этих работ. Когда римляне перешли от десятидневной недели к семидневной, Юпитеру посвящался четверг. От этого бога зависели порядок в мире, смена времен года, месяцев, ночи и дня. С неба Юпитер все видел, и ни одно преступление не могло остаться безнаказанным. Клятва именем Юпитера не могла быть нарушена под страхом божественной кары.
Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров , посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства , его власти и мощи. Его главный храм находился на холме Капитолий в центре Рима, поэтому Юпитера дополнительно называли Юпитером Капитолийским. Этот храм был религиозным центром всего государства. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы.
Считалось, что именно Юпитер защищает римские законы и государство, являясь небесным правителем Рима. В эпоху Римской империи Юпитер стал покровителем власти императоров . Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов , первое в году заседание сената ) проходили в капитолийском храме Юпитера.
Культ Юпитера был распространён во всех римских провинциях и в войске. С ним отождествляли множество местных верховных богов в странах Сирии , Малой Азии и т. д. (например, Юпитер- Таранис у кельтов). В изложенной Секстом Юлием Африканом истории о поклонение волхвов сообщается о воздвижении в персидском храме статуи с подписью «Юпитеру-Солнцу, Всемогущему Богу, Царю Иисусу посвящают это изображение все силы Персии» .
При этом в монотеистических религиях Юпитер рассматривался как единственный бог . [ неавторитетный источник ]
Изображение храма Юпитера Капитолийского отчеканено на денарии 75 года до н. э. при M. Volteius .
После заката Римской империи имена Юпитера и Зевса стали употребляться практически без различий. Юпитер, как и Зевс, изображался полным достоинства, с бородой, часто на троне, с орлом , молнией и скипетром .
Именем бога названа пятая планета от Солнца Юпитер , крупнейшая в Солнечной системе .