Евпатий Коловрат
- 1 year ago
- 0
- 0
« Коловра́т », реже « коловоро́т » (иногда « колядник » , под которой может пониматься близкая или идентичная фигура ; « ладинец » ) — символ , восьмилучевая право- и левосторонняя свастика (двойная свастика ) в русском неонацизме , национализме и славянском неоязычестве (родноверии) , где считается главным древнеславянским или « арийским » символом , связанным с солнцем . Наиболее распространённый символ славянского неоязычества . Реже « коловратом » называется шести- или четырёхлучевая свастика, в последнем случае идентичная хакенкройцу .
Символ был создан в конце XX века . В историческом прошлом известны фигуры, внешне близкие к «коловрату», но в качестве символа, знака с данным значением, «коловрат» исторически не известен ; наименование схожих фигур «коловратом» в аутентичных источниках не известно
.Восьмилучевая вариация свастики (« »), внешне близкая к более позднему символу «коловрат», встречается в 1923 году на одной из гравюр по языческим мотивам польского художника . Сам он называл символ «солнышко» ( польск. słoneczko ) . Его рисунки являются художественным вымыслом . Религиовед A. B. Гайдуков отмечает, что, несмотря на внешнюю схожесть фигуры Якубовского с «коловратом», символом «коловрат» она не является, и Якубовский не может считаться автором данного символа .
В 1990-е годы наименование свастики «коловратом» встречается у двух неонацистских групп: в начале 1990-х годов у РНЕ и в 1997 году у музыкальной группы « Коловрат » . Русские неоязычники и неонацисты используют термин «коловрат» и «солнцеворот» как эвфемизмы для свастики .
Символ появился в результате размышлений и обуждений в русской неоязыческой среде. Одним из двух вероятных авторов «коловрата» как символа является бывший диссидент и один из основателей русского неоязычества Алексей Добровольский (Доброслав) ; другим автором мог быть неозыческий идеолог Вадим Казаков , с которым Доброслав состоял в общении в том числе по этому вопросу; создание символа относится примерно к 1994 году, когда сформировалась и другая русская неоязыческая символика . В 1994 году Доброслав рисует символ в своих письмах . В том же 1994 году выходит «Именослов» Казакова, где появляется «коловрат», золотой на красном фоне .
Добровольский ввёл восьмилучевой «коловрат» как символ « возрождающегося язычества » . По мнению историка и религиоведа Р. В. Шиженского , Добровольский воспринял значение свастики из работы «Хроника Ура-Линда » нацистского идеолога Германа Вирта , первого руководителя Аненербе . Основной символ язычества, утверждённый Добровольским — восьмилучевой гаммадион (свастика) в круге, первоначально был предложен и, предположительно, создан Виртом, которым он трактовался в качестве древнейшего .
Распространителями символа «коловрат» стал Вадим Казаков, а в дальнейшем другой неоязыческий автор Илья Черкасов (Велеслав) .
Алексей Добровольский считал восьмилучевой «коловрат» языческим знаком солнца, и в 1996 году объявил его символом бескомпромиссной «национально-освободительной борьбы» против « жидовского ига ». По мнению Добровольского, смысл «коловрата» полностью совпадает со смыслом нацистской свастики .
Также в интерпретации родноверов шести- или восьмилучевая свастика («коловрат») является ключевым символом связи с высшим миром . Он может связываться с циклическим коловращением времени и пространства .
В среде русских националистов популярна идея, что немецкие нацисты якобы украли свою символику , включая «коловрат», а также саму «ведическую религию» (одно из самоназваний славянского неоязычества) у славян . Главным для многих русских неоязычников выступает праздник Купалы , связанный с летним солнцестоянием . В неоязыческой среде он называется «солнцеворотом» и ассоциируется с символом «коловратом» .
«Коловрат» преобладает в символическом поле славянского неоязычества и маркирует его религиозную и групповую идентичность .
В 1997 году съезд РНЕ учредил Общероссийское военно-патриотическое движение «Коловрат», председателем которого был избран руководитель РНЕ по Московскому региону К. И. Никитенко. Большинство молодёжных спортивных клубов этого движения также имели название «Коловрат» . Четырёхлучевая свастика, вписанная в Вифлеемскую звезду , на эмблеме РНЕ также называется «коловратом» . Такое именование свастики РНЕ может называться ошибочным .
Одна из наиболее популярных среди скинхедов рок-групп, появившаяся в 1994 году, в 1997 году была переименована в « Коловрат ». Участники выражают веру в грядущее торжество «белого мира», призывают «арийцев» к « расовой войне » .
К началу 2000-х годов «коловрат» становится символом всего славянского нового язычества, в том числе у русских, польских, сербских и др. последователей .
В 2001 году родноверческое объединение « Союз славянских общин славянской родной веры » (ССО СРВ) сделало восьмилучевую свастику-«коловрат» («колядник») своей эмблемой, вместе со сдвоенной якобы « славянской руной » «Сила», повторяющей символ СС .
Подразделение РНЕ в Эстонии было официально зарегистрировано с названием «Коловрат» и издавало в 2001 году одноимённую экстремистскую газету .
Название «коловрат» (или «коловорот») используется в наименованиях ряда неоязыческих общин: «Коловорот» , Славянская языческая община «Рать Коловрата» ( Венёв ) , Московский ведический центр «Коловрат» (глава Фёдор Разоренов — Ладомир), неоязыческий клуб «Коловрат» ( Чехов ), развивающий боевые искусства, группа (община) «Коловрат» (главы Д. Баранов — Добромир и А. Шошниковым), в 2000 году отделившаяся от общины «Наследие» (в свою очередь выделившаяся из Московской славянской языческой общины) . Группа скинхедов «Солнцеворот» Артёма Талакина (Лютый) была молодежным крылом петербургского неоязыческого « Союза венедов »; сам Талакин некоторое время желал стать признанным вождем скинхедов; он обучил до 300 подростков .
«Коловрат» изображён на щите князя Святослава на памятнике князю (2005) работы Вячеслава Клыкова . Композиция включает также фигуру поверженного хазара -иудея, иллюстрируя конспирологический хазарский миф .
«Коловрат» стал одним из популярных символов на « Русском марше » — ежегодных шествиях и митингах русских националистических организаций и движений. На прошедшем 4 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге «Русском марше» принимали участие представители неоязыческого объединения « Схорон еж словен » во главе со своим верховным жрецом Владимиром Голяковым (Богумилом Вторым Голяком) . По инициативе Голякова в резолюцию марша были включены слова об «освобождении славян от инородной оккупации » . На прошедшем 4 ноября 2013 года в Москве «Русском марше» впервые присутствовала отдельная колонна родноверов. На «Русском марше» в Люблино (Москва) доминировала неоязыческая символика, включая «коловрат» .
В вооружённом конфликте на востоке Украины пророссийские и украинские родноверы в качестве военного символа часто используют восьмилучевой «коловрат». Он помещён на шевронах бойцов ДШРГ «Русич» . На эмблеме ДШРГ «Ратибор» находятся «коловрат» и череп. По словам командира Алексея Мильчакова, «Русич» состоит «из националистов-родноверов… добровольцев из России и Европы» и действует как «замкнутый коллектив» и является подразделением, в котором русские националисты получают боевую подготовку .
Брентон Таррант , террорист, в 2019 году убивший 51 человека в мечетях Крайстчерча в Новой Зеландии, имел при себе жетон с изображением «коловрата» в числе других неонацистских символов .
По результатам опросов 2019 года «коловрат» («коловорот») является одним из наиболее употребляемых названий родновеческих символов .
«Коловрат» включён в раздел с символикой движений базы символов ненависти , широко используемых на Украине, созданной 2021 году Украинским Хельсинкским союзом по правам человека .
Четырёх-, восьмилучевая свастика и некоторые другие её варианты встречаются в славянской культуре, но символ «коловрат» в традиционной культуре отсутствует .
Родноверами утверждается, что корень слова «коло» в др.-рус. означал «солнце», однако не существует ни одного этнографического источника, подтверждающего это значение. « Коло » в славянских языках имеет иные значения . Вторая часть слова «-врат» — неполногласная , что означает её происхождение из церковнославянского языка , а не из древнерусского .
Родственное слово « кол есо» для называния шести- и восьмиконечных розеткообразных символов-оберегов, например, «громовое колесо», присутствует в аутентичном фольклоре, в частности, Русского Севера .
В России пропаганда или демонстрация символа может преследоваться по статье 20.3 КоАП РФ («Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения…»), а также может быть поводом для проверки по статье об экстремизме . Изображение фигуры человека с «коловратом», упоминается в судебном решении от 02.11.2010, на основании которого оно включено в Федеральный список экстремистских материалов за номером :
Изображение фигуры человека, правая рука которого вытянута в традиционном нацистском приветствии , с наличием изображения, сходного с нацистской символикой до степени смешения (коловрат) и кельтского креста .
Судами и привлечёнными экспертами «коловрат» может рассматриваться как символ, сходный с нацистской свастикой до степени смешения . Так, в 2019 году Заводский районный суд Кемерова оштрафовал жреца кемеровской общины родноверов на основании заключения эксперта (кандидата исторических наук из КемГМУ ), согласно которому использованное обвиняемым изображение содержит украшение в виде «псевдоисторического славянского солярного символа» — «коловрата», представляющего собой «свастическое изображение с 8 концами-крюками, направленными против часовой стрелки» и являющееся замаскированной нацистской свастикой, сходной с оригиналом до степени смешения, а также на основании еще одного исследования, согласно которому символ похож на две совмещённые свастики и, несмотря на незначительные отличия, в целом ассоциируется с нацистской символикой. Эксперт отметил также, что «колядник» (термин, которым обвиняемый назвал «коловрат»), «коловрат» и другие подобные свастические символы не являются историческими и отсутствовали у славянских народов . 20 сентября 2020 года Вахитовский районный суд Казани оштрафовал жителя Казани, который был одет в толстовку с изображением «коловрата»: «Согласно заключению эксперта символ „коловрат“… является сходным со свастикой до степени смешения и в таком своем качестве подлежит идентификации как знак, реабилитирующий и героизирующий нацизм » .
В феврале 2020 года была принята поправка к статье КоАП , требующая от обвинителя доказывать наличие пропаганды или оправдания нацистской или экстремистской идеологии; де-факто эта поправка может не применяться . К демонстрации относится, в частности, наличие символа на одежде и вещах, публикация в интернет фотографий и картинок с символом, их репосты в соцсетях .
Правонарушение по статье 20.3 КоАП РФ влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с такой же конфискацией. Кроме того, признанный виновным не может быть быть выдвинут на выборах и попадает в поле зрения Центра «Э» МВД России .
По мнению правозащитников, левосторонний «коловрат» легко отличим от нацистской свастики, а признание «изображения экстремистским не означает запрета на распространение всех его составных частей» .