Interested Article - Сюита

Сюи́та (от фр. suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке; состоит из нескольких больших частей, в старинном жанре сюиты обычно контрастирующих между собой .

В середине XIX века появились сюиты, не имеющие связи со старинным жанром, составленные из музыки к театральным постановкам, операм и балетам , а в XX веке — и из музыки к кинофильмам .

История

В жанре сюиты нашла своё продолжение традиция, в восточных странах известная ещё в глубокой древности: сопоставление медленного танца-шествия и живого, прыжкового танца. Прообразами сюиты являются и широко распространённые в средние века на Ближнем Востоке и в Средней Азии многочастные формы . Во Франции в XVI веке зародилась традиция соединения различных родов бранлей (народных круговых танцев) — размеренных танцев-шествий и более быстрых; тогда же появился и термин «сюита» . В середине столетия сложилась пара танцев: величественная и плавная павана в размере 2/4 и подвижная, с прыжками гальярда на 3/4. Танцы строились на сходном мелодическом материале, но ритмически преобразованном; самый ранний из известных образцов такой сюиты относится к 1530 году .

В XVII и XVIII веках термин «сюита» проник в Англию и Германию , но использовался долгое время в различных значениях, и сам жанр сюиты к тому времени преобразился: уже в начале XVII века в творчестве И. Гро и английских вёрджиналистов наметилась тенденция к преодолению прикладной функции танца, и к середине столетия бытовой танец окончательно превратился в «пьесу для слушания» .

Описание

Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней и танцем. Различаются камерная бытовая и оркестровая концертная сюиты . В XVII веке камерная сюита ничем не отличалась от камерной светской сонаты, представляла собой свободную последовательность танцевальных номеров: аллеманда , куранта , сарабанда , жига или гавот .

В конце XVII века в Германии сложилась точная последовательность частей камерной сюиты:

  • 1. Аллеманда ( allemande ) как танец известна с начала XVI века. Претерпев эволюцию, она продержалась в качестве основной части сюиты почти до конца XVIII века. Эта часть сюиты может быть полифонической ;
  • 2. Куранта ( courante ) — оживлённый танец в трёхдольном размере. Наибольшей популярности куранта достигла во второй половине XVII века во Франции;
  • 3. Сарабанда ( sarabande ) — очень медленный танец. Впоследствии сарабанду стали исполнять во время траурных церемоний, при торжественных погребениях. Танец скорбно-сосредоточенного характера и медленного движения. Трёхдольная метрика имеет в нём склонность к удлинению второй доли;
  • 4. Жига ( gigue ) — самый быстрый старинный танец. Трёхдольный размер жиги нередко переходит в триольность. Часто исполняется в фугированном , полифоническом стиле.

Оркестровые концертные сюиты, появившиеся в конце XVII века, могли иметь совершенно иную структуру: состоять из большего количества частей, включать в себя марши , менуэты , гавоты , ригодоны , чаконы , «арии» и другие номера балетно-танцевального склада . Таковы первые немецкие оркестровые сюиты И. Г. Фишера и Г. Муффата , написанные под влиянием театральной музыки Ж. Б. Люлли , эту традицию продолжили в своих оркестровых сюитах И. С. Бах и Г. Ф. Телеман .

Во второй половине XVIII века и камерную, и оркестровую сюиты вытеснили, соответственно, классическая соната , утратившая свой первоначальный танцевальный характер, и оформившаяся в самостоятельный жанр предклассическая, а затем и классическая симфония . Появившиеся в конце XIX века программные сюиты, например у Ж. Бизе , Э. Грига , П. И. Чайковского , Н. А. Римского-Корсакова Шехеразада »), М. П. Мусоргского Картинки с выставки »), со старинным жанром сюиты не имеют никаких связей, как и сюиты XX века (например, из музыки к кинофильмам Д. Шостаковича или Г. Свиридова ) .

См. также

Примечания

  1. .
  2. , с. 317—318.
  3. Валькова В. Б. Соната // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5 . — С. 194 .
  4. , с. 316—317.
  5. , с. 92.

Литература

  • Манукян И. Э. Сюита // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5 .
  • Конен В. Д. Театр и симфония. — М. : Музыка, 1975. — 376 с.
Источник —

Same as Сюита