Interested Article - Фортуна

Форту́на ( лат. Fortuna ) — древнеримская богиня удачи и непредсказуемости судьбы . Отождествлялась с древнегреческой Тюхе , которая является божеством случая, богиней удачи и судьбы.

В переводе с латинского Фортуна ( лат. Fortuna ) означает судьба.

Именем богини назван астероид (19) Фортуна , открытый в 1852 году.

Происхождение

Культ Фортуны — один из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения ( (англ.) , лат. di novensidenses ). Римское предание содержит ясное представление только о поздней Фортуне, тождественной Тюхе и приписывает введение культа любимцу счастья, бывшему рабу Сервию Тулию . Он воздвиг храм Фортуне за пределами Рима на правом берегу реки Тибр как выполнение обещания римлянам, сделанного во время этрусских войн [ источник не указан 1139 дней ] . Древнейшее, первоначальное значение богини с трудом поддаётся определению.

На основании характера праздника и времени его проведения ( 24 июня ) делались выводы, что первоначальное значение богини было земледельческое — обоготворение случайности, непредвиденного стечения обстоятельств, которые играют такую важную роль в жизни земледельца .

Культ

Колесо Фортуны

Праздник Fortis Fortunae был связан с земледелием и отмечался 24 июня . Другой характер имеет Фортуна скотного рынка; её тесная связь и соседство с Матер Матута ( лат. Mater Matuta ) позволяют думать, что, как и Матута, она была богиней-покровительницей женщин; на это же указывает и смешение её с (англ.) ( лат. Pudicitia ), и обычай невест приносить в дар этой Фортуне Девической ( лат. Fortuna virginalis ) свои девические платья. Той же богине посвящён был другой храм на Латинской дороге , основанный, по преданию, Кориоланом , где богиня почиталась под именем Фортуны Женской ( лат. Fortuna muliebris ) . Такое же отношение к женщинам видно и в культе Фортуны Мужской ( лат. Fortuna virilis ), которой молились 1 апреля женщины низших классов в мужских банях ; празднество её совпадало с праздником в честь Венеры . Таким образом, наряду с богиней-покровительницей чистоты и целомудрия, она покровительствовала противоположным качествам женской природы.

Культ Фортуны заимствован был, вероятно, из Лация, где издревле славились её храмы в Анции и Прэнесте. Особенно знаменита была прэнестинская богиня, прозванная Primigenia , то есть перворождённая дочь Юпитера. Эта чуждая латинской религии идея филиации есть, вероятно, результат иноземного, может быть, греческого влияния. Характер богини, как покровительницы женщин и их плодовитости, сказывается в посвящении ей надписей матронами , просящими детей, и в изображении богини с двумя младенцами у грудей, подобно аналогичной богине в Капуе и ряду других, особенно галльских и германских божеств сходного значения. Отличительной чертой прэнестинского культа были предсказания, которые давала богиня; они записывались на палочках дубового дерева, вынимавшихся как жребий ( sortes ). Эта опять-таки чуждая старолатинским религиозным воззрениям черта привела к тому, что культ прэнестинской богини поздно проник в Рим.

Publica p(opuli) R(omani) было эпитетом и богинь двух других храмов. Это даёт право заключить, что культ прэнестинской богини перешёл в культ богини-покровительницы счастья римского народа. Культ богини счастья вскоре дифференцировался на сотни и тысячи отдельных культов. Боги-покровители определённых лиц, групп, учреждений, дней, времён года и т. п., тысячи римских гениев и персонификаций разделили общее понятие счастья и удачи на тысячи мелких частей.

В виду способности этого божества к дифференциации, наряду с преобладанием в обществе чисто материальных интересов, Фортуна делается наиболее популярной богиней римского Пантеона и почитается под тысячами имён и прозвищ. Характерны в этом отношении слова Плиния Старшего : «по всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, её одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, её одну хвалят, её одну уличают. С бранью почитают её изменчивую, многие считают её слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей на счёт ставится и дебет, и кредит, и во всех расчётных книгах смертных она одна занимает и ту, и другую страницу» .

Ей посвящаются тысячи алтарей и капелл по всей Римской империи; её изображение появляется в домашних святилищах, на монетах и ещё чаще на предметах промышленности и домашнего обихода; она преобладает, вместе с Меркурием — таким же богом материальной выгоды и удачи — на резных камнях, на свинцовых марках самого разнообразного назначения, на лампах, копилках, сосудах ежедневного употребления и так далее. Популярности богини содействует и то, что она входит, как официальная составная часть, в культ императоров, под именем Фортуна Augusta , наряду с гением Августа; в Помпеях и других местах ей в первые времена империи посвящаются храмы. В Риме особым почитанием со времени возвращения Августа с Востока в 19 г. до н. э. пользуется F. Redux . Культ Фортуны сохраняет своё официальное значение и после Августа, до поздних времён империи. Изображается Фортуна обыкновенно в виде одетой женщины, опирающейся одной рукой на колесо, а другой держащей рог изобилия. Иногда она представлена стоящей на шаре или упирающей в него свой главный атрибут — колесо. Дифференциация характеризуется присоединением атрибутов, например, корабельного носа ( F. navalis ).

Изображению Фортуны приспособляется к целому ряду персонификаций, стоящих с нею в более или менее тесной связи: Felicitas, Hilaritas, Concordia, Fides и др. так или иначе примыкают к её типу. В силу всеобъемлющего её значения с нею легко сливаются другие божества; так Фортуна сливается с Изидой , завоёвывающей себе в Риме, начиная с I в., огромную популярность; появляется даже прямое олицетворение её всеобъемлемости — культ F. Panthea . Ср. Preller, «Romische Mythologie» (II, 179 и сл.); Peter и Drefler у Roscher’a, «Lexicon der Mythologie» (I, 1503—1558); Wissowa, «Romische Religion and Kultus» (206 и сл.).

Храмы

Древнейшими храмами её были fanum Fortis Fortunae и aedes Fortunae на Бычьем форуме ( forum boarium ) в Риме. Первый храм Fortuna primigenia посвящён был, в 194 году до н. э., на Квиринале; вскоре тут же возникли ещё один храм той же богини и храм Fortuna publica , поэтому местность стала называться ad tres Fortunas .

Около 101 года в Риме был построен храм Фортуны huiusce diei — божества, гарантирующего счастливый исход данного дня; ещё раньше, в 180 году, посвящён был диктатором Кв. Фульвием Флакком храм Фортуны equestris богине — покровительнице римской конницы, в память счастливой кавалерийской атаки в кельтиберской войне 180 года.

См. также

Примечания

  1. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  2. : [ 23 декабря 2021 ] / А. В. Пожидаева // Уланд — Хватцев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 494. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5 .
  3. Ростовцев М. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Литература

  • Кудрявцев О. Ф. Античные представления о Фортуне в ренессансном мировоззрении // Античное наследие в культуре Возрождения. М.: 1984. С. 50-57.
  • Ростовцев М. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Уколова В. И. . // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1. 2005 С. 174—184.
Источник —

Same as Фортуна