Interested Article - Святейший правительствующий синод

Святе́йший прави́тельствующий сино́д ( рус. дореф. Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ ) — высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721—1917).

Святейший синод был высшей административной и судебной инстанцией Русской церкви. Ему принадлежало право, с одобрения верховной власти Российской империи , открывать новые кафедры, избирать и поставлять епископов, устанавливать церковные праздники и обряды, канонизировать святых, осуществлять цензуру в отношении произведений богословского, церковно-исторического и канонического содержания . Ему принадлежало право суда первой инстанции в отношении епископов, обвиняемых в совершении антиканонических деяний, также Синод имел право выносить окончательные решения по бракоразводным делам, делам о снятии с духовных лиц сана, о предании мирян анафеме ; вопросы духовного просвещения народа также входили в ведение Синода :238 .

Правовой статус

Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге

Согласно Основным законам Российской империи , Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть , его учредившая» .

В таковом качестве был признан восточными патриархами и прочими автокефальными церквами. Члены Святейшего правительствующего синода назначались императором . Представителем императора в Синоде был Обер-прокурор Святейшего синода.

По упразднении Петром I (1701 год) патриаршего управления церковью, с 1721 года вплоть до августа 1917 года (номинально существовал до 1 ( 14 ) февраля 1918 года) учреждённый им Святейший правительствующий синод был высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи , заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений, а также соборы всех епископов поместной церкви , то есть Поместный Собор :236 .

Правительствующий синод действовал от имени императора , распоряжения которого по церковным делам были окончательны и обязательны для Синода :237 .

История

XVIII—XIX вв.

16 ( 27 ) октября 1700 года скончался патриарх Адриан . Царь Пётр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана Яворского экзархом, то есть блюстителем патриаршего престола. Из его компетенции Пётр изъял кадровые и административные вопросы. 24 января ( 4 февраля ) 1701 года был восстановлен упразднённый 19 ( 29 ) декабря 1677 года Монастырский приказ , в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.

В 1718 году Пётр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии»; Пётр поручил псковскому епископу Феофану Прокоповичу составить для будущей коллегии устав, получивший название Духовный Регламент .

В течение 1720 года проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись экзарх митрополит Стефан (Яворский). 25 января ( 5 февраля ) 1721 года документ был утверждён .

25 января ( 5 февраля ) 1721 года «Регламент, или устав Духовной коллегии» был подписан в форме Манифеста ; документ предусматривал учреждение Духовной коллегии , которая была торжественно открыта 14 февраля. Президентом Духовной коллегии, сразу же переименованной в Святейший синод, стал митрополит Стефан Яворский . В том же году Пётр I обратился к Вселенскому патриарху Иеремии III с ходатайством о признании восточными патриархами Святейшего Синода. В сентябре 1723 года Константинопольский и Антиохийский патриархи особой грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.

14 ( 25 ) февраля 1721 года Духовная коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.

Именным указом от 14 ( 25 ) января 1725 года , Монастырский приказ был преобразован в Камер-контору.

При Екатерине I Синод на некоторое время перестал именоваться «Правительственным», а получил название «Духовного» :239 .

До 1901 года члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая, в частности, гласила:

Исповѣдую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.

До 1 сентября 1742 года Синод также был и епархиальной властью для бывшей Патриаршей области , переименованной в Синодальную .

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ , приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме синодальной канцелярии, московских синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917 года.

В 1888 году стал выходить журнал « Церковные ведомости », официальное печатное издание Святейшего Синода.

Последние годы (1912—1918)

Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода 26 июля 1911 года в главном зале митрополичьего дома Александро-Невской лавры. В нижнем ряду: епископ Ямбургский Георгий (Ярошевский) , епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе) , обер-прокурор В. К. Саблер , архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) , архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) , епископ Могилёвский и Мстиславский Стефан (Архангельский) , епископ Чистопольский Алексий (Дородницын)

По смерти первенствующего члена Синода Антония (Вадковского) в 1912 году и назначения на Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Владимира (Богоявленского) политическая ситуация вокруг Синода значительно обострилась, что было связано со вторжением Г. Распутина в дела церковного управления. В ноябре 1915 года Высочайшим рескриптом митрополит Владимир был переведён в Киев , хотя и с сохранением за ним звания первенствующего члена. Перемещение Владимира и назначение на его место митрополита Питирима (Окнова) было болезненно воспринято в церковной иерархии и в обществе, которое рассматривало митрополита Питирима как «распутинца». В результате, как писал князь Николай Жевахов , «нарушался принцип неприкосновенности иерархов, и этого было достаточно для того, чтобы Синод очутился чуть ли не в авангарде той оппозиции к престолу, какая использовала означенный акт для общих революционных целей, в результате чего оба иерарха, митрополиты Питирим и Макарий , были объявлены „ распутинцами “» .

Бывший членом Синода в предреволюционные годы протопресвитер Георгий Шавельский , находясь в эмиграции , так оценивал старейших членов Синода того времени и общую обстановку в нём: «Беспримерно убогий по своему составу митрополитет <…> в известном отношении характеризовал состояние нашей иерархии предреволюционного времени. <…> В Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское Село » .

В конце 1915 года скандальный характер приобрело обсуждение в Синоде « варнавинского дела » ( см. Тобольский скандал ), вследствие которого в отставку с поста обер-прокурора был вынужден подать А. Д. Самарин . О ситуации в церковном управлении к концу царствования Николая II протопресвитер Шавельский писал: «В конце 1916 г. ставленники Распутина уже фактически держали в своих руках управление. Обер-прокурор Св. Синода Раев , его товарищ Жевахов, управляющий канцелярией Св. Синода Гурьев и его помощник Мудролюбов были распутинцами. Эту же веру исповедовали митрополиты Питирим и Макарий. Целый ряд епископов епархиальных и викарных были клиентами Распутина» .

1 марта 1916 года, по докладу обер-прокурора Синода Волжина , императору «благоугодно было всемилостивейше повелеть, дабы на будущее время доклады обер-прокурора Его Императорскому Величеству по делам, касающимся внутреннего строя церковной жизни и существа церковного управления, совершались в присутствии первенствующего члена Св. Синода, в целях всестороннего канонического их освещения» . Консервативная газета « Московскія Вѣдомости », называя Высочайшее повеление 1 марта «великим актом доверия», писала: «Из Петрограда сообщают, что в церковных кругах и в Синоде великий акт царского доверия переживается как светлый праздник, что А. Н. Волжин и митрополит Владимир получают отовсюду приветствия и выражения благодарности» .

В ночь со 2 на 3 марта 1917 года император Николай II отрёкся от престола. Но ещё днём 2 марта Синод принял решение войти в связь с Исполнительным комитетом Государственной думы. Члены Синода фактически признали революционную власть ещё до отречения царя. Несмотря на отсутствие в целом юридического отречения от престола Дома Романовых, Синод своими определениями от 6 марта распорядился исправить все богослужебные чины, в которых поминался «царствовавший» дом. Вместо молитв о де-юре царствующем доме следовало возносить прошения о «Благоверном Временном правительстве» .

9 марта Синод обратился с посланием «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий». Оно начиналось так: "Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни .

В апреле 1917 года, член Государственного совета , член Совета Русского Собрания профессор-протоиерей Тимофей Буткевич писал в передовице официального издания Святейшего Синода «Церковный Вѣстникъ» о состоянии в высшем управлении российской церковью в последние годы царствования Николая II : «<…> Особенно тяжело сказалось влияние Распутина на царя в жизни православной церкви. <…> И церковью управлял, собственно, Распутин. Он назначал обер-прокуроров Св. Синода из лиц, лизавших его руки. Своих единомышленников он возводил на митрополичьи (м. м. Питирим и Макарий ) и архиепископские кафедры. <…>»

После падения монархии , 14 ( 27 ) апреля 1917 года Временное правительство издало постановление, освобождающее всех членов Синода, за исключением архиепископа Сергия (Страгородского) , и о вызове новых членов на летнюю сессию . Смысл роспуска состоял в удалении из Синода лиц, которые воспринимались тогда обществом как ставленники Распутина : московского митрополита Макария (Невского) и петроградского Питирима (Окнова). Указ был зачитан Синоду обер-прокурором В. Н. Львовым 15 (28) апреля ; архиепископ Сергий (Страгородский) согласился войти в новый состав Синода, «хотя обещал братьям-епископам, что в новый состав Синода, образованного Львовым, не пойдёт» .

Определением Святейшего Синода от 29 апреля ( 12 мая ) 1917 года за № 2579 из делопроизводства Синода изымался ряд вопросов «на окончательное разрешение в епархиальные управления»: о снятии священного сана и монашества по прошениям, об учреждении новых приходов на местные средства, о расторжении браков по неспособности одного из супругов, о признании браков незаконными и недействительными, о расторжении браков по прелюбодеянию — при согласии обеих сторон, и ряд других, ранее бывших в компетенции Синода. В тот же день Синод принял решение о сформировании предсоборного совета для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном учредительном собрании»; основной задачей стала подготовка всероссийского поместного собора .

25 июля ( 7 августа ) 1917 года В. Н. Львова на посту обер-прокурора сменил А. В. Карташёв — последний, кто занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода.

5 ( 18 ) августа 1917 года было учреждено министерство вероисповеданий во главе с Карташёвым; обер-прокуратура упразднялась.

С 1 ( 14 ) февраля 1918 года, согласно постановлению Всероссийского Собора от 31 января, полномочия Святейшего Синода перешли патриарху и коллегиальным органам — Священному Синоду и Высшему церковному совету. Определения от имени Святейшего Синода публиковались вплоть до 18 ( 31 ) января 1918 года .

Ликвидирован де-юре , как государственный орган, декретом Совета Народных Комиссаров от 20 января (по ст. ст.) 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» ( Об отделении церкви от государства и школы от церкви ) .

24 марта/6 апреля 1918 года постановлением Патриарха Тихона , Священного Синода и ВЦС № 57 Петроградская Синодальная контора была закрыта .

Состав

Первоначально, по Духовному регламенту, Синод состоял из одиннадцати членов: президента, двух вице-президентов, четырёх советников и четырёх асессоров ; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

С 1726 года президент Синода стал называться первенствующим членом , а прочие — членами Святейшего синода и просто присутствующими.

В позднейшее время номенклатурный состав Синода многократно изменялся. В начале XX века член Синода было жалованным званием, удерживавшимся пожизненно даже в случае, если лицо не призывалось никогда для заседания в Синоде. При этом митрополиты Петербургский, Киевский, Московский, экзарх Грузии являлись, как правило, постоянными членами Синода, а митрополит Петербургский из них почти всегда был первенствующим членом Синода :239 . Особая честь выпала Владимиру (Богоявленскому) последовательно занимать все четыре упомянутые кафедры с 1892 г. и поэтому оставаться одним из четырёх постоянных членов Синода с 1892 по 1917 гг., а с 1912 по 1917 гг. быть его Первенствующим членом.

Обер-прокурор Синода

Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода — светский чиновник, назначавшийся российским императором (в 1917 году назначались Временным правительством ) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде. Полномочия и роль различались в различные периоды, но в целом в XVIII—XIX века имелась тенденция к усилению роли обер-прокурора.

Первенствующие члены

См. также

Примечания

  1. Цыпин В. А. Церковное право. — Изд. 2-е. — М. : Изд-во МФТИ , 1996. — 442 с. — ISBN 5-89155-005-9 .
  2. Св. Зак. Основн. Т. 1. Ч. 1. Ст. 43.
  3. Дата обращения: 3 мая 2020. 12 января 2021 года. 24 января ( 4 февраля ) 1701 года
  4. . Дата обращения: 3 мая 2020. 2 декабря 2020 года. 19 ( 29 ) декабря 1677 года
  5. от 15 октября 2021 на Wayback Machine // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Собрание Первое. — Санкт-Петербург, 1830. — Том 6. — С. 314—346
  6. Опубликован осенью 1721 года под заглавием Регламент или устав духовныя коллегии, по которому оная знать долженства своя и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оные управлению духовному подлежат, и притом в отправлении дел своих поступать имеет : от 15 октября 2021 на Wayback Machine // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Собрание Первое. — Санкт-Петербург, 1830. — Том 6. — С. 314-346
  7. . Дата обращения: 3 мая 2020. 3 мая 2021 года. 14 ( 25 ) января 1725 года
  8. . Дата обращения: 30 января 2014. 16 января 2013 года.
  9. Шавельский Г. И. Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 78, 87. — ISBN 5-98574-011-0
  10. Шавельский Г. И. Дата обращения: 30 января 2014. 2 июля 2013 года.
  11. Шавельский Г. И. Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 486.
  12. Цит. по: « Правительственный Вѣстникъ ». 5 ( 18 ) марта 1916, № 52, стр. 2.
  13. Великій актъ довѣрія. // « Московскія Вѣдомости ». 6 ( 19 ) марта 1916, № 54. — С. 1.
  14. от 1 июля 2016 на Wayback Machine // Историческая правда, 30.01.2015
  15. Православная церковь и государственный переворотъ. // «Церковный Вѣстникъ, издаваемый Миссіонерскимъ Совѣтомъ при Святѣйшемъ Сѵнодѣ». 1917, апрель — 14 мая, № 9—17. Стб. 181—182.
  16. «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ». 22 апреля 1917, № 16—17. — С. 83.
  17. Губонин М. Е. Современники о патриархе Тихоне. Т. II. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , 2007. — С. 220. — ISBN 978-5-7429-0303-1
  18. « Вѣстникъ Временнаго Правительства ». 3 ( 16 ) мая 1917, № 46 (92). — С. 1.
  19. «Церковныя Вѣдомости». 1918, № 3—4 (31 января). — С. 22.
  20. «Московскія Церковныя Вѣдомости». 1918, № 3. — С. 1.
  21. Государственность России. Кн. 4. — М.: Наука , 2001. — С. 108. — ISBN 5-02-008746-7
  22. . Дата обращения: 30 января 2014. 8 ноября 2012 года.
  23. . Дата обращения: 12 июля 2017. Архивировано из 25 августа 2017 года.
  24. . Дата обращения: 20 сентября 2014. 11 мая 2013 года.

Литература

  • Горчаков М. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1900. — Т. XXX. — С. 38—43.
  • Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России, 1856—1904. — СПб.: Наука, 2003. — 276 с.
  • Алексеева С. И. Святейший Синод и Государственный совет в России (вторая половина XIX в.) // Страницы российской истории. Проблемы, события, люди. Сборник в честь Бориса Васильевича Ананьича. — СПб., 2003. — С. 10—16.
  • Алексеева С. И. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История Русской православной церкви. — 2005. — № 1. — С. 5—23.
  • Алексеева С. И. Традиция «Симфонии» и церковно-государственные отношения в пореформенной // XVI Ежегод. богословская конф. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та: мат-лы. Т. 1. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. — С. 99—102.
  • Алексеева С. И. // Сборники Президентской библиотеки. Сер. «Электронный архив». Вып. 1. Святейший Синод в истории российской государственности: Сб. мат-лов Всерос. науч. конф. с межд. участием. — СПб.: Президентская биб-ка, 2017. — С. 115—130.
  • Алексеева С. И. Институт синодальной обер-прокуратуры и обер-прокуроры Святейшего Синода в 1856—1904 гг. // Нестор. Ежекварт. тематич. журн. истории и культуры России и Вост. Европы. Православная церковь в России и СССР. Источники, исследования, библиография. — СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2001. — № 1. — С. 291—310.
  • Бабкин М. А. // Вестник Санкт-Петербургского университета . История. — СПб. : 2017. Т. 62. Вып. 3. С. 522—544.
  • Барсов Т. В. — СПб, 1896. — 446 с.
  • Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 1. / отв. сост. , отв. ред. Н. П. Ерошкин . — СПб.: Наука , 1998. — С. 134—147. — ISBN 5-02-028394-0 ; 5-02-028386-X.
  • Закржевский А. Г. // Нестор. Ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы, 2000. — № 1. — С. 263—274.
  • Прот. А. М. Иванцов-Платонов . О русском церковном управлении. — СПб., 1898.
  • Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого. — М., 1886.
  • . / Сообщ. Г. В. Есиповым // Русский архив . — 1870. — Стлб. 1953—1959.
  • Прот. В. Г. Певцов . Лекции по церковному праву. — СПб., 1914.
  • : сб. мат-лов Всерос. науч. конф. с межд. участием / науч. ред. С. Л. Фирсов, П. В. Федоров. — 2017. − 738, [1] с.
  • Смолич И. К. // История русской церкви. 1700—1917 гг. В 8 кн. = Geschichte der Russische Kirche. — Лейден, 1964.
  • Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. — Ч. III. Гл. 35. Бюрократия в Церкви.
  • Тихомиров П. В. Каноническое достоинство реформ Петра Великого по церковному управлению. // Богословский вестник, издаваемый Имп. Моск. духовною академиею. — 1904. — № 1 и 2.
  • Фирсов С. Л. Святейший Правительствующий Синод (1721—1917) // Управленческая элита Российской империи. История министерств. 1802—1917. — СПб.: Лики России, 2008. — С. 503—526.
  • Фирсов С. Л. Святейший Правительствующий Синод в эпоху Константина Петровича Победоносцева (1880—1905). Историко-социологический очерк // Святейший Синод в истории российской государственности. Сборник материалов Всесоюзной научной конференции с международным участием. [науч. ред.: С. Л. Фирсов, д-р ист. наук, проф., С.-Петерб. гос. ун-т; П. В. Фёдоров, д-р ист. наук, проф.] — СПб.: Президентская библиотека, 2017. — С. 151—193.
  • Фирсов С. Л. Святейший Правительствующий Синод в эпоху императора Николая Павловича. Историко-социологический очерк // Церковь и время. 2017. — № 2 (79). — С. 209—262.
  • Фирсов С. Л. Святейший Правительствующий Синод в эпоху Константина Петровича Победоносцева (1880—1905). Историко-социологический очерк // Святейший Синод в истории российской государственности. Сборник материалов Всесоюзной научной конференции с международным участием. [науч. ред.: С. Л. Фирсов, д-р ист. наук, проф., С.-Петерб. гос. ун-т; П. В. Фёдоров, д-р ист. наук, проф.] — СПб.: Президентская библиотека, 2017. — С. 151—193.
  • Шавельский Г. И. Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 56—147. — ISBN 5-98574-011-0

Ссылки

Источник —

Same as Святейший правительствующий синод