Священный синод Русской православной церкви
- 1 year ago
- 0
- 0
Святе́йший прави́тельствующий сино́д ( рус. дореф. Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ ) — высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721—1917).
Святейший синод был высшей административной и судебной инстанцией Русской церкви. Ему принадлежало право, с одобрения верховной власти Российской империи , открывать новые кафедры, избирать и поставлять епископов, устанавливать церковные праздники и обряды, канонизировать святых, осуществлять цензуру в отношении произведений богословского, церковно-исторического и канонического содержания . Ему принадлежало право суда первой инстанции в отношении епископов, обвиняемых в совершении антиканонических деяний, также Синод имел право выносить окончательные решения по бракоразводным делам, делам о снятии с духовных лиц сана, о предании мирян анафеме ; вопросы духовного просвещения народа также входили в ведение Синода :238 .
Согласно Основным законам Российской империи , Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть , его учредившая» .
В таковом качестве был признан восточными патриархами и прочими автокефальными церквами. Члены Святейшего правительствующего синода назначались императором . Представителем императора в Синоде был Обер-прокурор Святейшего синода.
По упразднении Петром I (1701 год) патриаршего управления церковью, с 1721 года вплоть до августа 1917 года (номинально существовал до 1 ( 14 ) февраля 1918 года) учреждённый им Святейший правительствующий синод был высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи , заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений, а также соборы всех епископов поместной церкви , то есть Поместный Собор :236 .
Правительствующий синод действовал от имени императора , распоряжения которого по церковным делам были окончательны и обязательны для Синода :237 .
16 ( 27 ) октября 1700 года скончался патриарх Адриан . Царь Пётр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана Яворского экзархом, то есть блюстителем патриаршего престола. Из его компетенции Пётр изъял кадровые и административные вопросы. 24 января ( 4 февраля ) 1701 года был восстановлен упразднённый 19 ( 29 ) декабря 1677 года Монастырский приказ , в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.
В 1718 году Пётр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии»; Пётр поручил псковскому епископу Феофану Прокоповичу составить для будущей коллегии устав, получивший название Духовный Регламент .
В течение 1720 года проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись экзарх митрополит Стефан (Яворский). 25 января ( 5 февраля ) 1721 года документ был утверждён .
25 января ( 5 февраля ) 1721 года «Регламент, или устав Духовной коллегии» был подписан в форме Манифеста ; документ предусматривал учреждение Духовной коллегии , которая была торжественно открыта 14 февраля. Президентом Духовной коллегии, сразу же переименованной в Святейший синод, стал митрополит Стефан Яворский . В том же году Пётр I обратился к Вселенскому патриарху Иеремии III с ходатайством о признании восточными патриархами Святейшего Синода. В сентябре 1723 года Константинопольский и Антиохийский патриархи особой грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.
14 ( 25 ) февраля 1721 года Духовная коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.
Именным указом от 14 ( 25 ) января 1725 года , Монастырский приказ был преобразован в Камер-контору.
При Екатерине I Синод на некоторое время перестал именоваться «Правительственным», а получил название «Духовного» :239 .
До 1901 года члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая, в частности, гласила:
Исповѣдую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.
До 1 сентября 1742 года Синод также был и епархиальной властью для бывшей Патриаршей области , переименованной в Синодальную .
В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ , приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.
Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме синодальной канцелярии, московских синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917 года.
В 1888 году стал выходить журнал « Церковные ведомости », официальное печатное издание Святейшего Синода.
По смерти первенствующего члена Синода Антония (Вадковского) в 1912 году и назначения на Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Владимира (Богоявленского) политическая ситуация вокруг Синода значительно обострилась, что было связано со вторжением Г. Распутина в дела церковного управления. В ноябре 1915 года Высочайшим рескриптом митрополит Владимир был переведён в Киев , хотя и с сохранением за ним звания первенствующего члена. Перемещение Владимира и назначение на его место митрополита Питирима (Окнова) было болезненно воспринято в церковной иерархии и в обществе, которое рассматривало митрополита Питирима как «распутинца». В результате, как писал князь Николай Жевахов , «нарушался принцип неприкосновенности иерархов, и этого было достаточно для того, чтобы Синод очутился чуть ли не в авангарде той оппозиции к престолу, какая использовала означенный акт для общих революционных целей, в результате чего оба иерарха, митрополиты Питирим и Макарий , были объявлены „ распутинцами “» .
Бывший членом Синода в предреволюционные годы протопресвитер Георгий Шавельский , находясь в эмиграции , так оценивал старейших членов Синода того времени и общую обстановку в нём: «Беспримерно убогий по своему составу митрополитет <…> в известном отношении характеризовал состояние нашей иерархии предреволюционного времени. <…> В Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское Село » .
В конце 1915 года скандальный характер приобрело обсуждение в Синоде « варнавинского дела » ( см. Тобольский скандал ), вследствие которого в отставку с поста обер-прокурора был вынужден подать А. Д. Самарин . О ситуации в церковном управлении к концу царствования Николая II протопресвитер Шавельский писал: «В конце 1916 г. ставленники Распутина уже фактически держали в своих руках управление. Обер-прокурор Св. Синода Раев , его товарищ Жевахов, управляющий канцелярией Св. Синода Гурьев и его помощник Мудролюбов были распутинцами. Эту же веру исповедовали митрополиты Питирим и Макарий. Целый ряд епископов епархиальных и викарных были клиентами Распутина» .
1 марта 1916 года, по докладу обер-прокурора Синода Волжина , императору «благоугодно было всемилостивейше повелеть, дабы на будущее время доклады обер-прокурора Его Императорскому Величеству по делам, касающимся внутреннего строя церковной жизни и существа церковного управления, совершались в присутствии первенствующего члена Св. Синода, в целях всестороннего канонического их освещения» . Консервативная газета « Московскія Вѣдомости », называя Высочайшее повеление 1 марта «великим актом доверия», писала: «Из Петрограда сообщают, что в церковных кругах и в Синоде великий акт царского доверия переживается как светлый праздник, что А. Н. Волжин и митрополит Владимир получают отовсюду приветствия и выражения благодарности» .
В ночь со 2 на 3 марта 1917 года император Николай II отрёкся от престола. Но ещё днём 2 марта Синод принял решение войти в связь с Исполнительным комитетом Государственной думы. Члены Синода фактически признали революционную власть ещё до отречения царя. Несмотря на отсутствие в целом юридического отречения от престола Дома Романовых, Синод своими определениями от 6 марта распорядился исправить все богослужебные чины, в которых поминался «царствовавший» дом. Вместо молитв о де-юре царствующем доме следовало возносить прошения о «Благоверном Временном правительстве» .
9 марта Синод обратился с посланием «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий». Оно начиналось так: "Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни .
В апреле 1917 года, член Государственного совета , член Совета Русского Собрания профессор-протоиерей Тимофей Буткевич писал в передовице официального издания Святейшего Синода «Церковный Вѣстникъ» о состоянии в высшем управлении российской церковью в последние годы царствования Николая II : «<…> Особенно тяжело сказалось влияние Распутина на царя в жизни православной церкви. <…> И церковью управлял, собственно, Распутин. Он назначал обер-прокуроров Св. Синода из лиц, лизавших его руки. Своих единомышленников он возводил на митрополичьи (м. м. Питирим и Макарий ) и архиепископские кафедры. <…>»
После падения монархии , 14 ( 27 ) апреля 1917 года Временное правительство издало постановление, освобождающее всех членов Синода, за исключением архиепископа Сергия (Страгородского) , и о вызове новых членов на летнюю сессию . Смысл роспуска состоял в удалении из Синода лиц, которые воспринимались тогда обществом как ставленники Распутина : московского митрополита Макария (Невского) и петроградского Питирима (Окнова). Указ был зачитан Синоду обер-прокурором В. Н. Львовым 15 (28) апреля ; архиепископ Сергий (Страгородский) согласился войти в новый состав Синода, «хотя обещал братьям-епископам, что в новый состав Синода, образованного Львовым, не пойдёт» .
Определением Святейшего Синода от 29 апреля ( 12 мая ) 1917 года за № 2579 из делопроизводства Синода изымался ряд вопросов «на окончательное разрешение в епархиальные управления»: о снятии священного сана и монашества по прошениям, об учреждении новых приходов на местные средства, о расторжении браков по неспособности одного из супругов, о признании браков незаконными и недействительными, о расторжении браков по прелюбодеянию — при согласии обеих сторон, и ряд других, ранее бывших в компетенции Синода. В тот же день Синод принял решение о сформировании предсоборного совета для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном учредительном собрании»; основной задачей стала подготовка всероссийского поместного собора .
25 июля ( 7 августа ) 1917 года В. Н. Львова на посту обер-прокурора сменил А. В. Карташёв — последний, кто занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода.
5 ( 18 ) августа 1917 года было учреждено министерство вероисповеданий во главе с Карташёвым; обер-прокуратура упразднялась.
С 1 ( 14 ) февраля 1918 года, согласно постановлению Всероссийского Собора от 31 января, полномочия Святейшего Синода перешли патриарху и коллегиальным органам — Священному Синоду и Высшему церковному совету. Определения от имени Святейшего Синода публиковались вплоть до 18 ( 31 ) января 1918 года .
Ликвидирован де-юре , как государственный орган, декретом Совета Народных Комиссаров от 20 января (по ст. ст.) 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» ( Об отделении церкви от государства и школы от церкви ) .
24 марта/6 апреля 1918 года постановлением Патриарха Тихона , Священного Синода и ВЦС № 57 Петроградская Синодальная контора была закрыта .
Первоначально, по Духовному регламенту, Синод состоял из одиннадцати членов: президента, двух вице-президентов, четырёх советников и четырёх асессоров ; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.
С 1726 года президент Синода стал называться первенствующим членом , а прочие — членами Святейшего синода и просто присутствующими.
В позднейшее время номенклатурный состав Синода многократно изменялся. В начале XX века член Синода было жалованным званием, удерживавшимся пожизненно даже в случае, если лицо не призывалось никогда для заседания в Синоде. При этом митрополиты Петербургский, Киевский, Московский, экзарх Грузии являлись, как правило, постоянными членами Синода, а митрополит Петербургский из них почти всегда был первенствующим членом Синода :239 . Особая честь выпала Владимиру (Богоявленскому) последовательно занимать все четыре упомянутые кафедры с 1892 г. и поэтому оставаться одним из четырёх постоянных членов Синода с 1892 по 1917 гг., а с 1912 по 1917 гг. быть его Первенствующим членом.
Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода — светский чиновник, назначавшийся российским императором (в 1917 году назначались Временным правительством ) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде. Полномочия и роль различались в различные периоды, но в целом в XVIII—XIX века имелась тенденция к усилению роли обер-прокурора.