Почвенничество
- 1 year ago
- 0
- 0
По́чвенничество (от рус. народная почва ) — литературное течение и направление общественной и философской мысли в России 1860-х годов . Основы мировоззрения восходят к идеям и концепциям так называемой «молодой редакции» журнала « Москвитянин » (1850—1856) во главе с Аполлоном Григорьевым . Приверженцы называются почвенниками . Литературовед В. Н. Захаров указывает, что термин «почвенничество» является поздним — Достоевский и его единомышленники не называли себя почвенниками .
Основные принципы почвенничества были сформулированы на страницах ряда толстых литературных журналов , но главным образом сотрудниками журналов « Время » и « Эпоха » Аполлоном Григорьевым, братьями Михаилом и Фёдором Достоевскими , Николаем Страховым , проводившими острую полемику с рупором нигилизма — « Русским словом » Д. И. Писарева и оплотом революционных демократов журналом « Современник », когда его редактором был Н. Г. Чернышевский .
Несмотря на то, что почвенничество представляло собой разновидность европейского философского романтизма и примыкало к позднему славянофильству , полное его отождествление с последним не вполне корректно . В непримиримом противоборстве славянофильства и западничества , когда «редкий современник представлял себе иное решение проблемы „Россия—Запад“, нежели альтернативное» , представители почвенничества признавали положительные начала этих течений, но претендовали на собственную независимую «нейтральную» позицию . Об этой собственной позиции Ф. М. Достоевский декларировал в сентябре 1860 года в «Объявлении о подписке на журнал „Время“ на 1861 год» , которое стало кратким манифестом почвенничества . Независимая позиция почвенников относительно западников и славянофилов утверждалась в различных публикациях сотрудников журнала, в частности в статье Ф. М. Достоевского «Два лагеря теоретиков (по поводу „Дня“ и кой-чего другого)» (1862, № 2 (февраль)) .
А. Л. Осповат писал, что Достоевский и Григорьев «равно отвергали славянофильство и западничество как замкнутые идеологические системы, предполагавшие четкое разделение людей на „наших“ и „не наших“ и канонизировавшие свои опорные постулаты, по отношению к которым (внутри соответствующей структуры) не допускалось ни сомнения, ни иронии» . Прежде всего, Достоевского и Григорьева сближало общее представление о « русской идее » . Устойчивым и неизменным «ядром» понятия Ф. М. Достоевского «русская идея» была «вера в нашу русскую самобытность» .
Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом , на народной или национальной «почве» с религиозно-этической основой.
Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали « гнилой Запад » — его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм , противопоставляя им христианские идеалы.
В 1870-е годы черты почвенничества проявились в философских сочинениях Николая Данилевского и « Дневнике писателя » Фёдора Достоевского. Наиболее обстоятельно почвенничество рассматривается в монографиях польского политолога Анджея де Лазари , канадского историка Уэйна Доулера ( Wayne Dowler ) , публициста Александра Буздалова.
Во второй половине XX века почвенничество возродилось в « деревенской прозе » и публикациях на историко-патриотические темы, против которых заведующий отделом пропаганды ЦК КПСС А. Н. Яковлев в 1972 году направил статью с сокрушительной критикой с позиций ортодоксального марксизма-ленинизма .
Согласно В. Н. Захарову в круг почвенников входят А. И. Солженицын , В. Г. Распутин, В. П. Астафьев , В. И. Белов и В. М. Шукшин .