Древние персы
- 1 year ago
- 0
- 0
Пе́рсы ( перс. فارسیزبان [fɒːrsi-zæbɒːn], перс. ایرانی [irɒːni], перс. فارس [fɒːrs], устар . перс. پارس [pɒːrs]) — иранский народ , основное население Ирана (по разным оценкам от 56 % до 63 %), этнолингвистическая общность многочисленных региональных групп населения Ирана , Таджикистана и Афганистана для которой родным языком является персидский язык , представленный разнообразными диалектами . Крупнейшая и ведущая составляющая иранской нации , объединяемая общей оседлой земледельческой и городской культурой.
Этническое имя персов впервые упоминается в 836 году до н. э. в виде Parsuaš [ прояснить ] — названия одной из областей южнее озера Урмия в архивах ассирийского царя Салманасара III . С Парсуа воюет в 743 году до н. э. царь Тиглатпаласар III . В 639 году до н. э. Парсуа и Аншан уже упоминаются как союзники Ассирии против Элама .
Начиная с VII века до н. э. этническое имя персов ( др.-перс. pārsa- ), одного из союзов ираноязычных племён, заселивших Иранское плато в результате экспансии индоиранцев из Средней Азии , прочно связывается с регионом Аншана на восток от собственно Элама , известного с этих пор как Парса (Персида) — территория современного остана Фарс , колыбель персидской государственности и персидского языка . По всей видимости, уже в древнюю эпоху древнеперсидский язык был также распространён в соседних областях: Мекране и Кермане , население которых (гедрозиев и германиев) Геродот причисляет к персам .
Происхождение этнонима персов неотделимо от подобных названий других индоиранских племён: Паршу в Ригведе ( ведич. parśu-), парфяне , пуштуны — от индоиран. *parśṷ(a)- букв. «бокастый», то есть «крепкого телосложения», «богатырь» . Производное от этого названия закономерно отражается в совр. перс. پهلوان [pæhlævɒːn] «богатырь» (< др.-перс. *parθavāna- < древнеиран. *parśavāna-). При этом др.-перс. pārsa- — этноним и название страны — представляет собой -форму от этого этнонима (*pārśṷa «относящийся к богатырскому племени»).
В V веке до н. э. вследствие греко-персидских войн персы ассоциировались с варварами , но несмотря на тот факт, что их уровень военной подготовки уступал боевым качествам греков , Персия воспринималась Грецией как серьёзная угроза .
В возвысившейся в VI веке до н. э. Ахеменидской империи персы были ведущим этносом, благодаря чему их имя стало широко известно в Средиземноморье (через др.-греч. Πέρσες ). В аршакидский период Парс (Персида) стала лишь одной из областей империи парфян , этноним которых однако стал известен в античном мире в юго-западноиранской (древнеперсидской) форме.
В персидской более поздней форме этноним парфян проник и в Древнюю Индию — санскр. pahlava- . Начиная с Сасанидской эпохи этим же именем в Индии стали называть самих персов.
В конце Ахеменидской эпохи доиранское население Персиды было, по всей видимости, уже персизировано, однако среднеперсидский язык не распространялся за её пределы и оставался языком местных правителей фратараков . Лишь с возвышением Сасанидов (III век н. э.) язык Парса ( пехл. pārsīk ) становится официальным в обширной Иранской империи ( пехл. Ērān-šahr ) и языком государственной религии — зороастризма . Со временем разговорный среднеперсидский распространяется на север и восток, вытесняя северо-западные иранские диалекты . Так в Хорасане к V—VI векам он вытеснил парфянский язык . Эта экспансия послужила основой формирования новой персоязычной общности, охватывающей не отдельный регион Сасанидской империи, а все основные области Ирана.
После арабского завоевания Ирана (VII век), несмотря на период господства в официальной и религиозной сфере арабского языка , персизация ираноязычных областей Большого Ирана и распространение в них разговорных персидских диалектов только усилились. В областях Тохаристана , Кабула и Мавераннахра персидский язык, принесённый обращёнными в ислам хорасанцами , участвовавшими в арабском завоевании этих областей, стал одним из средств и символов исламизации . Персизация и исламизация этих регионов стала основой формирования современной таджикской общности .
Классический новоперсидский язык (فارسی fārsī, دری darī), господствовавший на протяжении тысячелетия во всех неарабских областях исламского мира , сформировался в IX—X веках на территории Хорасана и Мавераннахра и распространился в дальнейшем в Западном Иране, вытесняя местные диалекты, в том числе в самом Фарсе .
В мусульманском Иране этноним «персы», «персидский» ( پارس pārs и арабизированная форма فارس fārs ) фактически не использовался как самоназвание персов-мусульман. Основными его значениями были:
Персы — это народ, населяющий горы Махат и Азербайджан вплоть до Армении и Аррана , Байлекан и Дербент , Рей и Табаристан , Маскат и Шабаран, Джурджан и Абаршахр , то есть Нишапур , Герат и Мерв и другие области в земле Хорасана , Седжистан , Керман , Фарс и Ахваз … Все эти земли были когда-то единым царством с одним царём и одним языком.. хотя язык немного отличается… Существуют различные языки, такие как пехлеви, дари, азери и другие персидские языки.
Распространённым наименованием персоязычных жителей Ирана после мусульманского завоевания стало арабское слово عجم [ʕadʒam] «бормочущий», широко используемое и как самоназвание в персидской литературе , прежде всего в западных областях, где было особенно актуальным противопоставление عرب [ʕarab] «говорящий ясно», « араб » — عجم [ʕadʒam], «иранец».
В представлении писателей-арабов Х века, например того же ал-Масуди, персы (ал-фурс) были единый народ (уммат) с единым языком, хотя и разделённым на диалекты, с территорией, включавшей помимо областей современного Ирана также часть (восточную) Закавказья, Хорасан (куда входили и Мавераннахр, и часть современного Афганистана и почти современные территории Таджикистана и Узбекистана). Этот народ первоначально чаще называли аджам , букв. «неарабы», или, точнее, «говорящие на непонятном (для араба) языке» (ср. слав. «немец»). Позже, где-то с Х века, на них постепенно перешло наименование таджики, то есть не арабы. В некоторых случаях слово таджик обозначает аджам, то есть, народ который под охраной персидской короны. Следовательно, есть основания говорить о формировании в IX—Х веках этнической общности («таджиков»), которая включала предков современных персов и таджиков, а также некоторое другое ираноязычное население (например, говорившее на языке азери в Азербайджане). Много позже, уже в послемонгольское время, в новых условиях эта общность, часть которой (в Азербайджане и Мавераннахре) подверглась тюркизации, стала распадаться на самостоятельные общности. Формирование этой этнической общности играло большую роль в период образования на востоке Халифата полусамостоятельных и самостоятельных государств .
До 1935 года на Западе Иран назывался « Персией », однако в самом Иране это название фактически было неизвестно, и его эквивалент « Фарс » означал лишь одну из областей страны. Население Ирана, основную часть которого составляли персоязычные, называло чаще всего себя по названию областей (خراسانی «хорасанец», اصفاهانی «исфаханец» и т. д.). С началом правления династии Пехлеви (1925 год) благодаря популяризации древнего имени страны «Иран» этноним ایرانی [irɒːni] ( разг. ایرونی [iruni]) «иранец» стал основным национальным самоопределением персоязычных иранцев, хотя он не может дифференцировать их от других ираноязычных и неираноязычных народов Ирана. Если необходимо данное уточнение, обычно используют термин فارسیزبان [fɒːrsi-zæbɒːn] «персоязычный», подразумевая, что персидский язык , которым владеют более 90 % , является родным, в отличие от тех, для кого этот язык второй и кто дома разговаривает на другом иранском или неиранском языке. Учитывая широкие ассимиляционные процессы в Иране , следует выделить также третью промежуточную группу: ли́ца, для которых персидский язык стал первым и родным, но которые помнят о своих «неперсидских» корнях или продолжают относить себя к другому этносу ( азербайджанцы , арабы , мазендеранцы и т. д.).
Этноним فارس [fɒːrs] или پارس [pɒːrs] употребляется так же редко, как и в классическую новоперсидскую эпоху.
Составляя чуть более половины (51 %) численности населения Ирана (более 35 млн чел.), персы проживают по всей территории страны , однако большинство из них сосредоточено в центральных, южных и восточных областях. Традиционные области расселения персов представляют собой земледельческие искусственно орошаемые оазисы вдоль постоянных рек или в предгорьях, где выходят на поверхность кяризы . С началом активной урбанизации стремительно разрастаются персоязычные города, многие из которых превратились в промышленные города-миллионники ( Тегеран , Мешхед , Кередж , Исфахан , Шираз , Кум ).
Персидский этнический массив охватывает несколько исторических регионов Ирана, где персы составляют большинство населения, каждый из которых отличается культурным своеобразием и таким образом может считаться соответствующим отдельному персидскому «субэтносу»:
Значительные автохтонные группы персов также проживают в останах Хузестан (персы-хузестани), Северный Хорасан , Керманшах . Более 200 тыс. персоязычных проживает на территории Ирака . Персоязычные переселенцы в Бахрейне образуют сообщество, известное как аджамы Бахрейна.
Среди массивов персо- и азербайджаноязычного населения известны районы распространения различных иранских языков, диалектов или «диалектных полос» (континуумов). Носители таких языков поголовно двуязычны (или трёхъязычны) и в отличие от таких оформленных общностей, как курды , луры , гилянцы , мазендеранцы и др., не обладают отдельным самосознанием, не имеют существенных культурных отличий и в статистике обычно учитываются «персами». Эти диалекты являются остатками древних языков Ирана, вытесненных в результате распространения классического персидского языка (персизации). На бытовом уровне носители часто считают их «диалектами персидского языка».
Персоязычные (суб)этносы с оседлой земледельческой культурой продолжают единый этнокультурный ареал на восток и север от Ирана:
Персидский язык — язык с одной из древнейших зафиксированных историй, восходит к древним иранским диалектам Фарса , где зарождались его непосредственные предшественники: древнеперсидский и среднеперсидский . Классический новоперсидский язык, зародившийся в Хорасане и Мавераннахре и испытавший большое влияние арабского языка , обладает богатейшей литературой, связанной с именами всемирно известных поэтов Рудаки , Фирдоуси , Хафиза , Хайяма , Саади , Низами , Руми , Джами , Аттара , Санаи и др. Во многих средневековых мусульманских государствах он использовался как официальный язык администрации и двора, зона его прямого или косвенного воздействия охватывала Османскую Империю , Кавказ , Золотую Орду , Среднюю Азию , Восточный Туркестан , Индию ( Южную Азию ). В современном Иране персидский язык — единственный государственный и официальный язык, им владеет практически всё население страны.
В Сасанидском Иране государственной религией был зороастризм , и большинство ираноязычного населения исповедовало эту религию. Зороастрийские храмы обладали обширными территориями, а их жрецы имели большое влияние среди местного населения. После арабского завоевания лишённая государственной поддержки и дискриминируемая на официальном уровне религия стала стремительно терять последователей. Появились гонения на иноверцев, им запрещалось селиться рядом с мусульманами, демонстративно проводить немусульманские обряды, ездить верхом на лошадях . Тем не менее до IX — X веков персы-зороастрийцы составляли значительную часть населения, особенно в северных, южных и восточных районах Ирана. Значительный урон в Персидском Ираке, Фарсе и Хорасане с разрушением храмов и массовыми обращениями в ислам зороастрийская община понесла при правлении Аббасидов (с VIII в.) и иранских мусульманских династий ( Буиды , Саманиды и др.). После монгольского нашествия небольшие группы зороастрийцев остались только в окрестностях городов Йезд и Керман . От них происходят современные зороастрийцы Ирана , количество которых не превышает 50 тыс. чел. Хотя наследие зороастризма в культуре современных персов значительно и часто используется как национальный символ, большинство персов слабо осведомлены о своей древней религии .
В эпоху Омейядов обращение персов в ислам происходило прежде всего в виде придания им статуса мавали («клиентов») разных арабских племён, вторгшихся в Иран. Политика Аббасидов сделала ислам более интернациональным и открыла дорогу к широкому обращению неарабских народов, в том числе персоязычных. Первоначально на территории Ирана господствовал суннизм и многие известные учёные персы раннего средневековья были суннитами ( Абу Ханифа , Абу Давуд , Хаким Нишапури , Газали , аль-Бухари , Абу Иса ат-Тирмизи и др.). Тем не менее постепенно из иракских центров стал распространяться иснаашаритский шиизм , особенно укрепившийся в городах Кум , Кашан, Себзевар и др. Окончательное закрепление этой ветви ислама в Иране связано с правлением династии Сефевидов , объявивших иснаашаритский шиизм государственной религией и развернувших широкую кампанию по обращению (часто насильственному) суннитов. На сегодняшний день шиизм — государственную религию Ирана — исповедует более 90 % населения и подавляющее большинство персоязычных. На территории Ирана расположена такая значимая шиитская святыня как Мавзолей Имама Резы в Мешхеде .
Бахаизм , религия, возникшая в XIX в. в Ширазе , составляет крупнейшее в Иране неисламское религиозное меньшинство (до 500 тыс. чел.), однако не признаётся на государственном уровне, и персы-бахаи подвергаются преследованиям .
Антропологически персы в основной массе представители индо-иранской расы .
|
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
|
Первоначально персы были нацией пастухов и скотоводов, которая могла работать в самых разных условиях .
Большинство персов — сельские жители, основные занятия которых — пашенное земледелие (в значительной степени основанное на искусственном орошении), садоводство и овощеводство , скотоводство . Главные культуры — пшеница , рис , ячмень , табак , клевер , просо , джугара , сахарная свёкла , чай . В животноводстве преобладает мелкий рогатый скот.
Из ремёсел развиты ковроделие, ручное ткачество ( шерсть , ситец ), производство металлических изделий, чеканка , инкрустация перламутром и костью . Персы, живущие в городах, — ремесленники, торговцы, служащие и др. Персы составляют также значительную часть рабочих страны. Многие заняты в нефтяной промышленности.
Поселения могут иметь беспорядочную планировку. Поскольку в Иране преобладает горный рельеф, то их селения похожи на селения других горных народов. Другой тип поселения — кале ( крепость ). Оно имеет глинобитную ограду и ворота.
Жилище — глинобитное, крыша — из камыша . В строительстве используется дерево и кирпич . Дома обращены глухой стеной на улицу, а внутри находится замкнутый двор. У богатых во дворе — сад и бассейн. Иногда во дворе устраивается веранда (айван). Внутреннее помещение делится на мужскую (бирун) половину и женскую (эндерун). В быту используется низкая мягкая мебель, ковры, тюфяки. Посуда , утварь и вещи хранятся в нишах . Для отопления служат камины , печи и жаровни .
Мужской национальный костюм состоит из белой рубахи, чёрных штанов, безрукавки и кафтана (каба). Состоятельные люди носят сюртук (сердари). Обувь — с вязаным верхом, подошва — из прессованных тряпок. Сельский костюм — белая рубаха, синие штаны, синий кафтан или овчиный тулуп. Головной убор — войлочная шапка (кулах) или шапочка ( аракчин ), сверху которой наматывается чалма ( тюрбан ). У женщин — рубаха, штаны, кофта , юбка . Лицо закрывают белым покрывалом. Персидское название штанов ( шаровары , шелвар) вошло во многие языки мира.
Пища — рис, мясо, маринады , лепёшки, овечий сыр , молочные продукты, фруктовые сиропы.
Устное народное творчество персов, их театральная поэзия , литература и др., со стороны средневековой и современной культуры весьма богаты.
Литература в Иране возникла давно, уже на древнеперсидском и среднеперсидском писались произведения, например « Авеста », династийная хроника «Хвадай-намак» и др. Известен сборник «Калила и Димна», — вариант индийской «Панчатантры». Развивались жанры национальной поэзии, — рубаи , газели , бейты. Существует эпос , легенды , сказки . Наиболее популярный герой легенд — богатырь Рустам .
Архитектура также имеет древнюю историю. При Ахеменидах строили дворцы и культовые сооружения, зороастрийские храмы , квадратные в плане каменные башни. Позже возник мусульманский тип храма — мечеть . Использовались дерево, камень, сырцовый кирпич. В украшениях популярны были сдвоенные полуфигуры животных. Очень большое развитие получило искусство орнамента , который близок арабскому и турецкому. Была развита миниатюра . У персов (шиитов), в отличие от арабов (суннитов), не было запрещено изображение живых объектов, людей, животных.
Театр также возник в древности. Театр базигер — бродячие актёры типа европейских жонглёров , русских скоморохов . Известны были пантомима , кукольный и теневой театры. До начала XX века существовали масхаребазы (бродячие актёры).
Музыкальная культура Ирана — результат многовекового исторического процесса формирования и развития музыкальных традиций, создавших богатое музыкальное наследие иранского народа.
Сведений о музыке древнего Ирана почти не сохранилось. Вместе с тем музыкальные инструменты , а также эстетические теории, обобщающие и оценивающие различные явления музыки, указывают на связь музыкальной культуры Ирана с музыкальными традициями Месопотамии (одного из древнейших очагов мировой цивилизации).
Музыка и поэзия составляли существенную часть раннесредневековой культуры Ирана. Стихосложение, видимо, служило важным показателем принадлежности к светскому обществу Ирана. Из источников неизвестно, каким образом обучались парфянские госаны, но преобладание наследственной передачи профессий в Древнем Иране делает вероятным семейное обучение и передачу знаний от отцов детям. Представляется возможным, что каждый феодальный род имел своих родовых госанов -менестрелей, знавших историю и традиции рода и воспевавших их в своих произведениях .
Ко времени зарождения ислама на территории государства Сасанидов (III—VII века) существовала развитая классическая музыкальная традиция, некогда формировавшаяся в процессе тесного взаимодействия с музыкальной традицией Византии . После завоевания Ирана мусульманами классическая музыка Сасанидов была заимствована и адаптирована на всей территории ислама . С IX века начинается расцвет придворного искусства, в народе приобретают популярность мутребы (певцы-танцоры). Развитие получает теория музыки. Начиная с XV века существуют свидетельства о музыкальной нотации .
Со второй половины XIX века на иранскую музыку начинает оказывать влияние европейская музыка, в Тегеране при Имперском колледже была основана музыкальная школа европейского типа. В 1920-х годах композитор, исполнитель-виртуоз на таре, профессор Тегеранского университета Али Наги Вазири положил начало обучения национальной музыке, записал на ноты дастгахи, издал учебник теории музыки, открыл в Тегеране музыкальную школу, в которой обучались первые профессиональные музыканты Ирана.
Сегодня профессиональная (классическая) и народная музыка Ирана существует в основном как монодическая . В её основе своеобразная ладовая система дастгāх ( перс. دستگاه [dastgāh]).
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|