Interested Article - Баал

Баа́л (Ваáл ) ( общесемит. baʿl, финик. 𐤁𐤏𐤋, др.-евр. בעל ‏‎ — «хозяин; владыка» ) — является эпитетом «бог, владыка» для разных богов в западносемитской мифологии . Также являлся конкретным божеством в ассиро-вавилонской мифологии , почитавшимся в Финикии , Ханаане и Сирии как громовержец и бог плодородия , а также бог вод, войны, неба, солнца [ источник не указан 229 дней ] .

История

Стела Баала с молнией, XV—XIII век до н. э., найдена в Рас Шамра (др. Угарит )
Бог Эль, отец одного из Ваалов (богов). Некоторые специалисты выводят слова Аллах и Элохим из слова Эль.
Стела , XV—XIII век до н. э., найдена в Рас Шамра ( Угарит ), Лувр

Первоначально имя Баал было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира , Баал Сидона и др.), в это время его святилища приурочивались к источникам, лесам и горам. Титул «Баал» давался князьям и градоначальникам, входил в имя (например: упомянутый в египетской повести XI в. до н. э. «князь Библа Текер -Баал» , Ганнибал , Балтазар , список царей Тира ).

В Угарите бог Баал высоко почитался под именем Балу, имел эпитет Силач и Бык, был сыном бога Дагона , его сестрой и возлюбленной была Анат ( «источник» , богиня источников). Мог изображаться в облике могучего быка или воина в рогатом шлеме, что связывает его с Зевсом , Зевсом-Аммоном , вавилонским Зевсом-Баалом.

В Финикии он именовался Баал-Цафон (угарит. Баал- Цапану , по названию горы, где жил) или просто Баал, Бел , причём эпитет «Баал-» имели и другие финикийские боги, покровительствуя разным областям жизни. Бог проточной воды и родоначальник морских божеств. Сын Эла (угарит. Илу). Его жена — богиня Астарта , аналог шумерской Иштар .

Северному (изначально каанитскому) богу морей и штормов по имени Баал Цафор (англ. поклонялись также в иудейском княжестве Иотаб (Иотав) или Иотват на острове Тиран ; жители княжества занимались морской торговлей и потому ценили бога, который был связан с морем и погодой [ источник не указан 1653 дня ] .

Центр культа был в Тире , отсюда он распространился и в древнем Израильском царстве (при Иезавели ) и в Иудее , несмотря на борьбу пророков (в особенности Илии и Иеремии ).

Почитался Баал и в финикийском государстве Карфагене (имя Ганнибал означает «любимец Баала»); через финикийцев и Карфагенян постепенно во 2-м — 1-м тысячелетии до н. э. культ Баала распространился далеко на Запад (в Египет , Испанию и др.) .

При Птолемеях культ Баала слился с культом солнечного бога Гелиоса , что ознаменовалось переименованием города Баалбек — центра культа Баала, в «Гелиополис» ( др.-греч. Ἡλίου πόλις ) . Немного спустя он стал творцом всего мира, Вселенной, затем бог- оплодотворитель . Практически во все времена культ Баала сопровождался сладострастными оргиями , причём при этом жрецы в экстазе наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях.

В христианской традиции, как и некоторые другие ближневосточные языческие божества — например, Иштар , — был демонизирован. Согласно Библии , служение Баалу включало в себя человеческие жертвоприношения , в том числе убиение собственных детей сожжением в огне .

При «религиозной революции» пророка Илии , по Библии, все служители Баала, которые занимались преследованиями и казнями пророков Бога, а затем пытались найти и убить их детей, были затем побеждены и казнены Илией — этим культу Баала в Древнем Израиле был нанесён существенный ущерб.

Ипостаси

См. также

  • Элагабал — арабо-римское божество солнца, эмеский аналог Баала.
  • Бэл (Бел, Вил; вавилонский Баал)
  • Бел (сын Посейдона) — персонаж древнегреческой мифологии, царь Египта. Сын Посейдона и Ливии, отождествлялся с Баалом.
  • Петбе (Пет+Баал)
  • Ям — которого Баал вызвал на битву.
  • Мот — противник Баала, которого последний не способен победить.
  • Хубал — глава арабского языческого пантеона.

Примечания

  1. : [ 24 ноября 2022 ] // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 482. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
  2. .
  3. .
  4. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  5. Путешествие Уну-Амона // Сказки и повести древнего Египта. Л., 1979. С. 129, 131; о транскрипции см. Сафронов. С. 130
  6. 3Цар.
  7. Иер. , Иер.
  8. Баал — статья из Большой советской энциклопедии .
  9. : [ 17 октября 2022 ] / Т. Х. Стародуб, А. И. Воропаев // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 615—616. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
  10. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1891. — Т. IIa.
  11. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  12. Иер.
  13. 3Цар. , 3Цар.
  14. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  15. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  16. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  17. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  18. Пантеон Карфагена // ВДИ . № 3, 1992. — М. , 1992. — С. 39—40.
  19. Синельченко В. Н. М. Б. Петров. Баал-Хаддат // . — С-Пб., 1998. 9 ноября 2013 года.
  20. Арам Тиграни Гханаланьян. . — 1979.

Литература

Источник —

Same as Баал