Обручев, Николай Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко ( 1 [13] декабря 1846 , Полтава , Полтавская губерния , Российская империя — 26 июня [ 8 июля ] 1898 , Кисловодск , Ставропольская губерния , Российская империя ) — русский художник— передвижник , признанный мастер реалистического портрета ; военный артиллерист, генерал-майор . Дядя известного революционера Бориса Савинкова .
Родился в Полтаве в семье офицера (будущего генерал-майора ) Русской императорской армии (1807—1876) , который хотел, чтобы старший сын пошёл по его стопам и сделал карьеру военного. Отец не придавал особого значения художественному таланту мальчика, но и не препятствовал его занятиям рисованием. Мать — Любовь Васильевна (урожденная Мищенко; 1822—1890), была дочерью полтавского помещика, отставного поручика Василия Мищенко .
В Полтаве первым учителем живописи Николая Ярошенко был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887), к которому ученик всю жизнь относился с искренней признательностью и позднее написал его портрет.
В 1855 году 9-летнего Николая определили в Петровский Полтавский кадетский корпус . В 1856 году он был, благодаря хлопотам отца, переведён в Первый кадетский корпус в Санкт-Петербурге . В октябре 1862 года участвовал в массовом возмущении кадетов в адрес злоупотреблявшего придирками к ним батальонного командира. При расследовании был признан одним из «зачинщиков» (Николай взял вину за организацию возмущения на себя вместе с будущим генералом от кавалерии и военным писателем Н. Н. Сухотиным ), за что был лишён звания ефрейтора и 10 суток отсидел на гауптвахте . По окончании корпуса, в 1863 году поступил в Павловское пехотное училище . В мае 1864 года переведён в Михайловское артиллерийское училище , которое окончил в числе лучших в 1865 году. С конца 1865 года служил в 9-й артиллерийской бригаде, квартировавшей в Валковском уезде Харьковской губернии .
Прослужив два года офицером в 9-й батарее, поступил в Михайловскую артиллерийскую академию в Санкт-Петербурге,и тогда же одновременно стал посещать Императорскую Академию художеств . Кроме того, Ярошенко брал частные уроки рисования, работал в мастерской Адриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Императорского общества поощрения художеств , где в то время преподавал Иван Крамской .
Окончив с отличием Михайловскую артиллерийскую академию в 1870 году, с досрочным производством в чин штабс-капитана «за особые успехи в науках», Николай Ярошенко получил назначение на должность заведующего штамповальной мастерской снаряжательного отдела Санкт-Петербургского патронного завода , и на этом заводе прослужил на начальственных должностях вплоть до выхода в отставку с чином генерал-майора .
В 1874 году экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения сблизился с художниками- передвижниками и писателями из числа постоянных авторов журнала «Отечественные записки» . На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.
В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества Передвижных выставок (стал передвижником) и сразу же был избран в его правление . Наряду с Иваном Николаевичем Крамским был одним из главных идеологов передвижничества. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью» .
В 1874 году Ярошенко женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке-бестужевке , общественной деятельнице . Молодожёны посетили родных Николая в Полтаве, потом уехали в Пятигорск . Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии . Кавказские пейзажи, которые были созданы художником в то время, вызвали большой интерес у публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы России был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора ( Эльбрус )» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор» .
В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белой виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов , Фёдор Шаляпин , Леонид Собинов , Константин Станиславский , Глеб Успенский , Иван Павлов и Дмитрий Менделеев , Владимир и Анна Чертковы, актриса Полина Стрепетова .
Не забывали коллегу и художники Репин , Нестеров , Ге , Дубовской , Касаткин , Куинджи .
У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой , когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны .
Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей , а с росписями в технике фресок Помпеи им помогли гости дачи. На «Белой вилле» Ярошенко жил и работал всю оставшуюся жизнь.
В 1892 году Николай Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора .
В 1897 году, несмотря на туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье , Италия , Сирия , Палестина , Египет . Из странствий он привёз множеством картин, эскизов , этюдов , портретов и графических работ. В июне 1898 останавливался в усадьбе Олеиз у купца-мецената И. Ф. Токмакова в крымском Кореизе .
Умер в Кисловодске 26 июня ( 8 июля ) 1898 года от сердечного приступа, на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы , где писал с натуры . Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца (в Советские годы собор был разрушен, и в дальнейшем воссоздан с полным искажением пропорций), недалеко от «Белой виллы». Через год на его могиле был установлен памятник — бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Николай Дубовской и Павел Брюллов . Автором скульптурного портрета был друг художника, скульптор-передвижник Леонид Позен .
Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: писатели, ученые, художники, актеры. Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли» .
Содержанием жанровых картин художника служили преимущественно «мотивы гражданской скорби». Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», « Студент », «Сестра милосердия» (все пять — в Третьяковской галерее в Москве ), « Курсистка » (прототипом для картины стала Анна Дитерихс ), «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Забытый храм».
Сюжет картины «У Литовского замка » (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова . Правительство запретило экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II 1 марта 1881 года. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Михаил Тариэлович Лорис-Меликов . Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он написал картину « Террористка ». Сейчас эта картина хранится в Кисловодске в музее-усадьбе Ярошенко.
Произведения Н. А. Ярошенко в портретном жанре свидетельствуют о его способности передавать характер изображаемых лиц. Лучшие из этих произведений — портреты артистки П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), химика Дмитрия Менделеева (акварельный, там же), философа Владимира Соловьёва , юристов А. М. Унковского и В. Д. Спасовича , писателя Глеба Успенского , поэта А. Н. Плещеева , историка К. Д. Кавелина .
Кроме жанровых и портретов, Н. А. Ярошенко писал пейзажи , посвящённые природе Полтавщины , Ближнего Востока , Кавказа . Ряд пейзажных картин и этюдов Ярошенко хранятся в Третьяковской галерее .
Ярошенко был ярым сторонником проведения выставок картин передвижников в провинции. Эти выставки становились крупным общественным событием. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов. Выставки, прошедшие после кончины Ярошенко, когда его друг Дубовской стал во главе Товарищества, также были приняты с воодушевлением. 28 января 1899 года XXIV выставка Товарищества передвижных художественных выставок прошла в Смоленске в залах Дворянского собрания. Под влиянием И. Е. Репина в её организации принимала участие известная меценатка княгиня М. К. Тенишева , владелица Талашкино . На выставке было представлено 180 картин художников-реалистов: А. М. Васнецова , Н. А. Касаткина , И. И. Левитана , В. Е. Маковского , В. Д. Поленова , И. Е. Репина , И. И. Шишкина и других, в том числе уроженца Смоленщины Н. П. Богданова-Бельского . Закрытие выставки состоялось 3 февраля. За неделю её посетили тысячи смолян . А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Картина Н. А. Ярошенко «Кратер Везувия », представленная тогда, хранится в фондах Калужского областного художественного музея .
Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества передижников. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию художеств, мотивируя это возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» — оправдывался Репин. «Дело не в стенах, — возражал Ярошенко, — а в измене идеалам Товарищества!». В гневе Ярошенко пишет картину « Иуда » с фотографии некогда горячо любимого А. И. Куинджи .
В Санкт-Петербурге :
Но не только кисловодский дом Ярошенко был всегда полон гостей, а и его петербургская квартира на Сергиевской улице. Михаил Нестеров , хорошо знавший семью художника, вспоминал, что у него часто бывало до полусотни «посетителей». Некоторые из них гостили подолгу, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Однако Николая Александровича, по свидетельству близких, это более смешило, чем огорчало .
В Кисловодске :
Собственный дом (c 16 ноября 1885 года). Здесь художником была создана картина « В тёплых краях », находящаяся в экспозиции Русского музея
По воспоминаниям М. В. Фофановой , В. И. Ленин очень высоко ценил картины Ярошенко. По приказу Ленина уже в декабре 1918 года в Кисловодске, в доме Ярошенко был основан мемориальный музей, а улица, на которой стоял дом (ранее Дондуковская) получила имя Ярошенко.
Однако, в результате Гражданской войны и разрухи музей был закрыт, и открылся повторно только 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого . Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и спонсоров восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек .
Усадьба жены брата Василия Александровича Елизаветы Платоновны (урождённой Степановой ) Павлищев Бор , где были написаны многие картины. 10 произведений хранятся в Калужском областном художественном музее , это и портреты близких, и знаменитые «Портрет дамы с кошкой» и «Курсистка», и портрет старухи — няни Ярошенко.
Картина Н. А. Ярошенко «На качелях» (1888 г.) изображает сцену любимого народного развлечения — на Духов день в соседней деревушке Павлищево .
Ныне усадьба Ярошенко Павлищев бор находится в полуразрушенном состоянии, но парк и часть построек сохранились, так что при должном финансировании её реставрация и музеефикация возможны.
В основе собрания Полтавского художественного музея — подаренная родному городу коллекция художника-передвижника Н. А. Ярошенко, прибывшая в Полтаву в 1917 году. Она включала 100 живописных произведений и 23 рабочих альбома самого художника, а также значительное количество работ друзей и коллег по Товариществу передвижных художественных выставок.
«Ярошенко мы все любим и, разумеется, очень рады бы были его видеть»
Художник-пейзажист Н. Н. Дубовской :
«У него глубокий громадный ум, который он постоянно развивает и достиг всестороннего большого образования.»
Художник М. В. Нестеров :
«Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня примером, и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело. Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам»
Художественный критик Н. К. Михайловский :
«В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время … многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени»
Д. И. Менделеев после смерти Ярошенко писал :
«Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!»