Interested Article - Шервуд, Леонид Владимирович

Леонид Владимирович Шервуд ( 16 [28] апреля 1871 , Москва 23 августа 1954 , Ленинград ) — российский, советский скульптор , педагог, доктор искусствоведения (1941). Возглавил ленинский план «монументальной пропаганды» на его начальном этапе, создал первый памятник советской власти – бюст писателя Александра Радищева (1918) в импрессионистическом ключе. Автор первой эмблематичной скульптуры социалистического реализма – статуи «Часовой» (1933). Известен также памятником Адмиралу Макарову в Кронштадте (1913) и многочисленными скульптурными портретами выдающихся представителей российской науки, искусства и власти. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).

Биография

Родился 16 ( 28 ) апреля 1871 года в Москве. Младший сын среди десяти детей представителя старинного обрусевшего английского рода В. О. Шервуда — академика живописи, скульптора, архитектора, автора проекта Исторического музея на Красной площади в Москве. Брат архитекторов Владимира Шервуда и Сергея Шервуда , дядя Николая Шервуда (автор замка « Ласточкино Гнездо ») и академика живописи Владимира Фаворского .

Подростком помогал отцу в мастерской. Закончил с двумя серебряными медалями Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1886—1891), где обучался живописи у В. Е. Маковского и скульптуре у С. И. Иванова . В 1893 году поступил в Высшее художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Учился у А. Р. фон Бока, с 1894-го – в мастерской В. А. Беклемишева . После окончания Академии за скульптурную группу «Хан и невольница» получил пенсионерскую поездку за границу (1899 – 1900). Посетил Рим, Милан, Венецию, Флоренцию, Мюнхен, Вену, Берлин. В Париже стажировался в Académie Julian , затем в мастерской О. Родена , где повседневно преподавал Э. А. Бурдель . Несколько уроков Родена сильно повлияли на творчество и взгляды Шервуда.

Подставка для вазы по модели Л. В. Шервуда (1899), при участии Е. Е. Баумгартена

По возвращении в Петербург много работал. Сохранился и стал широко известен гипсовый бюст А. С. Пушкина (1902), созданный для читальни и театра рабочих за Невской заставой , где он еще студентом ради заработка преподавал рисование будущим работницам Императорского фарфорового завода . Позже Шервуд писал: « Репин , увидя мои работы, сказал: „Вот и у нас свой Трубецкой “. Но я тогда уже не был последователем Трубецкого… Его изысканный импрессионизм был побежден напряженной пластикой Родена».

Активно участвовал в выставках Нового общества художников , мирискусников и других. Эскизы памятников графу П. П. Шувалову и Г. И. Успенскому и этюд головы Петра Великого удостоились весьма лестной рецензии В. В. Розанова (1905).

24 июля 1913 года в присутствии Николая II , при военном параде и молебне, в Кронштадте состоялось торжественное открытие памятника Адмиралу Макарову . «Это был единственный государственный заказ, более или менее хорошо оплаченный, – писал Шервуд, – после чего я смог купить себе землю и начать строить мастерскую. Мне было тогда 42 года».

Остатки мастерской на Пискарёвке

Самая большая по тем временам (бетонное здание со стеклянным куполом, два с половиной этажа, с крохотной жилой частью, общая площадь примерно 100 кв. м) в Петербурге была выстроена по собственному проекту Шервуда на окраине города в районе Пискаревки (ныне Брюсовская улица, дом 6, корпус 2). Сейчас в руинированном состоянии. В 2019 году ее планировали снести , однако этого не случилось, и в июне 2021 года стало известно о планах по реконструкции здания .

В 1916 году поступает на службу в Императорский Эрмитаж реставратором, где работал до декабря 1918 года.

После опубликования в апреле 1918 года декрета Совнаркома «О памятниках республики» участвует в реализации плана «монументальной пропаганды» : «Во главе работ по осуществлению этой монументальной пропаганды в городе Петрограде был поставлен я»; полномочия продлились примерно до ноября. Принимает заказы на памятники Радищеву , Герцену , Бакунину , Врубелю , декабристам и Петру Шмидту .

22 сентября 1918 года был открыт первый памятник власти Советов А. Н. Радищеву в проломе решетки сада у Зимнего дворца в Петрограде «при громадном стечении народа и параде революционных войск». Речь А. В. Луначарского чуть позже выпущена отдельной брошюрой. Событие становится историческим, входит в учебники и энциклопедии. Гипсовый бюст 19 января 1919 года упал при порыве штормового ветра и разбился.

6 октября 1918 года в Москве по желанию Ленина был поставлен аналогичный памятник А. Н. Радищеву (авторская копия) на Триумфальной площади . Ныне бюст находится в Музее архитектуры им. А. М. Щусева в Москве .

Активно занимался педагогической деятельностью: до революции преподавал в своей мастерской, которую объединил со школой живописца М. Д. Бернштейна; на открывшихся Женских Политехнических курсах , затем в Женском политехническом институте; в 1918 году был утвержден в должности профессора в бывшей Академии художеств в Петрограде, где проработал до начала войны, в 1930-е годы параллельно вел скульптурные кафедры в Киеве и в Москве.

В 1933 году для выставки «15 лет РККА» в Москве создал большую цементную фигуру «Часовой», поставленную у входа. Работа имела грандиозный успех, изображение статуи поместили на обложках и титульных листах всех каталогов выставки, которая затем демонстрировалась в Ленинграде, Киеве, Харькове. «Часовой» признан первым каноническим образцом соцреалистической скульптуры.

В последующие годы вел активную творческую, педагогическую и общественную жизнь, участвовал в различных скульптурных конкурсах, однако серьезных заказов на памятники не получал.

5 декабря 1941 года эвакуирован в Иваново на самолете, о чем сохранились строки в воспоминаниях Евгения Шварца . Преподавал в местном Художественном училище скульптуру сразу для пяти курсов, в июле 1942 года переехал в Москву, где возобновилт работу, однако по стечению трагических обстоятельств все его проекты тех лет (модели памятников П. М. Третьякову , И. Е. Репину , полуфигура В. И. Сурикова , скульптура «Умирающий Сусанин » и другие композиции) были разрушены.

В 1944 году был выдвинут и утвержден Комитетом по Сталинским премиям на соискание этой награды «за многолетние выдающиеся достижения в области скульптуры», однако премия в тот год не вручалась.

В 1946 году, отметив творческим вечером-отчетом 75-летие, вернулся в Ленинград в полуразрушенную войной мастерскую.

В 1952 году в Русском музее состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка скульптора.

Могила Л. В. Шервуда на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге

Умер 23 августа 1954 года . Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. В 1986 году на могиле установлен памятник работы скульптора В. Г. Стамова и архитектора В. Д. Попова.

Произведения

(дореволюционный период)
(советский период)

В 1930-е годы вышли книга воспоминаний .

Награды

Персональные выставки

Ученики

Федор Шаляпин , Ольга (Валентина) Флоренская, Виктор Шкловский , Наталия Данько , Сарра Лебедева , Владимир Лебедев , Вера Исаева , Виктор Элонен , Александр Волков , Владимир Ингал , Александр Игнатьев , Елена Жукова , Григорий Агаронян , Бетти Сандомирская , Гавриил Шульц , Лев Кербель , Николай Кибисов, , Александр Лаппо-Данилевский , , Анна Петошина , Виктор Мухин , Анатолий Посядо , Андрей Файдыш-Крандиевский , , Садри Ахун , Гази-Магомед Доурбеков , , Вениамин Боголюбов , Екатерина Персидская, , Нина Гронская , , Айна Суханина, Владимир Цигаль , Соломон (Семен) Юдовин , , Виктор Мухин , Владимир Татлин , Вера Ермолаева , Владимир Козлинский , Николай Лапшин , Михаил Ле-Дантю (Ледантю), Леонид Чупятов и многие другие.

Семья

Жена — Ольга Модестовна Гаккель (31.12.1875 — 25.08.1933), дочь военного инженера генерал-майора Модеста Васильевича Гаккеля (1839—1909), сестра Якова Модестовича Гаккеля .

Дети:

  • Стефанида (1899—1917)
  • Леонид (1901—1932)
  • Лидия, в замужестве Лобанова (1901—1936)
  • Ирина (1905—?)
  • Алексей (1906—1982)
  • Анастасия, в замужестве Романовская (1908—1962); сын — писатель-фантаст Б. В. Романовский
  • Екатерина, в замужестве Цымбал (Цинбал) (1914—1962)
  • Ольга (1911—1933)
  • Даниил (1921—2007)

Примечания

  1. — 2003.
  2. . Канонер (9 апреля 2019). Дата обращения: 9 апреля 2019. 9 апреля 2019 года.
  3. . Канонер (21 июня 2021). Дата обращения: 18 октября 2021. 18 октября 2021 года.
  4. . Дата обращения: 17 сентября 2013. 4 марта 2016 года.
  5. . — Л.—М.: Искусство, 1937.
  6. . Дата обращения: 15 апреля 2022. 15 апреля 2022 года.
  7. Вечерний Ленинград. — 1952. — № 2.
  8. . Дата обращения: 11 апреля 2023. 11 апреля 2023 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Шервуд, Леонид Владимирович