Interested Article - Рени, Гвидо

Гви́до Ре́ни ( итал. Guido Reni ; 4 ноября 1575 , Кальвенцано , Эмилия-Романья 18 августа 1642 , Болонья ) — итальянский живописец, рисовальщик и гравёр болонской школы .

Биография

Гвидо Рени. Похищение Деяниры , Лувр

Гвидо Рени родился в Болонье в семье музыкантов и был единственным ребёнком Даниэле Рени и Джиневры Поцци. В возрасте девяти лет он поступил в ученики к проживавшему в Болонье фламандскому живописцу Денису Калверту . Вскоре к нему присоединились в этой студии Альбани и Доменикино . Он также мог обучаться у художника по имени Феррантини. Когда Рени было около двадцати лет, трое учеников Калверта, включая его самого, перешли в растущую конкурирующую студию под названием « Академия дельи Инкамминати », возглавляемую Лодовико Карраччи . В 1598 году, после спора с Карраччи, Рени покинул студию. В это же время он создал свои первые гравюры, серию, посвященную визиту папы Климента VIII в Болонью в том же году.

К концу 1601 года Рени и Альбани переехали в Рим, чтобы работать под руководством Аннибале Карраччи , кузена Лодовико, над фресками дворца Фарнезе .

Ещё до переезда в Рим, Гвидо Рени расписал фасад палаццо Цани в Болонье и исполнил для болонской церкви Сан-Микеле-ин-Боско образ « Святой Бенедикт в пустыне». В Риме им были написаны по заказу кардинала Боргезе картина «Распятие святого Петра » (находится в Ватиканской галерее ) и знаменитый плафон «Аврора» в палаццо Паллавичини-Роспильози . По возвращении Рени на родину из-под его кисти вышло «Избиение младенцев» (находится в Болонской пинакотеке ). Вскоре он снова отправился в Рим, по вызову папы Павла V , поручившего ему расписать стены капеллы в квиринальском дворце сценами из жития Богородицы. Также папа Римский заказал Рени картину «Поклонение кресту» для церкви Сан-Грегорио. Дальнейшие работы Рени: «Рай» для базилики Сан-Доминико в Болонье , «Вознесение» для церкви Сан-Амброджио в Болонье, «Распятие» для капуцинской церкви в Генуе (находится в Болонской пинакотеке ), «Собирание небесной манны» и другие фрески в Равеннском соборе. В 1622 году Рени трудился над украшением капеллы святого Януария в Неаполе , но вскоре принужден был удалиться оттуда, спасаясь от преследований и мести со стороны завидовавших ему живописцев Ланфранко и Риберы . Под конец своей жизни он предался азартным играм, страсть к которым мало-помалу погубила его талант.

Творчество

Гвидо Рени. Смерть Клеопатры (ок. 1595—98). Капитолийская Пинакотека, Рим

В первый период своей деятельности Рени примкнул к господствовавшему тогда в итальянской живописи натуралистическому направлению, причём, подобно другим ученикам Карраччи, подпал под сильное влияние Караваджо . Натуралистическое стремление Рени особенно ярко выразилось в ватиканском «Распятии», по своей концепции и по типам фигур очень схожем с изображениями пыток, обычными у итальянских художников того времени. К числу произведений Рени в том же роде относится, сверх «Избиения младенцев», о котором упомянуто выше, картина «Святой Антоний и Павел отшельники». В среднюю пору своего творчества Рени старался передавать более тёплое и нежное чувство и достигать красоты и грациозности, как, например, в росписи плафона «Казино Авроры» в Палаццо Паллавичини-Роспильози . В последний период своего он изображал типы чисто внешней женской красоты, причём порою придавал своим красавицам чересчур мягкие формы; колорит Рени, прежде весьма свежий и яркий, в эту стал тусклым и бледным.

Рени известен также как гравер, в частности, им были выполнены офорты «Богоматерь с Младенцем», по собственной картине, и «Св. Семейство», с картины Ан. Карраччи .

Ученики и наследие

Рени был самым известным итальянским художником своего поколения . Он был учителем целого ряда живописцев, среди которых наибольшую известность приобрёл Симоне Кантарини по прозвищу Пезарезе . Среди других его учеников можно назвать Паоло Бьянкуччи и многих других. Кроме того, Рени оказал значительное влияние на живопись стиля барокко во Франции, через творчество таких художников, как Шарль Лебрен и Эсташ Лесюэр . Влияние Рени искусствоведы находят и в работах знаменитого испанского художника Мурильо .

В XIX веке репутация Рени пошла на убыль в результате изменения вкусов; так, влиятельный художественный критик XIX века Джон Рёскин отзывался о нём чрезвычайно резко . Возрождение интереса к творчеству Рени началось в 1954 году, когда в Болонье была организована большая ретроспективная выставка работ художника.

Сегодня работы Гвидо Рени входят в коллекции многих ведущих мировых музеев. Так, Лувр имеет двадцать его картины, мадридский музей Прадо — 18, Лондонская национальная галерея — семь. Его картины можно также встретить в музеях России и США . Достаточно много работ художника сосредоточено в церквях и музеях Рима .

Картины Гвидо Рени в музеях России

В Санкт-Петербургском Эрмитаже имеется несколько картин Гвидо Рени: «Спор отцов церкви о христианском догмате Непорочного зачатия», «Святой Иосиф с младенцем Христом на руках», «Раскаяние апостола Петра», «Святой Иероним», «Юность Девы Марии», несколько картин, которые ему приписываются, но авторство точно не установлено, и несколько старинных копий с его картин .

Картины Гвидо Рени есть также в собраниях ГМИИ имени А. С. Пушкина , Пермской художественной галереи , Смоленской художественной галереи . В Историко-литературном государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина имеется картина Гвидо Рени «Скорбящая Богоматерь».

Некоторые известные картины

Галерея работ

Примечания

  1. Spear R. E. Guido Reni // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2018. — ISBN 978-1-884446-05-4
  2. Guido Reni // (нем.) / Hrsg.: , — Berlin: , Verlag Walter de Gruyter , 2009. — ISSN —
  3. (нидерл.)
  4. (нидерл.)
  5. Guido Reni // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  6. Spear, Richard E. «Reni, Guido». Grove Art Online. Oxford Art Online. Oxford University Press.
  7. Дата обращения: 30 июня 2021. 9 июля 2021 года.
  8. Всеволожская С. Н. Итальянская живопись XVII века. Государственный Эрмитаж. Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2013. — С. 219—228.
  9. . Дата обращения: 11 марта 2019. 16 октября 2019 года.
  10. . www.nationalgallery.org.uk . Дата обращения: 27 августа 2008. 7 мая 2009 года.

Литература

  • Ратников К. В. : сравнительный анализ С. П. Шевыревым творческих манер Гвидо Рении и Доменикино / К. В. Ратников // Вестник ЧелГУ. — 2009. — № 34. — С. 168—173.
  • Сомов А. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1899. — Т. XXVIa. — С. 575–576.
  • Spear R. E. : Religion, Sex, Money, and Art in the World of Guido Reni : [ англ. ] / Richard E. Spear. — New Haven, London : Yale University Press, 1997. — [4], 430 p. — ISBN 0-300-07035-7 . — LCCN . — OCLC .
  • Pepper D. S. Guido Reni : [ англ. ] : A Complete Catalogue of His Works with an Introductory Text / D. Stephen Pepper. — New York : New York University Press, 1984. — ISBN 0-8147-6591-2 . — LCCN .

Ссылки

Источник —

Same as Рени, Гвидо