Interested Article - Чегодаев, Андрей Дмитриевич

Андре́й Дми́триевич Чегодáев ( 25 февраля [ 10 марта ] 1905 , Саратов 8 апреля 1994 , Москва ) — советский и российский историк искусства , художественный критик , музейный работник, педагог, доктор искусствоведения. Специалист в области русского и западного искусства Нового времени, коллекционер.

Биография

Происходит из старинного дворянского рода князей Чегодаевых . Родился в семье известного ученого-химика и государственного деятеля князя и Юлии Николаевны (урождённой Матявиной- Пиньятелли ) Чегодаевых.

В 1922 году поступил на физико-математический факультет МГУ , а в 1925 году — на отделение теории и истории искусства, которое окончил в 1929 году.

В 1923 1926 годах — научный сотрудник музея Л. Н. Толстого .

С 1927 по 1941 год — научный сотрудник, учёный секретарь, заведующий Гравюрным кабинетом ГМИИ им. А. С. Пушкина .

С 1936 по 1941 год — художественный редактор издательства «Детская литература» .

С 1939 по 1969 год — преподавал в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова , профессор.

В начале Великой Отечественной войны вместе со своими студентами добровольцем вступил в Московское народное ополчение (Ленинградского района). Находясь в рядах 18-й стрелковой дивизии , под Вязьмой попал в окружение. Воевал на Резервном и 1-ом Украинском фронтах, участник Битвы за Москву и Штурма Берлина . С 1944 по 1945 год — возглавлял трофейную комиссию по спасению, сбору и вывозу из Германии наиболее ценных произведений искусства.

С 1945 по 1950 год — главный хранитель особого фонда ГМИИ имени А. С. Пушкина (картины и скульптуры из собрания Дрезденской галереи ).

С 1948 по 1957 год — научный сотрудник Института теории и истории изобразительных искусств Академии Художеств СССР, где в 1952 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведческих наук по теме «Творчество Д. А. Шмаринова и основные вопросы современной советской книжной графики» .

С 1957 по 1994 год — заведующий сектором классического искусства запада Института теории искусств Академии Наук СССР (ныне ВНИИ искусствознания ).

Автор более тридцати книг и трехсот статей по вопросам истории классического искусства, современного искусства Западной Европы , Америки и России .

Похоронен в Москве на Востряковском кладбище .

Семья

А. Д. Чегодаев был мужем советского историка искусств Н. М. Гершензон-Чегодаевой (1907—1977), зятем российского литературоведа, философа, публициста и переводчика М. О. Гершензона (1869—1925), отцом российского искусствоведа, академика РАХ М. А. Чегодаевой (1931—2016) и дедом политического и государственного деятеля Д. А. Чегодаева (род. 1965).

«Культура — А» и «культура — Б»

В статьях «Легенда о бароне Гро », «Величие и падение Пьера Грассу», «Джон Констебль в мире героев Диккенса (1978) и в своей последней книге „Наследники мятежной вольности“ (1989) А. Чегодаев выдвинул теорию о двух параллельно существующих культурах. Первая „ культура — А“ это магистральная линия мировой культуры. Вторая — „культура Б“ — утилитарная, господствующая в своё время.
Отличительной особенностью „культуры — А“ является:

  • Постоянный творческий поиск, эксперимент — и, как следствие, регулярная смена стилей, направлений и художественных школ;
  • Выражение образа мысли художника, его интересов и взглядов;
  • Универсальность. „Культура — А“ может быть и новаторской и консервативной, авангардной и классической. Она живой организм, зависящий от творческих принципов художника (его профессиональной зрелости, образовательного ценза, мировоззрения, личных особенностей характера, способности к сопереживанию и пониманию).

Отличительной особенностью „культуры — Б“ является:

  • Творческая безликость, „не любопытность“ и „не чувствительность“;
  • Выражение образа мысли, интересов, взглядов и вкусов заказчика.
  • Нейтральность. Способность мимикрировать, формально принимая на себя художественную манеру, модную в данный конкретный момент.

Главной задачей культуры — Б» является «продаваемость», по этому она не выражает интересов какого-то социального слоя или группы, а только следует господствующей идеологии, являясь её верным пропагандистом. Любой идеологии, от крайнего национализма до глобальной толерантности. Типичным представителем «культуры — Б» А. Д. Чегодаев считал социалистический реализм , дав ему следующее, ставшее крылатым, определение:
«Соцреализм — это прославление партии и правительства средствами доступными их пониманию».

Библиография

Основные труды

Европейское и американское искусств
  • Всеобщая история искусств, 1956
  • Искусство США , М., Искусство, 1960
  • Рокуэлл Кент . Живопись. Графика , М., изд. АХ СССР, 1962, 1963
  • Антуан Ватто , М., Искусство, 1963
  • Джон Констебль , М., Искусство, 1968
  • Рафаэль Сойер , 1968
  • Импрессионисты , М., Искусство, 1971
  • Allgemeine geschichte der Kunst , 1973
  • Мои художники. Избранные статьи об искусстве от времен древней Греции до двадцатого века , М., Советский художник, 1974
  • Искусство Соединенных Штатов Америки. 1675—1975. Живопись. Архитектура. Скульптура. Графика , М., Искусство, 1976
  • Статьи об искусстве Франции, Англии, США , сборник статей, 1978
  • Эдуард Манэ , М., Искусство, 1985
  • Наследники мятежной вольности , М., Искусство, 1989
Русское и советское искусство
  • Д. А. Шмаринов, 1949
  • С. А. Чуйков, 1952
  • Е. А. Кибрик , 1955
  • Книжная и станковая графика за 15 лет , Изогиз, 1933
  • Пути развития русской советской книжной графики , сборник статей, М., 1955
  • Страницы истории советской живописи и советской графики , 1984
Воспоминания
  • Моя жизнь и люди, которых я знал , (изданы в 2006 г.).

Примечания

  1. А. Чегодаев. А. Чегодаев. Моя жизнь и люди, которых я знал. — М. : Захаров, 2006.
  2. Чегодаев, Андрей Дмитриевич. Творчество Д. А. Шмаринова и основные вопросы современной советской книжной графики: Автореф. дис. … канд. искусствоведческих наук / Акад. художеств. СССР. Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств. — Москва : [б. и.], 1952. — 17 с.
  3. А. Чегодаев. Статьи об искусстве Франции, Англии, США. Сборник статей. — М.: Искусство, 1978
  4. А. Чегодаев. Наследники мятежной вольности. — М.: Искусство, 1989
Источник —

Same as Чегодаев, Андрей Дмитриевич