Interested Article - Поленов, Василий Дмитриевич

Васи́лий Дми́триевич Поле́нов ( 20 мая [ 1 июня ] 1844 , Санкт-Петербург 18 июля 1927 , усадьба Борок, Тульская область ) — русский живописец , один из наиболее значимых художников пореформенной эпохи, педагог ; мастер исторической , пейзажной и жанровой картины , новатор техники пленэра . Академик (с 1876), профессор (с 1892) и действительный член (с 1893; по новому уставу) Императорской Академии художеств . Член Товарищества передвижников (с 1878). Народный художник РСФСР (1926).

Молодые годы

Василий Поленов и его сестра-близнец Вера были первенцами в многодетной, культурной дворянской семье. Он родился 20 мая ( 1 июня ) 1844 года в Санкт-Петербурге . Его отец Дмитрий Васильевич Поленов , сын академика русской словесности Василия Алексеевича Поленова , внук Алексея Яковлевича Поленова , юриста и правоведа XVIII века, был известным дипломатом , археологом и библиографом . Мать Мария Алексеевна, урождённая Воейкова , писала книги для детей, занималась живописью; в молодости она брала уроки у академика К. А. Молдавского , ученика Карла Брюллова . Дядя художника М. В. Поленов (1823—1882) был сенатором, одним из реформаторов судебной системы Российской империи.

Первые детские впечатления Поленова о девственной природе были связаны с Олонецким краем . Родители привезли Поленова в имение Имоченицы в Олонецкой губернии, когда ему исполнилось десять лет. Свои впечатления об этом восхитительном уголке вепсской природы художник воплотил в картинах: «Холмы» (1861), «Закат» (1869), «Северная изба» (1870), «Переправа через реку Оять» (1872). Ряд картин художник посвятил Имоченицам: «Усадьба в Имоченицах», «Имоченицы зимой», «Бабушкин сад». Всего здесь он написал 37 картин.

Однако самыми яркими детскими впечатлениями были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии , где находилось родовое имение его бабушки по материнской линии Веры Николаевны Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Николая Львова , воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина , хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки , былины , предания . В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы с серьёзными темами для работ («Суд царя Соломона», «Иисус Навин у стен Иерихона» и др.), присуждая как в академиях, за лучшую работу «медаль» .

Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена , ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856—1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.

В 1861—1863 годах Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске . В память об этом на здании установлена мемориальная доска.

В 1863 году окончил гимназию и поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета . По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Императорскую Академию Художеств ; занимался не только в рисовальных классах, но и слушал лекции по анатомии , строительному искусству, начертательной геометрии , истории изящных искусств. В Академии его учителями были А. Т. Марков , П. В. Басин , П. М. Шамшин , А. Е. Бейдеман , К. Б. Вениг . Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера , сам пел в студенческом хоре Академии, сочинял музыкальные произведения.

Вскоре Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем временно оставил университет, полностью погрузившись в занятия живописью. В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. С января 1868 года возобновил занятия в университете, теперь — на юридическом факультете. И. Е. Репин вспоминал: «…Кроме того, он [Поленов] был студентом по юридическому факультету в университете и не прекращал своих занятий и там. Писал диссертацию и сдавал экзамены. Этого периода картина его „ Jus primae noctis “ („Право первой ночи“) есть плод его юридических изучений» .

Первую зарубежную поездку Поленов совершил летом 1867 года, посетив Всемирную выставку в Париже. В экспозиции был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу магистерской диссертации («О значении искусства и его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент»), которую Поленов защитил в университете. (Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 14).

Обзор творчества

В. Д. Поленов. Воскрешение дочери Иаира (1871)

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (вместе с И. Е. Репиным , М. М. Зеленским , Е. К. Макаровым , Е. Ф. Урлаубом , по просьбе Великого князя Владимира Александровича , президента Императорской академии художеств) за конкурсную работу «Воскрешение дочери Иаира» — большую золотую медаль .

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1871 году , Поленов в 1872 году отправился за границу в качестве пенсионера Академии . Посетил Вену , Мюнхен , Венецию , Флоренцию и Неаполь , длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон» , обеспечившую ему в 1876 году звание академика [ источник не указан 1068 дней ] .

Летом 1874 года работал в Нормандии (курортное местечко ), куда его пригласил И. Е. Репин , находившийся там также как пенсионер Академии. Здесь Поленов открывает новые для себя задачи пейзажной живописи («Нормандский берег», «Рыбацкая лодка. Этрета . Нормандия») . В 1874 году его картина «Право господина» была выставлена на Весеннем Салоне в Париже. В 1875 году работал над картинами «Заговор гёзов» и «Блудный сын» (не закончены), «Семейное горе».

Возвратившись в 1876 году в Россию, вскоре отправился на сербско-черногоро-турецкую войну в армию генерала М. Г. Черняева. Под командованием полковника Андреева, в составе «летучего отряда» Поленов участвовал в сражениях, за что был награждён следующими наградами: сербской серебряной медалью «За храбрость», которую ему вручил черногорский воевода, делегат от Черногории в Верховном командовании Сербии и Черногории, Машо Врбица,

сербским золотым орденом «Таковский крест» с надписью: «За веру, князя и Отечество», а также «Свидетельством о храбрости» за участие в боях 7, 8, 9 октября 1876 г., выданным художнику-добровольцу полковником Андреевым . В 1877 году, в русско-турецкой войне состоял при штабе в Рущукском отряде под командованием наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III ). Всё это время Поленов сотрудничал с иллюстрированным журналом « Пчела », для которого посылал зарисовки и этюды. Среди них почти не встречаются зарисовки военных действий, а, в основном, видовые зарисовки («Вид г. Парачина», «Белград с восточной стороны», «Долина Моравы перед Делиградом»), или бытовые («Сербские конники у водопоя», «На бивуаках за Дунаем», «Тыл сербской армии»).

В 1877—1878 годах работал над этюдами к картине «Лассаль читает лекцию в рабочем клубе».

С 1870-х годов Поленов много работал в области театрально-декорационного искусства (сценографии) . В 1882—1895 годах — преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества , где в числе его учеников были И. И. Левитан , К. А. Коровин , И. С. Остроухов , А. Е. Архипов , А. Я. Головин и Е. М. Татевосян .

В 1877 году Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI Передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину « Московский дворик », написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа» . С 1879 года — действительный член Товарищества передвижных художественных выставок . Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем приумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.

Московское товарищество художников. Поленов стоит в центре рядом с С. И. Мамонтовым. 1900-1905 гг.

В 1881 1882 годах отправляется вместе с экспедицией князя С. С. Абамелек-Лазарева и А. В. Прахова в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам : в Константинополь , Палестину , Сирию и Египет , откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну « Христос и грешница », а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма («Нил у Фиванского хребта», 1881; «Первый нильский порог», не датированный; «Нил, вдали пирамиды», 1881 и др.).

Подолгу жил и работал в Абрамцеве. Очарованный природой Абрамцева, Поленов написал много прекрасных этюдов и картин («Лето. Купальный сезон в Абрамцеве», 1879;«Берёзовая аллея в Абрамцеве», 1880; «Верхний пруд в Абрамцеве», 1882, «Пруд в Абрамцеве», 1893; «Осень в Абрамцеве», 1890 и другие). Здесь же в 1879—1880 годах художник создал несколько графических портретов: А. В. Прахова (1879), Р. С. Левицкого (1879), В. П. Щеголенкова (1879), В. А. Серова (1879), Н. В. Якунчиковой (1879), К. Д. Арцыбушева (1880) и других.

В 1883 1884 годах в Италии Поленов продолжает работу над картиной « Христос и грешница », которую 1887 году экспонирует на XV Выставке передвижников. В 1888 году пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Оформил спектакль «Алая роза» С. Мамонтова (1893), оперы: «Уриэль Акоста» В. С. Серовой (1895, Большой театр), «Фауст» Ш. Гуно и «Фальстаф» Д. Верди (1895, Русская частная опера С. Мамонтова). В 1894 году выполнил декорацию к живой картине «Афродита», поставленной на Первом съезде художников, в 1897—1898 годах — эскизы декораций к опере «Орфей и Эвридика» К. Глюка в Русской частной опере.

В 1890—1900 годах создал духовные музыкальные сочинения: «Всенощная» и «Литургия». В 1902 году разработал программу стенных росписей для музея изящных искусств в Москве.

Дом на Оке

Поленов в детстве проводил лето в имении отца « Имоченицы » в Олонецкой губернии, (ныне — Лодейнопольский район, Ленинградской области) где полюбил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. С этими местами связаны его ранние пейзажные работы и этюды . Мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 году приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии , на высоком берегу над Окой . В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села на деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница» , построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме — художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. В 1904 году по проекту художника было возведено здание, получившее название Аббатство . В письме Ивану Владимировичу Цветаеву (27 октября 1904 г.) по этому поводу Поленов замечает: «…Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится» . Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь Троицы Живоначальной в Бёхове (1906).

В настоящее время в усадьбе Борок (современное название — Поленово ) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова , где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов (1886—1967) .

В 1899 году Поленов во второй раз отправился на Ближний Восток , чтобы собрать материал для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую он завершил в 1909 году . Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральным событием в мире живописи.

В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905 года Поленов и Валентин Серов вышли из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович .

В. Д. Поленов
Примерно начало 1910-х годов.

В 1906 году в Большом зале Московской консерватории была исполнена опера Поленова «Призраки Эллады» .

В 1907 году путешествует по Германии и Италии. В 1910 1911 годах снова посещает Европу.

В 1910— 1918 годах Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

В 1914 году в Москве была проведена выставка картин цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне .

В 1915 году художник организует Народный дом в Тарусе, который был открыт постановкой «Призраки Эллады» Для постановки Поленовым созданы декорации: Афродита на фоне неба и моря, портик храма Эрехнейтон.

В 1915 1916 годах по инициативе и эскизам Поленова архитектор О. О. Шишковский возвёл на Зоологической улице в Москве Дом для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров ; с 1921 года — это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова («Театральный дом»).

«Ока близ Тарусы». Картина Поленова

В 1918— 1919 годах живёт в Борке, пишет картину «Разлив на Оке». В 1920—1921 годах для светового театра-диорамы в Борке исполнил шестьдесят пять небольших картин о кругосветном путешествии.

В 1924 году прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника. В 1926 году Поленову присвоено звание народного художника Республики .

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово, на крутом берегу Оки , где он так часто любил рисовать этюды [ источник не указан 1068 дней ] . Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест. В имении Имоченицы Олонецкой губернии 10-летний городской житель Вася Поленов когда-то впервые близко познакомился с природой.

Семья

В. Д. Поленов был женат с 1882 года на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858—1931) [ источник не указан 1068 дней ] , дочери московского купца и промышленника В. И. Якунчикова . От этого брака родилось шесть детей: двое сыновей (Федя, сын-первенец, умер в младенчестве, в августе 1886 года) и четыре дочери.

  1. Поленов, Алексей Яковлевич
    1. Поленов, Василий Алексеевич + первый брак — Марья Андреевна (ур. Хоненева) (1786—1814) + второй брак — Елена Матвеевна (ур. Бороздина) († 05.12.1856)
      1. Поленов, Матвей Васильевич (1823—1882) — русский юрист, сенатор Правительствующего сената , тайный советник
      2. Поленов, Дмитрий Васильевич (1806—1878) — археолог, библиограф + Мария Алексеевна , урождённая Воейкова
        1. Хрущова, Вера Дмитриевна (1844—1881) + Хрущов, Иван Петрович (1841—1904). Брак бездетный.
        2. Поленова, Елена Дмитриевна (1850—1898) — художница
        3. Поленов, Алексей Дмитриевич (1845—1918) — экономист, помещик Казинской волости Елецкого уезда , товарищ министра в правительстве П. А. Столыпина. Тайный советник.
        4. (1848—1917) — владелец хутора Анашка Саратовской губернии
        5. Поленов, Василий Дмитриевич — художник + Наталья Васильевна Якунчикова
          1. Поленов, Фёдор Васильевич (1884—1886)
          2. Поленов, Дмитрий Васильевич (1886—1967) + Анна Павловна
            1. Поленов, Фёдор Дмитриевич (1929—2000) + Лобанова, Ирина Николаевна
              1. Поленов, Лев Фёдорович + Золотова, Елена Михайловна
                1. Поленова, Анна Львовна
                2. Поленов, Иван Львович
            2. второй брак — Грамолина, Наталья Николаевна (1940—2020), заместитель директора по научной работе Дома-музея В. Д. Поленова.
              1. Поленова, Наталья Фёдоровна (р. 1975, Москва), директор Дома-музея В. Д. Поленова.
          3. Сахарова-Поленова, Екатерина Васильевна (1887—1980) + Сахаров, Николай Фёдорович (1881—1964)
          4. Поленова-Ляпина, Мария Васильевна (1891—1976). С 1924 года — в эмиграции
          5. Поленова, Ольга Васильевна (1894—1973)
          6. Поленова, Наталья Васильевна (младшая) (1898—1964)

Поленовский Дом

В декабре 1915 года на Медынке (ныне — Зоологическая, 13 ) был торжественно открыт «Поленовский Дом» — первое в мире учреждение, осуществлявшее помощь деревенским и фабричным театрам. Он был создан русским художником В. Д. Поленовым и промышленником-меценатом С. И. Мамонтовым в результате преобразования «Комиссии содействия устройству деревенских театров» при «Союзе сценических деятелей», образованной в 1909 году.

В 1915—1916 годах для «Поленовского дома» был построен необычный особняк архитектором Осипом Шишковским (по эскизам и собственному оригинальному проекту Василия Поленова, на его же средства, при поддержке Саввы Мамонтова) . В здании располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций. Деятельность «Поленовского Дома» не прерывалась в самые трудные дни революционного лихолетья и гражданской войны. Любительские и профессиональные театры подчинили Наркомпросу как «Подотдел рабоче-крестьянского театра» ТЕО Наркомпроса .

В январе 1921 года Подотдел РКТ был преобразован в Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова («Театральный дом») для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. В это время в Доме организуются новые отделы: литературный, музыкальный, школьного театра, художественно-технический. Начинает выходить журнал «Народный театр».

С 1925 года основным направлением ДТП им. В. Д. Поленова становится развитие сельской художественной самодеятельности .

19 февраля 1930 года «Поленовский Дом» получает новое название — Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н. К. Крупской (ЦДИСК). Затем решением Наркомпроса одобрен проект создания краевых и областных домов искусств. Первые девятнадцать ДИСКов стали основой вновь создаваемой методической службы народного творчества. Их организаторами были выпускники трёхгодичных мастерских Центрального Дома.

В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н. К. Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР. В этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза.

В 1958 году ВДНТ был переименован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). А в 1978 году он получил новое здание в Сверчковом переулке.

В 1979 году ЦДНТ стал Всероссийским научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы им. Н. К. Крупской. В новом здании в Сверчковом переулке Дом расширяет свою выставочную деятельность. В фойе второго этажа организуются небольшие камерные, но очень современные по своему наполнению экспозиции. Перед перестройкой ВНМЦ вступила в Международную организацию по народному творчеству при ЮНЕСКО (IOV). 1980-е годы стали временем оживления международных контактов ВНМЦ. Работая на основе договоров о сотрудничестве с коллегами из стран социализма, они обменивались рабочими визитами и знакомились с опытом друг друга.

В 1991 году ВНМЦ был преобразован в Государственный Российский Дом народного творчества , сохранив за собой роль головной методической организации в сфере поддержки, сохранения и развития народного художественного творчества и культурного наследия народов Российской Федерации. Функции по культурно-досуговой деятельности переданы вновь организованному в то самое время Центру ремёсел. После расформирования Министерства культуры СССР и Всесоюзного НМЦ в коллектив ГРДНТ влились новые сотрудники. Ныне директор ГРДНТ — Пуртова Тамара Валентиновна . Адрес ГРДНТ: Сверчков переулок , 8, строение 3.

29 декабря 2016 года Государственному Российскому Дому народного творчества, как учреждению-правопреемнику «Поленовского дома», по письменному согласованию с представителями семьи наследников художника — правнучкой Н. Ф. Поленовой, директором музея заповедника В. Д. Поленова, и невесткой внука Н. Н. Грамолиной, заместителем директора по научной работе музея-заповедника В. Д. Поленова, в соответствии с утверждённым приказом Министерства культуры РФ от 1 июня 2011 года № 686, вернули историческое имя русского художника, академика живописи В. Д. Поленова.

Бывший «Поленовский дом» на Зоологической улице в конце осени 2020 года передан музею-заповеднику Поленова в качестве его московского филиала .

Память

«Аббатство» в Поленове
Мемориальная доска в честь Василия Поленова в Петрозаводске на здании Олонецкой губернской мужской гимназии
Доска-указатель в Сквере Василия Поленова в Вёль-ле-Розе (Нормандия, Франция)
  • В январе 1921 года в Москве был создан Дом театрального просвещения имени Василия Дмитриевича Поленова. В 1925 году он был переименован в Центральный Дом искусства в деревне имени Василия Дмитриевича Поленова. Приказом Наркомпроса РСФСР от 19 февраля 1930 года был переименован в Центральный дом народного творчества имени Надежды Константиновны Крупской .
  • 2010 год — в издательстве «Молодая гвардия» была выпущена книга М. И. Копшицера «Поленов» из серии «Жизнь замечательных людей» .
  • В 2012 году Центральный банк России выпустил серебряную коллекционную монету «Музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская обл.» номиналом в 25 рублей .
  • 21 июля 2015 года — открыт памятник в виде памятной плиты с портретом художника около села Красное Знамя (бывшее Старая Ольшанка ) Уваровского района Тамбовской области (где художник рисовал свои пейзажи в имении Ольшанка дворян Воейковых).
  • В июле 2015 года в городке Вёль-ле-Роз, на побережье французской Нормандии открылся сквер имени Василия Поленова ( Square Vassily Polenov ) .
  • В Париже на доме № 31 по улице Верон 6 октября 2016 года была открыта мемориальная доска в честь Ильи Репина и Василия Поленова, снимавших здесь мастерскую .
  • 29 декабря 2016 года Государственному Российскому Дому народного творчества возвращено историческое имя В. Д. Поленова.

В филателии и нумизматике

Главные произведения

Галерея

См. также

Примечания

  1. . Tambovia.ru . Дата обращения: 26 августа 2019. 2 сентября 2019 года.
  2. . ТАМБОВГРАД . Дата обращения: 26 августа 2019. 26 августа 2019 года.
  3. ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина». . Тамбовская помещичья усадьба: взгляд сквозь столетие .
  4. Т. В. Юрова. Василий Дмитриевич Поленов. — М. : «Искусство», 1961. — С. 6. — 168 с.
  5. Сахарова Е. В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники, воспоминания. — М.; Л., 1950. — С. 447.
  6. Е. В. Сахарова. В. Д. Поленов. Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников / общ. ред. А. И. Леонова. — М. : «Искусство», 1964. — С. 709. — 838 с.
  7. С. А. Володина. . Российская академия художеств . Дата обращения: 15 августа 2019. 30 марта 2019 года.
  8. . Музеи мира и картины известных художников . Дата обращения: 29 июля 2019. 29 июля 2019 года.
  9. Ворошилова Е. Пенсионерские годы Поленова // Юный художник. — 1989. — № 12 . — С. 11—15 .
  10. Н. Г. Струнина-Бородина. // Славянский мир: общность и многообразие : журнал. — ФГБУН «Институт славяноведения Российской академии наук», 2018. — С. 67—71 . — ISSN . 15 августа 2019 года.
  11. Ирина Языкова. // Искусство : учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. — 2011. — № 2 (458) . — С. 6—9 .
  12. . Дата обращения: 22 января 2012. 19 сентября 2012 года.
  13. . Карта России . Дата обращения: 26 августа 2019. 26 августа 2019 года.
  14. . Дата обращения: 7 августа 2019. 7 августа 2019 года.
  15. Поленов Ф. В. Поленов. Христос и грешница // Юный художник. — 1988. — № 11 . — С. 13—17 .
  16. . Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова . Дата обращения: 30 июля 2019. 3 мая 2019 года.
  17. . Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника. Дата обращения: 22 января 2012. 6 июня 2012 года.
  18. И.Фунт. // Новый Берег . — 2012. — № 35 . 14 января 2017 года.
  19. Короткие истории от Михаила Брызгалова. . Сетевое издание «Музыкальный центр» . Дата обращения: 29 июля 2019. 29 июля 2019 года.
  20. Книга о Тарусе.. — Москва: Русское слово, 2009. — С. 93. — 366 с. — ISBN 978-5-9932-0294-5 .
  21. Газета «Раннее утро». . Газетные «старости» (Архив) (12 января 1916). Дата обращения: 26 августа 2019. 20 января 2017 года.
  22. Копшицер М. И. от 28 марта 2015 на Wayback Machine / Поленов. — М. : Молодая гвардия, 2010. — 332 с. — (ЖЗЛ).
  23. (HTML). polenovousadba.ru. Дата обращения: 18 августа 2012. Архивировано из 20 августа 2012 года.
  24. Д. Я. Северюхин. . Искусство и архитектура русского зарубежья (8 февраля 2012). Дата обращения: 8 августа 2019. 8 августа 2019 года.
  25. . Официальный сайт « Москомнаследия ». Дата обращения: 27 августа 2012. Архивировано из 1 февраля 2012 года.
  26. Малинин Н. С. Архитектура Москвы. 1989—2009: Путеводитель. — М. : Улей, 2009. — С. 248. — 400 с. — ISBN 978-5-91529-017-3 .
  27. . Культурный навигатор — РФ . Дата обращения: 29 июля 2019. 29 июля 2019 года.
  28. . Газета « The Art Newspaper » (16 декабря 2020). Дата обращения: 5 января 2021. 19 января 2021 года.
  29. Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории РСФСР. Путеводитель. Том 2. 1996
  30. . Дата обращения: 9 мая 2011. 30 декабря 2014 года.
  31. Центральный банк России (2012). Дата обращения: 2 октября 2020. 16 января 2022 года.
  32. . Дата обращения: 30 декабря 2021. 30 декабря 2021 года.
  33. Дата обращения: 30 декабря 2021. 30 декабря 2021 года.
  34. . L'Observateur Russe, Русский очевидец: французская газета на русском языке (5 июля 2015). Дата обращения: 28 августа 2019. 4 августа 2019 года.
  35. Дмитрий Литвинов. // Молодой : газета. — Тула, 2015. — Июль. 28 августа 2019 года.
  36. Юрий Коваленко. . Газета «Культура» (29 сентября 2018). Дата обращения: 8 августа 2019. 24 марта 2020 года.
  37. . Климовский музей (10 октября 2017). Дата обращения: 3 апреля 2022. 18 апреля 2021 года.
  38. . «Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект . Дата обращения: 8 августа 2019. 8 августа 2019 года.

Литература

  • Белоглазова Н. М. .
  • Сахарова Е. В. . — 2-е изд. — М.— Л.: Искусство, 1950. — 520 с.
  • Юрова Т. В. В. Д. Поленов. — М. : Искусство, 1961.
  • Поленов В. Д., Поленова Е. Д. ] / [сост. и вступ. статья Е. В. Сахаровой]; общ. ред. А. И. Леонова. — М. : Искусство, 1964. — 838 с.
  • Юнге Е.Ф. . — М. : Кучково Поле, 2017.
  • Кондаков C. Н. : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 156. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. — OCLC .
  • Копшицер М. И. Поленов. Серия ЖЗЛ. — М. : Молодая гвардия, 2010. — ISBN 978-5-235-03383-2 .
  • Лясковская О. А. В. Д. Поленов: 1844—1927 / О. А. Лясковская. — Л.: Государственная Третьяковская Галерея, 1946. — 62 с.: 30л. илл.
  • Пастон Э. В. Василий Поленов. — М. : Белый город, 2010. — ISBN 5-7793-0225-1 .
  • Mojenok-Ninin T . Vassili Polenov chevalier de la beaute [Текст] / Tatiana Mojenok-Ninin. — Rouen: editions point de vues, 2014. — 200 c.: ил. — ISBN 978-2-915548-87-7

Ссылки

  • — биография Поленовых, начиная с прапрадеда художника
  • на « Родоводе ». Дерево предков и потомков
  • в библиотеке «Старатель»
  • от 18 января 2012 на Wayback Machine
  • от 15 мая 2011 на Wayback Machine
  • (недоступная ссылка)
  • от 27 марта 2015 на Wayback Machine
  • от 31 мая 2014 на Wayback Machine
  • от 3 сентября 2014 на Wayback Machine
  • Государственный Российский Дом народного творчества. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine // Из истории ГРДНТ: становление и развитие методической службы народного творчества России. Из книги: от 30 декабря 2014 на Wayback Machine ( от 24 сентября 2015 на Wayback Machine ). Государственный Российский Дом народного творчества. 2009. — 489 с. — ISBN 5983350277 , ISBN 9785983350274
  • от 17 августа 2019 на Wayback Machine ООО Студия «НЕОФИТ», ГТРК «Культура», 2017
  • от 17 августа 2019 на Wayback Machine


Источник —

Same as Поленов, Василий Дмитриевич