Interested Article - Флора (мифология)

Флора ( лат. Flora ) — древнеримская богиня цветов , расцвета, весны и полевых плодов . Отождествлялась с греческой богиней (нимфой) Хлоридой . По легенде, рассказанной Овидием , в Флору, грудь которой источала цветы, распространявшиеся по окрестностям, превратилась земляная нимфа Хлорида , преследуемая богом западного ветра (который соответствовал древнеримскому Зефиру ) . В честь Флоры в Древнем Риме регулярно устраивались празднества — Флоралии .

Исторические данные

Скульптура Джузеппе Вольпини «Флора» (конец XVII, начало XVIII века). Мюнхен , Германия

Приблизительные аналоги богини Флоры существуют и в других мифологиях: это божества, олицетворяющие природу вообще и её весеннее пробуждение в частности; покровительствующие растительности и отчасти земледелию . Такие боги обычны для мифологий народов, которые живут или жили на территориях с сезонным циклом .

Культ Флоры был распространён у сабинов (сабинян), особенно в Средней Италии , с древних времён, задолго до того, как в VIII веке до нашей эры был основан Рим . Этот культ, возможно, имел древнегреческое происхождение . В честь богини у сабинов был назван месяц, соответствующий современному апрелю или маю ( mese Flusare = mensis Floralis ) . После того, как легендарный царь сабинов Тит Таций (VIII век до нашей эры) и основатель Рима Ромул стали править этим городом совместно (после завершения войны между римлянами и сабинами, начавшейся после эпизода, известного как « похищение сабинянок »), Таций учредил богослужения в честь Флоры и здесь . Полулегендарный царь Рима Нума Помпилий (VIII—VII века до нашей эры) установил особого фламина (жреца), ведавшего её культом , — flamen Floralis . Известно, что римская коллегия жрецов, состоявшая из 12 членов (так называемые Арвальские братья ), в обязанности которой входило совершение молитв богам о ниспослании урожая и процветании общины граждан, приносили Флоре жертвы .

Фрагмент картины Яна Брейгеля Старшего и Питера Рубенса «Флора и Зефир» (ок. 1618)

Древнейшие списки римских празднеств не включают упоминаний о празднике в честь Флоры; это, возможно, объясняется тем, что он, подобно другим аграрным праздникам, был подвижным ( feriae conceptivae ). Вероятно, этот праздник первоначально справлялся в конце апреля или начале мая, а впоследствии был вытеснен играми в честь Флоры — флоралиями ( ludi Florales ). Филолог Н. П. Обнорский считал, что культ Флоры имел древнегреческое происхождение, поскольку постройка храма и учреждение игр были предписаны Книгами Сивилл , а флоралии отличались распущенным характером .

Игры в честь Флоры

Игры в честь Флоры были учреждены в 238 до н. э. году, когда был освящён храм Флоры (по другим сведениям — в 241 году до н. э. ). Этот храм находился рядом с Большим цирком — наиболее крупным римским ипподромом . Святилище италийской Flora rustica на римском холме Квиринале было, вероятно, не храмом ( aedes sacra ), а молельней ( sacellum ) . С 173 до н. э. года Флоралии стали постоянным праздником , они праздновались раз в год; во времена Гая Юлия Цезаря (I век до н. э.) празднество продолжалось шесть дней , с 28 апреля по 3 мая. Во время Флоралий двери украшались цветочными венками , а жители Рима, также украсив свою одежду цветами, предавались веселью и разгулу. Женщины по время Флоралий ходили в разноцветных платьях, что было запрещено в другое время .

В мифологии

Флора. Фрагмент картины Сандро Боттичелли « Весна » (1482). Почтовая марка султаната Махра 1967 года выпуска

Подробное описание мифологической истории богини Флоры, включая сведения о её происхождении, дал древнеримский поэт Публий Овидий Назон (43 год до н. э. — 17 или 18 год н. э.) в поэме-календаре « Фасты », описывающей и объясняющей праздники и священные дни Рима . Овидий представляет читателю Флору как «мать цветов» , украшенную многоцветными венками , с уст которой слетает «вешних дыхание роз» и тонкий аромат которой ощущается даже тогда, когда её уже нет рядом . Флора шлёт людям «дары для услад» (среди её даров, в частности, называется мёд ) и призывает «жить всласть в цветущие годы» . Овидий рассказывает, что изначально богиня была греческой нимфой Хлоридой , жившей в Элизии («на блаженных полях»); однажды на неё обратил внимание Зефир , бог западного ветра, посланник весны. Сделав её своей супругой, он подарил ей плодовый сад и превратил из скромной нимфы в блистательную богиню цветов, расцвета, весны и полевых плодов , от которой зависит, насколько хорошо будут цвести посевы на полях , виноградные лозы, оливы , бобы и чечевица — и, соответственно, насколько хорошим будет урожай, насколько богатым будет год . Относительно её латинского имени, Флоры, Овидий пишет, что это лишь искажённый вариант её греческого имени .

Картина Александра Рослина «Флора» (XVIII век)

Согласно Овидию, именно Флора превратила в растения таких персонажей древнегреческой мифологии как Адонис , Аттис , Крокус и Нарцисс — «всех, кто за раны свои славу во мне получил» .

Флора в искусстве и эпонимике

Анна Павлова в образе богини Флоры в балете «Пробуждение Флоры». Мариинский театр, 1910-е годы

Образ богини Флоры очень популярен среди художников. Так, на картине периода Раннего Возрождения итальянского художника Сандро Боттичелли « Весна » (1482) изображены нимфа Хлорида, преследуемая летящим богом Зефиром, и богиня Флора, в которую превращается Хлорида. Согласно искусствоведческой интерпретации этой сцены, Зефир ( духовное начало), пробуждая Хлориду ( материальное начало), порождает новую сущность — «всё рождающую» богиню Флору, носителя и материального, и духовного . Известны также картины с одинаковым названием «Флора и Зефир» Якопо Амигони (1730) и Вильяма Бугро (1875), а также скульптура «Зефир и Флора» Клода Мишеля Клодиона (1799). Многие художники рисовали реальных женщин в образе этой богини. В частности, имеется несколько портретов дочерей Петра I в образе Флоры работы французского художника Луи Каравака ; самый знаменитый, созданный им в трёх вариантах, — « Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве ».

В нидерландском городе Алсмер установлена статуя богини Флоры. В честь богини Флоры назван астероид (8) Флора , открытый 18 октября 1847 года . Именем этой богини была названа совокупность видов растений, произрастающих на определённой территории, — « флора ». Декоративные часы из набора травянистых растений, цветки которых распускаются и закрываются в определённое время суток (« цветочные часы »), называют «часами Флоры».

Богиня Флора — персонаж многих произведений сценического искусства. Среди них — балеты « Зефир и Флора » (1795) Шарля Дидло на музыку нескольких композиторов, « » (1800) Пекена Шевалье на музыку Джузеппе Сарти , « Пробуждение Флоры » (1894) Мариуса Петипа на музыку Риккардо Дриго , « Зефир и Флора » (1925) Леонида Мясина на музыку Владимира Дукельского .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. Публий Овидий Назон. Фасты. Кн.V. 195-196.
  4. Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Политиздат , 1985. — С. 466. — 512 с. — 300 000 экз.
  5. .
  6. , 3 мая. Флоралии. V, 183, с. 333.
  7. , 28 апреля. Флоралии. IV, 945, с. 328.
  8. , 3 мая. Флоралии. V, 194, с. 334.
  9. , 3 мая. Флоралии. V, 375—376, с. 338.
  10. , 3 мая. Флоралии. V, 334, с. 337.
  11. , 3 мая. Флоралии. V, 271, с. 336.
  12. , 3 мая. Флоралии. V, 353, с. 338.
  13. , 3 мая. Флоралии. V, 195—212, с. 334.
  14. , 3 мая. Флоралии. V, 262—268, с. 335.
  15. , 3 мая. Флоралии. V, 195—196, с. 334.
  16. , 3 мая. Флоралии. V, 225—228, с. 334.
  17. .
  18. Schmadel, Lutz D. (англ.) . — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. — P. 16. — ISBN 3-540-00238-3 .

Литература


Источник —

Same as Флора (мифология)