Interested Article - Поппер-Линкеус, Йозеф
- 2021-10-07
- 1
Йозеф Поппер , псевдоним Линкеус ( нем. Josef Popper-Lynkeus , 21 февраля 1838 , Колин — 21 декабря 1921 , Вена ) — австрийский мыслитель, учёный , писатель и изобретатель.
Биография
Родился в еврейском квартале города Колин (ныне Чехия ). Высшее техническое образование получил в Пражском и Венском политехникумах (последний окончил в 1859 году). Высшее гуманитарное образование приобрёл, посещая в качестве вольного слушателя различные лекции в Венском университете и глубоко прорабатывая литературу по интересующим его темам.
После завершения учёбы в Венском политехникуме около двух лет работал инженером в частной фирме. В 1862—1866 годах репетиторствовал и эпизодически читал лекции, а с 1867-го по 1897-й год включительно занимался изобретательством в частном порядке. В 1868 году изобрёл систему прокладок для предохранения от накипи на внутренних стенках паровых котлов . Это и ряд других изобретений создали ему условия для творческой работы в области инженерии , физики , социальной и моральной философии , независимо от истеблишмента и замкнутых академических группировок.
Некоторые труды Поппера и его социальная система
Некоторые идеи Иосифа Поппера опередили своё время. Например, в области инженерии — передача энергии на расстояние, преобразование механической энергии водопадов и приливов в электрическую (1862); в области физики — взаимосвязь массы и энергии (1883), идея кванта энергии (1884), принцип неустранимого искажения приборами параметров исследуемых объектов; в области психологии — толкование сновидений на основе анализа конфликта между социальным сознанием человека и его животными порывами (новелла «Во сне, как наяву», 1889). За несколько лет до Теодора Герцля , в своей работе «Князь Бисмарк и антисемитизм » (1886), Иосиф Поппер приходит к выводу, что евреев от антисемитизма может спасти лишь их собственное государство. Создание такого государства — дело безотлагательное. Неважно, какой на первых порах там будет режим — пусть даже и монархический .
Упомянутая новелла вошла в сборник философских новелл под общим названием «Фантазии реалиста», опубликованном в 1889 году и выдержавшим двадцать изданий. С этого времени Иосиф Поппер стал пользоваться псевдонимом «Линкеус» — по имени «вдаль смотрящего кормчего» корабля аргонавтов , фигурирующего в гётевском « Фаусте ». Из многих интересных мыслей, высказанных Поппером-Линкеусом в этом сборнике, отметим три:
- Воздействие маршевой музыки на массы;
- О целесообразности некоторых наказаний ;
- О праве человека на жизнь.
На первых двух вопросах остановимся вскользь, а на третьем — несколько подробнее.
Поппер-Линкеус отмечает большую власть музыки над массами, он говорит, что маршевая музыка часто способствует тирании, превращая массы в тесто, из которого можно всё лепить. Эта мысль Поппера-Линкеуса перекликается с мыслью Льва Толстого , который как-то сказал: «Там, где хотят иметь побольше рабов , пусть побольше сочиняют маршевую музыку».
В области правосудия Поппер-Линкеус считал, что главным наказанием за преступление должна быть огласка, и только рецидивистов надо изолировать.
По утверждению Поппера-Линкеуса право на жизнь — главное, естественное право человека, и поэтому государство не вправе посылать по своему усмотрению человека на смерть без его согласия. Он был сторонником воинской повинности , но при условии, что на поле боя будут посылаться только добровольцы .
Право на жизнь, однако, остается пустым звуком, если человек не обеспечен предметами и услугами первой необходимости.
Свою социальную систему, обеспечивающую всех людей предметами первой необходимости, Иосиф Поппер-Линкеус разрабатывает в ряде своих произведений, начиная с работы «Право жить и обязанность умереть» (1878) и кончая работой «Всеобщая обязательная служба обеспечения питанием как решение социальной проблемы» (1912).
По идее Поппера, общество обязано обеспечить своих членов предметами первой необходимости — питанием , одеждой и жильём , а также услугами первой необходимости — здравоохранением , воспитанием и образованием до достижения совершеннолетия. Со своей стороны, каждый здоровый член общества в рамках трудовой повинности осуществляет работы, не требующие высшего или среднего специального образования по созданию материальной основы народного хозяйства (добыча полезных ископаемых , лесоразработки, сельскохозяйственные работы, строительство дорог и зданий и т. п.). Он также участвует в производстве предметов и в оказании услуг первой необходимости.
По мнению Поппера-Линкеуса, справедливое человеческое общество возникнет не в результате насильственного переворота, а как следствие процесса убеждения и общего согласия. В нем каждый здоровый человек в течение своей жизни проходит четыре социально-возрастные стадии, из которых третью у него есть возможность миновать: 1) воспитательно-образовательную (до 18 лет); 2) «натурально-хозяйственную» (мужчины до 30 лет, а женщины до 25); 3) «денежно-хозяйственную»; 4) пенсионную. Причём возрастная грань между двумя последними устанавливается каждым членом общества по своему усмотрению.
Во время второй из этих стадий все здоровые члены общества проходят трудовую повинность, что даёт им право в течение всей своей жизни безвозмездно получать предметы и услуги первой необходимости.
На третьей стадии те члены общества, которые чувствуют в этом потребность и которые этого желают, по своему усмотрению трудятся в одном из денежно-хозяйственных секторов — государственном или частном (в последнем — в качестве наемных работников или свободных предпринимателей). За свой труд они получают денежное вознаграждение, которое позволяет им приобретать предметы и пользоваться услугами не первой необходимости.
В течение двух последних из указанных социально-возрастных стадий человек свободен, чего нельзя сказать о первых двух, когда человек зарабатывает свою свободу и дорастает до осознания её. При этом, как отмечает Поппер-Линкеус, вместе с развитием науки и техники продолжительность второй стадии будет постепенно уменьшаться. Вместе с тем будет расширяться объем понятия «предметы и услуги первой необходимости».
Необходимой предпосылкой возможности построения социальной системы по Попперу-Линкеусу является привитие на первой социально-возрастной стадии подрастающему поколению любви и уважения к человеку, любви к труду и отвращения к лжепотребностям, а также навыков рационального распределения времени досуга.
Почитатели Поппера
Почитателями Поппера-Линкеуса были физики Альберт Эйнштейн и Эрнст Мах , философы Мартин Бубер и Гуго Бергман, химик Вильгельм Оствальд , математик Рихард фон Мизес, статистик Карл Балод, физиолог Теодор Бэр, психолог Зигмунд Фрейд , писатели Макс Брод , Стефан Цвейг и Артур Шницлер , а также основоположник ревизионистского направления в сионизме Владимир (Зеев) Жаботинский .
Жаботинский указал на пять символов программы-минимум Поппера-Линкеуса — «пять ‘п’: пища, платье, помещение, поликлиника, просвещение» (на иврите — «пять ‘мем’: мазон, малбуш, маон, мирпаа, морэ»). Называя отсутствие каждого из этих символов «ямой», он говорил: «Человеческое общество подобно детскому саду. В детском саду — пять ям, в соответствии с „пятью ‘п’“. Для детей, играющих в детском саду, существует опасность упасть в одну из этих ям. Что делает прусский страж? Устанавливает щиты с надписями: „Не иди направо!“, „Не иди налево!“ Вслед за Поппером я предлагаю засыпать все эти ямы и дать возможность детям свободно играть, где только вздумается».
21 февраля 1918 года в ознаменование 80-летия со дня рождения Иосифа Поппера-Линкеуса его последователи, врач и психолог Фриц Виттельс и писатель Вальтер Маркус, создали в Вене организацию «Универсальная служба питания». В течение нескольких лет эта организация издавала бюллетень под одноимённым названием. Она просуществовала 20 лет и была распущена во время аншлюса Австрии Германией .
21 декабря 1921 года Иосиф Поппер-Линкеус скончался. В знак признания его заслуг улица в Вене, на которой он проживал последние годы жизни, была названа его именем.
Накануне 150-летия со дня рождения Иосифа Поппера в университете имени Гёте во Франкфурте-на-Майне был основан фонд для исследования творчества Поппера-Линкеуса и пропаганды его идей.
8 июля 2007 года мэрия Тель-Авива — Яффо приняла решение присвоить одной из улиц города Яффо имя Иосифа Поппера-Линкеуса.
Списки произведений Поппера и произведений о нём
Все свои произведения Иосиф Поппер-Линкеус писал на немецком языке. Отметим некоторые его работы, выше не упоминавшиеся (включая и изданные посмертно):
- «Нравственный мировой порядок» (1877);
- «Этическое и культурное значение технического прогресса» (1886);
- «Вольтер» (1905);
- «О физических основах передачи электроэнергии» (1905);
- «Полёт машин и птиц. Историко-критическое аэротехническое исследование» (1911);
- «Автобиография» (1917),
- «Война, мобилизация, государственное законодательство» (1921);
- «Философия уголовного права» (1924);
- «Я и социальная совесть» (1924);
- «Об основных понятиях философии и достоверности нашего знания» (1924).
Из работ о Иосифе Поппере-Линкеусе и о его произведениях отметим нижеследующие.
На немецком языке:
- Рихард Щварц «Ратенау, Гольдштейн, Поппер-Линкеус и их социальные системы» (1919);
- Фриц Виттельс «Ликвидация нищеты» (1922; перевод на англ. 1925);
- Адольф Гельбер «Иосиф Поппер-Линкеус. Его жизнь и деятельность» (1922);
- Эмиль Фельдес «Люди завтрашнего дня» (роман, описывающий общество, построенное на принципах Иосифа Поппера-Линкеуса, 1924);
- Феликс Френкель «Всеобщее обеспечение питанием и Пан-Европа» (1924);
- Генрих Леви «Теория познания Поппера-Линкеуса и её связь с философией Маха» (1932);
- Роберт Планк «Инженер общества» (1938).
На иврите :
- Исраэл Дорион «Царство Линкеуса» (к 100-летию со дня рождения Поппера-Линкеуса, опубликовано в Иерусалиме в 1939 г.);
- Исраэл Дорион «Конец борьбы за существование» (1954, с предисловием Альберта Эйнштейна, датированным февралём того же года);
- Мендель Зингер «Гуманист Поппер-Линкеус» (к 50-летию со дня смерти, 1971);
- Исраэл Дорион «Поппер-Линкеус — решение проблемы существования» (к 60-летию со дня смерти, 1981);
- Эфраим Вольф «Иосиф Поппер-Линкеус — великий гуманист и многогранный мыслитель» (1996; русский оригинал опубликован в Москве в 1997 г. под названием «Иосиф Поппер-Линкеус — гуманист и мыслитель»).
На английском языке:
- Альберт Эйнштейн «Мир, как я его вижу» (1932);
- Генри Вахтель «Всеобщее обеспечение и свободное предпринимательство» (1954, с предисловием А. Эйнштейна, датированным июлем того же года).
Примечания
- Josef Popper // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- ↑
- — 1914.
- Josef Popper-Lynkeus // (нем.) — Wien: 2014.
- ↑ — 2003.
- — 2013.
- 2021-10-07
- 1