Interested Article - Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва)
- 2020-10-30
- 2
Собо́р Непоро́чного зача́тия Пресвято́й Де́вы Мари́и — неоготический собор в Москве , крупнейший католический собор в России , кафедральный собор архиепархии Матери Божией , возглавляемой архиепископом митрополитом Павлом Пецци . Третий по счёту московский католический храм, построенный до революции 1917 года , один из трёх действующих в настоящее время католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика и храмом святой Ольги .
В соборе служат мессы на русском , польском , корейском , английском , французском , испанском языках, латыни , а также тридентские мессы , мессы армянского обряда и Божественные Литургии византийской традиции . Кроме того, проводятся встречи молодёжи, курсы катехизации , благотворительные концерты органной, церковной, классической и рок -музыки. При соборе работают библиотека и церковная лавка , офис регионального отделения « Каритас » и благотворительный фонд «Искусство добра» .
История
Возведение
К концу XIX века количество католиков в Москве превышало 30 тысяч человек и построенные храмы святого Людовика и святых апостолов Петра и Павла уже не вмещали прихожан . В 1894 году совет Римско-католической церкви подал прошение губернатору Москвы на возведение нового храма — филиала собора апостолов Петра и Павла. Разрешение было получено, но с условием, что собор будет построен без башен и скульптур, вдали от центра и особо почитаемых православных храмов. Неоготический проект храма на 5000 человек, созданный Фомой Богдановичем-Дворжецким , утвердили, несмотря на наличие украшений .
Участок для строительства был приобретён на Малой Грузинской улице , поскольку в этом районе проживало большое число католиков польской национальности, работавших на Московско-Смоленской железной дороге . Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом : деньги на работы были собраны на пожертвования польской общины и верующих из разных городов России. Собор возводили десять лет с 1901 года, последней сделали ограду в 1911 году под руководством зодчего Леона Даукша , а внутреннюю отделку закончили в 1917 году . По периферии участка построили одноэтажные и двухэтажные деревянные дома для служащих храма — два по Малой Грузинской улице, два по Курбатовскому переулку . Храм освятили 21 декабря 1911 года во имя Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии . Храм сохранял статус филиального при приходе святых Петра и Павла до 1919 года, а затем обрёл самостоятельность .
Закрытие собора
В июле 1938 года храм в результате государственной борьбы против религиозных организаций закрыли, настоятель храма Михаил Цакуль был расстрелян, церковное имущество разграблено. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от бомбардировок — были утрачены несколько башен. После войны снесли шпиль, венчавший купол .
В конце 1940-х годов храм перепланировали: его внутреннее пространство разделили на четыре этажа, изменили интерьер. На втором и третьем этажах устроили временное жильё для строителей, а на четвёртом — общежитие училища механизаторов. Пожар 1954 года повредил купол храма и фасад здания. В 1956 году в соборе расположился НИИ Мосспецпромпроект. Часть первого этажа, подвал и двор были заняты складом № 1 плодоовощной базы Мосгорисполкома . В 1976 году планировалось передать храм Главному управлению культуры и преобразовать его в зал органной музыки, но этот план так и не был реализован .
Возобновление служб
С 1989 года диаспора «Дом Польский» начала добиваться возвращения храма. В январе 1990 года был учреждён приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря того же года Тадеуш Пикус с разрешения властей впервые после шестидесятилетнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой службе присутствовало несколько сотен человек. 31 мая 1991 года устав прихода был официально зарегистрирован Управлением юстиции Моссовета , а с 7 июня , несмотря на то что помещения ещё не вернули Католической церкви, возле храма стали проводиться регулярные богослужения .
В феврале 1992 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал указ о постепенной передаче и освобождении храма, но выселить Мосспецпромпроект не удалось. Святые мессы до конца лета 1992 года по-прежнему совершались только на ступенях. Осенью приход занял небольшое помещение в нартексе храма с отдельным входом, где устроили часовню. В 1995 году архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с письмом к президенту Борису Ельцину , чтобы ускорить освобождение собора. Постановление о переводе Мосспецпромпроекта было подписано к концу года. Тогда же зданию храма присвоили статус памятника истории и культуры . При реставрации храма разобрали перекрытия искусственно созданных этажей. С весны 1998-го богослужения стали совершаться в центральном нефе . Через год храм освятил секретарь Ватикана — кардинал Анджело Содано .
Современность
В мае 2000 года в храме провели первый Всероссийский Евхаристический конгресс . В его последний день в Москве была впервые организована евхаристическая по улицам города. В октябре того же года в соборе совершили коронацию статуи Фатимской Божией Матери . В 2001 году состоялся Библейско- экклезиологический симпозиум с участием всех католических епископов России, представителей различных общин и гостей от других христианских конфессий .
В марте 2002 года московский кафедральный собор через телемост участвовал в совместной молитве розарий с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов. В 2005 году открылось построенное около собора здание курии архиепархии Божией Матери , в котором располагаются курия, секретариат, резиденции архиепископа и Дом паломника. В декабре 2009 года прошли торжества и конференции, посвящённые десятой годовщине со дня освящения собора, а в сентябре 2011 года на столетие собора приехал папский легат — кардинал Йозеф Томко .
По состоянию на 2018 год в храме проводится катехизация, работают библиотека, церковная лавка, редакция журнала «Католический вестник — Свет Евангелия ». В соборе с 1991 года несут служение отцы-салезианцы (SDB), сёстры-салезианки , Ассоциация салезианских сотрудников , сёстры от Ангелов (СSA) .
Архитектура
После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году , как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года. До закрытия алтарь собора Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с Престолом, которая возвышалась почти до потолка апсиды , в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами . В пресвитерии стояли пальмы, а сам пресвитерий был отгорожен от нефа специальной оградой — балюстрадой. В боковых нефах собора также стояли скамьи, так как боковые нефы поначалу служили для раздельной молитвы — левый неф предназначался для женщин, а правый для мужчин. В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери , в которой служили литургию католики восточного обряда .
Экстерьер
Собор построен в неоготическом стиле, в основу планировки положена форма неоготической трёхнефной крестовидной базилики . По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор Вестминстерского аббатства , а купола в месте пересечения наоса и трансепта напоминают главу Миланского собора . Трансепт придаёт зданию в плане форму креста, который олицетворяет церковь как тело Христово : пресвитерий с расположенным в нём алтарём символизирует голову, продольные нефы — туловище и ноги, а трансепт — раскинутые руки. На куполе и на центральном шпиле имеется крест, на боковых фасадных шпилях — гербы Папы Римского святого Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича , благодаря которым была восстановлена деятельность Римско-католической церкви в России .
Двери главного входа собора обрамлены порталом, который состоит из двух трёхколонных эдикул , соединённых барельефным арочным навершием — вимпергом . Он увенчан тимпаном, украшенным готическим крестоцветным орнаментом , в центре которого находится позолоченный вензель — сплетение из четырёх латинских букв VMIC (Virgo Maria Immaculata Concepta — «Дева Мария Непорочно Зачатая»). На боковых частях фасада расположено по одному ланцетному окну .
В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположены три колокола , изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение специальной электронной автоматикой, пульт управления которой находится в ризнице собора.
Интерьер
В центральном нефе расположены два сектора скамеек, разделённых проходом. Боковые нефы имеют по пять колонн- контрфорсов , в начале каждого из них установлены исповедальни — конфессионалы. В левой части собора находится часовня Божьего Милосердия, в которой размещены дарохранительница и алтарь Святых Даров . Главный объём храма опирается на десять основных контрфорсов, символизирующих десять заповедей . До 1938 года в боковых нефах собора также стояли скамьи: левая сторона предназначалась для женщин, а правая — для мужчин .
В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери , в ней служили литургию католики восточного обряда . В нартексе собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой , у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской базилики , а справа — медаль 2000 года. Из нартекса три двери ведут в основной молитвенный зал, имеются также выходы на улицу и к двум лестничным площадкам .
Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами . Под ними, на внутренних поверхностях стен, расположены четырнадцать барельефов , символизирующих стояния Крестного пути Иисуса Христа . За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн , над помещением нартекса находятся хоры , располагающиеся в задней части нефа .
В левой боковой части фасада установлены три колокола, изготовленных на фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из них весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные — « Святой Фаддей » в честь покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича, и « Святой Виктор » в честь небесного покровителя епископа Виктора Скворца.
|
Пресвитерий
Алтарь собора сориентирован на запад, что отличает его от всех прочих христианских храмов. В пресвитерии собора находится алтарь , облицованный тёмно-зелёным мрамором . В него помещены частицы мощей святых: апостола Андрея , Зенона , Григория Нисского , Григория Назианзина , Космы и Дамиана , Анастасии Римской , а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии . До закрытия в 1938 году алтарь представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с престолом , возвышавшуюся почти до потолка апсиды , в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами .
На алтаре изображение альфа и омега — первой и последней букв греческого алфавита , олицетворяющих начало и конец, восходящих к тексту из Откровения Иоанна Богослова : «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» ( Отк. ). Справа от алтаря располагается амвон , облицованный темно-зелёным мрамором. На колоннах по бокам от алтаря имеются две иконы святых апостолов — Петра и Андрея Первозванного . В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма, — деамбулаторий . В этой части расположены кафедра архиепископа и места для духовенства .
Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров и от преддверия сакристии . В центре на стене апсиды — распятие , высота которого составляет девять метров, а фигуры Христа на кресте — три метра. По обе стороны от распятия установлены две гипсовые фигуры — Божьей Матери и Евангелиста Иоанна . Они выполнены подмосковным скульптором С. Ф. Захлебиным .
Большая часовня
В Большой часовне, расположенной в крипте собора, служат тридентскую мессу по форме Латинского обряда и Божественную Литургию византийской традиции для членов Российской Католической Церкви византийского обряда . Деревянный алтарь, стоящий в северном конце, был привезён из США в 1990-х годах. До восстановления храма он использовался в качестве дарохранительницы, а в 1999-м был перенесён в крипту собора, где несколько лет не использовался. Алтарный камень помечен крестами, однако никаких надписей не имеет, поэтому определить, чьи мощи в него заложены, невозможно. На передней стенке алтаря изображены четверо святых: Франциск , Тереза Авильская , Елизавета Венгерская и Иосиф . Дверца дарохранительницы украшена символикой Святейшего Сердца Иисуса .
Весной 2010 года алтарь и дарохранительницу полностью отреставрировали, восстановили и установили алтарную сень и ступень. 20 июня того же года архиепископ-митрополит Паоло Пецци освятил алтарь после ремонта. Впервые с 1936 года, когда Москву покинул апостольский администратор епископ Пий-Эжен Невё , правящий ординарий совершил здесь богослужение по традиционному чину. В июне 2012 года было воссоздано навершие в виде креста, с тех пор исторический облик алтаря считается полностью восстановленным. Ответственным за пастырское и литургическое окормление московских католиков, приверженных дореформенной форме Латинского обряда, согласно декрету Паоло Пецци, является священник -салезианец Августин Дзендзель .
Музыка
Рядовые богослужения в соборе обычно сопровождаются пением кантора с органным аккомпанементом, а воскресное богослужение в 10:00 на русском языке и торжественные богослужения — пением приходского Литургического хора.
На хорах собора расположен духовой орган швейцарской фирмы «Kuhn» (73/IV/P), который используется на концертах, воскресных и праздничных богослужениях, а также комбинированный электронно-духовой орган « Rodgers » (68/III/P). Третий инструмент, трёхмануальный итальянский цифровой орган «Viscount Vivace», находится в трансепте и звучит во время рядовых богослужений. Цифровые органы имеются также в хоровом классе и часовне в крипте собора.
Духовой орган «Kuhn»
Орган швейцарской фирмы «Kuhn» — дар евангелическо- реформатского Кафедрального собора в Базеле . Он имеет 73 регистра, 4 мануала , 5563 трубы и является одним из самых больших органов в России. Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32 , были перевезены в Москву . Работы по демонтажу и установке органа вели сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» ( Кауфбойрен , Германия) под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын — Гуннар Шмид.
16 января 2005 года состоялись торжественная месса с освящением органа под предстоятельством архиепископа-митрополита Тадеуша Кондрусевича и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира». На торжественной мессе играл главный органист кафедрального собора — Марина Омельченко, а первый органный концерт дал заслуженный артист России , профессор Московской консерватории Алексей Паршин .
Диспозиция органа «Kuhn» Римско-католического собора в Москве. 73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы , 1955 год ; Швейцария , Меннедорф .
|
|
|
|
|
|
Красным цветом в диспозиции выделены язычковые регистры. Среди вспомогательных приспособлений в органе имеются Tutti и педаль Crescendo, а также банк памяти регистровых комбинаций с дисплеем, ножными и ручными переключателями.
Цифровой орган «Rodgers»
За день до освящения собора, 11 декабря 1999 года, на хорах был установлен новый орган комбинированного типа фирмы «Rodgers», модель 960 DL , 68/III/P с 68 регистрами , тремя мануалами и радиальной педалью . Инструмент купила на пожертвования и подарила церкви американская благотворительная организация «Помощь церкви в России» .
Основная часть органа электронно-цифровая, то есть звук воспроизводится многочисленными динамиками через усилители. Однако он имеет также мультиплекс-виндладу, установленную под оконом-розой на хорах собора, с трубами трёх регистров настоящего органа: Principal diapason 8’ , Octav 4’ и Superoctav 2’ , вид на которые позже скрыл установленный полноценный большой духовой орган. Обе части инструмента объединяет один органный пульт. Специальным вентилятором воздух нагнетается в виндладу — духовую часть, при включении духового регистра и нажатии клавиши срабатывает электрическая трактура и открывается электромеханический клапан винлады, который подаёт воздух в соответствующую органную трубу. Для совместного использования духовых и цифровых регистров первые нужно было часто настраивать в соответствии со звучанием вторых, поэтому эти духовые регистры почти не использовались, а впоследствии были отключены и несли лишь декоративную функцию. Вся концертная деятельность собора до 16 января 2005 года проводилась с помощью этого органа, а в настоящее время он используется крайне редко .
Концерты и фонд «Искусство добра»
Организатором различных музыкальных мероприятий в соборе является созданный в 2001 году благотворительный фонд «Искусство добра». Вход на такие мероприятия для обычных слушателей обычно за пожертвования в определённом размере, цена которого зависит от места, указанного в билете; фондом также выделяются квоты бесплатных билетов различным социальным организациям . На протяжении многих лет в соборе проходят концерты отечественных и зарубежных органистов, концерты духовной, церковной, классической и джазовой музыки, фестивали, например, международный фестиваль христианской музыки «Музыка соборов мира», международный рождественский фестиваль , а также мистерии , например, « Страсти по Иоанну » Иоганна Баха , исполненные в концертно-сценической постановке в 2008 году .
Для отечественных органистов и студентов проводятся мастер-классы , которые давали такие известные органисты как Жак ван Оортмерссен (Нидерланды), (Германия), (Ватикан), Хуан де ла Рубья (Испания), Дженнифер Паскуал (США), Тео Флюри (Швейцария) и другие . С 2007 года в соборе проходит конкурс органистов и композиторов « ». С 2009 года на территории собора проходит курс « Западноевропейская духовная музыка » с обучением григорианскому хоралу и вокалу, игре на органе и органной импровизации .
C 2018 года в соборе проходят также концерты рок-музыки с использованием органа .
Персоналии
- Настоятели
- 1911—1919 — храм носил статус филиальной церкви и не имел собственного настоятеля
- 1919—1937 — Михаил Цакуль
- 1991—2017 — Иосиф Заневский SDB ( белор. Юзаф Занеўскі )
- с 24 мая 2017 года по 4 октября 2021 — Владимир Кабак SDB ( белор. Уладзімір Кабак )
- с 4 октября 2021 по настоящее время — Дмитрий Новоселецкий
- Органисты и хормейстеры
Музыкальный руководитель — Валентина Новаковская, магистр священной музыки .
Органисты:
|
Хормейстеры литургического хора:
|
Примечания
- ↑ , с. 102.
- ↑ . Культура.рф. Дата обращения: 25 ноября 2018. 27 декабря 2018 года.
- ↑ . KudaGo. Дата обращения: 25 ноября 2018. 24 октября 2018 года.
- ↑ . РИА Новости (24 сентября 2011). Дата обращения: 25 ноября 2018. 4 марта 2016 года.
- , с. 4—6.
- ↑ , с. 250—251.
- ↑ .
- , с. 378.
- , с. 102—103.
- , с. 13.
- ↑ , с. 15—23.
- ↑ , с. 29—30.
- . Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве (15 декабря 2009). Дата обращения: 29 ноября 2018. Архивировано из 13 декабря 2018 года.
- . Katolik.ru. Дата обращения: 25 ноября 2018. 27 декабря 2018 года.
- . Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Дата обращения: 29 ноября 2018. 13 декабря 2018 года.
- ↑ , с. 31—36.
- ↑ , с. 198.
- , с. 52.
- ↑ , с. 51.
- , с. 102—104.
- , с. 55—56.
- .
- .
- , с. 80—81.
- . Благотворительный фонд «Искусство добра». Дата обращения: 26 декабря 2018. 28 марта 2019 года.
- ↑ Регистр временно не работает
- Регистр Prinzipal bass 32’ не установлен.
- ↑ Дмитрий Лариков. . Органное сообщество. Дата обращения: 25 ноября 2018. 27 октября 2018 года.
- . Procatholic.ru. Дата обращения: 25 ноября 2018. 27 декабря 2018 года.
- от 28 февраля 2019 на Wayback Machine на сайте благотворительного фонда «Искусство добра»
- , с. 79—86.
- , с. 84.
- . Timepad. Дата обращения: 4 декабря 2018. 30 марта 2022 года.
- Архив концертов в соборе на Малой Грузинской: «Вселенная Pink Floyd» от 27 февраля 2019 на Wayback Machine и от 27 февраля 2019 на Wayback Machine , от 27 февраля 2019 на Wayback Machine , от 27 февраля 2019 на Wayback Machine , от 27 февраля 2019 на Wayback Machine 2018 года, «Классика рока на большом органе Собора» от 27 февраля 2019 на Wayback Machine 2018 года, «Рок-баллады» от 27 февраля 2019 на Wayback Machine 2019 года.
- . Топография террора. Дата обращения: 25 ноября 2018. 27 декабря 2018 года.
- . Римско-католическая Архиепархия Божией Матери (25 мая 2017). Дата обращения: 25 ноября 2018. Архивировано из 27 ноября 2018 года.
- . Рускатолик.рф (13 февраля 2016). Дата обращения: 25 ноября 2018. 24 ноября 2018 года.
-
. Благотворительный фонд «Искусство добра». Дата обращения: 8 сентября 2019.
27 сентября 2020 года.
. Телеканал «Россия – Культура». Дата обращения: 8 сентября 2019. 11 апреля 2020 года. -
. Благотворительный фонд «Искусство добра». Дата обращения: 8 сентября 2019.
21 сентября 2020 года.
. Союз московских композиторов. Дата обращения: 8 сентября 2019. 11 октября 2019 года.
Литература
- Кафедральный cобор Непорочного Зачатия в Москве / под ред. К. Горбунова и И. Баранова. — М. : Издательство Францисканцев, 2015. — 91 с.
- Кафедральный собор — сердце Епархии / ред. и сост. И. Баранов. — М. : Издательство Францисканцев, 2009.
- Москва // Католическая энциклопедия / под ред. В. Задворного. — М. : Издательство Францисканцев, 2007. — Т. 3. — С. 621.
- Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. — М. : , 2001 . — С. 88—89. — 701 с. — (Строители России, XX век). — ISBN 5-9207-0001-7 .
- Мясников А. 100 великих достопримечательностей Москвы. — М. : Вече, 2012. — 320 с.
- Рассохин О. Москва пешком-2. Новые интересные прогулки по столице. — М. : Эксмо-Пресс, 2016. — 240 с.
- Сытин П. В. Малая Грузинская улица // История московских улиц. — М. : Эксмо, 2008. — 512 с. — ISBN 978-5-699-24988-6 .
- Чередниченко О. Москва для романтиков. — М. : Эксмо, 2015. — 288 с.
Ссылки
- — официальный сайт Католического собора в Москве
- . Una Voce Russia.
- на сайте благотворительного фонда «Искусство добра»
- .
- 2020-10-30
- 2