Виллевальде, Александр Богданович
- 1 year ago
- 0
- 0
Богда́н (Го́тфрид) Па́влович Виллева́льде ( нем. Gottfried Willewalde ; 31 декабря 1818 [ 12 января 1819 ] , Павловск , Санкт-Петербургская губерния — 11 [24] марта 1903 , Дрезден ) — русский живописец немецкого происхождения , академик, заслуженный профессор батальной живописи , член Совета Императорской Академии художеств .
Отец живописцев Александра (род. 1857) и Павла (род. 1863) Виллевальде .
Сын богатого иностранца из Баварии, Готфрид Виллевальде родился в Павловске в 1818 году. Живописи учился сперва у художника датского происхождения , тестя Густава Фаберже .
В 1838—1842 годах учился в Петербургской Академии художеств у Карла Брюллова , а затем у А. И. Зауервейда . Получив в 1842 году большую золотую медаль и звание художника за картину « Сражение при Фер-Шампенуазе » ( Эрмитаж ), Виллевальде был командирован за границу для продолжения обучения; работал в Дрездене над сюжетами войны 1813 года ; в 1844 году он был вызван в Санкт-Петербург, для окончания начатых Зауервейдом работ по истории борьбы с Наполеоном ; 7 декабря 1844 года вступил в службу. В 1848 году получил звание профессора 2-й степени по батальной живописи и до 1894 года преподавал в Академии художеств. В 1859 году был удостоен звания профессора 1-й степени, а в 1888 году — заслуженного профессора . Среди его учеников были: П. Н. Грузинский , К. Гурский , Н. А. Зауервейд , П. О. Ковалевский , А. И. Шарлемань , К. Н. Филиппов , Н. Г. Шильдер , А. Н. Попов , Н. С. Самокиш , В. В. Мазуровский , Ю. Бродовский и другие. Виллевальде руководил батальным классом академии художеств вплоть до реформы её в 1890-х годах.
Действительный статский советник с 17 апреля 1870 года. Был награждён орденами Св. Анны 1-й степени (1879), Св. Станислава 1-й степени (1876), Св. Владимира 3-й степени (1873) .
Вышел в отставку со службы в Академии (1894), оставшись членом Академического Совета .
Картины Виллевальде экспонировались на Всемирных выставках в Париже (1867), в Вене (1873), в Антверпене (1885), в Берлине (1886).
Первоначально Виллевальде находился под влиянием немецких мастеров, в особенности мюнхенского художника Петера Гесса (в его духе написана большая картина «Битва при Гиссгюбеле»), потом образцом ему служил «король баталистов» Орас Верне , но образцом недосягаемым в легкости кисти и французском изяществе.
Капитальными трудами Виллевальде в этот первый период являются четыре громадных полотна из истории 1813—14 годов , висящих в Александровском зале Зимнего дворца : « Кульм », « Лейпциг », « Фершампенуаз » и « Перед Парижем ».
Не раз возвращаясь к этой эпохе («Русские на Монмартре», «Лейб-гвардии Конный полк при Аустерлице»), Виллевальде потом пишет и усмирение польского восстания 1831 года (« Грохово », « Остроленка »), и венгерский поход 1849 года («Сдача Гергея под Вилагошем», «Сражение при Быстрице», «Вступление в Кронштадт» и другие), и Крымскую войну (три картины посвящённые осаде Силистрии ), и борьбу на Кавказе (« Башкадыклар », « Под Карсом », « Шамиль на Гунибе », « Сдача Шамиля »).
Войны 1870-х годов также нашли себе отражение в живописи Виллевальде, хотя сравнительно малое («Гравелот», «На Дунае в 1877 году», «Разъезд улан в Болгарии»).
В последний период своей деятельности Виллевальде обратился вновь к любимой и хорошо им изученной эпохе Наполеона и, отдаваясь преимущественно изображениям военно-бытового характера, проявил новую симпатичную черту своего таланта — мягкий юмор в изображении таких живых военно-идиллических сцен, как «Лейб-гусар и савояр», «Казаки на Рейне», «Казаки везде дома», «Не бойтесь, мы — казаки», «Они попали в плен» и так далее.
Особняком в творчестве Виллевальде стоят две картины написанные в 1880-х годах по личным воспоминаниям, далекие от батального жанра, — «Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1850 году» и «Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году». Как и два полотна, отражающие современные художнику события, — «Открытие памятника „Тысячелетие России“ в Новгороде в 1862 году», а также «Торжественный въезд императора Александра II в Москву для коронации в 1856 году». Эти работы интересны прежде всего как близкие к документу свидетельства эпохи .
Отличный знаток военного строя, Виллевальде хорош там, где изображаются парады и манёвры, например, «Конное учение лейб-гвардии конной артиллерии под Красным Селом» и другие .
Это был очень представительный и красивый старик, высокого роста, худощавый держался прямо, одет был по моде сороковых годов в бархатный пиджак, всегда был очень опрятно одет. Крахмальный воротник рубахи повязан чёрным атласным широким галстуком и штаны, как носили при
Наполеоне III
, со штрипками, на голове чёрный цилиндр. Николаевская шинель c большой пелериной серого цвета, а зимой такая же шинель на меху. Говорил с сильным немецким акцентом и не совсем правильно по-русски.
… Николай I , который очень любил батальную живопись и, лично приезжая к Виллевальде, давал ему указания относительно формы и расположения войск… Но, поскольку такая монаршая милость поднимала престиж Виллевальде, постольку это дурно влияло на художественные достоинства картин, так как правильность военной формы и верность построения войск, что было для Николая главным, убивали творческий дух профессора. |
||||
Н. С. Самокиш
:65–66
|