Вейде, Адам Адамович
- 1 year ago
- 0
- 0
Адам ( ивр. אָדָם , буквально человек, мужчина) и его жена Ева ( ивр. חַוָּה , Хава , от חַי живая) — в авраамических религиях: первые люди на Земле, сотворённые Богом и прародители человеческого рода .
В Пятикнижии ( Быт. ) приводится довольно подробное описание жизни первой человеческой пары. Основные сюжетные элементы включают в себя создание Адама и Евы, искушение и грехопадение ; изгнание из Эдема ; а также последующее расселение людей по миру вне Эдемского сада .
В Книге Бытие содержатся два параллельных рассказа о сотворении мира и человека:
Согласно первому варианту ( Быт. ), прародители человечества — мужчина и женщина — созданы Богом после создания птиц, рыб и зверей. По Библии, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт. ). «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. ).
Согласно второму варианту, Бог сначала сотворил одного мужчину, затем создал райский сад и поселил в нём мужчину в качестве садовника: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт. ). Бог создал всех зверей и птиц и привёл их к человеку, чтобы тот выбрал себе из них помощника ( Быт. ). Однако подходящего помощника не нашлось, поэтому Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву , которая стала женою для первого человека ( Быт. , ). « И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ».
Среди Эдемского сада было два особых дерева: Дерево жизни и Дерево познания добра и зла . Господь разрешил Адаму есть « от всякого дерева в саду » и лишь плоды от Дерева познания добра и зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть.
Змей же (образ Сатаны), который « был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог », уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания добра и зла. Женщина отказывается, говоря, что Бог запретил им есть с этого дерева, так как съевший плод умрёт. Змей же отвечает ей, что она не умрёт: « Вы будете как боги, знающие добро и зло ». Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму. В результате, Адам и Ева осознали свою наготу и спрятались от Бога.
По словам святителя Иоанна Златоуста , изначала Бог создал человека самовластным, иначе он не стал бы наказывать его за преступления заповеди либо награждать за её соблюдение. Грехопадение заключалось в желании человека присвоить себе Божественное право решать, что такое добро и зло . За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом, женщине было определено « в болезни рождать детей » и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая « проклята за него ». Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.
После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада « чтобы возделывать землю, из которой он взят ». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Дерева жизни, у входа был поставлен херувим и « пламенный меч обращающийся ».
Адам познал свою жену Еву, и та родила Каина . Затем Адам ещё раз познал Еву, и она родила второго сына — Авеля ( Быт. , ). В 130 лет (по масоретскому тексту ) или в 230 (по Септуагинте ) у них родился третий сын — Сиф , который, будучи предком Ноя , стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; потомки же других сынов Адама и Евы погибли во время Всемирного потопа ( Быт. ).
Библейская история про первых людей повторяется также в исламе. Адам и Хавва — первая человеческая пара, предки всех людей .
Традиционно изображение Адама можно встретить в четырёх иконографических схемах: