Берека (река)
- 1 year ago
- 0
- 0
Стру́ма ( болг. Струма ), Стримо́н ( греч. Στρυμόνας ) — река в Болгарии и Греции . Длина составляет 415 километров (в том числе в Болгарии 290 километров ), площадь водосборного бассейна — около 17 тысяч квадратных километров. Берёт начало на юго-западных склонах массива Витоша . В Болгарии течение преимущественно горное, узкие ущелья чередуются с межгорными котловинами. На территории Греции Струма протекает главным образом в широкой долине. Впадает в залив Орфанос (Стримоникос) Эгейского моря .
Питание в основном снеговое и дождевое. Повышенная водность в феврале — июне, межень в августе — сентябре. Средний расход воды вблизи болгаро-греческой границы 80 м³/с, максимальный — около 500 м³/с . Среднемноголетний расход воды в среднем течении (у села Марино-Поле ) около 70 м³/с (годовой объём стока 2,2 км³). Зарегулирована, в Болгарии на Струме находится водохранилища , , на притоках Струмы — ГЭС . Воды Струмы используются для водоснабжения, орошения и производства электроэнергии. В верхнем течении — национальный парк .
В долине Струмы расположены города Перник , Радомир , Кюстендил , Благоевград , Сандански , Петрич , Сидирокастрон , Сере . В 5 километрах к северу от устья расположен Амфиполь ( Амфиполис ), который являлся одним из больших и значительных городов древней Македонии . На берегу Струмы расположен Земенский монастырь (XI век).
Река не упоминается Гомером . Упоминается Гесиодом в « Теогонии » в списке самых важных рек. По Гесиоду они все были детьми Океана и его родной сестры Тефии . Такая же генеалогия приводится Гигином .
Согласно Псевдо-Плутарху река прежде называлась Коноз ( Κόνοζος ) и несколько раз меняла название. Местный царь ( Παλαιστίνος ), сын Посейдона , воевал с соседями и, ослабев от болезни, отправил сына на войну в качестве стратега. Галиакмон был убит. Царь, не в силах перенести горе, бросился в реку Коноз, которая стала называться Палестин. Позднее река снова была переименована. Царь эдонов Стримон был сыном Ареса и музы Гелики ( Ἡλίκη ). Узнав о смерти сына Реса , бросился в реку Палестин, названную его именем .
Ликург , сын Дриаса, был царем эдонов , живущих по берегам реки Стримон, и оскорбил Диониса , изгнав его из своей страны . В Ликурга Дионис вселил безумие. Став безумным, он убил топором своего сына , полагая при этом, что подрезает виноградную лозу .
Согласно Псевдо-Аполлодору река издавна была судоходной по всей длине, пока Еврисфей не назначил Гераклу десятым подвигом привести коров Гериона с мифологического острова Эрифеи ( др.-греч. Ἐρύθεια ) на крайнем Западе. У Адриатического моря Гера наслала на стадо слепня , и стадо разделилось в области фракийского предгорья. Геракл поймал часть стада. «Едва согнав коров к реке Стримону, Геракл вознегодовал на эту реку, издавна бывшую судоходной. Набросав в неё скал, он сделал её несудоходной, и пригнав коров к Эврисфею, отдал их ему, а тот принес коров в жертву богине Гере» .
Река Стримон ( др.-греч. Στρυμών , лат. Strymon ) впервые упоминается Фукидидом . Согласно Фукидиду река брала начало на горе Скомбр ( др.-греч. Σκόμβρος ή Σκόμβρον ) , ныне — Витоша , в горной цепи ( др.-греч. Αἶμος , лат. Haemus ), ныне — Стара-Планина . Также указывает Аристотель в « Метеорологике », согласно ему со Скомбра стекали Стримон, Несс ( Места ) и Гебр ( Марица ) . Страбон пишет, что река берёт начало из области , что живут около гор Родопы . По Плинию Старшему истоки реки находились на Геме .
Стримон является судоходным не по всей длине. В большей северной части течение горное. Судоходным являлся участок от древнего до устья. Страбон сообщает, что Стримон судоходный вверх на 20 стадий до Амфиполя ( Амфиполиса ) . Римский историк Тит Ливий сообщает, что Персей Македонский после битвы при Пидне в 168 году до н. э. покинул Амфиполь, спустившись по реке на корабле .
Помпоний Мела сообщает, что Стримон «имеет отдалённые истоки и узок. Приняв чужие воды, становится шире и, образовав недалеко от моря озеро, вытекает из него бо́льшим руслом, чем при впадении» .
За несколько километров до устья близ Амфиполя река образовывала озеро, известное как ( Λίμνη Αχινού ) и осушенное в 1932—1933 годах. Его считают древним Керкинидским озером ( Λίμνη Κερκινίτιδα ), о котором сообщал Арриан . Озеро упоминают, не упоминая его имени, Фукидид и Помпоний Мела . Плиний Старший сообщает, что сначала река «разливается в семь озёр и лишь затем принимает направленное течение» . О размерах реки говорится в эпиграмме, приписываемой Туллию Гемину ( Τύλλιος Γέμινος ). В эпиграмме речь идёт от лица реки, которая сравнивает себя с Нилом и морем, хвалит себя за орошение и плодоносный ил, и называет себя «сладким морем» ( «γλυκερὸν πέλαγος» ) .
Василий Великий в 360 году, описывая Понтийскую пустыню в письме к Григорию Богослову , сравнивает горное течение реки, пересекающей Понт, с медленным течением Стримона, разливающегося в озеро близ Амфиполя . Григорий Богослов в ответном письме использует аналогичные сравнения .
Есть свидетельства о болотистом характере реки в эллинистический период . Теофраст в « Истории растений » пишет, что по речным топям, «на глубине, самое большее, в пять локтей с лишним» (2,3 метра) растут водяные орехи и тростник . Это сообщение подтверждает отсылка к глубине реки ( βένθος «глубина», γόνιμος βυθός «плодородное дно») в эпиграмме, приписываемой Туллию Гемину .
В латинской поэзии Стримон упоминается Стацием в « Фиваиде ». Он характеризует медленно текущую воду ( лат. stagnum ) Стримона, как обагрённую пролитой кровью ( impia ) .
В двух сохранившихся пьесах Эсхила (« Персы », « Просительницы ») река Стримон сопровождается прилагательным др.-греч. ἁγνός «чистый, священный». Древние схолии к пьесе «Персы» утверждают, что эта характеристика обусловлена чистотой и прозрачностью воды реки. О чистоте вод Стримона косвенно сообщает Аристотель в « Истории животных ». Аристотель пишет про речных угрей : «Если вода не достаточно чиста, они скоро задыхаются, так как имеют малые жабры; поэтому, когда их ловят, взмучивают воду. Они ловятся также в Стримоне во время Плеяд, когда от возникающих противных ветров вода перемешивается с илом; в противном случае следует воздерживаться от ловли» .
Геродот сообщает, что тем же самым людям, работавшим на , было приказано построить мост на реке Стримон . Персы переправились через Стримон по мосту через реку у в , где позднее находился Амфиполь .
Фукидид, описывая поход спартанского полководца Брасида на Амфиполь в 424/423 году до н. э. сообщает о мосте у Амфиполя, который во времена Фукидида был соединён с городом стенами . В трагедии « Рес » Псевдо-Еврипида река Стримон сопровождается прилагательным др.-греч. καλλιγέφυρος «украшенный красивым мостом» ( др.-греч. «ὅ τε καλλιγέφυρος ποταμὸς πορεύει Στρυμών» ) .
Эсхил в «Персах» описывает катастрофический переход отступающего войска Ксеркса I по льду реки Стримон .
Стримонийские журавли , зимой перелетавшие на юг, впервые упоминаются в латинской поэзии Вергилием как лат. Strymoniaeque grues в поэме « Георгики » . В древности журавли рассматривались как вредители, потому что кормились зерном на сельскохозяйственных угодьях во время сева . Римляне содержали журавлей как домашнюю птицу . В « Энеиде » Вергилий сравнивает крики дарданцев со стен Трои и полёт их стрел с криками и полётом стримонийских журавлей ( Strymoniae grues ) весной к берегам реки . Гомер также сравнивает крики и передвижения аргивян и троянцев с криками, движениями и шумом журавлей на берегах реки Каистр ( Малый Мендерес ) и мигрирующих в Африку . Стримонийский журавль был добычей девы-воительницы Камиллы . Сенека в « Эдипе » сравнивает в сцене занятия некромантией число теней умерших в подземном царстве с числом птиц, которые бегут от угроз зимы и меняют стримонские снега на нильское тепло . Лукан пишет о журавлях, улетающих с берегов Стримона к тёплому Нилу . Лукан сравнивает боевой строй флотилии с разнообразнейшим строем журавлей . Цицерон пишет: «Журавли, когда летят в более тёплые края и пересекают моря, то выстраиваются в форме треугольника» . По преданию Меркурий изобрёл греческий алфавит , смотря на полет журавлей, которые в полете чертят разные буквы . Марциал называет журавлей « Паламедовыми птицами» и также пишет о том, что они в полете чертят разные буквы . Марциал в эпиграмме о старой своднице Филениде сравнивает голос старухи с криком стада журавлей у Стримона . Последний раз стримонийские журавли упоминаются в латинской поэзии Клавдианом (IV век). В «Гильдоновой войне» Клавдиан повторяет гомеровские сравнения действий войска с криками и полётом журавлей с берегов Стримона к тёплому Нилу . Упоминается в древнегреческой и латинской литературе и обратная миграция журавлей с Нила во Фракию и Скифию в начале марта , служившая сигналом к севу . Гомер и Геродот упоминают миграцию журавлей на юг в (конец октября — начало ноября). Аристотель и Элиан сообщают, что журавли мигрируют из Скифских равнин в болота Верхнего Египта после осеннего равноденствия и возвращаются после весеннего равноденствия.
Стаций единственный из латинских поэтов, кто заменил журавлей лебедями. В сцене «смотрения со стены» (тейхоскопии) престарелый Форбант рассказывает Антигоне о защитниках Фив и сравнивает их с лебедями, улетающими от Стримона на юг . У Стация гомеровские крики и шум уступают напеву, стройному пению ( лат. concentus ). У Стация, когда Амфиарай и Меламп проводят птицегадания, они видят в небе бесчисленные стаи мигрирующих лебедей . Стаций сравнивает дрожь аркадца Парфенопея при виде противника со страхом лебедя, ищущего на берегах Стримона укрытия от орла .
Основные притоки: