Interested Article - Арии
- 2020-06-15
- 2
А́рии ( авест. airya- , др.-инд. ā́rya- , др.-перс. ariya- ) (также индоиранцы ) или устаревший ари́йцы — название народов, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи , происходящее от самоназвания исторических народов Большого Ирана и северо-западной части Древней Индии (II—I тыс. до н. э.). Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные иранские и индоарийские народы .
В лингвистике под ариями (или индоиранцами) имеются в виду только две группы индоевропейцев: все народы, говорящие на языках индоарийской группы , и все ираноязычные народы . Прародина ариев, по некоторым предположениям, располагалась между реками Днестр и Урал ( ямная культура ) .
Этимология
Термин arya впервые был перенесён в современные европейские языки в 1771 году как Aryens французским индологом Абрахамом-Гиацинтом Анкетилем-Дюперроном , который сравнил греческий arioi с авестийским airya и названием страны Иран . Немецкий перевод работы Анкетиля-Дюперрона привел к появлению немецкого термина Arier в 1776 году . Санскритское слово ā́rya переведено как «благородный» в переводе Уильяма Джонса 1794 года индийских законов Ману , а английское слово Aryan (первоначально Arian ) появилось несколько десятилетий спустя, сначала как прилагательное в 1839 году, затем как существительное в 1851 году .
Для этнонима * a/āri̯a- предполагается возведение к индоевропейской форме * ar-i̯-o- , отражённой , по всей вероятности, также в др.‑ирл. aire «знатный», «свободный» и др.-сканд. ( рунич. ) arjōstēʀ «знатнейшие». Последние слова, однако, никогда не использовались в качестве этнонима, в то время как в языках индоиранских (арийских) народов помимо значения «благородный» слово имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев («своих людей») окружающим чужим народам — др.-инд. anā́rya- , авест. anairya- «не-арий», «чужак». Кроме того, начиная с 1980-х годов руническую надпись N KJ72 читают как asijosteʀ «любимые», «избранные» и не связывают с ариями .
Предлагались различные версии происхождения * ar-i̯-o- , начиная от уже оставленных в академических кругах версий XIX века: от глагола «передвигаться» (то есть «кочевник») или от глагола «пахать» (то есть «земледелец»). В 1938 году Паулем Тиме была выдвинута получившая в своё время широкое распространение и критически переосмысленная Э. Бенвенистом этимология * ar-i̯-o- как «проявляющий гостеприимство» по отношению к * ari ( др.-инд. arí «друг», «враг», «чужестранец») .
Данная гипотеза подтверждается наличием др.-инд. aryá- (←* ari̯a- ) «господин», «хозяин дома», прямо соответствующего иранским вариантам этнонима (с кратким а- ). При этом древнеиндийский вариант с долгим ā- ( ā́rya- ) можно трактовать как -форму от aryá- , то есть «член союза домохозяев-aryá, в котором проявляется взаимное гостеприимство». С этим соотносится и такое важное общеарийское обожествляемое понятие как * ari̯aman- ( др.-инд. aryaman- , авест. airyaman- ) — Арьяман , букв. «арийство», божество дружбы, гостеприимства и свадьбы.
Др.-инд. arí «друг» (но и «враг» как «чужак»), по всей видимости, имеет параллели в хетт. ara- («товарищ») и с арм. ari («ари» — «мужественный»). Для этого слова Семереньи предполагал ближневосточный источник (ср. угар. ′arj «родственник», «товарищ») .
Между тем, В. М. Иллич-Свитыч , опираясь на то, что сама морфология слова не соответствует индоевропейской структуре (начальное a- вместо ожидаемого ларингала * He- , наличие двух сонантов подряд), выводил пра-и.е. *ar-i̯-o- напрямую из семитских языков (ср. др.-евр. ḥōrim «знатные», «свободнорождённые» и др., корень ḥ-r-r «освобождать») .
В индоиранскую эпоху
В древнюю эпоху у ариев термин *a/āri̯a- ( арий/арья ) был основным надплеменным этнонимом, обозначавшим у индоиранских народов совокупность арийских племён, с которыми они ощущали родство и непосредственную этническую связь. Широко применялся термин также и в лингвистическом смысле: арийский язык — родной язык индоиранцев. Между тем, исторические свидетельства бытования этнонима относятся ко времени после распада индоиранского единства. Поэтому для индоиранской этнонимии характерно с одной стороны исключение из охвата этнонимом арья окружающих народов такого же арийского происхождения.
В Индии
В Ведах
Для ведийской литературы характерно использование ārya- в качестве общего этнонима всех арийских племён, исповедовавших ведийскую религию и противопоставленных anārya- «неарий», dasyu-, dāsa «враги-аборигены» ( дасы ), mleccha- «варвар». В значении «благородный» он объединял три « дваждырождённых » варны ( брахманы , кшатрии и вайшьи ), противопоставленные шудрам как неарийской по происхождению варне. В значении «народ» им обозначались преимущественно вайшьи (то есть «простой люд») в противопоставление брахманам и кшатриям.
В Ригведе этноним упоминается 36 раз в 34 гимнах. Арийский мир в Ригведе охватывает прежде всего Sapta Sindhavaḥ ( Семиречье , реки Пенджаба ) и объединяет 5 больших племён: Anu, Druhyu, Yadu, Turvaśa и Pūru. В эпоху более поздних Вед центр индоариев смещается к востоку, в нынешнюю Харьяну , где возвышается племя Bhārata . Значение слова ārya- всё больше связывается с ведийским религиозным культом, появляется понятие vratya- («отступники») — группы людей арийского происхождения, не придерживающиеся всех установлений Вед.
В эпоху смрити
В более поздней санскритской литературе появляется понятие Арьяварты (Āryāvarta, «страна ариев»), сердце брахманистской цивилизации. Согласно Законам Ману , Арьяварта простирается от Гималаев до гор Виндхья и от восточного моря до западного , то есть охватывает Северную Индию от долины Инда до Бенгалии и прежде всего междуречье Ганга и Джамны .
Если для эпохи Ригведы западная граница арийского мира неясна и, возможно, некоторые из перечисленных в этом памятнике арийских племён относились скорее к близкородственным иранским народам , то в эпоху смрити западные народы (иранцы) уже не рассматривались в качестве соотечественников и к ним не применялось обозначение арии .
Сам термин ārya- на протяжении эпического периода продолжает употребляться в этническом значении («благородный дваждырождённый индиец»), хотя его значение всё больше смещается в этико-религиозную сторону, начиная с Рамаяны и Махабхараты эпитет арья (ārya-) означает прежде всего «благочестивый», «достойный» и прилагается к разным персонам в зависимости от их поведения и образа жизни.
В буддизме
В буддийской литературе ārya ( пали ariya) в значении «благородный», «святой» употребляется даже чаще, чем в индуистской. Буддистское учение часто именуется ariyassa dhammavinayo «благородная дхарма и виная », четыре благородные истины — cattāri ariyasaccāni («четыре арийские истины»), восьмеричный путь — ariyamagga («арийский путь»), сами буддисты — ariyapuggala («арийские люди»), а их противники — anārya («неарии») . В некоторых текстах говорится, что ārya dharma (учение Будды ) было проповедано всем: ариям (ārya), дасью , дэвам , гандхарвам и асурам .
В иранском мире
В древнеиранскую эпоху
В Авесте широко используется имя (airya-) в качестве этнической самоидентификации создателей памятника: airyanąm «из ариев» (о стрелке Эрехше), airyå daiŋʹhāwō «арийские страны», airyābyō pāδaēbyō «от арийских мест», airyō.šayanəm «обиталище ариев» и др., а также легендарный airyanəm vaējō « Аирьяна Ваэджо », «Эранвеж» (ср. также название горы airyō.xšuθa- «арийское удовлетворение»).
Не совсем ясно, какой именно круг народов включался в ариев. Михр-яшт, 13-14 включает в Аирьошаяну (обиталище ариев) шесть стран: Ишкату и Поуруту (в горах Гиндукуша ), Моуру и Харою ( Мерв и Герат ), Гава-Сугду и Хваиризем ( Согдиана и Хорезм ). Видевдад 1 перечисляет 16 «наилучших стран», начиная с Аирьяна Ваэджо, не именуя правда их прямо «арийскими». В них включаются и некоторые области Западной Индии. С другой стороны, в Авесте уже встречается перечисление пяти «народов»: ариев (airya-) — самоназвание создателей Авесты — и противопоставленных им туирьев (tūirya-), (sairima-), саини (sāini-) и дахов (dåŋha-), при этом последние четыре также относятся к ираноязычным (то есть арийским) народам. Из этого авестийского концепта в дальнейшем выросло противопоставление Ирана (то есть земли ариев, см. ниже) и Турана .
В древнеперсидских надписях этноним ariya- используется в трёх контекстах:
- арийский — название языка надписей Дария I в Бехистуне ( древнеперсидского )
- «арий» (ariya), «арийского рода» (ariya-čiça) — этническое происхождение Дария (Накш-е Рустам)
- Ахура Мазда , бог ариев — в эламской версии Бехистунской надписи.
Древним грекам также было известно общее название иранских народов: «арии» ( ἄριοι ) — о мидийцах , «арийский ( ἄρειον ) род» — о магах и их пастве . Из греческих источников известно также прилагательное *aryāna- (авест. airyana-) «арийский», «ариец»: Ἀρειανοί — народ, к которому принадлежал Зороастр , Ариана ( Ἀριανή ) (страна ариев, Иран), например у Страбона :
«Название Ариана распространяется на часть Персии и Мидии , а также на бактрийцев и согдийцев на севере; ибо они разговаривают на почти одном и том же языке, однако с небольшими различиями» .
В среднеиранскую эпоху
Кушанский царь Канишка в составленной на бактрийском языке Рабатакской надписи называет сам язык надписи «арийским» ( αριαο ) .
Представление об ариях как этнической общности пережило парфянский период (династия Аршакидов ), что видно из парфянских версий надписей Сасанидов , где царь именуется šāhān šāh aryān «царь царей ариев (MLKYN MLKʾ ʾryʾn)», хотя сведений, что так себя называли сами Аршакиды, нет.
В среднеперсидском языке этноним ариев развивался с эпитезой : *arya- > *airya- > ēr (ʾyr), множ. числ. ērān (ʾyrʾn) «иранцы», «благородные». При этом к этнической коннотации добавляется религиозная, ēr по сути становится синонимом слову weh(dēn) «следующий Благой (Вере)», « зороастриец », противопоставленным термину anēr «неарий», «незороастриец». Ранние Сасаниды именуют себя ēr māzdēsn (ʾyr mʾzdysn) «арий, почитатель Мазды » .
При этом Сасаниды выносят вперёд политическое значение этнонима и впервые формулируют идею «Иранской империи» — парф. aryānšahr (ʾryʾnḥštr), ср.перс. ērānšahr (ʾylʾnštr) < др. иран. *aryānām xšaθra- «Царство ариев», именуя себя «царь Эрана и Анерана » (ариев и неариев) — ср.перс. šāhān-šāh Ērān ud Anērān (MLKʾn MLKʾ ʾyrʾn W ʾnyrʾn), др.-греч. βασιλεύς βασιλέων ἀριανων . Термин Эран (совокупность ариев, арийские земли) широко используется в новой титулатуре чиновничества, в топонимах, в религиозной и политической пропаганде .
В эту эпоху на другом конце ираноязычного мира, в южнорусских и северокавказских степях, «ариями» именует себя другой иранский народ — аланы (*alān < др.иран. *aryāna-) . Подобно тому, как сасанидские иранцы не считали «ариями» незороастрийские иранские народы, в частности, аланов, сами аланы также распространяли этот древний этноним только на самих себя.
Список арийских стран
В священной книге зороастрийцев Авесте в Мехр-яште (Yt. 10.14), где описывается регион, населённый ариями, содержится список — стран « Аирьяшаяны » ( авест. airiiō.šaiiana- ) — «обиталища ариев» на современном персидском языке {Ориёнишин}. Он содержит шесть стран, распределённых по трём парам:
- Ишката и Поурута ( авест. Iškatəm «вершина», авест. Pourutəm-ca «гора», ср. санскр. पार्वती pārvatī- ) — район хребта Кохи-Баба в центральном Гиндукуше и область Гор в верховьях Герируда .
- Моуру и Харою ( авест. Mourum Hārōiiūm ) — Маргиана и
- Гава-Сугда и Хваиризем ( авест. Gaom-ca Suγδəm, Xvāirizəm ) — Согдиана и Хорезм .
Современные рефлексы
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Ни один из современных индоиранских народов уже не называет себя ариями и на уровне традиционной культуры в целом не осознаёт арийского происхождения и родства со всеми арийскими народами на почве общеарийского наследия. Сохранившиеся вторичные производные от этого корня в качестве этнонимов редки, большинство индоиранских народов именуют себя локальными или племенными названиями.
В нуристанских языках
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В нуристанских языках , локальных языках архаичных племён Пригиндукушья, рефлексы этнонима *ari̯a- неизвестны. Более того, не совсем ясно, именовали ли себя ариями ариоязычные предки нуристанцев.
В Индии
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В Индии сохраняется книжное («учёное») употребление санскр. ārya- в религиозном значении «благочестивый», «придерживающийся дхармы », иногда используемое (под западным влиянием) в националистическом смысле, например, в названии основанного в 1875 г. общества Арья-самадж .
Живое употребление бывшего этнонима сохранилось, по иронии судьбы, в Южной Индии, населённой дравидоязычными (то есть неариоязычными) народами в форме пали — уважительном обращении к человеку.
В иранском мире
Сасанидский концепт «Арийского царства» (ērānšahr) находит продолжение в современном названии страны Иран ( перс. ایران [ʔiˈɾɒn] ), тадж. Эрон ). Последнее было принято как официальное только в 1935 году. До этого имя Иран бытовало как неофициальное название обширного этнокультурного региона (так называемый « Большой Иран »), что прежде всего поддерживалось популярностью национального иранского эпоса Шах-наме (X в.), где описывается противостояние оседлого Ирана и кочевого Турана, продолжающих авестийские airya- и tūirya-.
От имени Ирана происходит самоназвание современных жителей страны: ایرانی [ʔiˈɾɒni] ) перс. آریا [ʔɒrjɒ] ) «арий».
Рефлекс аланского (то есть «арийского») самоназвания в виде «аллон» сохранилось у осетин только в нартском эпосе и других жанрах национального фольклора . Предполагаемое иногда как рефлекс *arya- самоназвание осетин-иронцев ( ир, ирæттæ ), как считал В. И. Абаев , имеет субстратное происхождение и никак не связано с ариями . Однако с точки зрения В. Ф. Миллера , чья этимология была поддержана , Г. Бейли , и А. Кристолем, осетинский этноним восходит к др.-иран. arya . В свою очередь Дж. Чёнг, соглашаясь с Абаевым в отношении критики этимологии Миллера и развивая позицию Р. Бильмайера, сопоставляет ир с древнеиранским uira (человек, мужчина), авест. vira «мужчина, воин», согдийским wyr (мужчина, муж), ягнобским vir и др.-инд. vira «мужчина, герой» .
В финских языках
По мнению финского лингвиста А. Й. Йоки, в финских языках слово orja , означающее раба, происходит из авестийского airya- «ариец, арийский» . Предполагается, что в данном случае произошло изменение значения с «иноплеменник, чужак» на «раб» .
«Арийская раса»
В начале XIX века было установлено родство большого числа языков, получивших название индоевропейские , был выявлен ряд общеиндоевропейских мифов . В связи с этим слово арии в трудах европейских исследователей XIX века было ошибочно принято за самоназвание всех древних индоевропейцев.
Французским литератором Артюром де Гобино была разработана «арийская» расовая теория . Гобино считал высшей расой « белую », а в рамках неё на первое место ставил «арийцев». Эта идея получила широкое распространение в XX—XXI веках в рамках национал-социализма , неонацизма и неоязычества . С конца XX века «арийская» идея получила развитие в рамках фолк-хистори . В среде современных сторонников идеи «арийцы» чаще именуются «арии», что может вызывать путаницу с историческими ариями .
Идея основана на представлении о том, что первоначальные носители индоевропейских языков ( праиндоевропейцы ) и их потомки до настоящего времени составляют особую расу или подрасу европеоидной расы . Первоначальными «арийцами» считаются древние народы, принадлежавшие к « нордической расе », а наиболее «расово чистыми» современными «арийцами» — соответственно их наиболее «чистые» потомки или народы, лучше других сохранившие «арийский дух». «Арийцы» рассматриваются как культуртрегеры, распространители высокой культуры и основатели великих цивилизаций древности и современности. Это представление связано с распространённой идеей о тесной связи духовного (культурного) с физическим, которая служит одним из важнейших компонентов расовых теорий и расизма .
В научной литературе идея «арийской расы» классифицируется как псевдонаучная , в частности, псевдоисторическая . Термин смешивает лингвистическую и антропологическую характеристики: в современной лингвистике арийскими называются только индоиранские языки , во времена возникновения термина так именовались индоевропейские языки вообще. Носители как тех, так и других не обладают общими физическими свойствами и не образуют какой-либо отдельной расы. Реальный антропологический облик первоначальных носителей индоевропейских языков (праиндоевропейцев) неизвестен, поскольку нет общепринятой точки зрения о месте и времени их существования . Нет доказательств превосходства «арийской расы», существования высокоразвитой «арийской цивилизации», распространения «нордической расой» культуры и цивилизации и вообще связи развития культуры и цивилизации с определённой расой. Напротив, имеющиеся научные данные говорят об иных путях миграций и распространения цивилизации . Так, народы, создавшие древнейшие цивилизации, антропологически были далеки от «нордидов», а миграции на их территории индоевропейских племён (часто также далёких от представителей «нордической расы») не сыграли решающей роли в дальнейшем развитии. Исторические арии, действительно обладавшие развитой культурой, являются предками только индоиранских народов , то есть они являются не предками или потомками германцев , славян , кельтов , армян и т. д., а народами, имевшими с ними общих предков в лице древних индоевропейцев .
См. также
Примечания
- Историческая наука на рубеже веков. — Екатеринбург: Уральский государственный университет имени А. М. Горького , Исторический факультет, Научно-педагогическая лаборатория «Волот», 2000. — С. 31.
- Клейн Л. С. от 2 ноября 2020 на Wayback Machine . Антропогенез.ру .
- Арийцы // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин , Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур , Б. А. Ларин , С. И. Ожегов , Б. В. Томашевский , Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
- Клейн Л. С. Глава III. Арии и протоарии // . — СПб. , 2007. — С. 54. — 226 с. 19 февраля 2018 года.
- , с. 209.
- ↑ , chapter Primitive Aryans: Research near the Beginning of the Twentieth Century, p. 20.
- . Merriam-Webster . Дата обращения: 18 января 2023. 7 февраля 2023 года.
- Покорный, Юлиус , 1959
- Gösta Holm. (англ.) // Nordic Journal of Linguistics. — 1983/06. — Vol. 6 , iss. 1 . — P. 93–96 . — ISSN . — doi : . 1 ноября 2019 года.
- Бенвенист, Эмиль . Словарь индоевропейских социальных терминов. — М. : Прогресс-Универс, 1995. — С. 240—242. — ISBN 5-01-003860-9 .
- Szemerinyi, O. Structuralism and substratum — Indo-Europeans and Semites in the Ancient Near East // Lingua: An International Review of General Linguistics. — 1977. — Т. 13 , № 1—29 . — С. 122 . — ISSN .
- . Дата обращения: 30 мая 2022. 24 июня 2021 года.
- Иллич-Свитыч, В. М. // . — М. : Наука, 1964. — С. 7. 23 декабря 2017 года.
- / Гавритухин И. О. // Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 296—297. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8 .
- / Кузьминых С. В. // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 95. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9 .
- / Косарев М. Ф. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 741. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X .
- // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 445. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
- Ману-смрити , 2:22
- Donald Robbins. . — Emereo Publishing, 2015. — 206 p. — ISBN 1488833338 .
- Геродот . История, 7.62
- Евдем Родосский
- Диодор Сицилийский . 1.94.2
- / Дандамаев М. А. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 207. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
- / Кошеленко Г. А., Фраёнова Е. М. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 681—682. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
- // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 680. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
- Страбон . География, 15.8
- N. Sims-Williams. Further notes on the Bactrian inscription of Rabatak, with the Appendix on the name of Kujula Kadphises and Vima Taktu in Chinese // Proceedings of the Third European Conference of Iranian Studies held in Cambridge, 11th to 15th September 1995. Part 1: Old and Middle Iranian Studies / N. Sims-Williams, ed.. — Wiesbaden, 1998. — P. 79—92.
- . Дата обращения: 8 августа 2010. 2 декабря 2010 года.
- . Дата обращения: 8 августа 2010. 8 декабря 2010 года.
- Дзиццойты Ю. А. от 16 февраля 2020 на Wayback Machine // Вопросы ономастики . 2019. Т. 16. № 2. С. 222—258.
-
G. Gnoli.
(англ.)
.
Encyclopaedia Iranica
(2011). Дата обращения: 5 марта 2018.
26 февраля 2018 года.
There is further geographical interest to be found in another passage from the Avesta Yt. 10.13-14, where the whole region inhabited by the Aryans (airyō.šayana-) is described. The description begins with Mount Harā, the peak of which is reached by Mithra as he precedes the immortal sun: The entire Aryan homeland, according to this passage, consisted of the districts of Iškata and Peruta, Margiana and Areia, Gava, Sogdiana, and Chorasmia.
- , с. 210.
- Арии / Грантовский Э. А. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- В. Абаев, Историко-этимологический словарь осетинского языка
- . Дата обращения: 17 сентября 2014. 21 января 2012 года.
- В. Абаев, Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 1. С. 576
- ↑ , с. 271.
- Г. Бейли . . Encyclopædia Iranica . Дата обращения: 21 октября 2014. 21 октября 2014 года.
- . Encyclopædia Iranica . Дата обращения: 21 октября 2014. 21 октября 2014 года. .
- Joki A. J. Uralier und Indogermanen // Mémoires de la Société Finno-Ougrienne. — Helsinki, 1973. — Vol. 151. — P. 297.
- Напольских В. В. Очерки по этнической истории. — Казань: Издательский дом «Казанская недвижимость», 2015. — С. 63.
- "The Great Aryan Myth, " Knight Dunlap, The Scientific Monthly . Vol. 59, No. 4 (Oct., 1944), pp. 296—300.
- Widney, Joseph P. . — New York: Funk & Wagnalls, 1907.
- Дмитриевский, Станислав. . Свободная пресса — Нижний Новгород, № 50 (1608) (14 мая 2010). Дата обращения: 26 декабря 2017. 26 декабря 2017 года.
- ↑ .
- . Дата обращения: 7 июня 2020. 14 июня 2020 года.
- Mish, Frederic C., Editor in Chief Webster’s Tenth New Collegiate Dictionary Springfield, Massachusetts, U.S.A.: 1994. — Merriam-Webster See original definition (definition #1) of «Aryan» in English. P. 66.
- Бонгард-Левин Г. М. , Грантовский Э. А. от 14 июня 2020 на Wayback Machine — М. : Мысль , 1983.
Литература
- Арии / Грантовский, Э. А. // Ангола — Барзас. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 2).
- / Вигасин А. А. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 209. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
- Бонгард-Левин Г. М. , Грантовский Э. А. — М. : Мысль , 1974. — 206 с.
- Кузьмина Е. Е. Арии — путь на юг. — М.: Летний сад, 2008. — 560 с.: илл.
- Семененко А. А. // Труды Маргианской археологической экспедиции. Том 7. Исследования Гонур-депе 2014—2015 гг. / Ред. Н. А. Дубова (отв. ред.), Е. В. Антонова, Р. Г. Мурадов, Р. М. Сатаев, А. А. Тишкин. — М.: Старый сад, 2018. — С. 202—220.
- Семененко А. А. // Труды Маргианской археологической экспедиции. Т. 8. Исследования Гонур-депе в 2015—2019 годах / Ред. В. А. Алёкшин, Е. В. Антонова, Н. А. Дубова (гл. ред.), Р. Г. Мурадов, Р. М. Сатаев, А. А. Тишкин, А. В. Фрибус; Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Институт истории материальной культуры РАН; Алтайский государственный университет. — М.: Старый сад, 2021. — С. 225—257.
- // Знание — сила . 1978. № 4.
- Чёнг Дж. = Studies in the Historical Development of the Ossetic Vocalism By Johnny Cheung / Под ред. Ю. А. Дзиццойты, Перевод с английского Т. К. Салбиева. — Владикавказ: Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева, 2008.
- Шнирельман В. А. . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »).
- University of Chicago Press , 2006. — P. 153. — ISBN 9780226028606 . . . —
Ссылки
- .
- 2020-06-15
- 2