Список фараонов
- 1 year ago
- 0
- 0
Фарао́н ( др.-рус. фараонъ , ст.‑слав. фарао , от греч. Φαραώ / pharaōn ) — современное наименование правителей Древнего Египта . В течение большей части египетской истории оно не было официальным титулом , а возникло первоначально в эпоху Нового царства как эвфемизм , позволяющий обойтись без упоминания царского имени и перечисления официальных царских титулов, и особенно распространилось к середине I тысячелетия до н. э.
pr ꜥꜣ
—
«Великий дом» иероглифами |
||
---|---|---|
|
Греческое слово Φαραώ заимствовано из Библии ( ивр. פרעה [ par‘ōh ]) ; оригинальное егип. [ p ə ɾ ə ˈ ʕ o ʔ ] буквально означает «великий дом», то есть царский дворец . С периода Нового царства (XVI—XI века до н. э.) название дворца стало иносказательно обозначать и самого правителя, а с X века до н. э. обрело статус одного из официальных наименований царя. В демотических текстах I тысячелетия до н. э. данным термином часто обозначали власть монарха, иногда даже иноземного .
В научных текстах термин «фараон» используется реже, чем в художественных произведениях и обыденном словоупотреблении, связанных с Древним Египтом .
Первые раннегосударственные образования — номы — появились в долине Нила не позднее середины IV тысячелетия до н. э. Довольно скоро в этих протогосударствах возникла неограниченная наследственная власть правителя, сочетавшего функции военачальника, жреца и руководителя хозяйства, и началось их укрупнение . Правителей этой промежуточной стадии условно объединяют в « нулевую династию », предшествующую тем, которые выделил Манефон . После объединения Верхнего Египта и захвата царями Нармером и Миной (Менесом) Дельты Нила (XXXI век до н. э.) агрессивный военный характер этих монархий начал смягчаться. Одновременно с развитием бюрократического аппарата и переводом хозяйства в прямое подчинение монарху шла сакрализация его власти, особенно при Джосере и его преемниках. Царь стал рассматриваться как гарант благосклонности богов к стране. Начиная с IV династии, он ассоциируется уже не столько с богом Хором , сколько с богом солнца Ра , сыном которого и считается. Тогда же одна за другой были построены Великие пирамиды , олицетворявшие исключительную мощь и величие правителей того времени .
С упадком Древнего царства , началом климатического кризиса XXIII—XXII вв. до н. э. и вступлением Египта в I Переходный период могущество и авторитет царей ослабли, возросло влияние и богатство знати и государственных чиновников. VIII династия утратила всеобщий контроль над страной, возникли местные независимые династии, которым не удавалось поддерживать прежний уровень общественного благосостояния . Эпоха Среднего царства так полностью и не вернула египетским царям потерянного уровня власти, хотя прочно объединившая Египет и восстановившая централизованную экономику XII династия смогла даже перейти к агрессивной внешней политике. Самый активный завоеватель Сенусерт III впоследствии стал основным прототипом легендарного Сесостриса . После же распада Среднего царства и завоевания Нижнего и большей части Верхнего Египта гиксосами страной стала править гиксосская XV династия , обладавшая полноценным сакральным статусом и возвысившая культ Сета .
nswt-bjtj —
Фараон Верхнего и Нижнего Египта иероглифами |
||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Когда фиванским правителям Камосу и Яхмосу I удалось изгнать гиксосов и основать Новое царство , Египет оказался в новом политическом положении: несмотря на продолжение завоеваний на юге и востоке, он больше не был сильнейшей державой известного египтянам мира — у него появились такие могущественные соперники, как царство Митанни , касситская Вавилония и позже Хеттское царство . В результате авторитет фараонов XVIII династии стал основываться в значительной степени на их военных успехах, в том числе личной полководческой и боевой доблести. Тем, кто их не имел (как женщина Хатшепсут и царь-миротворец Аменхотеп III ), приходилось усиленно убеждать подданных в своём божественном происхождении. Несмотря на это, морально-идеологическая зависимость общества от царя уже не шла ни в какое сравнение с Древним царством; в частности, египтяне стали ценить личные (а не добытые для царя) успехи и выгоды достаточно высоко, чтобы описывать их в росписях своих гробниц . К концу II тыс. до н. э. децентрализация египетского общества и экономики, рост влияния храмов и номархов закончились распадом Нового царства.
С этого времени фараоны не имели существенного влияния в регионе. Лишь некоторым из них (например, Шешонку I ) удавалось объединить Египет и вмешиваться в дела соседних стран. Население и отдельные хозяйства становились всё более независимы от царя, а его сакральная роль посредника между народом и богами очень ослабла . Большинство династий X—VII вв. до н. э. имели ливийское или нубийское происхождение. В 671 г. до н.э. ассирийский царь Асархаддон совершил успешное вторжение в Египет и поставил местных правителей в вассальную зависимость, однако вскоре основатель Позднего царства Псамметих I снова объединил страну и отложился от Ассирии. « Саисское возрождение» закончилось персидским завоеванием. В 525—486 гг. до н. э. фараонами Египта официально считались Ахемениды , но Ксеркс отказался от личной унии и сделал страну простой сатрапией . В 332 г. до н. э. статус фараона принял Александр Македонский , а после смерти последнего он принадлежал Птолемеям , потомкам его диадоха Птолемея I . Вернуть власть национальной элите на короткое время удалось лишь Нектанебу I (380—362 гг. до н. э), фараону XXX ( Себеннитской ) династии, сумевшему в 374 году до н. э. отразить нашествие войск персидского царя Артаксеркса II .
Государственный строй Древнего Египта III—II тыс. до н.э., как и в других государствах бронзового века , представлял собой абсолютную монархию . Фигура царя была наделена солярной божественностью, он считался единственным посредником между миром людей с одной стороны и мирами богов и усопших с другой стороны . Его власть не имела никаких формальных пределов: он по своему усмотрению издавал законы и распоряжения, судил, объявлял войну и мир, назначал высших чиновников и даже своего наследника .
Однако, в отличие от таких более поздних деспотий, как монархии Ахеменидов и Селевкидов , в Египте царь не обладал высшим морально-этическим авторитетом, его деятельность должна была направляться не на удовлетворение его собственных желаний, а на благо общества и поддержание маат , и именно этим оправдывалась его власть. Так, в одной из среднеегипетских надписей приводится пословица: «царь — это пища», а надписи-самовосхваления ряда фараонов сосредоточены на их благодеяниях для страны: «Не голодали в годы правления моего, не испытывали жажду тогда, а жили в мире благодаря деяниям моим» ( Аменемхет I ), «Страна была очень сытой в моё правление. Делал я хорошо как богам, так и людям, и не было у меня ничего из вещей других людей» ( Рамсес III ) .
Допустимым для приближённых считалось возражать царю по частным и государственным вопросам и даже порицать его, тогда как, например, в Ахеменидском и Сасанидском Иране подобное в норме каралось смертью . Существовали общепризнанные списки «плохих» фараонов: так, строители великих пирамид Хуфу (Хеопс) и Хафра (Хефрен) считались разорителями страны и нечестивцами. Горячее обличение негодного царя содержится в знаменитом « Речении Ипувера », которое веками копировалось египетскими писцами. Право на восстание в Египте в целом не признавалось, однако некоторые цари (например, Сетнахт ) открыто оправдывали силовой захват власти нелегитимностью своих предшественников и необходимостью «очистить» от них трон . Возникшее в I Переходный период представление о том, что будущий фараон в принципе может родиться от любой женщины, к которой снизошёл бог Ра, и впоследствии «реализовать» свою предопределённость успешным захватом власти и приведением страны к миру и порядку, создавало дополнительную возможность легитимизировать узурпацию . Таким образом, наказанием царю, не поддерживающему маат должным образом, могло быть рождение в произвольной семье основателя новой династии .
Обычным наименованием египетских правителей было выражение « принадлежащий Тростнику и Пчеле » ( егип. nsw-bity ), то есть соответственно Верхнему и Нижнему Египту , либо просто « повелитель обеих земель » ( егип. nb-t3wj ) . Обычные тексты называют в большинстве случаев только тронные имена, тогда как все имена фараона используются в особенно торжественных надписях .
Со времён Среднего царства установился полный титул египетских царей, состоящий из пяти имён:
Правители Среднего и Нового царств популярны в основном под личными именами ( Тутмос , Аменхотеп , Рамсес и др.), однако ранние цари нередко известны только по Хорову имени (например, Нармер ).
Начиная с правления Снофру , тронное и личное имена в надписях заключались в картуш ( егип. šn — овальную рамку с касательной чертой, первоначально означавшую верёвочную . Хорово имя в течение всей египетской истории оформлялось в серехе , выглядевшем как изображение дворцового фасада, на котором восседает сокол-Хор .
Царские атрибуты унаследованы от додинастического периода и частично «заимствованы» у богов .
Фараон, державший в руках жезл и кинжал, представлялся как военачальник .